Контрольная работа по дисциплине: «Культурология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:56, контрольная работа

Краткое описание

Культуру как целостную систему обычно принято делить на две формы: материальную культуру и духовную культуру, что соответствует двум основным видам производства – материальному и духовному. Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т.п. К духовной культуре относится сфера духовного производства и его результаты, т.е. сфера сознания – наука, нравственность, воспитание, право, философия, искусство, литература, фольклор, религия и т.д. Сюда же следует отнести отношения людей между собой, к самим себе и к природе, которые складываются в процессе производства продуктов материальной и духовной деятельности.

Оглавление

1. Взаимосвязь материальной и духовной культуры, их основные элементы……………………………………………………………3
2. Основные блоки структуры культуры: познавательный, поведенческий, институциональный, ценностный (аксиологический), информационный и семиотический аспекты культуры………………………..7
3. Виды культуры: политическая, экономическая, правовая, экологическая, художественная, нравственная культура. Время и пространство в системе культуры………………………………………………11
4. Список литературы. ……………………………………………... 24

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 46.78 Кб (Скачать)

             - распространения экологических знаний;

             - привлечения средств массовой информации к консолидации жителей  вокруг проблемы сохранения и улучшения окружающей среды.

     Объектом  формирования экологической культуры является население, рассматриваемое  и как единое целое, и как совокупность социальных групп, подразделяемых по возрасту, месту проживания, социально-профессиональной принадлежности, образовательному уровню, уровню доходов, видам производственной деятельности, а в конечном счете  — по менталитету, уровню сознания, гражданской ответственности.

     Художественная  культура – одна из составляющих в системе функционирования «второй природы» человека. Пожалуй, это один из наиболее устойчивых гуманитарных компонентов культуры вообще, в котором в особой знаково-символической форме выражаются представления каждого конкретного типа культуры о духовных ценностях данной культурной эпохи. Именно в сфере художественной культуры создается целостное видение всех особенностей, сложностей и закономерностей бытия культуры, выраженное в особой форме языков конкретных видов искусств.

     Художественная  культура – это сложное системное  образование, в существовании которого можно выделить две важнейшие  стороны.

     Во  – первых, это то, что связано  с организационной стороной функционирования художественной культуры. Это прежде всего система образовательных  учреждений, обучение в которых позволяет  приобщиться к художественным традициям, что обеспечивает определенную преемственность  в отношении к эстетическим ценностям; издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставочную  деятельность и др. Это и научно- исследовательские организации самого широкого профиля – начиная с искусствоведческих групп и заканчивая социологическими лабораториями, которые изучают закономерности функционирования художественной культуры, особенности художественного восприятия, зрительскую аудиторию.

     Второй  частью художественной культуры является творческая деятельность в сфере  искусства и сами результаты этой деятельности. Это прежде всего произведения искусства с их особым языком, присущим каждому виду в отдельности, творческий процесс их создания, особые отношения  между автором и созданным  им произведением, отношения между  автором – произведением –  и реципиентом (тем, кто воспринимает произведение искусства). Именно благодаря  искусству возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном  единстве личностного опыта, бытия  культуры и опыта всего человечества.

     Искусство – это особый род творческой деятельности и результаты этой деятельности по преобразованию мира по законам красоты, следствием чего является создание художественно-образной системы. Художественный образ –  суть искусства. Он присущ всем его  видам и жанрам. Художественный образ  представляет собой образ человека и мира, переработанный в сознании художника (скульптура, музыканта, актера и т.д.) и выраженный им в красках, формах, звуках. В художественном образе обязательно выражается мироощущение и мировоззрение автора так же, как и культурная эпоха.

     Одним  из главных оснований духовной жизни  общества является нравственная культура. Наряду с правом, сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека, создавая образцы «неписаных», стихийно сложившихся (в отличие от права) норм и идеалов поведения. Принципы морали носят характер долженствования и преподносятся как всеобщее требование даже в том случае, если в реальности присущи только определенной социальной группе.

