Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:00, контрольная работа
Вряд ли сегодня кто-либо сможет описать все разнообразие культурных ценностей, достигнутых и достигаемых человечеством. Можно выделить лишь некоторые наиболее значимые области культуры человека на сегодняшний день. Подобное деление условно, спорно и во многом зависит от взглядов конкретного человека. Например, музыка для композитора – гуманитарная деятельность, а для Страдивари или Гварнери – технологическая (естественнонаучная).
Таким образом,
на основе приведенных определений
можно сделать вывод о
При этом выделяют следующие основные типы цивилизационных культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, майя и западноевропейскую. Предсказывают и будущий интенсивный расцвет русско-сибирской культуры. Другие исследователи насчитывают около двадцати типов исторических цивилизаций, в том числе, в дополнение к уже названным выше, такие как шумерская, минойская, хеттская, эллинская, юкатанская, дальневосточная, индуистская, андская, мексиканская, православно-христианская и др.
В настоящее
время культурно-
Достаточно
широкое распространение
Процессы
овладения культурой новыми поколениями,
механизмы приобщения к достижениям
культуры выявляются в виде трех типов
трансляции культуры.
Вопрос 2
Стремление человека к познанию окружающего мира бесконечно. Одним из средств этого познания является естествознание. Оно активно участвует в формировании мировоззрения каждого человека отдельно и общества в целом. К мировоззрению относится также социальная установка на понимание смысла жизни, жизненных идеалов, целей общества и средств их достижения. Мировоззрение - совокупность определенных знаний, комплекс норм и убеждений, проявляющихся в содержании практической деятельности.Определенный мировоззренческий и методологический подход к пониманию мира и объяснению эмпирических фактов выражает стиль мышления. Он включает в себя применяемые методы исследования, некоторую познавательную и социальную установку и может быть консервативным, ортодоксальным, критическим, революционным, конформистским, эклектичным и т.д.
Разные исследователи определяют понятие <естествознание> по-разному: одни ученые говорят, что естествознание - это система наук о природе, а другие - что это единая наука о природе. Это противоречие видимое. Структура естествознания иерархична. Будучи единой системой знания, оно состоит из определенного количества входящих в эту систему наук, которые в свою очередь состоят из еще более дробных отраслей знания. На каждой ступени организации естествознания существует свой более или менее развитый методологический аппарат, который и позволяет считать систему знаний таких ступеней единой. Не следует забывать, что природа едина. Следовательно, множество естественных наук является континуумом, т.е. непрерывной совокупностью. Отдельные естественно-научные дисциплины организованы по прави-
лам, аналогичным естествознанию
в целом. Поэтому и естествознание,
и его отдельные отрасли
Во всех определениях
естествознания присутствуют два основных
понятия - <природа> и <наука>. В
широком смысле слова природа - это
все сущее в бесконечном
Цель естествознания -раскрыть сущность явлений природы, познать ихзаконы и предсказать на их основе новые явления, а также указать возможные пути использования на практике познанных законов природы. В нашей книге мы рассмотрим естествознание в контексте культуры, органической частью которой оно является. В самом понятии <культура> заложено разделение естественного хода развития природных процессов и явлений и искусственно созданной человеком <второй природы> - особой формы жизнедеятельности человека, качественно новой по отношению к предшествующим формам организации материи.
Взаимодействие двух культур
Как любое сложное
базовое понятие, культура не имеет
единого общепринятого
Для того чтобы понять соотношение таких категорий, как природа, общество и культура, следует обратиться к вопросу о двух типах жизни, выработавшихся на Земле: инстинктивно-биологическом и культурно-целесообразном (социальном) [1]; сразу скажем, что именно наличие социального типа жизни отличает человека от животного.
