Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:56, контрольная работа
Культуру как целостную систему обычно принято делить на две формы: материальную культуру и духовную культуру, что соответствует двум основным видам производства – материальному и духовному. Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т.п. К духовной культуре относится сфера духовного производства и его результаты, т.е. сфера сознания – наука, нравственность, воспитание, право, философия, искусство, литература, фольклор, религия и т.д. Сюда же следует отнести отношения людей между собой, к самим себе и к природе, которые складываются в процессе производства продуктов материальной и духовной деятельности.
1. Взаимосвязь материальной и духовной культуры, их основные элементы……………………………………………………………3
2. Основные блоки структуры культуры: познавательный, поведенческий, институциональный, ценностный (аксиологический), информационный и семиотический аспекты культуры………………………..7
3. Виды культуры: политическая, экономическая, правовая, экологическая, художественная, нравственная культура. Время и пространство в системе культуры………………………………………………11
4. Список литературы. ……………………………………………... 24
Информационная функция обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта. У человечества нет иного пути сохранения, приумножения, и распространения во времени и пространстве накопленных духовных богатств, как через культуру. Культура не наследуется или почти не наследуется генетическим и биологическим путем. Иными словами, человек приходит в этот мир как в той или иной степени чистый лист бумаги, на котором старшие поколения – носители предшествующей культуры – пишут свои письмена.
Каналом передачи информации во времени и пространстве является не только духовная, но и материальная культура. Любое орудие производства или предмет потребления, представляя собой лишь очередное звено в неразрывной цепи родственных изделий или явлений, по законам семиотики, несет на себе определенную информацию о человеке, об общественных отношениях своей эпохи и своей страны. По отдельным черепкам и обломкам опытный археолог может воссоздать живую картину прошлого так же как этнограф – быт и верования какого-нибудь далекого племени.
Семиотическая
функция – важнейшая в системе культуры.
Представляя собой определенную знаковую
систему, культура предполагает знание,
владение ею. Без изучения соответствующих
знаковых систем овладеть достижениями
культуры невозможно. Так, язык (устный
или письменный) – средство общения людей,
литературный язык – важнейшее средство
овладения национальной культурой. Специфические
языки нужны для познания особого мира
музыки, живописи, театра. Естественные
науки (физика, математика, химия, биология)
также располагают собственными знаковыми
системами.
Виды культуры: политическая, экономическая, правовая, экологическая, художественная, нравственная культура. Время и пространство в системе культуры.
Человеческое общество является сложной целостной системой, которая состоит из различных структурных элементов. Основные сферы общественной жизни – экономика, политика, право, искусство, нравственность, религия, наука. И в каждой из перечисленных областей общие закономерности функционирования и развития культуры проявляются особым образом. Поэтому несомненный интерес представляет анализ таких видов культуры, как экономическая, политическая, правовая, нравственная и художественная.
Политическая культура включает в себя совокупность способов политической деятельности, знаний, ценностных ориентаций и норм политического поведения социальных групп и инвалидов. Она отражает механизмы реализации власти и отношений к ней. Продуктом политической культуры является политическая система общества. Политической культуре присуща специфическая система символов (флаг, герб, гимн страны, отличительные знаки различных партий и организаций и т.д.).
Можно выделить основные элементы в структуре политической культуры:
- Культурно- психологические, идейно-теоретические, поведенческие комплексы, реализующиеся в политических действиях.
- Объективные результаты политической деятельности: ценности, нормы, институты.
- Типы политических субъектов (инвалид, класс, нация, партия, элита и т.д.) с их особенностями.
Политическая
культура является интегратором политического
опыта. В рамках политической культуры
разрабатываются механизмы
Политическая
культура как система ценностей
включает в себя такие принципы,
как свобода, равенство, суверенитет
народа, справедливость и т.д., которые
закрепляются в Конституции, обычаях
и традициях. Она связана также
с нормами, которые определяют конкретные
механизмы осуществления
Политическая культура формируется и осуществляется на самых разных уровнях: личностном, групповом, общества в целом.
Ну уровне общественной системы в целом политическая культура проявляет себя в способах функционирования политических институтов в характере их взаимодействия, в поведении партий и общественных движений во время выборов, в технологиях разрешения политических конфликтов, в принятой в обществе ценностно-нормативной системе стандартов политического поведения, в обычаях и традициях, касающихся взаимоотношений властных структур с различными социальными группами.
Общие закономерности политической культуры на групповом уровне конкретизируются в политических субкультурах. Прежде всего отметим молодежную политическую культуру, своеобразие которой связано с психологическими особенностями и социальным статусом молодежи. Для молодежи характерны эмоциональное восприятие политической жизни, политическая неразборчивость, высокий уровень внушаемости, эклектичность, принципиальная оппозиция власти вообще.
