Античная культура. Древняя Греция

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:09, контрольная работа

Краткое описание

Корни европейской культуры находятся в Греции. Творческие достижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все направления и формы европейской культуры — от спорта до философии. Прошло уже 2 тысячи лет, а влияние греческой культуры по-прежнему сильно.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3
Этапы становления и основные черты древнегреческой культуры (космоцентризм, полисное устройство, телесность мировидения и художественная культура)………………………………………………………..4
Мифология Древней Греции. «Илиада» и «Одиссея» Гомера: историчность и художественный вымысел. ……………………………………6
Система образования и воспитания в Древней Греции………………….8
Греческий театр…………………………………………………………...13
Значение древнегреческой культуры для современной западной цивилизации…………………………………………...…………………………15
Заключение ……………………………………………………………………17
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

ТЕМА 10 культорология.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

В гимназиях совершенствовались в образовании юноши 16 - 18 лет. Акцент делался на упражнения, укрепляющие и развивающие тело. Одновременно оттачивались и умственные способности. В гимназии всегда можно было послушать популярного политика или философа. Например, известно, что для великого мыслителя древности Сократа одним из излюбленных мест для встреч со слушателями был Ликей.

Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18— 20-летних юношей в эфебии - общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели  учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр. У эфебов была особая форма одежды - широкополая шляпа и черный плащ (хламида). Менее скромными были содержание и задачи женского образования и воспитания Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Ведя жизнь затворниц, девочки и девушки появлялись на людях весьма редко, например во время религиозных церемоний. По суждениям афинян, женщина не могла претендовать на обладание упомянутой "совокупностью добродетелей". Ее уделом было домашнее хозяйство.,

 

  1. Греческий театр.

 

Появлению драмы в  Греции  предшествовал  длительный  период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала  эпос, а затем лирика. Все мы знаем богатый героический эпос -поэмы  "Иллиада" и "Одиссея", дидактический (поучительный)  эпос -поэмы  Гесиода (VII в. до н.э.); это произведения лирических поэтов VI в. до н.э.

Рождение греческой драмы и театра связано  с  обрядовыми  играми, которые посвящались  богам-покровителям  земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Такие обряды иногда превращались в  культовую драму. Например, в городе Элевсине во  время  мистерий  (таинств, на которых присутствовали лишь  посвященные)  устраивались  игры, во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери  и  возвращение Коры на землю.

Дионис (или Вакх) считался богом  творческих  сил  природы; позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служили растения, особенно виноградная лоза. Его  часто изображали в виде быка или козла. На праздниках, посвященных Дионису, распевали не  только  торжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры. Из обрядовых игр и песен в  честь  Диониса  выросли  три  жанра древнегреческой  драмы: трагедия, комедия  и  сатировская   комедия (названная так по хору, состоявшему из сатиров). Трагедия  отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия- карнавально-сатирическую. Сатировская драма представлялась средним  жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на  праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий. Трагедия, по свидетельству Аристотеля, брала  начало  от  запевал дифирамба, комедия -от запевал фаллических песен, т.е. песен, в которых прославлялись плодоносящие силы природы. К диалогу, который вели эти запевалы с хором, примешивались элементы  актерской  игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.

Многое о происхождении  греческой драмы могут сказать сами  слова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от  двух  греческих слов: трагос -"козел"и одэ -"песнь", т.е.  "песнь  козлов". Это название вновь ведет нас к сатирам-спутникам   Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания   бога. Слово комедия происходит от слов комос и одэ. "Комос" – это шествие  подвыпившей толпы  ряженых, осыпавших друг  друга  шутками  и насмешками, на сельских праздниках в честь  Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает "песнь комоса".

Греческая трагедия, как  правило, брала сюжеты из  мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Интерес зрителей сосредоточивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той  общественной и нравственной проблематике, которая  разворачивалась  вокруг всем известных эпизодов мифа.

Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в  трагедии современную ему общественно -политическую жизнь, высказывал свои  этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль  трагических  представлений  в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.

Уже во второй половине VI в. до н. э.  трагедия  достигла  значительного развития. Античная история передает, что  первым  афинским трагическим поэтом был Феспид (VI  в.до  н.э.).Первая  постановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до н. э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято  считать  годом рождения мирового театра. Феспиду приписывают усовершенствование масок и театральных костюмов. Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер, или, как его называли в Греции, гипокрит ("ответчик"), мог обращаться к хору  с  вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу  действия  различных персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее. Таким образом, ранняя греческая трагедия была своеобразным  диалогом  между актеров и хором и по форме напоминала скорее кантану. При этом, хотя количественно партия актера в первоначальной драме была невелика и главную роль играл хор,  именно  актер  с  самого своего появления стал носителем действенного, энергичного начала.

В комедии гораздо  шире, чем в трагедии, к  мифологическим  мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису. Так, во  время  комоса  стали  разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой  элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в переводе  значит  "подражание", "воспроизведение"; исполнители  этих сценок также назывались мимами). Героями мимов  были традиционные маски народного  театра: горе-воин, базарный  воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех, и т.д. Песни комоса и мимы - это главные истоки древней аттической комедии.

Возникшая из аттического  комоса комедия V в. до н. э. была политической по своему содержанию. Она постоянно  затрагивала  вопросы политического строя, внешней политики Афинского государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы и др.

Злободневность древней  аттической комедии усугублялась тем, что в ней допускалась полная свобода в карикатурном  изображении  отдельных граждан, выводимых к тому же под своими подлинными  именами (поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, Агафон, вождь  афинской  демократии Клеон, философ Сократ и другие - у Аристофана). При этом древняя  аттическая комедия создает обычно образ не индивидуальный, а  обобщенный, близкий к маске народного комедийного театра.

