Контрольная работа по "Культорологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:00, контрольная работа

Краткое описание

Вряд ли сегодня кто-либо сможет описать все разнообразие культурных ценностей, достигнутых и достигаемых человечеством. Можно выделить лишь некоторые наиболее значимые области культуры человека на сегодняшний день. Подобное деление условно, спорно и во многом зависит от взглядов конкретного человека. Например, музыка для композитора – гуманитарная деятельность, а для Страдивари или Гварнери – технологическая (естественнонаучная).

Файлы: 1 файл

КСЕ семинар 1.docx

— 44.10 Кб (Скачать)

Вопрос 1

Культура  это единое, сложное, комплексное  явление человеческой природы, которое  условно (по степени преобладания духовной или материальной составляющих) часто  делят на гуманитарную и естественнонаучную культуры.

Вряд ли сегодня  кто-либо сможет описать все разнообразие культурных ценностей, достигнутых  и достигаемых человечеством. Можно  выделить лишь некоторые наиболее значимые области культуры человека на сегодняшний  день. Подобное деление условно, спорно и во многом зависит от взглядов конкретного человека. Например, музыка для композитора – гуманитарная деятельность, а для Страдивари или  Гварнери – технологическая (естественнонаучная).

Наличие в  единой человеческой культуре двух разнородных  типов культуры (естественнонаучной и гуманитарной) стало предметом  философского анализа еще в XIX веке, в пору формирования большинства  наук о проявлениях человеческого  духа (религиоведения, эстетики, теории государства и права). Впервые  проблема различения "наук о природе" и "наук о духе" была поставлена во второй половине XIX века такими философскими направлениями, как неокантианство (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерти "философия жизни" (Вильгельм Дильтей).

Взаимоотношения этих двух культур достаточно сложны. А. Койре был одним из первых ученых, обративших в начале XX века внимание на то, что после некоторого этапа развития общества возникли два мира - "мир науки" (мир количества, воплощенного в геометрии) и "мир качества" (в котором мы живем). В мае 1959 г. в Кембриджском университете (Англия) известный английский писатель и ученый Чарлз Перси Сноу прочитал лекцию "Две культуры и научная революция", которая вызвала продолжительную и острую научную дискуссию, охватившую многие страны и всколыхнувшую самые разные слои интеллигенции. Он говорил, что в мире существует две культуры - естественников и гуманитариев (вспомним деление на "физиков" и "лириков" в 60-70-х годах XX века). Между ними образовалась пропасть, которая все время углубляется и расширяется, так как духовное и физическое необъединимы. Главная мысль лекции сводилась к утверждению о том, что между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и новой, так называемой "научной культурой", производной от научно-технического прогресса XX века растет с каждым годом катастрофический разрыв. В результате ширящегося взаимонепонимания между учеными и "литературными интеллектуалами", переживающими трагедию отчуждения в современном мире, все более возрастает их прямая враждебность. Поэтому, заявил Сноу, все мы одиноки. "Любовь, сильные привязанности, творческие порывы иногда позволяют нам забыть об одиночестве, но эти триумфы – лишь светлые оазисы, созданные нашими собственными руками, конец же пути всегда обрывается во мраке: каждый встречает смерть один на один". Более того, вражда так называемых "двух культур", по мнению Сноу, может вообще привести к гибели человеческой культуры, если не принять радикальных мер для реорганизации образовательной системы, в частности, мер, дающих возможность сблизиться уже теперь страдающим от излишнего практицизма физикам и проникнутым антиобщественными настроениями индивидуалистам-интеллектуалам. Так в чем различаются эти две ветви общечеловеческой культуры?

Гуманитарная  культура

Гуманитарная  культура в современном понимании  – мировоззрение Человека, воплощенное  практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир можно вообразить в  сознании. По-другому, это универсальный  комплекс материальных и духовных ценностей, созданный исключительно субъективным (личностным) сознанием человека и  общества. Это моральрелигияискусство, политика, философия и т.п., что входит в понятие духовное.

