Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 07:30, реферат
Отношения “начальник – подчинённый”, имеющие место в любой
организации, существовали ещё с незапамятных времён. Однако лишь к середине
20 века им стало уделяться должное внимание, как внутри предприятий, так и
со стороны учёных, исследующих трудовые процессы.
Данное явление связано с тем, что с недавнего времени, деятельность
предприятий во всём мире характеризуется ростом управленческого аппарата и
затрат на него, ростом объёма административной (офисной) работы, появлением
новых видов управленческих функций на предприятиях (рекламная деятельность,
социальное страхование, связи с общественностью), ростом объёма информации
и документооборота.
Необходимость совершенствования организации управленческого труда
вызвала появление различных терминов и определений для обозначения
совокупных действий по улучшению качества управленческой деятельности.
Одним из таких понятий является культура управленческого труда, являющаяся
фактором повышения конкурентоспособности, эффективности производства и
управления организацией.
Освящая в своём реферате это понятие, я постаралась изложить его
специфику, раскрыть сущность и содержание, а также привести примеры,
которые, на мой взгляд, дают более полную характеристику и представление
об изложенном материале.
Культура управленческого труда
ВВЕДЕНИЕ.
Отношения “начальник – подчинённый”, имеющие место в любой
организации, существовали ещё с незапамятных времён. Однако лишь к середине
20 века им
стало уделяться должное
со стороны учёных, исследующих трудовые процессы.
Данное явление связано с тем, что с недавнего времени, деятельность
предприятий во всём мире характеризуется ростом управленческого аппарата и
затрат на него, ростом объёма административной (офисной) работы, появлением
новых видов управленческих функций на предприятиях (рекламная деятельность,
социальное страхование, связи с общественностью), ростом объёма информации
и документооборота.
Необходимость
вызвала появление различных терминов и определений для обозначения
совокупных действий по улучшению качества управленческой деятельности.
Одним из таких понятий является культура управленческого труда, являющаяся
фактором повышения конкурентоспособности, эффективности производства и
управления организацией.
Освящая в своём реферате это понятие, я постаралась изложить его
специфику, раскрыть сущность и содержание, а также привести примеры,
которые, на мой взгляд, дают более полную характеристику и представление
об изложенном
материале.
1. КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА
Успех в работе любой организации (рост уровня и качественных
показателей производства, его конкурентоспособности в современных условиях)
зависит не только от технических и технологических процессов
производственной деятельности. Большая роль в этом отводится
совершенствованию уровня руководства предприятия и управленческой
деятельности.
Управленческая деятельность - это, прежде всего, осмысленная
деятельность, цель которой поднять эффективность организации производства.
Отсюда и высокая требовательность к руководящему составу любого ранга, будь
это директор, сельский бригадир, губернатор или министр, руководитель фирмы
или дирижер симфонического оркестра. В их руках находится успех дела,
благополучие людей, от их профессиональной подготовки, творческой
инициативы, от умения строить взаимоотношения с людьми в решающей степени
зависит успех любого дела или провалы в работе.
Новые условия хозяйствования, повышение образовательного уровня и
зрелости менеджеров дали мощный толчок развитию управленческой культуры.
Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение к
управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании,
изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности,
эффективности производства и управления организацией.
Сам термин "культура" (от лат. cultura) буквально означает
воспитание, образование и развитие. В широком смысле, термин
"управленческая культура" употребляется для характеристики организационно-
технических условий и традиций управления, профессионального и
нравственного развития руководителя. В узком значении культура
управленческого
труда может трактоваться как
служебная этика руководителя.
Осмысливая изложенное, управленческую культуру можно представить как
совокупность типичных для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей,
которые
сознательно формируют
образец его
поведения.
Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в её
основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться
менеджером:
а) юридические нормы управленческого труда, которые отражены в
государственно-правовых нормативных актах. Культура менеджера в этом смысле
состоит в знании и выполнении юридических норм;
б) моральные нормы - нормы, которые регулируют поведение руководителя
в такой важной области, как нравственность и мораль;
организационные нормы - устанавливают структуру организации, состав и
порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей;
правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного
плана, принятые и используемые в любой организации;
- регулируют
экономическую деятельность
Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.),
которые определенным
образом формируют
итоге образуется совокупность элементов, аттестующая деятельность менеджера
в рамках культуры
управленческого труда.
2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО
Культуру управленческого
1. Личную культуру руководителя, включающую в себя: уровень квалификации,
этическое воспитание, личную гигиену и внешний вид, форму обращения к
подчиненным;
2. Рациональное распределение рабочего времени. Рациональная организация
труда руководителя немыслима без четкого представления о том, что он
делает, когда он это делает, сколько времени затрачивает на различные виды
работ. Речь идет о строгом планировании личной работы по следующим
направлениям:
а) работа с документами. Как правило, руководители перегружены
работой с документами и из-за неупорядоченности маршрутов движения
документов, длительной
их обработки и плохо
директивных, учётных и других документов могут доходить до исполнителей с
опозданием или вообще не доходить
б) работа с кадрами и решение социально - экономических
вопросов.
в) решение коммерческих вопросов;
г) совещания, переговоры;
д) непроизводительные затраты времени, не уточненное время.
Руководителю в то же время следует иметь в виду, что он должен
учитывать и планировать не только рабочее, но и свободное время;
3. культуру содержания рабочего места. Отдельные руководители считают,
что в процессе работы необходимо, чтобы все находилось "под рукой", и с
этой целью на рабочий стол выкладывают всю имеющуюся документацию.
4. культуру проведения массовых мероприятий. Речь идет, прежде всего, о
культуре проведения различного рода совещаний, переговоров и бесед, на
которые тратится значительное количество рабочего времени.
5. культуру приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и
требований при приёме работников, как по личным, так и по служебным
вопросам.
7. культуру речи. Около 80 % рабочего времени руководителя связано с
контактами с людьми. Поэтому умение говорить (общаться) является важной
составной частью культуры труда руководителя.
Как правило, для наиболее полной характеристики организационной
работы руководителя с кадрами, принято выделять (стили, методы и принципы,)
используемые им в управлении людьми.
Стиль работы руководителя
способов управленческого воздействия на персонал. Именно в стиле
руководства находят своё отражение внутренняя культура, знания и опыт
руководителя и именно стиль оказывает существенное влияние на климат в
коллективе и культуру организации.
Понятием, близким по смыслу определению “стиль управления”, является
“метод управления”, представляющий собой способ достижения какой-либо цели,
решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического
или теоретического
освоения (познания) действительности.
Основные задачи управленческой деятельности: