Контрольная работа по дисциплине «Культурология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 00:12, контрольная работа

Краткое описание

В основе всех тоталитарных режимов лежит представление о себе как о радикальной и спасительной смене общественного уклада – как о “величайшей” революции и ее непрерывном развитии. В этом противопоставлении себя прошлому тоталитарные режимы стремились как можно быстрее утвердиться в качестве новых социальных систем, создать абсолютно новую цивилизацию. Одними из важнейших составляющих которой являлись культура и искусство. И Советский союз и Третий рейх создавали свой собственную метод восприятия мира, и понятия от том, что есть прекрасное, а что уродливо. Тоталитаризм был воплощением новой, “массовой” культуры, исторически новых представлений о мире и месте человека в этом мире.

Оглавление

Введение 3
1.Тоталитаризм 4
1.1.Тоталитаризм и искусство 5
2.Тоталитарная эстетика 7
2.1.Архитектура 12
2.2.Скульптура 16
2.3.Живопись 18
2.4.Литература. 20
Заключение 22
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферать.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Управление  культуры Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

Екатеринбургская  академия современного искусства(институт) 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине

«Культурология»

Эстетика  и поэтика тоталитарного искусства

Вариант 5

Для студентов  направления 031600 «Искусства и гуманитарные науки»

Студента  группы ИГ-232-3

Мальгина  А.Д.

Преподаватель

Черняева  Н.А. 
 

Дата сдачи_____________________

Дата проверки__________________

Оценка________________________

Подпись преподавателя__________ 
 
 

Екатеринбург 2011г.

 

Содержание:

Введение 3
1.Тоталитаризм 4
1.1.Тоталитаризм и искусство 5
2.Тоталитарная  эстетика 7
2.1.Архитектура 12
2.2.Скульптура 16
2.3.Живопись 18
2.4.Литература. 20
Заключение 22
Список  использованной литературы 23
 

 

Введение.

     В основе всех тоталитарных режимов  лежит представление о себе как о радикальной и спасительной смене общественного уклада – как о “величайшей” революции и ее непрерывном развитии. В этом противопоставлении себя прошлому тоталитарные режимы стремились как можно быстрее утвердиться в качестве новых социальных систем, создать абсолютно новую цивилизацию. Одними из важнейших составляющих которой являлись  культура и искусство. И Советский союз и Третий рейх создавали свой собственную метод восприятия мира, и понятия от том, что есть прекрасное, а что уродливо. Тоталитаризм был воплощением новой, “массовой” культуры, исторически новых представлений о мире и месте человека в этом мире.

 

      1.Тоталитаризм.

     Понятие ''Тоталитарная культура'' тесно связано с понятием ''Тоталитаризм'' и ''тоталитарная идеология'', так как культура всегда служит идеологии, какой бы она ни была. Поэтому, чтобы уяснить себе, что такое культура тоталитаризма, следует немного сказать о том, что называется тоталитаризмом, тоталитарным обществом.

     Тоталитаризм (от лат. totelitas - весь, целый, полный) - антигуманная общественно-политическая система, которая ради определенных целей своих создателей стремится к полному (тотальному) контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии (Политический словарь http://mirslovarei.com). Понятие «тоталитаризм» было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Джованни Джентиле (1875 -1944гг.) в начале ХХ в. В 1925 г. это слово впервые прозвучало в итальянском парламенте в выступлении лидера итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного режима в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.).

     В каждой из стран, где возникал и развивался тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, характерные для всех форм тоталитаризма и отражающие его сущность:

    • однопартийность – массовая партия с жесткой полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям – вождям, руководству в целом, срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;
    • недемократический способ организации партии – она строится вокруг лидера. Власть идет вниз – от лидера, а не вверх – от масс;
    • идеологизация всей жизни общества. Тоталитарный режим – это идеологический режим, где всегда есть своя «Библия». Идеология, которую определяет политический лидер, включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п.);
    • монопольный контроль производства и экономики, а также всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации;
    • террористический полицейский контроль. В связи с этим создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки, происходят массовые убийства невиновных людей. С помощью силовых и карательных органов государство контролирует жизнь и поведение населения.

     Культура в тоталитарном государстве так же находиться под жесточайшем контролем и диктуется «сверху» правящей группой или лидером.

1.1.Тоталитаризм и искусство.

     С момента возникновения тоталитарное государство начинает организовывать искусство тем же образом, как  и все остальное: приводя её в строгое соответствие с функцией отводимой государством. Перед ней ставится жёсткая цель, а всё мешающее исполнению этой цели уничтожается.

     Общим для искусства в тоталитарных государствах является:

    1. Объявление искусства (как и области культуры в целом) идеологическим оружием и средством борьбы за власть.
    2. Монополизация всех форм и средств художественной жизни страны.
    3. Создание всеохватывающего аппарата контроля и управления искусством
    4. Из всего многообразия стилей, направлений, тенденций, существующих в данный момент в искусстве, выбор наиболее отвечающим целям режима (всегда наиболее консервативных) и объявление их официальными, единственно правильными и обязательными.
    5. Начало и доведение до « победного конца » борьбы со всеми стилями и тенденциями в искусстве, отличными от официального, объявление их реакционными и враждебными классу, расе, народу, партии и т. д..

     Абсолютная  серьёзность отношения к искусству, его отождествление с политикой - это естественное стремление всякого тоталитаризма включить область художественного творчества в свою систему и сделать его, как и всё прочее, частью самого себя. И в этом смысле идеи нацистов и советских партийных руководителей ничем не различаются.

