Контрольная работа по дисциплине "Культурология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 21:34, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие культура.
2. Историческое развитие понятия культура.
3. Современные подходы к пониманию культуры.
4. Цели и задачи, структура культурологи.

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы культурологии.docx

— 29.72 Кб (Скачать)

Ответы на вопросы.

    1. Понятие культура.

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения  философии,  культурологии, истории,искусствознания,лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера,  компетентностей,  навыков,  умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.

Культура - это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Поэтому для каждого исследователя не может не возникать вопрос об отправной точке исследования в этой связи.

Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество. Культура - это реальность, созданная человеком в процессе его отношения к природе, к обществу (другому человеку), к самому себе и к Абсолютному.

Самое короткое и самое емкое определение предложил американский ученый М. Дж. Херсковиц: культура - это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и обычаи и др.). Условно выделяют материальную культуру (материальные орудия, продукты человеческого труда, техника, жилища и т.п.) и духовную культуру (искусство, наука, религия, идеология, нормы морали и поведения, формы образования и воспитания).

Современная наука пришла к необходимости выделения конкретных «аспектов» культуры как общественного явления. В настоящее время в культурологической литературе принято выделять следующие аспекты: генетический; гносеологический; аксиологический; гуманистический; нормативный; социологический.

В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. Феномен культуры можно рассматривать в качестве единицы измерения общества.

В гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом названные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой - становятся специфическим объектом освоения.

В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей.

В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т.д.). Это - тоже культура.

В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства.

Таким образом, культура - это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека. Культура - ядро, основа, «душа» общества:

- материальные и духовные ценности человека;

- способ жизнедеятельности людей;

- их отношения между собой;

- своеобразие жизни наций и народов;

- уровень развития общества;

- накапливаемая в истории общества информация;

- совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;

- религия, мифология, наука, искусство, политика;

- особая знакомая система и т.д.

 

    1. Историческое развитие понятия культура.

В Античности культура понимается как воспитание меры, гармонии и порядка, формирование культурного человека, личности, идеала человека. Вся система образования была направлена на воспитание не узкого специалиста-профессионала, а личности с определившимися ценностными ориентациями (идеал человека).

В Средние века (V-XVI вв.) со становлением христианства термин «культура» понимается как преодоление ограниченности и греховности человека, постоянное духовное самосовершенствование человека, осознание духовного родства с Богом.

Новое время предлагает свои варианты культуры. В XVII в. под культурой подразумевается результат собственных человеческих свершении,  то, что возвышает человека. В XVIII-XIX вв. культура стала рассматриваться как самостоятельное явление социальной жизни, впервые начинается теоретическое осмысление этого феномена. В этот период появляются различные философские теории культуры, в которых переосмысливаются античное и средневековое понимание культуры. Просветители осознали противоречие между природой и культурой.

Жан-Жака Руссо (1712-1778), рассматривал человека как совершенное существо, а естественную жизнь на лоне природы - как наиболее простую и правильную форму жизни человечества. В его концепции культура осмысливается как разделяющая человека и природу, культура есть зло и создана для подавления и порабощения человека.

Немецкие просветители Иоганн Готфрид Гердер и Вильгельм фон Гумбольдт утверждали, что культура есть господство человека над природой. Так, И. Г. Гердер (1744-1803) понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества, связывая ее со степенью развития наук и просвещения. Аналогичных взглядов придерживался и другой мыслитель - В. фон Гумбольдт (1769-1859), утверждавший, что культура есть господство человека над природой, которое он осуществляет с помощью науки и ремесла.

И. Кант (1724-1804) называл культурой совершенство разума и понимал прогресс как развитие культуры и человека. Целостность культуры рассматривается с позиций единства культуры и человека: человек - свободная личность, способная к самоусовершенствованию, приобщенная к сфере ценностей и культуре как выражению гуманистического своего предназначения.

В концепции И. Г. Фихте культура понималась как свобода духа. По мнению немецкого философа Эрнста Киссирери (1874-1945), культура - символическая вселенная, в которой человек осуществляет свою жизнедеятельность; культура - это процесс самоосвобождения человека, в котором он доказывает свою способность создавать свой собственный идеальный мир, а язык, религия, искусство, наука и философия выступают как фазы этого процесса. На этой основе складывается «классическая» модель культуры с ее ориентациями на гуманизм, историзм, рационализм.

Немецкий философ, социолог, экономист Карл Маркс (1818-1883) в качестве глубинного основания культуры рассматривает материальное производство. К. Маркс одним из первых раскрыл и обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, ее способность связывать историю человечества в единый целостный процесс.

В XVIII-XIX вв. исследователи нередко рассматривали общество и культуру как организм, где социальные институты уподоблялись органам и частям тела, а социокультурные процессы - физиологическим. Культура, подобно биологическому организму, проходит свой жизненный цикл от рождения до смерти.

