Контрольная работа по "Культорологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 13:20, контрольная работа

Краткое описание

На европейскую культуру решающее влияние оказала христианская религия, возникшая в 1 веке н.э. Христианство начинается с Иисуса, дающего Новый Завет и восстанавливающего внутреннюю связь человека с Богом. Путь к спасению и вечной жизни в единстве с Богом для человека лежит через физическую смерть; этот путь проложен крестной смертью и телесным воскрешением Иисуса Христа. Спасение возможно лишь в лоне Церкви, которая есть “тело Христово”: она объединяет верующих в одно мистическое тело с лишенной греха человеческой природой Христа.

Оглавление

Христианский, конфуцианско-даосистский, индо-буддийсий и исламский типы культур………………………………3-7 стр.


Культура и социальная структура общества. Субкультура. Профессиональный тип культуры………………………7-9 стр.


Молодёжная субкультура………………………………..8-10 стр.
Литература…………………………………………………..11 стр.

Файлы: 1 файл

культорология.docx

— 34.16 Кб (Скачать)

                                    Содержание

  1. Христианский, конфуцианско-даосистский, индо-буддийсий и исламский типы культур………………………………3-7 стр.
 
  1. Культура  и социальная структура общества. Субкультура. Профессиональный тип  культуры………………………7-9 стр.
 
  1. Молодёжная  субкультура………………………………..8-10 стр.
  2. Литература…………………………………………………..11 стр.
 

 

Христианский  тип культуры 

На европейскую  культуру решающее влияние оказала христианская религия, возникшая в 1 веке н.э. Христианство начинается с Иисуса, дающего Новый Завет и восстанавливающего внутреннюю связь человека с Богом. Путь к спасению и вечной жизни в единстве с Богом для человека лежит через физическую смерть; этот путь проложен крестной смертью и телесным воскрешением Иисуса Христа. Спасение возможно лишь в лоне Церкви, которая есть “тело Христово”: она объединяет верующих в одно мистическое тело с лишенной греха человеческой природой Христа. При этом добро и истина выражаются не в безличных формальных правилах, а в самой личности Иисуса Христа; отсюда - принципиальная неформальность христианской нравственности, которая по самой своей сути есть нравственность свободы. Выражая свободу человека, подлинно христианская вера держится не на страхе и внешнем долге, а на любви, направленной к Христу и к каждому человеку как носителю образа Божия. Добро творится человеком на путях применения свободной воли во имя личности и любви. Иное применение свободной воли оборачивается ее самоотрицанием и духовной деградацией человека. Таким образом, в человеческой свободе содержится не только возможность добра, но и риск зла.

Зло родилось как неправильное решение свободного духа, но через первоначальное грехопадение укоренилось в человеческой природе, “заразило” ее. Отсюда специфика христианского  аскетизма: он борется не с самой  по себе природой человека, но с живущим  в ней греховным началом. Сама по себе человеческая природа богоподобна  и достойна одухотворения и бессмертия. Человека ждет телесное воскресение; после Страшного Суда праведникам уготовано телесное бессмертие в новых, преображенных телах. Поскольку человеку трудно совладать с укоренившимися в его природе греховными желаниями, он должен смирить гордыню и вручить свою волю Богу; в таком добровольном отказе от своеволия и обретается подлинная, а не мнимая свобода.

Христианство  сформировало новые смыслы природы  и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло  не сказаться на всей европейской истории. Высшей нравственной инстанцией является не долг, стыд и честь, а совесть. Долг выражает внешнее отношение между человеком и Богом, человеком и обществом; стыд и честь выражают внешнюю целесообразность природы и общества. Совесть же есть голос свободного духа, делающего личность независимой от природы и общества и подчиняющей ее только собственной высшей правде. Можно сказать, что христианский Бог – это высшая правда человеческой совести, олицетворенная и обожествленная как благодатный смысл всего бытия.

