Контрольная работа по "Культорологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 22:45, контрольная работа

Краткое описание

1. От маньеризма к барокко. Принципы барокко как выражение дворянского мировоззрения.
2. Вырождение дворянской культуры в период абсолютизма. Рококо и его периоды.
3. Становление буржуазной культуры. Классицизм и его принципы. Идеи просвещения

Файлы: 1 файл

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА.DOC

— 98.00 Кб (Скачать)
"justify">      в) в архитектуре:

          овал  в линии здания;

          архитектурные ансамбли;

      г) скульптура подчинена общему декоративному  оформлению;

      д) в живописи - отказ от прямолинейной  перспективы, подчеркивание

       “бесконечности” пространства;

    е) в  музыке - создание циклических форм (соната, концерт), многочастных         произведений (опера).

  В эпоху барокко произведения искусства  “активно стремятся соединиться  с другими” (Липатов). Т.о. Мастер эпохи  барокко мыслит и как скульптор, и как архитектор, и как декоратор одновременно (Бернини “Собор святого Петра”). 

  2. Вырождение дворянской  культуры в период  абсолютизма. Рококо  и его периоды.

 
 

  С началом нового, XVШ столетия совершенно очевидно обозначился процесс разложения французской абсолютной монархии. Смерть в 1715 г. "короля-солнца", последнее десятилетие лишь формально сохранившего могущество, была просто завершающим событием в том длинном ряду явлений, которые подготавливали приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве.

  Начало  регенства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Людовики XV, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета совершенно противоположной атмосферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору, и жизненного распорядка не столь торжественного. Но в этом бурном веселье, желании успеть насладиться всем была и доля бравады, тревоги, предчувствие краткости мгновения, надвигающихся грозных бедствий.

  Многое  меняется в искусстве. Король перестает быть единственным заказчиком произведений искусства, а двор - единственным коллекционером. Появляются частные коллекции, салоны. На долгие десятилетия Франция превращается в центр художественной жизни Западной Европы, в законодательницу всех художественных нововведений, она становится во главе всей духовной жизни Европы.

  В первой половине XVШ в., когда так  активно вытеснялась религиозная культура светской, ведущим направлением во Франции стало рококо. Многие исследователи считают рококо лишь ответвлением позднего барокко, потерявшим монументальность великого стиля. Тем не менее очевидно, что рококо в первой половине "галантного века" складывается в определенную стилевую систему, отчасти продолжающую черты, унаследованные от барокко, но еще более их видоизменяющую. Рококо - порождение исключительно светской культуры, еще уже - двора, французской аристократии, тем не менее оно сумело не только оставить след в искусстве, но и повлиять на дальнейшее ее развитие. Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве - в мебели, посуде, бронзе, фарфоре, а в архитектуре преимущественно в интерьере, где важным теперь было не пышное и величавое, а приятное и удобное. Городские дворцы знати, богатой буржуазии, - "отели", сооружаемые в этот период, как правило, строго классицстичны по экстерьеру. Внутри же стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью, лепниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами. Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище. Формы дробные, ажурные, орнамент сложный, построенный на изогнутых линиях, краски живописных панно или станковых картин прозрачные, светлые. Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства - игривое насмешливое, вычурное. Не случайно термин "рококо" возводят к слову "раковина", "рокайль". Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини - нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Новые веяния проникли в Академию. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые - все это темы любви. Портрет и пейзаж - не случайно очень важные в эту эпоху жанры. За легкомыслием, остроумием и насмешливой иронией рококо были и раздумья о судьбе человека, о смысле существования. Рококо имеет право на существование как стиль уже и потому, что оно дало новые грани, новое развитие выразительным средствам искусства.

  Предвестием этого направления в искусстве, но и явлением значительно более глубоким, не укладывающимся в рамки какого-то одного направления, был художник Жан Антуан Ватто, создавший в искусстве свой, неповторимый образ. Ватто нашел себя, свою тему, когда приехал в Париж: это так называемые галантные празднества - аристократическое общество в парке, музицирующие, танцующие, праздное; живопись, в которой как будто нет ни действия, ни сюжета, - сцены беспечной жизни, переданные с утонченной грацией. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом меланхолии и грусти. Колорит Ватто - одно из сильнейших качеств его дарования - построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений "Паломничество на остров Цитеру". В этой картине отражена тончайшая палитра чувств, которая прежде всего создана самим цветом. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Театральность характерна для всего искусства XVШ в., и для Ватто особенно. Он не скрывает театрального приема в композиции. Искусство театра не только было модно в век Ватто, театром была вся жизнь общества, которое пишет художник. Ватто вообще очень близко знал актерский быт и не раз писал актеров итальянской и французской комедии. Делакруа называл технику Ватто изумительной, объединившей Фландрию и Венецию. В самом конце жизни Ватто создал свою последнюю работу - это вывеска антикварной лавки, которая так и называется "Лавка Жерсена". В ней он возможно хотел показать, как быстротечна "слава мира", как коротка власть и сама жизнь, а вечно лишь одно искусство.

  Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше, ибо в его искусстве  гедонизм рококо, доходящий до фривольности, пренебрежение к конструктивному, рациональному, разумному, как и вся утонченная культура "рокайльного языка", выразилось в полной мере.

  3. Становление буржуазной  культуры. Классицизм  и его принципы. Идеи просвещения.

 

  XVШ  столетие принято называть веком  Просвещения. Ранние буржуазные революции победили только в двух странах - Англии и Нидерландах. В большинстве европейских государств был сохранен старый порядок. XVШ век с его просветительскими идеалами, идеями "свободы, равенства, братства" подготовил господство классических форм развитого буржуазного общества, а Французская революция 1789-1794 гг. явилась классической буржуазной революцией, захватившей широкие народные массы.

