Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 21:34, контрольная работа
1. Понятие культура.
2. Историческое развитие понятия культура.
3. Современные подходы к пониманию культуры.
4. Цели и задачи, структура культурологи.
Ответы на вопросы.
Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere - возделывание,
позднее - воспитание, образование, развитие,
почитание) - понятие, имеющее огромное
количество значений в различных областях
человеческой жизнедеятельности. Культура
является предметом изучения философии, культурологии, истории,
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.
Культура - это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Поэтому для каждого исследователя не может не возникать вопрос об отправной точке исследования в этой связи.
Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество. Культура - это реальность, созданная человеком в процессе его отношения к природе, к обществу (другому человеку), к самому себе и к Абсолютному.
Самое короткое и самое емкое определение предложил американский ученый М. Дж. Херсковиц: культура - это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и обычаи и др.). Условно выделяют материальную культуру (материальные орудия, продукты человеческого труда, техника, жилища и т.п.) и духовную культуру (искусство, наука, религия, идеология, нормы морали и поведения, формы образования и воспитания).
Современная наука пришла к необходимости выделения конкретных «аспектов» культуры как общественного явления. В настоящее время в культурологической литературе принято выделять следующие аспекты: генетический; гносеологический; аксиологический; гуманистический; нормативный; социологический.
В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. Феномен культуры можно рассматривать в качестве единицы измерения общества.
В гносеологическом (
В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей.
В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т.д.). Это - тоже культура.
В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства.
Таким образом, культура - это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека. Культура - ядро, основа, «душа» общества:
- материальные и духовные ценности человека;
- способ жизнедеятельности людей;
- их отношения между собой;
- своеобразие жизни наций и народов;
- уровень развития общества;
- накапливаемая в истории общества информация;
- совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;
- религия, мифология, наука, искусство, политика;
- особая знакомая система и т.д.
В Античности культура понимается как воспитание меры, гармонии и порядка, формирование культурного человека, личности, идеала человека. Вся система образования была направлена на воспитание не узкого специалиста-профессионала, а личности с определившимися ценностными ориентациями (идеал человека).
В Средние века (V-XVI вв.) со становлением христианства термин «культура» понимается как преодоление ограниченности и греховности человека, постоянное духовное самосовершенствование человека, осознание духовного родства с Богом.
Новое время предлагает свои варианты культуры. В XVII в. под культурой подразумевается результат собственных человеческих свершении, то, что возвышает человека. В XVIII-XIX вв. культура стала рассматриваться как самостоятельное явление социальной жизни, впервые начинается теоретическое осмысление этого феномена. В этот период появляются различные философские теории культуры, в которых переосмысливаются античное и средневековое понимание культуры. Просветители осознали противоречие между природой и культурой.
Жан-Жака Руссо (1712-1778), рассматривал человека как совершенное существо, а естественную жизнь на лоне природы - как наиболее простую и правильную форму жизни человечества. В его концепции культура осмысливается как разделяющая человека и природу, культура есть зло и создана для подавления и порабощения человека.
Немецкие просветители Иоганн Готфрид Гердер и Вильгельм фон Гумбольдт утверждали, что культура есть господство человека над природой. Так, И. Г. Гердер (1744-1803) понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества, связывая ее со степенью развития наук и просвещения. Аналогичных взглядов придерживался и другой мыслитель - В. фон Гумбольдт (1769-1859), утверждавший, что культура есть господство человека над природой, которое он осуществляет с помощью науки и ремесла.
И. Кант (1724-1804) называл культурой совершенство разума и понимал прогресс как развитие культуры и человека. Целостность культуры рассматривается с позиций единства культуры и человека: человек - свободная личность, способная к самоусовершенствованию, приобщенная к сфере ценностей и культуре как выражению гуманистического своего предназначения.
В концепции И. Г. Фихте культура
понималась как свобода духа. По мнению
немецкого философа Эрнста Киссирери (1874-1945),
Немецкий философ, социолог, экономист Карл Маркс (1818-1883) в качестве глубинного основания культуры рассматривает материальное производство. К. Маркс одним из первых раскрыл и обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, ее способность связывать историю человечества в единый целостный процесс.
В XVIII-XIX вв. исследователи нередко рассматривали общество и культуру как организм, где социальные институты уподоблялись органам и частям тела, а социокультурные процессы - физиологическим. Культура, подобно биологическому организму, проходит свой жизненный цикл от рождения до смерти.
Таким образом, «классическая» модель культуры в лице французских, немецких просветителей, немецкой классической философии и марксизма утверждала:
- возможность гармоничного развития человека;
- непререкаемую власть Разума как двигателя Мировой Истории;
- представление о мире как о разумном строе вещей;
- линейное или прогрессивное представление об истории и культуре;
- на протяжении истории действуют единые для всех обществ законы;
- культура сравнивается с биологическим организмом.
