Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:09, контрольная работа
Корни европейской культуры находятся в Греции. Творческие достижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все направления и формы европейской культуры — от спорта до философии. Прошло уже 2 тысячи лет, а влияние греческой культуры по-прежнему сильно.
Введение ………………………………………………………………………..3
Этапы становления и основные черты древнегреческой культуры (космоцентризм, полисное устройство, телесность мировидения и художественная культура)………………………………………………………..4
Мифология Древней Греции. «Илиада» и «Одиссея» Гомера: историчность и художественный вымысел. ……………………………………6
Система образования и воспитания в Древней Греции………………….8
Греческий театр…………………………………………………………...13
Значение древнегреческой культуры для современной западной цивилизации…………………………………………...…………………………15
Заключение ……………………………………………………………………17
Список литературы…………………………………
Содержание
Введение ………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Корни европейской культуры находятся в Греции. Творческие достижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все направления и формы европейской культуры — от спорта до философии. Прошло уже 2 тысячи лет, а влияние греческой культуры по-прежнему сильно.
Как появились греки на юге Балкан? Точно это неизвестно, но с большой долей вероятности мы можем предположить, что их племена пришли туда с северных равнин. Государственная организация греков существенно отличалась от общинного строя народов северной и равнинной Европы, равно как и от примитивного устройства азиатских племен. Пришедшие на юг Балкан северяне сохранили свои этнические племенные различия, закрепившиеся в языке по названиям местностей: образовались народности македонян, фессалийцев, спартанцев, афинян и др. Все они, однако, составляли единый греческий народ и говорили на общем для них древнегреческом языке.
Во всех сферах жизнедеятельности греческий народ проявил свой творческий гений. Древние греки были глубокими мыслителями и великолепными спортсменами, отличными кулачными бойцами и воинами.
Их лозунг «Никаких излишеств!», начертанный на фронтоне храма Аполлона в Дельфах, не означал призыва к посредственности. Напротив, a urea mediocrities (т. е. золотая середина), прославленная много позже в римские времена в лирике и философии Горация, противоречила их беспокойному творческому духу, который, однако, не нарушал равновесия и гармонии. Эти черты творческого духа эллинов наложили отпечаток на все — архитектуру, живопись и литературу, философию и эстетику, этику и мифологию. Венера Милосская навечно останется воплощением идеальной женской красоты.
В греческой культуре на первый план выходит личность. Лишь греки осмыслили эту категорию и тем самым поставили перед человечеством целый ряд важнейших проблем: личность и общество, добро и зло, любовь и ненависть, великодушие и месть, радость земного бытия и мрак царства теней, человек как равный среди богов.
"И религии, и
философии до сих пор
Анализируя основные культурно-философские концепции и историко-культурные модели человека, важно иметь в виду, что их хронологичность весьма условна, а бесспорность — сомнительна. Ведь "образы человека" своеобразно преломляются в каждой культуре. Нет культуры, в которой на конкретном историческом отрезке не главенствовало бы определенное представление о человеке — о том, что он есть; о том, почему он таков, каков есть; о том, каким ему должно быть. И "образы человека" разных культур и разных эпох различны настолько, что часто отрицают друг друга. Вторая же причина — в том, что ни одна из этих моделей не исчерпала себя вполне: изменяясь, модифицируясь, они продолжают жить. Более того, они часто сосуществуют друг с другом: так, в античности сосуществовали космоцентрический и логоцентрический взгляды на человека, в эпоху Возрождения — антропоцентрический и теоцентрический и др. В этой книге мы будем исходить из того, что все эти концепции в определенной мере являются истинными, все содержат некоторые заблуждения и должны рассматриваться целостно — на грани их взаимодополнения. К сожалению, по причинам ограниченного объема пособия мы не можем остановиться на всех значимых для нас концепциях человека и затронем лишь те, которые создают сквозной путь к пониманию феномена личности как культурного существа.
Проблема человека возникла гораздо позже него самого. Первой исторической парадигмой его понимания является космоцентрическая. Она связана с ощущением слитности человека и Вселенной и отображена в мифологической картине мира. В древних культурах и в античную эпоху человек воспринимал себя частью существующего миропорядка (Космоса). Так, наример, арабы считали, что существует связь между Луной, серебром и человеческим мозгом. В этом смысле принципиальным разграничением было разделение мира на космос и Хаос. Борьба с Хаосом и установление Космоса являлись главными целями "мифологического человека". Мир Космоса воспринимался как целостность, в которой всем и всему отведено строго сообразное место, изменить которое без непредсказуемых и зловещих последствий не представлялось возможным. Именно страх нарушения мировой гармонии лежит в основании даоского принципа недеяния ("у-вэй").
Это была, по М.Буберу, "эпоха обустроенности", когда человек чувствовал себя в мире как в доме. Плата за эту обустроенность — невыделенность личности из мира и из социума: человек чувствовал себя частью природы, вещью наряду с другими вещами, обладателем пусть и не самой почетной, но собственной ниши.
Правомерность этого вполне комфортного внерефлективного самоощущения человека подвергается сомнению уже в сер. 5 в. до н.э. благодаря Сократу. Единственный универсум для него — универсум конкретного "Я" в его жизненной ситуации. Ибо лишь от осознания "Я" можно идти к пониманию человека в целом. "Смешно, по-моему, будет, если я, не зная самого себя, примусь исследовать нечто мне чуждое", — утверждал Сократ [145, с.176]. Именно он впервые заговорит не о началах мироздания, а о жизни человека "здесь и сейчас" — о его доблести и добродетели, о мудрости и страдании, о благе и истине. Человек для Сократа — в первую очередь, его мышление. Вернее, так: мышление о своем мышлении, т.е. рефлексия.
В этом смысле Сократ дал
нам гораздо больше, чем Протагор,
объявивший человека мерой всех вещей.
Эта констатация его привелигир
Формой его учения был диалог. М.Бахтин отмечал, что в "сократическом диалоге" Сократ предстает в сочетании двух ликов — народной маски дурака и мудреца высшей пробы, в амбивалентном образе "мудрого незнания". Наивный, казалось бы, вопрос Сократа влек за собой логически верный ответ ученика, вполне соответствующий идеям полиса. А затем Сократ задавал следующий вопрос, опровергающий "здравый" ответ. Тем самым философ давал понять, что пред вопросом о бытии человека всеобщая логика бессильна. Проблема человека решается только как "проблема себя" и потому всякий раз нуждается в собственном усилии, в сосредоточении на самостоятельном решении конкретной ситуации. Возможно именно потому, всю жизнь философствуя о человеке, Сократ не только не дает ответа на то, что такое — человек, но и как будто годится тем, что философствовал понапрасну! "Из вас, люди, — говорит он, — всего мудрее тот, кто подобно Сократу знает, что ничего поистине не стоит его мудрость". Для Сократа мудрость заключается в том, чтобы в каждый миг подходить к ситуации, как впервые, постоянно наблюдать и решать себя и обстоятельства, неустанно искать основания для достойного поведения. Истина — не то, что в готовом виде дается человеку богами или социумом. Истина — это то, к чему каждый человек приходит в попытках познать самого себя. Но это познание возможно осуществить лишь в диалоге с Другим. Понимание себя одновременно есть понимание Другого.
Гибель Сократа не случайна. Обезличенное общественное мнение греческого полиса не могло примириться с мыслью о праве человеческого мышления на поиск индивидуальной истины. Но обе идеи Сократа — что человек есть постоянное усилие мысли с целью поиска истины, и что человек существует лишь в диалоге — находили и продолжают находить послдователей. Так, его ученик Платон писал в "Государстве", что нельзя внести истину в душу человека, как нельзя заставить видеть слепого [80, с.449]. Наиболее симптоматично здесь слово "душа".
Душа, по Платону, есть нетленная сердцевина человека, лучшее в нем: потому именно на нее возложена задача руководить жизнью тела подобно лошадиной упряжке, определяющей путь колесницы. Потому упряжка — впереди колесницы, потому душа — впереди тела. Божественная природа души позволяет человеку найти внутри себя те духовные первоначала, на которых должны основываться мысль и действие — эйдосы (идеи). Эйдосы — это образы божественной действительности, откладывающие незримый, сверхчувственный смысл на все явления мира. Так, существует идея Блага, и именно ее воспроизводит человек в добрых поступках. Существует идея Красоты, и именно она просвечивает в том прекрасном, что есть в реальном мире. Для того, чтобы "ухватить" эту суть в обыденном явлении существует особое сознание — трансцендентальное. Это сознание "есть условие понимания мира, когда человек способен увидеть его без ограничений, накладываемых на видение мира частным характером человеческого устройства". Ведь мы видим мир исключительно сквозь призму наших эмоций и домыслов. И потому его суть погребена под грудой "пестрых тряпок" — наших восприятий, желаний, впечатлений. и т.д.
Никого никогда не смущало курьезное представление Гомера о битве колесниц: чего только не придумывали, чтобы получше объяснить странности всем хорошо известной битвы колесничих у Гомера.
Реальная тактика боя – массированный натиск коллесниц микенской эпохи, о которой Гомер знает из эпической традиции, или сражение в сомкнутом пешем строю, характерное для времени Гомера, - находит отражение в «Илиаде» в основном в рассказах и соверах Нестора («Илиада», IV, 303 – 309).
В течение IX – VIII вв. до н. э. На смену колесницам приходят всадники. Боевая колесница, как род оружия уже сыграла свою роль, подобно рыцарям превратившимся в средние века в особое сословие: обладание колесницей стало признаком особой принадлежности, когда в Новое время появились автомобили, легкая двуколка также долгое время считалась более изысканным видом экипажа.
В IX в. до н. э. Битвы колесниц не проходили даже на ровной местности, хотя во II тысячелетии до н. э. Судя по египетским изображениям, они были обычным явлением. Урартский царь Сардур после поражения в 753 году до н.э. бежал с поля боя верхом, бросив свою колесницу наряду с другими предметами роскоши. В известной мере символично, что он бросил экипаж, ставший бесполезным в военном отношении.
Сравнивая гомеровские описания вооружения с изображениями воинов того времени на вазах, мы видим, что уже в гомеровское время были известны все атрибуты вооружения, существовавшие в Греции. То же можно сказать и о материалах, из которых изготовлялось вооружение, и о способе их обработке. Известные малоазиатским грекам металлы – золото, серебро, железо, медь, олово и свинец, хотя и добывались в Европейской Греции, но в очень небольшом количестве. Того немногого, что доставляли лауритские серебряные рудники в Аттике, медные на острове Эббея, железные и свинцовые в других местах, было недостаточно, и греки были вынуждены за всем недостающим обращаться к малоазиатским колониям.
Поэмы Гомера представляют многочисленные доказательства того, что малоазиатским грекам были в совершенстве известны все способы обработки металлов. Они умели их плавить, паять, клепать, полировать, умели составлять металлические сплавы – электрон (из золота и серебра) и, вероятно, бронзу (хотя прямых указаний у Гомера на это нет).
Все нужные для работ по металлу приспособления и инструменты были доведены у них до совершенства: кузницы были снабжены хорошо устроенными плавильными печами, мехами, наковальнями, клещами и так далее.
В отделке вооружения Европейские Греки много заимствовали у малоазиатов; со временем изделия постепенно становились не только красивее и изящнее, но и удобнее. Гомеровские доспехи были тяжелыми, неуклюжими и по стилю отличались от позднейших, дошедших до нас в изображениях и обломках.
Уже в середине II тысячелетия до н. э. основное преимущество в битве колесницам придавала скорость. Вес колесницам не должен был превышать нескольких фунтов. Старались избегать металлических частей, выбирая самые легкие породы дерева. Вес возничего, воина и их доспехов также стремились по возможности уменьшить. По бокам тростникового кузова колесницы торчали тростниковые колчаны; в углу укреплялись одно или два коротких копья. Сзади было отверстие для входа, закрывавшееся щитком с шипами.
Вскоре отказались от панциря и поножей для возничего – хотя и полезных, но сильно отяжелевших колесницу. Другого оружия, кроме лука и дротиков, не было. Все это убеждает нас в том, что Гомер имел весьма смутное представление о битве колесниц. У него тяжело вооруженные воины отправляются на поле боя на колесницах, соскакивают с них и сражаются с пешими. Это еще можно было допустить, если бы речь шла об отдельных военачальниках.