Таким образом, «классическая» модель культуры в лице французских, немецких просветителей, немецкой классической философии и марксизма утверждала:

- возможность гармоничного развития человека;

- непререкаемую власть Разума как двигателя Мировой Истории;

- представление о мире как о разумном строе вещей;

- линейное или прогрессивное представление об истории и культуре;

- на протяжении истории действуют единые для всех обществ законы;

- культура сравнивается с биологическим организмом.

Постклассическая философия разрушает все предыдущие теории культуры: реальная историческая действительность показала невозможность преодоления противоречия между прогрессом общественного развития и гармоническим существованием человека в мире. Развитие культуры и общества подчиняется не столько разуму человека, сколько страстям, инстинктам, бессознательному иррационализму.

В работах Ф. Ницше утверждается, что культура создана для подавления и порабощения человека. Только сверхчеловек в состоянии отбросить культурные запреты, все табу, мешающие ему жить, он порываете обществом, реализует свою личную свободу и достигает трагического единства жизни и смерти, характерного для культа античного бога Диониса.

Немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) зафиксировал весьма драматическое положение западного человека, который находится в противоречии между «землей» - эмпирическим миром, сформированным с помощью техники и науки, и «небом» - царством идеалов, ценностей истины, добра, красоты, которые призваны фундировать здание культуры, но при этом это царство не только оторвано от земли, т.е. не имеет здесь своего реального основания, но и потрясено в своих основаниях внутренними раздорами, противоречиями «ценностей».

Анализируя кризис европейского человечества, европейской культуры, немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938) указывал на необходимость восстановить «жизненный мир» в его правах, поскольку именно он ценностно ориентировал познание. В европейской культуре этот «жизненный мир» вытесняется направленностью на научное, опытное и логико-математическое познание мира.

В XX веке в работах немецких и французских экзистенциалистов, создавших свою концепцию соотношения человека и современной культуры, стати популярными иные трактовки.

Человек, подчиняющийся культуре, отчужден от самого себя, обезличен и враждебен по отношению ко всем и всему, его бытие становится неподлинным, фальшивым, он мифологизирует свою жизнь.

Фактически продолжая эти же позиции, французский философ и общественный деятель Жан-Поль Сартр (1905-1980) выступает против прогресса, не верит в прогресс, так как это - улучшение, а человек всегда остается одним и тем же перед лицом изменяющихся обстоятельств.

Любая культура ведет человека к разрушению. Главный тезис экзистенциализма – «человек - это свобода» предполагает вечную для человека проблему - проблему выбора своих поступков, своей жизни, своей судьбы. Человек ответственен за свой выбор, и вина за то, что он выбирает: существование в мире вещей, комфорт и несвободу или жизнь как проявление своей сущности, не зависящей от мира культуры, - лежит на самом человеке.

В начале XX в. популярность приобрел антропологический функционализм: исследование культуры - это исследование того, как функционируют ее составные части в отношении друг к другу и целому (идея неравенства культур). Уже во второй половине XX в. становится все более популярной идея равенства культур. Концепция М. Дж. Херсковица гласит: каждый народ творит свою собственную культуру, обеспечивающую целостность и жизнеспособность общества. Поэтому нельзя определить, какая из культур лучше или хуже, более или менее развита.

Современные концепции культуры - «постклассическая» модель культуры - выражает разочарование в возможностях разума. «Постклассическая»  культура содержит в себе следующие основные положения:

- ориентация на повседневную жизнь человека;

- культура личности, этноса рассматривается и воспринимается человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия;

- характерен пессимизм, идея абсурдности;

- приоритет в жизни человека отдается личному, а не общественному;

- скептическое отношение к преобразованию мира: мир не только не поддается человеческим усилиям, но и не умещается ни в какие теоретические схемы;

- понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то одно адекватное определение, полученное с помощью (нормально-логической процедуры.

 

    1. Современные подходы к пониманию культуры
  1. Аксиологический (ценностный) подход.

 Культура - совокупность  материальных и духовных ценностей, созданных человечеством.

Культура содержит:

- ценности-идеалы, нормы и стандарты поведения, которые регулируют поступки и отношение людей друг к другу, к обществу, природу.

- материальные вещи, которые производят люди (Э. Гидденс,  Н.Смелзер).

Культура - это:

- сложная иерархия идеалов и смыслов; те нормы и образцы поведения, которые освящены традицией и обязательны для представителей данного этноса (духовная культура);

- мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, существующих в обществе отношений, уровня взаимодействия человека с природой и т.п.

  1. Деятельностный подход.

Культура - способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития всей общественной жизни людей, это универсальное свойство общественной жизни.

Человек активно преобразует мир, поэтому деятельность - основная характеристика человеческой жизни, всей истории человечества. В результате деятельности людей создается материальная и духовная культура. Культура обеспечивает реализацию человеческой деятельности, побуждает к действию по «правилу» и одновременно порождает творческую активность людей.

  1. Личностно-атрибутивный подход.

Культура - характеристика самого человека.

Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии. Физические и духовные качества человека, характеризующие его способ отношения к миру, это и есть культура человека. Поступки, выбор человека говорят о его внутренней и внешней культуре. Различные способы удовлетворения потребностей человека характеризуют различные типы культуры.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Культурология"