Культура делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 23:57, реферат

Краткое описание

Социально-экономическая среда современного российского общества проходит этап постепенного формирования новых принципов взаимодействия различных действующих лиц в общественной и хозяйственной деятельности. В переходной ситуации в силу нестабильности институциональных условий основной стратегией поведения предприятий является «поведение, ориентированное на выживание». В этой ситуации особенно важно формировать те «моральные устои», этические представления, которые позволят защитить человечество от негативных последствий его собственного развития.

Файлы: 1 файл

РВУЗ.docx

— 28.06 Кб (Скачать)

РВУЗ «Название»

Кафедра

 

 

 

 

 

 

Реферат

Дисциплина: Русский язык и культура речи

На тему:

«Культура делового общения»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы

Проверила преподаватель:

 

 

 

 

 

 

Город

Год

 

Введение

 

 

 

Социально-экономическая среда современного российского общества проходит этап постепенного формирования новых принципов взаимодействия различных действующих лиц в общественной и хозяйственной деятельности. В переходной ситуации в силу нестабильности институциональных условий основной стратегией поведения предприятий является «поведение, ориентированное на выживание». В этой ситуации особенно важно формировать те «моральные устои», этические представления, которые позволят защитить человечество от негативных последствий его собственного развития. Построение и удержание деловых отношений должно основываться на культуре общения.

Культура делового общения включает совокупность норм поведения в бизнесе, предъявляемые обществом требования к стилю работы предпринимателя и профессионального специалиста, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику; адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этикете и требованиях к облику делового человека, правила ведения переговоров с партнерами. Культура делового общения позволяет свести воедино рациональные элементы бизнеса, его нацеленность на прибыль и его человеческую сторону, ориентацию на благополучие и воплощение ценностей бизнесмена как личности и как члена общества.

Культура несет в себе многие противоречия, связанные со сложностью общественного организма, взаимным переплетением различных элементов и механизмов культуры. Культура делового общения в целом неоднозначна, она включает правила и нормы, но допускает и множество исключений, ориентированных на конкретную ситуацию. Тем более сложно общение в деловых отношениях, которые жестко подчинены требованиям финансово-экономической эффективности. Данные учебные материалы служат именно для формирования такой системы вех, фундамента для самостоятельного принятия решений.

 

 

 

 

 

Основные характеристики деловых отношений

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Общение подразумевает взаимосвязи, взаимопонимание, взаимопереживание, взаимовлияние, проявляющиеся в обмене информацией или без него.

Воспользуемся следующим определением: общение - «групповой процесс, в основе которого лежит обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности - усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, установками».

Можно также использовать определение: «общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека».

Этапы общения.

Чтобы общение как взаимодействие происходило гладко и эффективно, оно должно включать следующие этапы:

Установка контакта (знакомство), что предполагает понимание другого человека и свое представление другому человеку;

Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы для более глубокого понимания и обдумывания;

Обсуждение интересующей проблемы;

Решение проблемы;

Завершение контакта (выход из него).

Общение проявляется в различных сферах: политической, семейной, дружеской, профессиональной, деловой.

Специфика делового общения.

Деловое общение - сложный процесс развития контактов между людьми в деловой сфере. Его специфическими особенностями являются такие параметры:

формальный характер: его участники выступают в официальных статусах и действуют строго в рамках своих ролевых установок;

ориентация на достижение требуемого результата в рамках деятельности собеседников, партнеров по деловым отношениям;

регламентированность, четкое подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими нормами, при этом существуют «писаные» и «неписаные» нормы поведения в официальном общении.

Деловые отношения строятся на партнерских началах, исходя из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела.

В деловом общении происходит формирование и развитие деловых отношений между двумя или более социально-экономическими субъектами, будь то работники или руководители, выступающие от имени и в интересах:

частных компаний,

государственных организаций,

некоммерческих организаций, общественных объединений, ассоциаций и т.д.

Таким образом, в качестве субъектов деловых отношений выступают люди, обладающие определенными статусами и выполняющие ролевые предписания.

Цель деловых отношений состоит в организации совместной деятельности, как правило, в области решения экономических, социальных, политических задач. Например, деловым общением руководителя строительной фирмы будет признано не только осуществление контактов с фирмами по выполнению требуемых работ, но и согласование планируемых работ с местным населением, муниципалитетом, жителями близлежащих домов и т.д.

В центре такого общения находятся интересы дела, функциональные обязанности партнеров, достижение согласия по поводу ожидаемого результата, вклад каждого в получение этого результата.

Контакты, позволяющие координировать интересы и цели разных участников социально-экономической деятельности, составляют предмет деловых отношений.

Оценивать эффективность общения можно лишь с точки зрения его целей. Говоря о деловом общении, эффективностью можно назвать степень достижения поставленных целей или разрешения исходной проблемы. Точнее будет включить в определение эффективности не только оценку достигнутого результата, но и затраченных ресурсов: финансовых средств, эмоциональных и интеллектуальных усилий, времени. Если экономическая эффективность рассчитывается делением результата на затраты, то для эффективности делового общения можно предложить следующую условную формулу

 

Эффективность делового общения = Степень достижения цели, разрешения проблемы / Затраты временных, финансовых, эмоциональных, интеллектуальных ресурсов

 

Недостаток данной формулы заключается в сложности расчета суммарных затрат и оценки степени достижения цели. Например, если из 5 вопросов решено 4, но как раз самым важным был тот 5-й, который остался неразрешенным, и на это решение был потрачен месяц работы - эффективно ли такое общение? Очевидно, что эти оценки носят субъективный характер, эта субъективность может быть разрешена на основе длительной работы по нормированию, которая имеет немного смысла в нашем столь быстро меняющемся мире.