     Мораль  как форма регуляции поведения  является конституирующим элементом  человеческой культуры. В момент своего проявления она была тесно связана  с религиозными верованиями. Первые запреты и нормы общения с  предками и соплеменниками сделали  возможным существование общества как системы именно культурно  задаваемых взаимоотношений. Иными  словами, мораль создает духовное пространство, в рамках которого человеческое бытие  разворачивается именно как человеческое.

     Регулирующая  функция морали воплощается в  создании целой системы норм, принципов, идеалов и ценностей.

          - Моральные нормы – должное поведение, нарушение которого, по мнению групп, несет ей зло. Они формулируются как конкретные правила поступков: уступай место старшим, здоровайся при встрече, не обижай младших, не опаздывай, не употребляй нецензурные выражения, носи паранджу, не убей, не укради.

          - Моральные принципы (эгоизм, альтруизм, гуманизм, коллективизм, индивидуализм, подвижничество, самоотверженность,требовательность) задают направление нравственной деятельности.

          - Моральные идеалы создают образ нравственно совершенной личности и выражают конечную цель поступков.

          - Высшие моральные ценности выступают личными ориентирами жизни, предельно общими целями нравственной деятельности каждого человека. Речь идет о таких ценностях, как счастье, смысл жизни, свобода. Именно высшие материальные ценности являются верховным морального поведения, чувств и мыслей.

     Нравственная  культура – явление историческое. Каждая эпоха и каждый народ создают  свои представления о добре и  зле и свои механизмы функционирования морали.

     Регулирование и управление моральными процессами в обществе осуществляется через  систему нравственного воспитания, которая сегодня не является единой по содержанию, т.к. в социально дифференцированном обществе на основе общепринятой морали существуют разные ее типы: светская, религиозная, обывательская, профессиональная. Поэтому в современной культуре универсальных программ и методик воспитания быть не может. Речь идет только об общих ориентирах.

     Нравственное  воспитание предполагает несколько  направлений:

          - формирование связи с обществом, согласование личного поведения с его нормами;

           - ознакомление с нравственными идеалами и нормами общества;

           - усвоение внешней культуры поведения;

           - формирование нужных обществу нравственных привычек;

           - формирование устойчивых моральных чувств (совесть, долг, достоинство, стыд) и качеств (честность, принципиальность);

           - превращение знаний в убеждения.

           Мировая культура во времени  и пространстве пестра, неисчерпаема  в своих единичных проявлениях,  поражающе богата формами, многообразна. В современном ее состоянии  она представлена буржуазной  и социалистической культурой,  многообразными культурами развивающихся  стран и т.д. Наряду с этим  в современном состоянии мировой  культуры существуют как вершинные  проявления культурного творчества, выраженные в успехах развитой  науки, новейших технологиях,  свершениях искусства, так и  ее реликтовые, архаические образования,  подобные тем, которые еще имеются  у аборигенов Андаманских островов, дебрей Амазонки или внутренних  районов Новой Гвинеи. Еще более  многолики и многокрасочны проявления  культуры, взятые в их истекшем  историческом бытии. Не говоря  уже о первобытных формах человеческой  жизни на заре истории, даже  начиная с твердо зафиксированных  шумерской и древнеегипетской  культур, взор исследователя наталкивается  на трудноисчислимое множество  подчас почти несовместимых фактов  культурного бытия, на неповторимое  своеобразие граней и оттенков  явлений культуры.