В
своем личностном измерении политическая
культура связана с познавательными
ориентациями индивида в сфере политики
(в отношении к ветвям власти,
партиям отдельным
Политическая культура имеет
свои особенности в
Формирование политической культуры общества связано с уровнем общей культуры народа, историческими предпосылками, географическим положением, социально-классовыми интересами, идеологией, религией. Процесс формирования индивидуальной политической культуры протекает под влиянием семьи, школы, сверстников, большое значение приобретает здесь политическое окружение ребенка.
Экономическая культура представляет в первую очередь как совокупность ценностей и норм, являющихся регулятором экономической деятельности и отношений. Она связана также с навыками и умениями работников, способами организации экономической жизни и конкретными результатами производственного процесса. Культурные образцы, созданные в сфере экономики, выполняют роль социальной памяти экономического развития.
На
индивидуальном уровне экономическая
культура предстает как культура
труда (навыки владения орудиями труда
и культура трудового процесса).
На уровне социальной группы можно
говорить о культуре производства.
Последняя предполагает создание и
следование определенным трудовым технологиям,
культуру условий труда, культуру межличностных
отношений в трудовом коллективе.
На уровне общества в целом экономическая
культура связана с глобальными
стратегиями экономической
Одна
из важных задач управления – формирование
корпоративной культуры, т.е. объединение
работников вокруг общих целей организации,
создание сплоченного коллектива. В
связи с этим в последнее время
становится все более употребительным
такой термин, как культура организации:
специфическая система связей и
отношений, осуществляющаяся в рамках
конкретной предпринимательской
Экономическая культура во многом определяет развитие общества, формируя определенный уровень развития техники и технологии, отношения собственности, способы распределения и потребления, материальных благ. Уровень экономической культуры создает материальную базу для развития других сфер культуры.
Правовая культура является важной составляющей современной культуры. Правовые отношения охватывают в настоящее время практически все сферы жизни общества, распространяются на межличностные отношения. Правовая культура фиксирует уровень правовых знаний людей, критерии оценки поступков с точки зрения их противоправности, включает в себя систему правовых ценностей, убеждений, норм, традиций, а также правотворческую и правоприменительную деятельность. Продуктом правовой культуры являются, прежде всего, правовые документы, фиксирующие сложившиеся нормы права: организации, вырабатывающие и контролирующие исполнение правовых норм, также учреждения, осуществляющие карательную функцию.
Основные элементы правовой культуры:
- Право – система общеобязательных норм и отношений, закрепляемых и охраняемых государством. Правотворческая деятельность – монополия государства. Поэтому существует тесная связь между политической и правовой культурой. Право выступает как орудие государственного управления, является важным показателем положения личности в государстве. Соблюдение правовых норм обеспечивается принудительной силой государства;
- Правосознание – совокупность взглядов, идей, учений, выражающих отношение людей к правосудию и отражающее их понимание правомерного и неправомерного. Можно выделить обыденный, профессиональный и теоретический уровни правосознания;
- Правовая деятельность – соблюдение законности и правопорядка, правоприменительная деятельность, повседневное участие в поддержании и сохранении порядка, участие в дружинах и т.д.
Функции правовой культуры:
- Интеграционная. Система права призвана обеспечить согласие в обществе, способствовать предупреждению конфликтных ситуаций;
- Регулятивная функция права связана с созданием целой системы норм поведения, которые упорядочивают, регулируют отношения людей как в сфере их профессиональной деятельности, так и в способах распределения и потребления, в межличностных отношениях;
- Охранительная функция связана с защитой интересов граждан и их собственности от преступных посягательств со стороны других людей;
- Просветительская. Правовая культура предполагает создание системы информирования граждан об основных правовых нормах и наказаниях, полагающихся за нарушение.
Под экологической культурой понимается совокупность личностных, морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление которых обеспечивает устойчивое качество окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и рациональное использование природных ресурсов.
Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведения жителей и гостей города всех возрастов:
- экологического мировоззрения;
- бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений и особо охраняемых территорий;
- личной ответственности перед обществом за создание и сохранение благоприятной окружающей среды;
- осознанного выполнения экологических правил и требований.
Основная
цель формирования экологической культуры
на настоящем этапе — объединение
усилий и солидарной ответственности
Правительства, всех городских структур,
профессиональных и общественных объединений,
граждан на формировании экологически
ответственного мировоззрения населения
всех возрастов. Для этого необходимо
решение следующих
- экологического просвещения;
- дошкольного, школьного и внешкольного экологического образования;
- профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;
- непрерывной и целеустремленной работы на всех уровнях и структурах исполнительной и законодательной власти по выработке экономического механизма и нормативно-правовой базы в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: «Культурология»