При инстинктивном
типе жизни преобладают
Человек в отличие от большинства видов животных универсален по своей природе, он может существовать в любом месте земного шара, осваивать разнообразные виды деятельности и т.д. Но он становится человеком только при наличии культурного окружения, в общении с другими, подобными себе существами. При отсутствии этого условия у него не реализуется даже его биологическая программа как живого существа и он преждевременно погибает. На протяжении культурной истории человек органически остается неизменным (в смысле отсутствия видообразования). Вызвано это тем, что все изменения переносятся на так называемое неорганическое тело культуры. Деятельность человека опосредованна. Между собой и природой он помещает предметы материальной культуры (орудия труда, одомашненные животные и растения, жилище, одежда, если она необходима). Духовные посредники - слова, образы, культурные навыки - существуют главным образом в
межличностной сфере. Весь организм культуры состоит из сложно организованных посредников, культурных институтов. Деятельность человека не является лишь ответом на внешние раздражители. В ней присутствует опосредующий момент размышления, сознательного действия сообразно цели, существующей в идеальной форме в виде плана, образа, намерения. Примечательно, что И.М. Сеченов рассматривал мышление как заторможенный, т.е. опосредованный периодом времени, рефлекс.
Из сказанного выше
следует, что культура - важнейший
регулятор взаимоотношений
Взаимоотношения этих двух культур достаточно сложны [26]. А. Койре был одним из первых ученых, обративших в начале XX в. внимание на то, что после некоторого этапа развития общества возникли два мира - <мир науки> (мир количества, воплощенного в геометрии) и <мир качества> (в котором мы живем). В дальнейшем идея о сложных путях взаимодействия естественно-научной и гуманитарной культур в современном обществе была развита в серии статей писателя, общественного деятеля и ученого Ч. Сноу. В настоящее время большинством признается существование двух культур, обладающих разными языками, критериями и ценностями: естественно-на-
учной культуры, включающей науки о природе, технику и т.п., и гуманитарной культуры, включающей искусство, литературу, науки об обществе и внутреннем мире человека.
Современная культура характеризуется быстрыми изменениями, а современное общество находится в состоянии дисгармонии с природой, глобального нарушения баланса - экологического кризиса. На это накладываются экономический, энергетический, информационный кризисы, а также обострение национальных, религиозных и социальных конфликтов во многих регионах Земли. Возможность успешного преодоления этих кризисов и конфликтов во многом определяется уровнем образованности и культуры общества. Обостряет эту ситуацию разделение путей развития естественно-научной и гуманитарной культур. Часто говорят, что духовность формируется исключительно за счет религиозного, нравственного, эстетического познания мира, что науку можно противопоставить духовности, что существует разделение между естествознанием и гуманитарными знаниями и они конфронтируют между собой.
Но вряд ли эти утверждения
справедливы. Наша культура во многом
была сформирована в эпоху Возрождения
и имеет свои корни в культуре
античности и европейского Средневековья.
Естественные науки в развитии современной
цивилизации не только обеспечивали
и обеспечивают научно-технический
прогресс, но и формируют особый
тип мышления, особый тип критически-аналитической
рациональности, весьма важный для
мировоззренческой ориентации современного
человека. Именно он побуждает человека
к поиску решений, к признанию
относительности систем отсчета
и наших суждений, а недостаток
этого типа мышления приводит к кризисным
ситуациям в обществе. Мировоззренческие
функции современного естествознания
не сводятся только к тому, что оно
дает знания о природе, поскольку
само знание - это еще не мировоззрение.
Оно становится таковым, когда в
общественное сознание входит тот тип
рациональности, который дают естественные
науки. Можно сказать, что духовность
во многом определяется научными знаниями
и умением разбираться в
открытие всегда появляется на определенном культурном фоне и становится феноменом культуры.
Разделение культуры на гуманитарную и естественно-научную во многом обусловлено существованием двух основных способов процесса мышления, которые имеют физиологическую природу. Как известно, мозг человека асимметричен: правое его полушарие отвечает за образный интуитивный тип мышления, а левое - за логический тип. Преобладание того или иного типа мышления часто определяет склонность человека либо к рациональному, либо к художественному типу восприятия мира. Разделение духовного и материального впервые встречается у Платона, а окончательно закрепилось после работ Р. Декарта, который разделил внутренний мир человека (сферу религии и искусства) и внешний мир (сферу изучения рациональным научным методом).
Человек приобретает знание в процессе повседневного взаимодействия с различными предметами и явлениями окружающего мира. Рациональное знание относится к интеллекту, функции которого - различать, разделять, сравнивать, измерять и распределять по категориям. Оно хорошо приспособлено к формализации, компактной записи и возможности трансляции, благодаря чему возникает феномен накопления, роста рационального знания увеличивающимся темпом. Таким образом, рациональный тип мышления в значительной степени формирует стереотипы и идеологию общества.