Естественнонаучная  культура

Естественнонаучная  культура в современном понимании  – мировоззрение Человека, воплощенное  практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир существует вне нашего сознания. По-другому, это универсальный  комплекс материальных и духовных ценностей, созданный человеком на основе объективно (хотим мы этого или нет) существующих явлений Природы. Это наука (методы, теории, гипотезы, законы и т.д.), промышленность (заводы, транспорт, связь и т.д.), архитектура, сельское хозяйство, медицина, быт и т.п., что входит в понятие материальное.

Сходство  и различие гуманитарной и естественнонаучной культур

Сходство  и различие этих оттенков общечеловеческой культуры с одной стороны очевидны, с другой – совершенно неявны. Действительно  гуманитарная культура человеческого  общества всегда опирается на материальные возможности (например, краски – техническое  средство). Естественнонаучная культура вряд ли возможна без гуманитарного  начала, хотя бы морали. Например, уничтожение части человечества (неизлечимо больных и т.п.) может быть полезно с точки зрения выживания человечества, но аморально по гуманитарным соображениям.

Существующих  различий достаточно много, но можно  выделить следующие основные принципы-антиподы:

1. Мнение  – реальность (у гуманитариев  мнение (хорошо или плохо), у естественников  есть реальность, а ее оценка  вторична);

2. Процесс  – наблюдение (гуманитарий вносит  в любой процесс элемент искусственности,  естественник лишь наблюдает  (описывает) реальность);

3. Образы  – термины и числа (гуманитарная  культура опирается на язык  образов, естественнонаучная –  на язык терминов и чисел);

4. Объяснение  – понимание (у гуманитариев  явления личностны (Я так понимаю), у естественников безличностны (Есть, так как есть));

5. Генерализация  – индивидуализация (естественники  выделяют общее в вещах, гуманитарии  ищут в них неповторимость, уникальность);

6. Отношение  к ценностям (у естественников  ценность истинна как объективная  повторяемость (диктатура фактов), у гуманитариев преобладает аргументация  под заранее сделанный выбор  (так должно быть);

7.       Антропоцентризм (у естественников человек – часть природы, у гуманитариев человек – центр Вселенной);

8.       Идеологическая нейтральность – нагруженность (естественник ищет истинугуманитарий нагружен идеологией, а поэтому стремится обосновать и оправдать какой-либо социальный интерес);

9.       Субъектно-объектное отношение (в области естествознания субъект (человек) и объект познания (природа) строго разделены, в сфере гуманитарной субъект (человек) и объект познания (общество) частично совпадают);

10.  Количество – качество (естествознание опирается на экспериментально-математические методы, гуманитарные науки в большей степени оперируют качественными показателями, тем более с учетом моральных запретов);

11.  Устойчивость - подвижность объекта (по сравнению с масштабами человеческой жизни природные объекты необычайно стабильны (атом всегда атом), социальное постоянство исторически кратковременно);

12.  Эталон – уникальность (в естествознании стремятся уникальность привести к эталону (к общему), гуманитарии ценят уникальность, выделенную из общего);

13.  Историчность – неисторичность (гуманитарное знание исторично, естественнонаучное – не обязательно).

Обсуждение  различных принципов естественнонаучного  и гуманитарного начала в человеческой культуре показывает их относительность, так как очевидно, что в каждом из них можно найти общее. Речь идет лишь о преобладании отдельных  принципов в естественнонаучной или гуманитарной деятельности человека.

Гуманитарное  познание невозможно без учета субъективных мотивов людей, поступки которых  подлежат изучению. Поскольку чужие  мысли и дела не даны исследователю  непосредственно, он должен реконструировать их по текстам, предметам искусства, быта и т.д. Такое познание мира принципиально  невозможно без учета личности исследователя, так как разные люди, скорее всего, воспримут одни и те же предметы по-разному.

Гуманитарная  культура ориентирована на общечеловеческие ценности, такие, как гуманизм, демократия, мораль, права человека и т.п. Но исследователь  этой культуры находится внутри рассматриваемых  проблем. Философские системы, религии, филологические исследования включают в себя особенности, присущие их творцу. Вся его жизнь часто неразрывно вплетена в "ткань" этих систем, религий  и т.п. Поэтому и методы исследования, используемые в области гуманитарного  знания, разительно отличаются от естественнонаучных и сводятся преимущественно к  интерпретациям, толкованиям, сравнениям.

Большое значение в гуманитарных сферах имеют телеологические  или финалистские объяснения, цель которых – раскрытие мотивов  и намерений в деятельности людей. Интерес к подобным объяснениям  усилился в последнее время, он был  обусловлен результатами, полученными  в синергетике, экологии и других естественных науках. Но еще большее  значение в гуманитарных сферах имеет  исследовательский метод, связанный  с истолкованием, который обычно называют герменевтическим.

При сравнении  естествознания и гуманитаристики следует, на наш взгляд, уделять особое внимание принципу гносеологического актуализма, согласно которому предпочтение отдается наиболее развитому и совершенному знанию. Суть дела в том, что нельзя к культуре причислять все что угодно. Зачатки естественнонаучного и гуманитарного знания присущи каждому человеку, но не каждому удается возвыситься до уровня культуры. Принцип гносеологического актуализма нацеливает на непременное усвоение достижений современных наук. Недопустимо удовлетворяться суррогатами знания. Это относится в равной степени как к естествознанию, так и к гуманитаристике.

Особое место  в гуманитарной культуре занимает философия - наука о наиболее общих законах  развития природы, общества и человеческого  мышления. При этом свойственный философии обобщающий характер свидетельствует, что по своей сути она представляет собой организованную систему взглядов на окружающий мир и место в нем человека.Таким образом, философия вынуждена затрагивать, объяснять с общих позиций окружающий физико-биологический мир природы и его основные законы развития. Кроме того, один из разделов философии - гносеология изучает также особенности адекватного научного познания этих законов человеком. Тем самым философия осуществляет реальную и органичную взаимосвязь между естественнонаучной и гуманитарной культурами, всемерно содействуя их синтезу и взаимодействию.

Специфика явлений, изучаемых соответственно в естествознании и гуманитаристике, позволяет очертить особенностивоспроизведения этих явлений на перцептуальном (чувственном), когнитивном (мыслительном), и лингвистическом(словесном) уровнях науки.

Культура  – это проявление креативного (творческого начала) в человеческой личности, раскрытие ее возможностей, ее общественной значимости, синтез ее способностей и функций. Вот почему в настоящее время происходит сближение естествознания и гуманитарных областей человеческой деятельности, что не только естественно, но и объективно закономерно, так как в их основе лежит единое начало - творчество. Взаимодополнительность естествознания и гуманитаристики проявляется также в том, что в реальной жизни они тесно переплетены друг с другом.

Гуманитарные  и естественные науки, а также  формирующиеся на их основе типы культур  разделены, но вместе с тем они  нуждаются друг в друге и они  не столько противоположны, сколько  взаимодополнительны. Такое неразрывное единство двух культур может быть обусловлено несколькими соображениями.

Во-первых, традиционная дифференциация научного знания, характерная  для естественных, технических и  гуманитарных наук, подготовила основание  для междисциплинарной взаимосвязи  сложившейся их системы.

Во-вторых, аппарат  современного научного знания фактически приспособлен для реализации интегративных  представлений, которые обусловлены  внутренней логикой формирования науки, универсальностью структур и приемов  научного мышления.

В-третьих, разрешение общечеловеческих (глобальных) проблем  возникающих в рамках цивилизаций  в конце XX века, требует активизации  процессов, связанных с интегративными тенденциями в структуре науки.

Следует заметить, что понятие культура чрезвычайно сближается, но, по-видимому, все-таки не может быть полностью отождествлено с еще более общей категорией - цивилизация.В философии, политологии, истории и культурологии последняя трактуется с достаточно разных, но, в конечном счете, с взаимодополняющих позиций, а именно как:

· социально  обусловленный нормативный базис  для формирования культуры;

· достигнутый  уровень общественного развития и культуры;

· обобщенный исторический этап развития человеческого  общества;

· географически  определенная устойчивая общность сопредельных культур.

Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"