На эффективность делового общения влияют психологические, правовые, технические, организационные, культурные, социальные факторы.

Психологические аспекты общения включают в себя восприятие делового партнера и самоподачу, способы передачи информации, взаимные позиции деловых партнеров в различных ситуациях, а также вербальные (словесные) и невербальные (неречевые) средства общения.

Технические вопросы описывают формы информации - устные и письменные, личные и безличные, а также пути передачи (телефонный разговор, личная встреча, письмо, факс, электронная почта и т.д.).

Культура общения включает правила, нормы и формы поведения в процессе взаимодействия, этикет деловых отношений, при этом организационная культура оказывает значительное влияние на деловое общение внутри организации, а также на внешнюю коммуникацию фирмы и ее представителей.

Все эти группы факторов оказывают комплексное воздействие на результаты общения, это означает необходимость использования всех путей повышения эффективности деловых отношений, не упуская из виду ни одну из перечисленных групп.

 

 

Этические нормы построения и поддержания деловых отношений

 

Экономическая деятельность, бизнес, менеджмент могут успешно осуществляться только при наличии общепринятых этических норм. Должны существовать определенные правила, нормы, указывающие, какое поведение является допустимой, а какао нет. Ведь если деловой партнер не "держит слово", срываются переговоры, поставляются некачественные товары, происходит обман, нечестная конкуренция, неуважение, грубость к партнеров, клиентов, покупателя - это все будет тормозить экономические успехи, бизнес. Некоторые из этических правил, норм записаны в виде законов и нормативов, некоторые являются элементом традиции, культуры, морали.

Этика деловых отношений - система знаний о моральных аспектах деловых отношений.

Как составляющая экономической этики и этики бизнеса, этика деловых отношений определяет систему нравственных ценностей, критериев и параметров в отношениях между производителями и потребителями, между организациями (предприятиями), между организациями и государством, в самих организациях и др.

Использование принципов и норм этики деловых отношений влияет на:

регулирования отношений между экономическими субъектами рынка на основании выполнения договорных обязательств и соблюдения прав (исполнения сторонами договорных обязательств покрытие убытков партнеру в случае причинения вреда, предотвращения нарушений деловой практики и свободной конкуренции, соблюдение правил и норм, касающихся рекламы, использование товарных знаков и др.);

выполнение норм и правил государственного регулирования, в основе которых меры контроля со стороны государства за соблюдением законодательства, стандартов, постановлений и распоряжений по конкретным вопросам предпринимательской деятельности;

регулирования отношений бизнеса с потребителями, направленное на добросовестное отношение к потребителю (честность и достоверность характера рекламы, удовлетворение требований потребителей по количеству, качеству, ассортименту, новизны, технических характеристик товаров, соблюдение стандартов и требований по сертификации продукции и др.);

отношения бизнеса с обществом, предусматривающие решения и действия предпринимателей, направленные на повышение уровня жизни, как работников организации, так и общества в целом;

культуру делового партнерства, основанную на доверии, порядочности, честности, умении держать свое слово, исключении обмана, безответственности, злоупотреблений доверием партнера, а также обеспечении этического отношения предпринимателя к своим работникам.

Важным залогом успешной деятельности организации является менеджмент (управление). В современных теориях управления значительная роль отводится этическим аспектам управления.

Как составная менеджмента организации, этика деловых отношений определяет систему нравственных ценностей, критериев и параметров отношений между руководителем и сотрудниками, отношений в организации в целом.

Эффективность бизнеса, эффективность деятельности организации в значительной степени зависят от нравственных качеств руководителя, которые проявляются в его деловом поведении, взаимодействии и общении (ответственность за порученное дело, корпоративная солидарность, самосовершенствования, уважение к людям и др.).

Так, японская фирма "Мацусита электрик" в своем этическом кодексе определила, что менеджеры, руководители должны придерживаться таких ценностей, как объективность, справедливость, способность сплотить других, скромность, умение выражать положительную оценку деятельности другого человека.

Американская ассоциация высших руководителей 250 корпораций опубликовала отчет об этической политике и практике своих членов. В отчете сделан вывод о том, что менеджеры, особенно высшего звена, должны поддерживать нормы этического поведения, выступать инициаторами формирования нравственных ценностей у компаний.

Значимость этики деловых отношений и заключается в том, что она выполняет функции не только моральной оценки, но, что важно, является средством принятия решений, дает возможность правильно решать деловые и управленческие вопросы, решать спорные и конфликтные проблемы морального характера.

 

 

Успех делового общения

 

К сожалению, общение не всегда протекает гладко и удачно. В процессе общения мы сталкиваемся с различными преградами, которые связаны с непониманием собеседника. Преграды возникают за счет смысловых барьеров, неодинакового прочтения невербальных символов разными людьми, отсутствия внимания и интереса со стороны партнера по общению, а также плохой обратной связи, которая не позволяет определить, действительно ли ваше сообщение истолковано в том смысле, который вы в него вкладывали.

Информация о работе Культура делового общения