Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 22:45, контрольная работа
1. От маньеризма к барокко. Принципы барокко как выражение дворянского мировоззрения.
2. Вырождение дворянской культуры в период абсолютизма. Рококо и его периоды.
3. Становление буржуазной культуры. Классицизм и его принципы. Идеи просвещения
Одной из основных идей является идея движения. Герои произведений приезжают и снова уезжают. В литературе возникают образы почтовой кареты, путешествий, странствий. Достаточно вспомнить, например, путешествие Чичикова в дилижансе или Чацкого, который в начале откуда-то приезжает “Лечился, говорят, на кислых он водах...”) , а потом вновь куда-то уезжает (“Карету мне, карету!”). Эта идея отражает существование человека в постоянно меняющемся мире.
Основным является конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Популярность этого произведения была так велика, что возникло целое явление - “байронизм”, и целые поколения молодых людей старались подражать ему (таков, например, Печорин в “Герое нашего времени” Лермонтова).
Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. “Я” - это осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
- это мир странный, фантастический,
необыкновенный, как в сказке Гофмана
“Щелкунчик”, или уродливый, как в
его сказке “Крошка Цахес”. В этих сказках
происходят странные события, предметы
оживают и вступают в пространные беседы,
основной темой которых становится глубокий
разрыв между идеалами и действительностью.
И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ
лирики романтизма.
Раскопки
античных городов, некогда погибших
под лавой вулкана, работы немецкого
ученого Винкельмана его
Образцом для подражания становится теперь не Рим, который был идеалом для художников Ренессанса и классицистов XVП в., а Эллада, ибо в греческом искусстве больше тепла, задушевности, поэтичности. Стилизация греческого искусства окрашена романтическим чувством. В моду входит английский ландшафтный парк, с виду не тронутый рукой человека, полная противоположность французскому регулярному. Красота образа складывалась из простоты и ясности пропорциональных членений и форм. Изящество рококо соединено в нем с ясностью рождающегося неоклассицизма.
Просветительские идеи не только влияли в целом на развитие искусства, просветители активно вмешивались в его ход. "Салоны" Дидро были первой формой критической литературы по искусству. Утверждение просветительских идей шло от имени третьего сословия, вышедшего на арену истории и заявившего о себе и в искусстве. Обозначившийся в 60-70-х годах интерес к голландскому реализму был вызван несомненным влиянием буржуазии. В русле этих новых эстетических идей развивается искусство Жана Батиста Симеона Шардена, художника, создавшего, в сущности, новую живописную систему. Шарден начал с натюрморта, ранее мало развитого жанра во Франции.
Столь же искренен, достоверен и тонко живописен Шарден в жанровой живописи. В противовес аристократическим галантным праздникам праздникам и пастушеским идиллиям Шарден, выражая вкусы буржуазии, начинает изображать размеренность, порядок, уют буржуазного быта.
Марксизм, философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого — Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Опираясь на изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французского утопического социализма (Сен-Симон, Фурье и др.), Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов — движущая сила истории, а ее высшее выражение — социальная революция. Капитализм — последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса. В условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть, с помощью которой осуществляется переход к коммунизму (уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности). См. также Социализм
Марксизм оказал влияние на
развитие социальной мысли 19-
Основные
тезисы марксизма:
XX
век своей культурно-
Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. 19 в. О. Контом (ввел самый термин). Различают «классический» позитивизм — Э. Литтре, И. Тэн, Э. Ренан (Франция), Дж. С. Милль, Г. Спенсер (Великобритания), В. В. Лесевич, М. М. Троицкий (Россия); эмпириокритицизм (махизм); современная форма позитивизма — неопозитивизм (см. Аналитическая философия). Оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й пол. 19 в.).
Неопозитивизм - задача философии в логическом анализе "языка науки". Своими методологическими и конкретно научными исследованиями они внесли серьезный вклад в развитие математической логики, семантики, оснований математики и логики науки. Агностики.
Неотомизм - восходит к идейным принципам Ф.Аквинского, выдвинувшего принцип "гармонии и разума веры". Получил признание Ватикана. Пытаются использовать достижения наук для доказательства существования бога.
Прагматизм
- философы этого направления
Представители Джон Дью, Вильям Пирс, Вильям Джемс. Развилась в 70-е годы XIX века в США.
Экзистенциализм (Философия существования) - иррационалистическое направление возникло в конце первой мировой войны, основатели Лев Шестов, Николай Бердяев, которого называли Гегелем своего времени. Затем развивается в Германии (Хайдегер, Ясперс, Бубер) после второй мировой войны во Франции (Камю, Сартр, Марсель, Симон..., Лаконти). В конце 50-х получил распространение в США и других странах. Примыкают религиозные направления:
Французский персонализм (Лакруа, Недонсель), нем. диалектическая теология (Тиллех, Гультман). Экзистенциализм подразделяется на религиозный ( Шестов, Бубер, Бердяев, Ясперс) и атеистический (Хайдегер, Камю, Сартр, Лаконти). Экзистенциализм сформировался на идеях Ницше, Достоевского, Паскаля. Основные проблемы:
1)онтологическая проблема (бытия), бытие - не опытная данная реальность, не умопостигаемая сущность, это то, что можно постичь через интуицию. Экзистенция это мое бытие, то как я живу. Оно конечно, открыто, незамкнуто. Экзистенция крепко повязана со временем. Изменения в жизни человека называется модусами бытия. Смысл бытия в трансцеденции. РЭ: смысл бытия бог, АЭ: жизнь в целом абсурдна(смысла нет);
2) проблема свободы (особенно русские и Ясперс). Отвергают, что свобода осознанная необходимость, и что свобода раскрытие возможностей человека. Свобода вытекает из бытия. РЭ: свободным может быть верующий; АЭ: только чел. может определять свою жизнь. Если человек не свободен он не личность. У человека нет ограничителей свободы, люди объединяются только бунтуя против жизни
1. Липатов. Этюды по теории западноевропейского искусства. М., 1963
2. История искусства зарубежных стран. Том 3. М., 1964
3.
История западноевропейского
4.
Ливанова Т. История
5.
Ренессанс. Барокко.
6. Розеншильд История зарубежной музыки до середины XVIIIв. М.,”Музыка”
7.
Русское искусство барокко.
8.
Эскина Н. Барокко. В журнале
“Музыкальная жизнь” 1991г. №1,2