Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:10, контрольная работа
Актуальность темы обусловлена тем, что современная педагогика исходит из признания единства материального и формального образования. Поэтому в задачи умственного воспитания входит: вооружение учащихся математическими знаниями основ наук о природе, человеческом обществе и мышлении, развитие познавательных потребностей, интересов и способностей. Формирование социально значимых мотивов учения, воспитание у учащихся самостоятельности в учебной работе, а также формирование умений и навыков умственной деятельности, таких как наблюдение, сравнение, выработка понятий, понимание причинно-следственных связей, прочное запоминание материала и т.п. То есть интеллектуального компонента культуры умственного труда.
Введение 2
1. Компоненты культуры интеллектуального труда студента вуза: компоненты, их характеристики, конкретные проявления, их прикладное значение 4
Заключение 6
Список литературы 7
Практическое задание 7
1. Как организовать самостоятельную работу студента вуза в рамках дистанционного обучения 7
Построить таблицу «Факторы успешной работы мозга» 9
Оглавление
Введение 2
1. Компоненты культуры интеллектуального труда студента вуза: компоненты, их характеристики, конкретные проявления, их прикладное значение 4
Заключение 6
Список литературы 7
Практическое задание 7
1. Как организовать самостоятельную работу студента вуза в рамках дистанционного обучения 7
Построить таблицу «Факторы успешной работы мозга» 9
Формирование знаний лишь тогда оказывается плодотворным, когда оно осуществляется вместе с развитием мышления.
Одной из важнейших составных частей воспитания личности является умственное воспитание. В истории Русской педагогики были две точки зрения на умственное воспитание и развитие: теория формального образования и теория материального образования.
Представители первой теории
утверждали, что главное и наиболее
существенное в умственном
Актуальность темы обусловлена
тем, что современная педагогика
исходит из признания единства материального
и формального образования. Поэтому
в задачи умственного воспитания
входит: вооружение учащихся математическими
знаниями основ наук о природе, человеческом
обществе и мышлении, развитие познавательных
потребностей, интересов и способностей.
Формирование социально значимых мотивов
учения, воспитание у учащихся самостоятельности
в учебной работе, а также формирование
умений и навыков умственной деятельности,
таких как наблюдение, сравнение,
выработка понятий, понимание причинно-
В понятие «культура учебного труда» входят четыре взаимосвязанных компонента1: Личностный; Интеллектуальный; Организационно-технический; Гигиенический.
Учебный труд – это, прежде всего труд интеллектуальный, умственный! Учебный труд – целенаправленное формирование культуры интеллектуального труда студентов, являющимся не только условием полноценного развития личности, но и важнейшим фактором эффективности и результативности учебного процесса. Это работа с информацией, содержащая состояние практики и задания по её изменению и которая является его продуктом. Умственный труд еще заключается в освоении, переработке и анализа информации. Сущность умственного труда заключается в мотивированной деятельности ВНС (высшей нервной системы) реализации функций мозга по моделированию переработки информации. Учение - есть труд активности и мысли, специфическая деятельность по формированию новых знаний в психике человека, присвоению им культурно - исторического опыта.
Интеллектуальный труд –
это ядро общей культуры студента,
на которой базируется эффективность
и результативность процесса обучения,
реализация познавательных способностей
личности. Существует прямая зависимость
между уровнем культуры умственного
труда студентов и такими важнейшими
характеристиками процесса обучения в
вузе, как качество формируемых знаний
и умений, познавательная активность,
стили мышления, социальная компетентность
студентов. Целенаправленное формирование
интеллектуального труда
Актуальность этой проблемы растет по мере ускорения и роста темпов
технологизации учебно -
образовательных пространств, которые
стремительно изменяют само содержание
и формы интеллектуального
Учебный труд студента проявляется
в «учебной деятельности», которая
характеризуется
Уметь выделить учебную задачу - это значить ясно представить себе, какими знаниями и навыками необходимо овладеть, что бы суметь выполнить новое задание. Умение выделить учебную задачу является одним из важнейших обще - учебных занятий входящих в умственно - учебный труд студента.
Деятельность - активное и сознательное взаимодействие человека со средой по достижению поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Оно включает в себя: цель, средства, результат и сам процесс. Общение, игра, труд, учение - это виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности.
Продуктом учебной деятельности
являются: Структурирование и актуализируемые
знания, лежащее в основе умения
решать требующие его применения
задачи в разных областях науки практики;
Внутренне новообразование
При характеристике педагогических основ
воспитания умственного труда было
установлено, что умственный труд, включающий
в себя личностные, интеллектуальные,
организационно-технические и
Центральное место в понятии
«культура умственного труда»
занимают интеллектуальные
В ходе исследования
Термин «дистанционное обучение» включает в себя два понятия: дистанционное и обучение. «Дистанционное» трактуется в словаре как совершаемое на расстоянии. Обучение – процесс взаимодействия между учителем и учащимся, в результате которого у обучаемого формируются знания, умения, навыки (ЗУН). Таким образом, дистанционное обучение можно трактовать как процесс взаимодействия между преподавателем и студентом, при котором участники находятся на расстоянии друг от друга, в результате чего у студента формируются ЗУН.
В настоящее время в
образовании отчетливо
Важно подчеркнуть, что учение студента – это не самообразование индивида по собственному разумению, а систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента, которая становится доминантной.
Под самообразованием понимается
систематическая учебная
В данном определении отмечен ряд существенных черт процесса самообразования: познание, целенаправленность, систематичность, само-стоятельность. Самообразование классифицируют по следующим видам: 1) профессиональное самообразование, направленное на овладение полюбившейся профессией, подготовку к ней; 2) самообразование, направленное на более углубленное изучение отдельных циклов учебных предметов согласно наклонностям, интересам, жизненным планам личности; 3) самообразование, связанное с развитием своих способностей и любительскими занятиями; 4) самообразование, связанное с самовоспитанием, формированием характера.
Организация самостоятельной работы может включать в себя следующие технологические составляющие: 1) отбор целей самостоятельной работы. Основаниями отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др.; 2) отбор содержания СРС. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности); 3) конструирование заданий. Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов; 4) организация контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля.
Информация о работе Компоненты культуры интеллектуального труда студента вуза