Например, Сократ в "Облаках" Аристофана наделен не чертами  реального  лица, но всеми свойствами ученого-шарлатана, одной из любимых масок  народных карнавалов. Такая комедия могла существовать  только  в  условиях афинской рабовладельческой демократии.

            

  1. Значение древнегреческой культуры для современной западной цивилизации.

 

Греция четко делится  на три части:   северную,  охватывающую  Фессалию  и Эпир;   центральную,   ограниченную  с  севера   Малийским   и   Пагасейским заливами,  а с юга -  Коринфским  и Сароническим;  наконец,  южную,  т.  е. Пелопоннес.  Климат  древней Греции   мало  чем отличается  от  нынешнего. Средняя температура не  претерпела  изменений с античных   времен.   Она колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе  к  континентальному, до 19 градусов на Кикладах.  Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов:  крито-микенский (XXX-XX вв. до н. э.),  гомеровский  (XI  –  IX  вв.  до  н.  э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до  н.  э.)  и эллинистический (IV – I вв. до н. э.)  В Греции совсем нет золота:  его добывали уже за пределами  Греции  -  на острове Тасос,  в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь,  находя ее прежде  всего  на  Эвбее,  где  название  города  Халкида  происходит  от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древней  Греции  добывали  ряд других черных и цветных  металлов.   Горнодобывающий  промысел  находился  в Афинах  на   высоком  уровне  развития:  там   умели  необыкновенно  искусно отыскивать новые залежи ценных металлов,  а глубина шахт  достигала  120  м. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина,  из  которой  делали кирпичи,  но прежде всего керамику - в этом греки добились,   как  известно, высочайших художественных достижений.  Наконец,  весьма  ценился  и  камень: благодаря  ему  возникли  со  временем  греческие  храмы,  другие  памятники архитектуры и скульптуры.  Камень всегда находился на месте,   его  не  надо было ниоткуда возить. Дома  в  Афинах  строились  из  твердого   известняка, добытого  в  ближайших окрестностях;  дома на Делосе – из камня  выломанного прямо  из  гранитного  основания   острова.   Даже   при  сооружении  храмов обходились  без  транспортировки  материалов.  В  Олимпе   святилище   Зевса построили из местного известняка; каменоломни  Кара,  которая  располагалась всего в нескольких километрах от города.  На рубеже III-II тысячелетия до н.  э. предки позднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространство,   примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили  на  языке,   не относящемуся ни к индоевропейской,   ни  к  семитской  группам.   Позднейшие греки, за исключением дворян,  сами  считали  себя  автохтонными  населением Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании  некоторого древнего,   догреческого   народа,    карийцев,   лелегов,   или   пеласгов, первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.

   Итак, в  районе  Эгейского  моря  существовали  и  взаимодействовали  три культурные общности:  древнейшая из них критская, или минойская,  с  центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах;   и элладская  -  в   собственно   Греции.   Отражением  критской   культуры   в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее  немалую  роль сыграли,   очевидно,   художники  и  ремесленники  с  Крита,  привезенные  в качестве рабов победителями - ахейцами. Общественное устройство Греции - рабовладельческая демократия, и для  неё характерно такое явление, как народный  суверенитет  –  признание  народа  в качестве  единственного  источника  власти.   Также   существовала   система выборных должностей. Прослеживалась тенденция к нивелировке – усреднению доходов между богатыми и бедными. Демократия ставила закон  выше  власти,  а сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами,  а человеком.

 

 

 

Заключение 

 

Все большее число  людей осознает,  что приобщение  к историческому прошлому – это не  только  знакомство  с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания,  но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной  жизни,  в определённой  мере  оценка  настоящего  и  даже  «открытие»  будущего.   Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого. Одной из крупнейших цивилизаций  древнего  мира  была  древнегреческая цивилизация.     Конечно, изучение древнего мира проводится не  из  простого любопытства.  Цивилизация Древней Греции   позднее   стала   основой   для возникновения европейской цивилизации,  и оказала огромное  влияние   на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира.   «Без  того фундамента, который был заложен Грецией, не было  и  современной  Европы». Исследование культуры и быта этой цивилизаций помогает проследить  тенденции развития  современной  культуры  и  предсказать  её  будущее.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, том 20.
  2. Лурье  С.А  История  Греции  С.-Пб,  Издательство  Санкт-Петербургского университета, 1993.
  3. Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина  Г.М.   М.,  «Мысль», 1989.
  4. Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина  Г.М.   М.,  «Мысль», 1989.
  5. Большая Советская Энциклопедия. 2-ое издание, том 18,стр 507-510.      
  6. История зарубежного театра., под редакцией  проф. Бояджиева Г.Н.  и проф. Образцовой А.Г. "Просвещение".-М.,1981 г
  7. Тронский. И.М.  История  античной   литературы., "Высшая школа", - М.,1988 г
  8. Гиро. П. Частная и общественная жизнь греков. – Издание Т-ва О.Н. Поповой -СПб.,1913
  9. Аристотель. Этика. Политика. Поэтика//Собр. соч.: В 4-х тт. Т. 4. - М, 1984.
  10. Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. -  М., 1976.
  11. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М.,1988.
  12. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов. - М, 1998.
  13. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики.- М.,1963.
  14. История педагогики. Ч. 1, гл. 3. - М., 1995.
  15. Ксенофонт. Киропедия. М., 1965. - Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. 1, гл. 3. - М., 1988.
  16. Платон. Законы//Сочинения: В 3-х тт. Т. 3, ч. 2. - М., 1972.
  17. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 3. Катон. - М., 1964.
  18. Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. - М., 1977.
  19. Цицерон М. Т. О старости, о дружбе, об обязанностях. - М, 1974.
  20. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк второй / Пер с нем. М., 1979.

 


Информация о работе Античная культура. Древняя Греция