Конфуцианско-даосистский  тип культуры

Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его от культур других народов. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли более  значительную роль, чем мистика или  поиски индивидуального спасения. Величайшими  пророками здесь считались те, кто учил жить достойно, в соответствии с принятой нормой, а не ради спасения на свете . Центральной идеей философии Лао-Цзы (около VI века) была идея дао. Слово "дао" на китайском языке буквально означает путь; но в этой философской системе оно получило гораздо более широкое метафизическое, религиозное содержание. Дао означает не только путь, но и образ жизни, метод и принцип.

  Основная идея практической философии, или этики Лао-Цзы: это принцип недеяния, бездействия, квиетизма. Всякое стремление что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Учение Лао-Цзы послужило основой для развития даоской религии, одной из трех господствующих ныне в Китае религий.

Основное  содержание учения Конфуция - это учение о правилах поведения, о правильной жизни. Это система политической и частной этики. Согласно Конфуцию, правитель должен кроме гуманности обладать еще одним важным качеством - чувством долга. Благородный человек Конфуция - это идеал, своеобразное звено между небом и обществом. Важной основой социального порядка по Конфуцию является строгое повиновение. Высшей целью управления Конфуций провозгласил интересы народа. Последователи Конфуция учили, что из трех важнейших элементов государства на первом месте стоит народ, на втором месте - божество, на третьем - государь. Вторая важная основа конфуцианства - строгое повиновение, старшим, причем, как напоминал Конфуций, государство - большая семья, а семья - малое государство. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи превосходили интересы отдельно взятой личности, которая рассматривалась лишь в аспекте семьи.

Китайцы создали оригинальную картину мира, где не было места враждебности, несовершенству, дисгармонии. Мир в  представлении китайцев - это мир  абсолютного торжества противоположностей, где все различия относительны. Каждое явление природы, будь то цветок, животное или водопад, - воплощают в себе мудрость природы и ее богатство. Мир изначально совершенен, поэтому  его не надо переделывать, надо самоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешать осуществлению гармонии. Китайская  культура призывает к действию в  соответствии с космическим ритмом. Творчество принадлежит небу.

Индо-буддийский тип культуры

Индия — государство в Южной Азии. Население Индии весьма многолико, а природа очень разнообразна, поэтому многие исследователи делают вывод, что специфика географического положения, щедрость природы, защищенность от иноземных вторжений создали необходимые условия для обеспечения самобытности развития Индии и легли в основу создания индо-буддийского типа культуры.

Человек рассматривался как творение богов  и вместе с тем как часть  живой природы. Различие между растениями, животными и человеком не имело  существенного значения: люди, подобно  всему живому, имеют тело и душу. Тело смертно, а душа вечна. С гибелью  тела душа не погибает, а поселяется в другом теле. Причем она может  вселиться не обязательно в человеческое тело, а в животное или растительное. Странствие души по различным телам — сансара. Закон переселения душ — закон дхармы. Переселение души человека зависит от его поведения, благочестия, следования предписаниям своей варны. Каждая варна имела собственную дхарму. Исполнение дхармы вело к перерождению в более высокую варну, а нарушение — в низшую. Так действовал закон возмездия — карма.

В середине I тысячелетия до н.э. в Индии возникает  буддизм. Основатель его — принц Сиддхартха Гаутама, отказавшийся от власти, семьи, богатства и ставший Буддой — «просветленным». Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников. Основу вероучения составляют «четыре великие истины»: жизнь есть страдание; причина всех страданий — желания; страдания можно прекратить путем избавления от желаний; необходимо для этого вести добродетельную жизнь по законам «правильного поведения» и «правильного знания».

Религиозная цель буддизма — достижение запредельного внутреннего состояния — нирваны. Нирвана вырывает человека из бесконечной цепи жизненных перерождений, освобождая от власти кармы. В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спасению все люди оказались равны. Нирвана — это высшее состояние духовной деятельности и энергии, которое свободно от низменных привязанностей. Будда призывал к умеренности. Путь к спасению был назван им восьмеричным. Он представляет собой постепенную трансформацию сознания, его перерождение, движение к состоянию нирваны — правильные взгляды, стремления, речь, поведение, образ жизни, самоконтроль и т.д. Культурная значимость буддизма связана с тем, что он акцентировал внимание на внутреннем мире человека. Буддизм стал символом духовной культуры Древней Индии, поскольку он содержал в себе важнейшие принципы индийского мировоззрения: терпимость, непричинение зла живому, личная ответственность за собственные поступки, созерцательность, приоритет духовности.

