Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:00, контрольная работа
Вряд ли сегодня кто-либо сможет описать все разнообразие культурных ценностей, достигнутых и достигаемых человечеством. Можно выделить лишь некоторые наиболее значимые области культуры человека на сегодняшний день. Подобное деление условно, спорно и во многом зависит от взглядов конкретного человека. Например, музыка для композитора – гуманитарная деятельность, а для Страдивари или Гварнери – технологическая (естественнонаучная).
Вопрос 1
Культура это единое, сложное, комплексное явление человеческой природы, которое условно (по степени преобладания духовной или материальной составляющих) часто делят на гуманитарную и естественнонаучную культуры.
Вряд ли сегодня кто-либо сможет описать все разнообразие культурных ценностей, достигнутых и достигаемых человечеством. Можно выделить лишь некоторые наиболее значимые области культуры человека на сегодняшний день. Подобное деление условно, спорно и во многом зависит от взглядов конкретного человека. Например, музыка для композитора – гуманитарная деятельность, а для Страдивари или Гварнери – технологическая (естественнонаучная).
Наличие в единой человеческой культуре двух разнородных типов культуры (естественнонаучной и гуманитарной) стало предметом философского анализа еще в XIX веке, в пору формирования большинства наук о проявлениях человеческого духа (религиоведения, эстетики, теории государства и права). Впервые проблема различения "наук о природе" и "наук о духе" была поставлена во второй половине XIX века такими философскими направлениями, как неокантианство (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт) и "философия жизни" (Вильгельм Дильтей).
Взаимоотношения
этих двух культур достаточно сложны.
А. Койре был одним из первых ученых, обративших
в начале XX века внимание на то, что после
некоторого этапа развития общества возникли
два мира - "мир науки" (мир количества,
воплощенного в геометрии) и "мир качества"
(в котором мы живем). В мае 1959 г. в Кембриджском
университете (Англия) известный английский
писатель и ученый Чарлз Перси Сноу прочитал
лекцию "Две культуры и научная революция",
которая вызвала продолжительную и острую
научную дискуссию, охватившую многие
страны и всколыхнувшую самые разные слои
интеллигенции. Он говорил, что в мире
существует две культуры - естественников
и гуманитариев (вспомним деление на "физиков"
и "лириков" в 60-70-х годах XX века). Между
ними образовалась пропасть, которая все
время углубляется и расширяется, так
как духовное и физическое необъединимы.
Главная мысль лекции сводилась к утверждению
о том, что между традиционной гуманитарной
культурой европейского Запада и новой, так
называемой "научной культурой", производной
от научно-технического прогресса XX века
растет с каждым годом катастрофический
разрыв. В результате ширящегося взаимонепонимания
между учеными и "литературными интеллектуалами",
переживающими трагедию отчуждения в
современном мире, все более возрастает
их прямая враждебность. Поэтому, заявил
Сноу, все мы одиноки. "Любовь, сильные
привязанности, творческие порывы иногда
позволяют нам забыть об одиночестве,
но эти триумфы – лишь светлые оазисы,
созданные нашими собственными руками,
конец же пути всегда обрывается во мраке:
каждый встречает смерть один на один".
Более того, вражда так называемых "двух
культур", по мнению Сноу, может вообще
привести к гибели человеческой культуры,
если не принять радикальных мер для реорганизации
образовательной системы, в частности,
мер, дающих возможность сблизиться уже
теперь страдающим от излишнего практицизма
физикам и проникнутым антиобщественными
настроениями индивидуалистам-
Гуманитарная культура
Гуманитарная
культура в современном понимании
– мировоззрение Человека, воплощенное
практически и прогнозируемое теоретически,
основанное на вере, что окружающий
нас Мир можно вообразить в
сознании. По-другому, это универсальный
комплекс материальных и духовных ценностей,
созданный исключительно
Естественнонаучная культура
Естественнонаучная культура в современном понимании – мировоззрение Человека, воплощенное практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир существует вне нашего сознания. По-другому, это универсальный комплекс материальных и духовных ценностей, созданный человеком на основе объективно (хотим мы этого или нет) существующих явлений Природы. Это наука (методы, теории, гипотезы, законы и т.д.), промышленность (заводы, транспорт, связь и т.д.), архитектура, сельское хозяйство, медицина, быт и т.п., что входит в понятие материальное.
Сходство и различие гуманитарной и естественнонаучной культур
Сходство и различие этих оттенков общечеловеческой культуры с одной стороны очевидны, с другой – совершенно неявны. Действительно гуманитарная культура человеческого общества всегда опирается на материальные возможности (например, краски – техническое средство). Естественнонаучная культура вряд ли возможна без гуманитарного начала, хотя бы морали. Например, уничтожение части человечества (неизлечимо больных и т.п.) может быть полезно с точки зрения выживания человечества, но аморально по гуманитарным соображениям.
