Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 00:12, контрольная работа
В основе всех тоталитарных режимов лежит представление о себе как о радикальной и спасительной смене общественного уклада – как о “величайшей” революции и ее непрерывном развитии. В этом противопоставлении себя прошлому тоталитарные режимы стремились как можно быстрее утвердиться в качестве новых социальных систем, создать абсолютно новую цивилизацию. Одними из важнейших составляющих которой являлись культура и искусство. И Советский союз и Третий рейх создавали свой собственную метод восприятия мира, и понятия от том, что есть прекрасное, а что уродливо. Тоталитаризм был воплощением новой, “массовой” культуры, исторически новых представлений о мире и месте человека в этом мире.
Введение 3
1.Тоталитаризм 4
1.1.Тоталитаризм и искусство 5
2.Тоталитарная эстетика 7
2.1.Архитектура 12
2.2.Скульптура 16
2.3.Живопись 18
2.4.Литература. 20
Заключение 22
Список использованной литературы
Управление культуры Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
Екатеринбургская
академия современного искусства(институт)
Контрольная работа
По дисциплине
«Культурология»
Эстетика и поэтика тоталитарного искусства
Вариант 5
Для студентов направления 031600 «Искусства и гуманитарные науки»
Студента группы ИГ-232-3
Мальгина А.Д.
Преподаватель
Черняева
Н.А.
Дата сдачи____________________
Дата проверки_________________
Оценка________________________
Подпись преподавателя__________
Екатеринбург 2011г.
Содержание:
Введение | 3 |
1.Тоталитаризм | 4 |
1.1.Тоталитаризм и искусство | 5 |
2.Тоталитарная эстетика | 7 |
2.1.Архитектура | 12 |
2.2.Скульптура | 16 |
2.3.Живопись | 18 |
2.4.Литература. | 20 |
Заключение | 22 |
Список использованной литературы | 23 |
Введение.
В основе всех тоталитарных режимов лежит представление о себе как о радикальной и спасительной смене общественного уклада – как о “величайшей” революции и ее непрерывном развитии. В этом противопоставлении себя прошлому тоталитарные режимы стремились как можно быстрее утвердиться в качестве новых социальных систем, создать абсолютно новую цивилизацию. Одними из важнейших составляющих которой являлись культура и искусство. И Советский союз и Третий рейх создавали свой собственную метод восприятия мира, и понятия от том, что есть прекрасное, а что уродливо. Тоталитаризм был воплощением новой, “массовой” культуры, исторически новых представлений о мире и месте человека в этом мире.
1.Тоталитаризм.
Понятие ''Тоталитарная культура'' тесно связано с понятием ''Тоталитаризм'' и ''тоталитарная идеология'', так как культура всегда служит идеологии, какой бы она ни была. Поэтому, чтобы уяснить себе, что такое культура тоталитаризма, следует немного сказать о том, что называется тоталитаризмом, тоталитарным обществом.
Тоталитаризм (от лат. totelitas - весь, целый, полный) - антигуманная общественно-политическая система, которая ради определенных целей своих создателей стремится к полному (тотальному) контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии (Политический словарь http://mirslovarei.com). Понятие «тоталитаризм» было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Джованни Джентиле (1875 -1944гг.) в начале ХХ в. В 1925 г. это слово впервые прозвучало в итальянском парламенте в выступлении лидера итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного режима в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.).
В каждой из стран, где возникал и развивался тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, характерные для всех форм тоталитаризма и отражающие его сущность:
Культура в тоталитарном государстве так же находиться под жесточайшем контролем и диктуется «сверху» правящей группой или лидером.
1.1.Тоталитаризм и искусство.
С
момента возникновения
Общим для искусства в тоталитарных государствах является:
Абсолютная серьёзность отношения к искусству, его отождествление с политикой - это естественное стремление всякого тоталитаризма включить область художественного творчества в свою систему и сделать его, как и всё прочее, частью самого себя. И в этом смысле идеи нацистов и советских партийных руководителей ничем не различаются.
2.Тоталитарная эстетика
Среди культурных погромов и уничтожения неугодных власти художников, появляется и начинает развиваться официальный стиль тоталитарных реализмов: в 1937 году искусство национал- социализма показало себя на первой Большой выставке в Мюнхене. В это же время в СССР создаются классические образцы искусства соцреализма, в первую очередь скульптурная группа «Рабочий и Колхозница» архитектора В.Мухиной, которая «с полным правом может быть названа эпохальным произведением искусства, рисующим содержанием, передовые устремления и идеалы нашего времени» («Искусство» 1947 № 5). Как бывает на первых этапах становления культурной парадигмы, подобного рода памятники овеяны духом молодости и веры в тожество своих идеалов и система художественного мышления эпохи находит в них свое чистейшее воплощение.
Летом 1937-го года обе системы впервые встретились и показали себя миру на Международной выставке искусств ремесел и наук в Париже.
По словам имперского комиссара выставки доктора Руппеля, «то, что показано на выставке, можно подытожить в 2-х словах: проекта и картины великих сооружений фюрера, которым предназначено изменить облик немецкой жизни». По словам советского организатора выставки Терновца, павильон СССР «в ярком образе выражает идею целеустремленности, мощного роста, непреоборимого движения СССР на пути завоевания и побед».
Расположенные
друг напротив друга павильоны Советского
Союза и Германский своей стилистической
близостью и общей
Отмечая такие общие для двух павильонов черты как помпезность, претенциозность серьезная критика определила их стиль как неоклассицизм. Обращение к классическим формам античности стало тогда уже официальным лозунгом тоталитарной культуры в ее попытках обрести обще человеческие корни и национальные традиции.
По Гитлеру, единственной функцией искусства может быть выражение живого развития народной жизни. По Сталину, его главная задача - «изображение действительности в ее революционном развитии». И там и здесь это лишь указание на связь искусства и жизни. Но художественное выражение или изображение жизни не есть самоцель. Отображая ее искусство тем самым участвует в ее изменении. Оно «придает ей смысл» и способствует ее формированию, выполняя важные социальные функции, оно становится инструментом воспитания или переделки сознания масс, могучим оружием борьбы пролетариата или арийской расы. Все это определяет характер «конечного продукта».
Тоталитарная
эстетика характеризуется
Содержание
искусства Третьего Рейха определялось
его истоками — общей идеологией
фашизма, политическим экстремизмом и
в немалой степени —
Национал-социализм в своей
Фашистская эстетика включает восхищение первозданными ценностями. Она исходит из комплекса ситуаций, связанных с контролированием поведения, подчинением, сверхусилием и способностью терпеть боль; она связывает два человеческих состояния, кажущиеся несовместимыми, – эгоцентризм и самозабвенное служение. Фашистское искусство воспевает подчинение, возвеличивает отказ от разума, зачаровывает смертью.
Еще одно общее свойство –
передача движения в
В то же время в СССР официальным художественным направлением был Социалистический реализм. Впервые официальное определение соцреализма дано в Уставе СП СССР, принятом на Первом съезде СП:
«Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма».
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Культурология»