Исламский тип культуры

Возникнув в начале  VII века нашей эры в Аравии, ислам является последней из мировых религий. Сложившаяся на стыке древних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитавшая в себя элементы христианства и иудаизма, греческой философии и римского права, административной структуры древнеперсидских империй и мистико-метафизических спекуляций индуизма и буддизма эта религиозная система оказалась сложным итогом многостороннего синтеза. Основой этого синтеза были бедуинская арабская культура, арабский этнос и его очень слабо развитая    государственность. Печать ислама на обществе объясняется тем, что это тотальная религия, которая затрагивает все моменты личной и общественной жизни.

Ислам характеризуется большой простотой  принципов: Бог, единый и всемогущий, ниспослал людям текст- Коран, который  Он передал с помощью человека по имени Магомет. Признать всемогущество Бога – значит повиноваться его воле. Смысл слова «ислам»- «повиновение». Повиновение Богу заключается в том, чтобы повиноваться Его слову, то есть строго соблюдать предписания Корана.    Благочестивый мусульманин должен хорошо знать весь Коран, так как вся его общественная и частная жизнь должна соотносится с ним. Коран рекомендует верующим рассказывать его всякий раз, когда это возможно. Тысяча верующих знают его наизусть от корки до корки.   Если прибегнуть к юридическому сравнению, Коран - это закон, исходящий от высшей власти, а хадисы - юриспруденция, то есть метод трактовки закона. Верование мусульман касается всего, что написано в Коране.

Как и  другие религии ислам не призывает  к активному социальному переустройству. Напротив, он учит смирению и послушанию. Частная собственность священна – на этот счет указания Корана строги и недвусмысленны, а законы шариата  строго карают преступников (вору отрубают кисть правой руки). Как и Библия, Коран призывает человека трудиться – этим в первую очередь он обеспечит себе царство небесное. Человек должен быть скромен и терпелив, мужественно сносить все невзгоды этого мира и уповать на спасение в загробной жизни. Однако ислам признает, что Коран не регламентирует все детали жизни в обществе: то, что не запрещено или не рекомендуется, оставляется на свободное суждение каждого.

Культура  и социальная структура  общества

Наиболее  общей и сложной социальной системой является общество. Общество – это  сформировавшаяся в процессе исторического  развития человечества, относительно устойчивая система связей и отношений  людей, поддерживаемая обычаями, традициями и законами, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.  Элементами столь  сложной социальной системы являются люди. Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, классы , нации, народности , группы, различные по их социальному положению.

Социальная  структура общества означает объективное  деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному  положению, по их отношению к способу  производства. Это устойчивая связь  элементов в социальной системе. Основными элементами  социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов  в свою очередь является сложной  социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура  общества отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и  демографических групп, которые  определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений.

 Главным принципом определения социальной структуры общества должен быть поиск реальных субъектов социальных процессов. Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и так далее. С этой точки зрения социальную структуру общества можно представить как более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп. 

Субкультура

Субкультура – это часть общей культуры, отличающая определённой спецификой. Всякая культура состоит из многих элементов, составляющих её специфику( язык, религия, обычаи, нравы, искусство, хозяйственный уклад и т.д.), а  субкультура по основной массе этих элементов идентична или очень  близка базовой , отличаясь лишь несколькими  чертами. Существование субкультур связано с тем, что практически  каждая конкретно – историческая сообщество внутренне неоднородно, включает в себя помимо основного  этнического и социального ядра и определённые вкрапления – группы со специфическими этнографическими, сословными, конфессиональными, функциональными  и иными признаками.  Помимо субкультур, отличающихся от основной культуры какими-либо этническими, лингвистическими или конфессиональными признаками, существует множество субкультур, основных на социальной или возрастной специфики. Уровень специфичности тех или иных субкультур по отношению к основной национальной культуре в каждом конкретном случае уникален так же, как и тенденция сближения или ещё большего размежевания с базовой культурой.

Профессиональный  тип культуры  

Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"