Существующих
различий достаточно много, но можно
выделить следующие основные принципы-
1. Мнение – реальность (у гуманитариев мнение (хорошо или плохо), у естественников есть реальность, а ее оценка вторична);
2. Процесс
– наблюдение (гуманитарий вносит
в любой процесс элемент
3. Образы
– термины и числа (
4. Объяснение
– понимание (у гуманитариев
явления личностны (Я так
5. Генерализация
– индивидуализация (естественники
выделяют общее в вещах,
6. Отношение
к ценностям (у естественников
ценность истинна как
7. Антропоцентризм (у естественников человек – часть природы, у гуманитариев человек – центр Вселенной);
8. Идеологическая нейтральность – нагруженность (естественник ищет истину, гуманитарий нагружен идеологией, а поэтому стремится обосновать и оправдать какой-либо социальный интерес);
9. Субъектно-объектное отношение (в области естествознания субъект (человек) и объект познания (природа) строго разделены, в сфере гуманитарной субъект (человек) и объект познания (общество) частично совпадают);
10. Количество
– качество (естествознание опирается
на экспериментально-
11. Устойчивость - подвижность объекта (по сравнению с масштабами человеческой жизни природные объекты необычайно стабильны (атом всегда атом), социальное постоянство исторически кратковременно);
12. Эталон – уникальность (в естествознании стремятся уникальность привести к эталону (к общему), гуманитарии ценят уникальность, выделенную из общего);
13. Историчность – неисторичность (гуманитарное знание исторично, естественнонаучное – не обязательно).
Обсуждение
различных принципов
Гуманитарное познание невозможно без учета субъективных мотивов людей, поступки которых подлежат изучению. Поскольку чужие мысли и дела не даны исследователю непосредственно, он должен реконструировать их по текстам, предметам искусства, быта и т.д. Такое познание мира принципиально невозможно без учета личности исследователя, так как разные люди, скорее всего, воспримут одни и те же предметы по-разному.
Гуманитарная культура ориентирована на общечеловеческие ценности, такие, как гуманизм, демократия, мораль, права человека и т.п. Но исследователь этой культуры находится внутри рассматриваемых проблем. Философские системы, религии, филологические исследования включают в себя особенности, присущие их творцу. Вся его жизнь часто неразрывно вплетена в "ткань" этих систем, религий и т.п. Поэтому и методы исследования, используемые в области гуманитарного знания, разительно отличаются от естественнонаучных и сводятся преимущественно к интерпретациям, толкованиям, сравнениям.
Большое значение в гуманитарных сферах имеют телеологические или финалистские объяснения, цель которых – раскрытие мотивов и намерений в деятельности людей. Интерес к подобным объяснениям усилился в последнее время, он был обусловлен результатами, полученными в синергетике, экологии и других естественных науках. Но еще большее значение в гуманитарных сферах имеет исследовательский метод, связанный с истолкованием, который обычно называют герменевтическим.
При сравнении естествознания и гуманитаристики следует, на наш взгляд, уделять особое внимание принципу гносеологического актуализма, согласно которому предпочтение отдается наиболее развитому и совершенному знанию. Суть дела в том, что нельзя к культуре причислять все что угодно. Зачатки естественнонаучного и гуманитарного знания присущи каждому человеку, но не каждому удается возвыситься до уровня культуры. Принцип гносеологического актуализма нацеливает на непременное усвоение достижений современных наук. Недопустимо удовлетворяться суррогатами знания. Это относится в равной степени как к естествознанию, так и к гуманитаристике.
Особое место в гуманитарной культуре занимает философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. При этом свойственный философии обобщающий характер свидетельствует, что по своей сути она представляет собой организованную систему взглядов на окружающий мир и место в нем человека.Таким образом, философия вынуждена затрагивать, объяснять с общих позиций окружающий физико-биологический мир природы и его основные законы развития. Кроме того, один из разделов философии - гносеология - изучает также особенности адекватного научного познания этих законов человеком. Тем самым философия осуществляет реальную и органичную взаимосвязь между естественнонаучной и гуманитарной культурами, всемерно содействуя их синтезу и взаимодействию.
Специфика явлений,
изучаемых соответственно в естествознании
и гуманитаристике, позволяет очертить
Культура – это проявление креативного (творческого начала) в человеческой личности, раскрытие ее возможностей, ее общественной значимости, синтез ее способностей и функций. Вот почему в настоящее время происходит сближение естествознания и гуманитарных областей человеческой деятельности, что не только естественно, но и объективно закономерно, так как в их основе лежит единое начало - творчество. Взаимодополнительность естествознания и гуманитаристики проявляется также в том, что в реальной жизни они тесно переплетены друг с другом.
Гуманитарные и естественные науки, а также формирующиеся на их основе типы культур разделены, но вместе с тем они нуждаются друг в друге и они не столько противоположны, сколько взаимодополнительны. Такое неразрывное единство двух культур может быть обусловлено несколькими соображениями.
Во-первых, традиционная
дифференциация научного знания, характерная
для естественных, технических и
гуманитарных наук, подготовила основание
для междисциплинарной
Во-вторых, аппарат современного научного знания фактически приспособлен для реализации интегративных представлений, которые обусловлены внутренней логикой формирования науки, универсальностью структур и приемов научного мышления.
В-третьих, разрешение общечеловеческих (глобальных) проблем возникающих в рамках цивилизаций в конце XX века, требует активизации процессов, связанных с интегративными тенденциями в структуре науки.
Следует заметить,
что понятие культура
· социально
обусловленный нормативный
· достигнутый уровень общественного развития и культуры;
· обобщенный исторический этап развития человеческого общества;
· географически определенная устойчивая общность сопредельных культур.