     Конкретно-историческое понимание культуры опирается на признание единства и многообразия социокультурного процесса. Здесь не отрицается факт культурной относительности, но отвергается культурный релятивизм, исключающий всякую общность между  культурами, утверждающий их принципиальную отгороженность, невходимость друг в  друга. Что же делает единым целым  мировую культуру? Ведь одна из особенностей мирового социокультурного процесса развития — множественность существующих культур и чрезвычайное разнообразие ценностных шкал. Несмотря на то, что  европейцы и китайцы, африканцы  и индийцы используют одни и те же машины, несмотря на то, что все  они произошли от одних и тех  же кроманьонцев и все принадлежат  к одному и тому же биологическому виду, у них сложились совершенно разные традиции и разные шкалы ценностей. Образ мышления, стандарты жизни, нормы поведения, характер искусства  даже у народов, живущих в одних  и тех же географических условиях, никогда не бывают совершенно одинаковыми, классический пример тому — народы Закавказья. Несмотря на однотипность природных условий, в которых  живут азербайджанцы, армяне, грузины  и другие кавказские народы, несмотря на то, что они живут рядом тысячелетия, культура каждого из них продолжает сохранять свою самобытность. И таких  примеров можно привести сколько  угодно.

     Таким образом, можно констатировать существование  большого числа различных форм организации  духовной жизни людей даже при  относительной близости (а иногда и тождественности) материальных условий  их жизни. И, несмотря на то, что возникли разнообразные средства транспорта и связи, несмотря на миграцию мод, которые  не могут остановить даже океаны, разделяющие  континенты, несмотря на печать, радио, телевидение, это разнообразие и  не думает исчезать. В этом и состоит  большое благо для человечества.

           Единство и взаимопроникновение,  общение и обособление, взаимодействие  и отталкивание, связи и противопоставления  — все это характеризует противоречивое единство указанных особенностей мирового социокультурного процесса, противоречивое единство разных форм культурного бытия, присущих человечеству уже с первых шагов его развития. Вся последующая история обнаруживала упрочение мировой общности культуры. По мере роста и развития материального производства, с переходом к классово дифференцированному обществу, умножались и расширялись контакты между группами людей. Единство, заданное однородностью жизнедеятельности, материальным характером отношения к природе, дополнялось и обогащалось непосредственным общением.

          В заключение хотелось бы сказать  о взаимосвязи пространство - временных  и культурных процессов в России  в XIX — XX в. Они имеют свои особенности. Заметно ускорение его темпов развития культуры, обусловленное дифференциацией (или специализацией) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке), а с другой — усложнение самого культурного процесса, т.е. большее “соприкосновение” и взаимовлияние различных областей культуры: философии и литературы, литературы, живописи и музыки и т.д.  Необходимо отметить также усиление процессов диффузного взаимодействия между составляющими русской национальной культуры — официальной (“высокой”, профессиональной) культурой, опекаемой государством (церковь утрачивает духовную власть), и культурой народных масс (“фольклорным” пластом), которая берет начало в недрах восточнославянских родоплеменных союзов, формируется в Древней Руси и продолжает свое полнокровное существование на протяжении всей отечественной истории. В недрах официально-государственной культуры заметна прослойка “элитарной” культуры, обслуживающей господствующий класс (аристократию и царский двор) и обладающей особой восприимчивостью к иноземным новшествам.

     Родившись в результате сшибки традиционной культуры с западным миром, когда, по известной  формуле А. Герцена, “на призыв Петра  цивилизоваться Россия ответила явлением Пушкина”, — русская культура, вобравшая в себя и по-своему переплавившая плоды обмирщенной европейской цивилизации, вступила в свой классический “золотой век”. Затем, в ответ на новое, нигилистическое веяние времени, опираясь на духовную крепость “святой русской литературы” (Т. Манн), восходит в конце века философия, которая подводит итоги развития духа “золотого века” классики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

     1. Культурология: Учеб. Пособие для  вузов/ Под ред. Проф. А.Н. Макаровой.  - 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

     2. Культурология: Учебное пособие/  Составитель и ответств. Редактор  А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001.

     3. Культурология: учеб. пособие для  вузов/под общ. ред. С.В. Лапиной.- 3-е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2006.

     3. Мамонтов С.П. Основы культурологи. Учебное пособие для высших  учебных заведений. 3-изд., доп. –  М.: «Олимп», «ИНФРА-М»,1999. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: «Культурология»