Контрольная работа по дисциплине «Культурология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 00:12, контрольная работа

Краткое описание

В основе всех тоталитарных режимов лежит представление о себе как о радикальной и спасительной смене общественного уклада – как о “величайшей” революции и ее непрерывном развитии. В этом противопоставлении себя прошлому тоталитарные режимы стремились как можно быстрее утвердиться в качестве новых социальных систем, создать абсолютно новую цивилизацию. Одними из важнейших составляющих которой являлись культура и искусство. И Советский союз и Третий рейх создавали свой собственную метод восприятия мира, и понятия от том, что есть прекрасное, а что уродливо. Тоталитаризм был воплощением новой, “массовой” культуры, исторически новых представлений о мире и месте человека в этом мире.

Оглавление

Введение 3
1.Тоталитаризм 4
1.1.Тоталитаризм и искусство 5
2.Тоталитарная эстетика 7
2.1.Архитектура 12
2.2.Скульптура 16
2.3.Живопись 18
2.4.Литература. 20
Заключение 22
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферать.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

     Увековечиванию  подлежали также люди должные  стать примером для подражания: Павлик Морозов, Зоя Космодемьянская, отличившаяся тем, что по легенде умерла с именем Сталина на устах. У немцев Мучеником был Хорст Вессель: в реальности убитый любовником своей любовницы-проститутки, оказавшимся коммунистом, стал идеалом нового человека. Геббельс смоделировал его как рабочего, солдата, мыслителя, поэта, беззаветно преданного идее и погибшего в борьбе за светлое будущее.

     Такие примеры мучеников служили образцами  высокой жертвы и беззаветной  преданности народу, партии, государству  и в первую очередь вождю.

     Изображение обнаженного тела редко встречается  в произведениях сталинского  соцреализма, в отличие от искусства Третьего Рейха, где расовая идеология нацизма черпала свои аргументы. Очень характерным для неё было отождествление темы плодородия земли, зрелости ее плодов с обнаженным женским телом.

     Тема  «крови и почвы» вводилась в сознание немецкого зрителя особенно старательно. Рейнские пейзажи соединялись с взволнованным, размягченным состоянием человека, мистические закаты солнца над морем — с полетом или поединком орлов на переднем плане, Чаще всего эта тема воплощалась с помощью символического штампа, когда художник представлял сцену матери, кормящей грудью младенца на фоне колосящегося поля, пахоты, идиллического ландшафта.

     Отдельный жанр составила тема «великих строек империи». Художник, как правило, противопоставлял здесь величественную панораму пли высотные промышленные объекты случайным и крохотным фигуркам людей.

     Не  мене ярко формировала образ «арийца» и живопись Третьего Рейха, воспевающая  телесную красоту, здоровье и силу человека. В совершенном теле изобразительное  искусство национал-социализма воплощало идею «крови» (нации). «Кровь» же в идеологии национал-социализма была непосредственно связана с «почвой» (землёй). В данном случае речь шла о симбиозе народа и земли, а так же их материальной и мистической связи. В целом же идея «крови и почвы» была обращена к языческим символам плодородия, силы, гармонии, взрастания, выражая в человеческой красоте саму природу.

     2.4.Литература.

     Если  для Германии важнейшим из искусств являлась архитектура, то для Советского государства это была литература.

     Литература  социалистического реализма являлась инструментом партийной идеологии. Писатель, по известному выражению  Сталина, является «инженером человеческих душ». Своим талантом он должен влиять на читателя как пропагандист. Он воспитывает  читателя в духе преданности партии и поддерживает её в борьбе за победу коммунизма. Субъективные действия и устремления личности должны были соответствовать объективному ходу истории. Ленин писал: «Литература должна стать партийной… Долой литераторов беспартийных. Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, „винтиками и колесиками“ одного единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса».

     Литературное произведение в жанре соцреализма должно быть построено «на идее бесчеловечности любых форм эксплуатации человека человеком, разоблачать преступления капитализма, воспламеняя умы читателей и зрителей справедливым гневом, вдохновлять их на революционную борьбу за социализм».

     Максим  Горький, писал о социалистическом реализме следующее:

     «Для  наших писателей жизненно и творчески  необходимо встать на точку зрения, с высоты которой — и только с её высоты — ясно видимы все  грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора».

     Горький считал, что главной задачей социалистического  реализма является воспитание социалистического, революционного взгляда на мир, соответствующего ощущения мира.

 

Заключение

     В искусстве тоталитарных режимов  Германии и СССР не так много разного, как кажется на первый взгляд. И в первую очередь это полный, тотальный контроль над всеми видами искусства и подчинение его интересам правящей партии. «...Так как мы думаем о вечности Империи (а мы можем рассчитывать так далеко в человеческом измерении), произведения искусства тоже должны стать вечными; они должны, так сказать, удовлетворять не только величием своей концепции, но и ясностью плана, гармонией своих соотношений. Эти сильны произведения станут также возвышенным оправданием политической силы немецкой нации» А. Гитлер.

     Вместе  с тем создавалось огромное количество талантливых работ, и был сформирован  свой стиль, который несомненно влиял  и влияет на творчество новых художников, архитекторов и остальных деятелей искусства.

 

Список использованной литературы

Голомшток И. Искусство тоталитаризма. М., 1994.

Д.М. Магомедова Символизм и тоталитаризм: от «всенародного искусства» к тоталитарной модели. К постановке проблемы Контрапункт. Книга статей памяти Г.А. Белой. М., 2005

Зонтаг, С. Магический фашизм. [Электронный ресурс. Режим  доступа:

http://ps.1september.ru/2000/47/7-2.htm]

Ю. Маркина «Искусство Третьего рейха» // Декоративное искусство СССР. 1989, № 3. [Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/rech3/rech.htm]

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Культурология»