  XVШ  столетие подготовило также господство  буржуазной культуры. На смену  старой, феодальной идеологии пришло  время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.

  Литература, музыка и театр достигают в  эту эпоху той художественной зрелости, которая пришла к живописи в XVI-XVП вв., достаточно назвать романы Прево, Филдинга, Смоллета, Вольтера, Гете, музыку Баха, Моцарта, Гайдна.

  Изобразительному  искусству XVШ столетия в лучших произведениях  свойственны анализ тончайших переживаний  человека, воспроизведение нюансов  чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и аналитическая наблюдательность - характерные черты искусства XVШ в. как в жанре портрета, так и в бытовой живописи. Эти свойства художественного восприятия жизни являются вкладом XVШ столетия в развитие мировой художественной культуры, хотя следует признать, что это было достигнуто ценой утраты универсальной полноты в изображении духовной жизни, цельности в воплощении эстетических воззрений общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембранда, Пуссена.

  Просвещение как мощное идейное движение, начавшееся в Англии, формируется и во Франции с 40-х годов XVШ в. Монтескье, Вольтер, Гольбах, Руссо происходили из разных слоев общества, но отношение к старому режиму, несостоятельность которого была для них очевидна, требование равенства, оценки человека по заслугам личности, а не по сословным привилегиям объединили мыслящих людей Франции. Так во Франции началась эпоха Просвещения, определенные нравственные, этические и эстетические принципы которого направили искусство в новое русло.

  4. Роль немецкой  классической философии  в формировании духовной культуры конца XVIII – начала XIX веков.

  В конце XVII - н. XIX  вв.  Германия  приближалась  к  буржуазной  революции.  Февральская  революция предшествовала политическому  перевороту. Важную  роль  в  формировании Немецкой классической сыграли достижения естествознания и общественных наук. Кант - основоположник   немецкого   классического   идеализма.   Он разработал    концепцию происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности.  Считал,  что решению таких проблем  в  философии,  как  проблемы  бытия,  морали  и  религии  должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания, и установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на самом деле, а только  так  как он нам является. Кант утверждал существование некоего предмета вне нашего  сознания.  Но  последний  с  другой  стороны, принципиально   непознаваем,    является    потустороннем    нашему    сознанию. 

  Существовало  два  периода  творчества  -  докритический  и  критический.

  Докритический:  идеи  нерегулярного происхождения вселенной из   туманности, понятие отрицательных величин, для познания большую роль играют исследования, а не индукция и не дедукция. Критический: критика классического разума,  практическая теория познания, этика, эстетика и теория о целесообразности.

  Фихте - отрицал агностицизм Канта, его  представление о вещи в себе.  Он предлагал объект "Я" и субъект "не Я". В основе мира лежит какое-то конкретное  "Я".  Мир можно  познать через интеллектуальную интуицию. Метод  познания:  истину  можно вывести с помощью тезиса, антитезиса и синтеза. Тезис - высказывание, антитезис - противоположное высказывание, синтез = тезис +  антитезис.  Антитезис нельзя вывести из тезиса. Субъективный идеалист.

  Вершиной  классической немецкой философии считается творчество Гегеля. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии.

  Он  открыл и обосновал с позиции  объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод познания её антиподу, метафизике, так как по его мнению явление не менее объективно, чем сущность. 

  В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей  науки о праве и государстве не разработку представлений о должном разумном праве и государстве, а нахождении разумного в самой действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее.

  Гегель  первым различает гражданское общество и политическое государство, трактуя гражданское общество, как опосредованная трудом, система потребностей покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет политическое государство на три власти, считая подлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.

  Высшим  моментом идеи государства и Гегеля представляет идеализацию суверенитета. Гегель выделил национальную сущность государства, поделив всемирную  историю мира на четыре всемирно-исторических мира, возвеличивал при этом германские народы и приукрашивая степень развитости Пруссии и других немецких государств.

  Открытие  диалектического метода, составление  целой эпохи в философском  мышлении, не было случайностью. Гегель неоднократно подчеркивал, что в истории философской мысли существует известная преемственность, обогащение последующих философских учений. Подчеркивание Гегелем заслуг предшествующих философских учений не помешало ему с успехом расширить рамки предыдущих достижений и представил весь исторический и духовный мир в виде бесконечного процесса движения и развития. Все что нас окружает, заявил он, моет быть рассмотрено как образец диалектики.

  Однако, диалектика с ее борьбой противоположностей , духовный и исторический прогресс фактически обращен в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем : ведь “абсолютная цель” прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности. 

  5. Романтизм в литературе, музыке, живописи и архитектуре. От романтизма к реализму.

 
 
  
  1. Черты романтизма.
 

  Романтизм - это художественное направление, которое  возникает в начале XIX в Европе и продолжается до 40-х годов XIX века. Романтизм наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде, психологии людей.

  Непосредственной  причиной, вызвавшей  появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция. Как это стало возможно?

  До  революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества.  Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой кому- то повезет, а кому- то нет. В эту эпоху возникают и приобретают огромную популярность азартные игры, в всем мире и в частности в России возникают игорные дома, публикуются руководства по игре в карты.

  В литературе возникают образы игроков - людей, которые играют с судьбой.  Можно вспомнить такие произведения европейских писателей, как “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное - это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

  РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - это игрок, он играет с жизнью и судьбой., ведь только в игре человек может почувствовать силу рока.

Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"