Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 20:32, реферат
Краткое описание
Характерные черты культуры Древней Греции. Древнегреческий полис: политика, правопорядок и законы. Боги греческого Олимпа. От религии к философии - Пифагор, Гераклит, Демокрит, софисты, Сократ, феномен греческого чуда: рождение научного знания и расцвет искусства. Повседневная жизнь в Афинах. Эллинизм. Великое наследие античной Эллады.
В
эпоху эллинизма рядовой гражданин
уже не может заниматься политикой,
это привилегия сильных мира сего,
поэтому он фокусирует внимание на
самом себе
и своих потребностях. Пробужденному индивидуализму
соответствует возросший интерес к психологии,
к философии, которая занимается в первую
очередь проблемами этики и счастья индивида.
Это отражается в литературе и искусстве,
и даже в монетах с их реалистическими
портретами владык. Начало портретному
искусству положил Лисипп; индивидуализация,
стремление к глубоким психологическим
характеристикам- вот то новое, что им
внесено в эту сферу искусства. Появляется
и декоративная скульптура для украшения
парков; в эту же эпоху создается одно
из величайших творений древнегреческой
скульптуры - знаменитая Венера Милосская.
Скульптурное произведение, в котором
патетика, трагизм и эмоции эллинистического
искусства достигают вершины и границы,
когда драматизм может перейти в шарж
и гримасу, является группа "Лаокоон
и его сыновья". Реализм этой скульптурной
группы характерен для эллинской скульптуры
- он лежит в основе знаменитого пергамского
фриза и многих других скульптурных произведений.
В
поэзии александрийской школы вспыхивает последним
отблеском архаическая ионийская лирика,
а в титанических образах, созданных эллинистической
эпохой, оживают природные силы древних
гигантов и титаномахий, освободившихся
от этической сдержанности созданий строгой
классики.
Значение
искусства эллинизма
весьма велико, ибо оно лежит в основе
искусства Древнего Рима, Византии и Ближнего
Востока. В эпоху эллинизма возникла Александрия
- настоящий просвещенный центр античной
культуры, где расцветают точные и гуманитарные
науки и философские школы, где перекрещиваются
пути собственно греческих и древневосточных
культурных традиций. Характеризуя культуру
эллинизма в целом, следует отметить, что
в политике и науке был сделан шаг вперед,
а в искусстве она осталась "ученицей"
классической Греции. Культура, созданная
в эпоху античного рабовладельческого
общества, занимает совершенно особое
место в том наследии, на которое опирается
в своем последующем историческом развитии
человеческая цивилизация. Не случайно,
по замечанию Ф. Энгельса, мы вынуждены
будем в философии, как и во многих других
областях культуры, постоянно обращаться
к подвигам того маленького народа, универсальная
одаренность и деятельность которого
обеспечили ему такое место в истории
развития человечества.
В
эпоху расцвета классической культуры возникла
история как рациональная, а не сказочно-мифологизированная
или летописно-описательная форма познания
общества. В этом состояло основополагающее
значение трудов "отца истории" Геродота
и Фукидида. Социологическая мысль, разрабатывая
само понятие и теорию государства как
"политического сообщества" людей,
породила "политию" Аристотеля. Оценивая
вклад греков в науку, можно вспомнить,
что почти до середины ХХ в. мы учили геометрию
по Эвклиду, что Архимед заложил основы
механики и пр. В социальной жизни сформировался
критерий подлинной ценности человека
- в Древней Элладе сломились понятий таких
духовных ценностей, как гражданская свобода
и гражданский долг, как человечность,
гармоничность развития личности, как
проблема соотношения личного и общественного
и многое другое.
Л
И Т Е Р А Т У Р А
Верннп
Ж.-Н. Происхождение древнегреческой
мысли. М., 1988.
Колпинский
Ю Л. Великое наследие античной Эллады.
М.,1988.