Постклассическая философия разрушает все предыдущие теории культуры: реальная историческая действительность показала невозможность преодоления противоречия между прогрессом общественного развития и гармоническим существованием человека в мире. Развитие культуры и общества подчиняется не столько разуму человека, сколько страстям, инстинктам, бессознательному иррационализму.
В работах Ф. Ницше утверждается, что культура создана для подавления и порабощения человека. Только сверхчеловек в состоянии отбросить культурные запреты, все табу, мешающие ему жить, он порываете обществом, реализует свою личную свободу и достигает трагического единства жизни и смерти, характерного для культа античного бога Диониса.
Немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) зафиксировал весьма драматическое положение западного человека, который находится в противоречии между «землей» - эмпирическим миром, сформированным с помощью техники и науки, и «небом» - царством идеалов, ценностей истины, добра, красоты, которые призваны фундировать здание культуры, но при этом это царство не только оторвано от земли, т.е. не имеет здесь своего реального основания, но и потрясено в своих основаниях внутренними раздорами, противоречиями «ценностей».
Анализируя кризис европейского
человечества, европейской культуры, немецкий
философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938) указывал
В XX веке в работах немецких и французских экзистенциалистов, создавших свою концепцию соотношения человека и современной культуры, стати популярными иные трактовки.
Человек, подчиняющийся культуре, отчужден от самого себя, обезличен и враждебен по отношению ко всем и всему, его бытие становится неподлинным, фальшивым, он мифологизирует свою жизнь.
Фактически продолжая эти же позиции, французский философ и общественный деятель Жан-Поль Сартр (1905-1980) выступает против прогресса, не верит в прогресс, так как это - улучшение, а человек всегда остается одним и тем же перед лицом изменяющихся обстоятельств.
Любая культура ведет человека к разрушению. Главный тезис экзистенциализма – «человек - это свобода» предполагает вечную для человека проблему - проблему выбора своих поступков, своей жизни, своей судьбы. Человек ответственен за свой выбор, и вина за то, что он выбирает: существование в мире вещей, комфорт и несвободу или жизнь как проявление своей сущности, не зависящей от мира культуры, - лежит на самом человеке.
В начале XX в. популярность приобрел антропологический функционализм: исследование культуры - это исследование того, как функционируют ее составные части в отношении друг к другу и целому (идея неравенства культур). Уже во второй половине XX в. становится все более популярной идея равенства культур. Концепция М. Дж. Херсковица гласит: каждый народ творит свою собственную культуру, обеспечивающую целостность и жизнеспособность общества. Поэтому нельзя определить, какая из культур лучше или хуже, более или менее развита.
Современные концепции культуры - «постклассическая» модель культуры - выражает разочарование в возможностях разума. «Постклассическая» культура содержит в себе следующие основные положения:
- ориентация на повседневную жизнь человека;
- культура личности, этноса рассматривается и воспринимается человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия;
- характерен пессимизм, идея абсурдности;
- приоритет в жизни человека отдается личному, а не общественному;
- скептическое отношение к преобразованию мира: мир не только не поддается человеческим усилиям, но и не умещается ни в какие теоретические схемы;
- понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то одно адекватное определение, полученное с помощью (нормально-логической процедуры.
Культура - совокупность
материальных и духовных
Культура содержит:
- ценности-идеалы, нормы и стандарты поведения, которые регулируют поступки и отношение людей друг к другу, к обществу, природу.
- материальные вещи, которые производят люди (Э. Гидденс, Н.Смелзер).
Культура - это:
- сложная иерархия идеалов и смыслов; те нормы и образцы поведения, которые освящены традицией и обязательны для представителей данного этноса (духовная культура);
- мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, существующих в обществе отношений, уровня взаимодействия человека с природой и т.п.
Культура - способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития всей общественной жизни людей, это универсальное свойство общественной жизни.
Человек активно преобразует мир, поэтому деятельность - основная характеристика человеческой жизни, всей истории человечества. В результате деятельности людей создается материальная и духовная культура. Культура обеспечивает реализацию человеческой деятельности, побуждает к действию по «правилу» и одновременно порождает творческую активность людей.
Культура - характеристика самого человека.
Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии. Физические и духовные качества человека, характеризующие его способ отношения к миру, это и есть культура человека. Поступки, выбор человека говорят о его внутренней и внешней культуре. Различные способы удовлетворения потребностей человека характеризуют различные типы культуры.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Культурология"