 

2.Тоталитарная эстетика

     Среди культурных погромов и уничтожения неугодных власти художников, появляется и начинает развиваться официальный стиль тоталитарных реализмов: в 1937 году искусство национал- социализма показало себя на первой Большой выставке в Мюнхене. В это же время в СССР создаются классические образцы искусства соцреализма, в первую очередь скульптурная группа «Рабочий и Колхозница» архитектора В.Мухиной, которая «с полным правом может быть названа эпохальным произведением искусства, рисующим содержанием, передовые устремления и идеалы нашего времени» («Искусство» 1947 № 5). Как бывает на первых этапах становления культурной парадигмы, подобного рода памятники овеяны духом молодости и веры в тожество своих идеалов и система художественного мышления эпохи находит в них свое чистейшее воплощение.

     Летом 1937-го года обе системы впервые  встретились и показали себя миру на Международной выставке искусств ремесел и наук в Париже.

     По  словам имперского комиссара выставки доктора Руппеля, «то, что показано на выставке, можно подытожить в 2-х  словах: проекта и картины великих сооружений фюрера, которым предназначено изменить облик немецкой жизни». По словам советского организатора выставки Терновца, павильон СССР «в ярком образе выражает идею целеустремленности, мощного роста, непреоборимого движения СССР на пути завоевания и побед».

     Расположенные друг напротив друга павильоны Советского Союза и Германский своей стилистической близостью и общей идеологической  направленностью составляли единый ансамбль: венчающий Германский павильон орел со свастикой взирал с высоты на «Рабочего и Колхозницу», под орлом была семиметровая скульптурная группа Й. Тораха «товарищество». «В мощном едином порыве стремящейся вперед … величественные складки одежды, молодые бодрые лица этих людей, смело смотрящих вдаль…- все это с поразительной силой воплощает пафос нашей эпохи, ее устремленность в будущее» («Искусство» 1950 № 1, стр. 64). Это описание скульптуры Мухиной можно смело отнести и к работе Тораха, здесь проявляется общность художественного мышления, уже перестающего быть художественным: «образцовая насыщенность», выражающая «идейную полноценность», там и здесь стало теперь главным критерием в подходе к любому объекту культуры.

     Отмечая такие общие для двух павильонов черты как помпезность, претенциозность  серьезная критика определила их стиль как неоклассицизм. Обращение к классическим формам античности стало тогда уже официальным лозунгом тоталитарной культуры в ее попытках обрести обще человеческие корни и национальные традиции.

     По  Гитлеру, единственной функцией искусства может быть выражение живого развития народной жизни. По Сталину, его главная задача - «изображение действительности в ее революционном развитии». И там и здесь это лишь указание на связь искусства и жизни. Но художественное выражение или изображение жизни не есть самоцель. Отображая ее искусство тем самым участвует в ее изменении. Оно «придает ей смысл» и способствует ее формированию, выполняя важные социальные функции, оно становится инструментом воспитания или переделки сознания масс, могучим оружием борьбы пролетариата или арийской расы. Все это определяет характер «конечного продукта».

     Тоталитарная  эстетика характеризуется приверженностью  монументальным формам, часто граничащим с гигантоманией, произведения нередко отличаются подчеркнуто большими размерами. Гигантизм и нагота используются как средство выражения могущества тоталитарного государства, подавляющего человеческую индивидуальность, жёсткой стандартизацией форм и техник художественного представления, преимущественным использованием прямых линий, геометрических форм (часто устремлённых вверх), а также определённого цвета (как правило, красного). Практически полностью отсутствует индивидуализация, люди изображаются как собирательный образ или как однородная масса. Используется массовая хореография, хоровое пение, демонстрации физкультурников. Подчёркивается физическая сила, ручной труд, атлетизм.

     Содержание  искусства Третьего Рейха определялось его истоками — общей идеологией фашизма, политическим экстремизмом и  в немалой степени — художественными вкусами фюрера и его окружения, а также некоторыми характерными тенденциями немецкого искусства предшествующих десятилетий. В истории вряд ли найдется другой пример столь быстротечного вызревания стиля официального искусства, с железной логикой подчиненного догматам идеологии и располагающего столь ограниченным набором художественных средств, смысловых и иконографических штампов.

       Национал-социализм в своей исторической  перспективе ориентировался на  политический и культурный стиль  именно классической античности, с её глубиной, масштабом и идеальным совершенством форм. Наверное, именно поэтому в национал-социалистском искусстве доминировали скульптура и архитектура (наиболее выразительные и долговечные феномены культуры). Гипертрофия духовности, в ее нацистском понимании, оказывалась основным методом пропаганды идей Гитлера с помощью искусства, в результате почти все из создаваемого архитекторами и живописцами непременно вовлекалось, так или иначе, в масштабный синтез искусства, в его ритуальное и романтизированное толкование.

     Фашистская  эстетика включает восхищение первозданными  ценностями. Она исходит из комплекса  ситуаций, связанных с контролированием поведения, подчинением, сверхусилием и способностью терпеть боль; она связывает два человеческих состояния, кажущиеся несовместимыми, – эгоцентризм и самозабвенное служение. Фашистское искусство воспевает подчинение, возвеличивает отказ от разума, зачаровывает смертью.

       Еще одно общее свойство –  передача движения в величественных  и строгих формах, ибо именно такая хореография задает образец государственного единения. Массы предназначены к оформлению, упорядочиванию. Поэтому такой любовью пользуются в тоталитарных государствах массовые парады физкультурников, режиссированное движение множества тел, образующих различные фигуры.

     В то же время в СССР официальным  художественным направлением  был  Социалистический реализм. Впервые официальное определение соцреализма дано в Уставе СП СССР, принятом на Первом съезде СП:

     «Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма».

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Культурология»