Культура управленческого труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 07:30, реферат

Краткое описание

Отношения “начальник – подчинённый”, имеющие место в любой
организации, существовали ещё с незапамятных времён. Однако лишь к середине
20 века им стало уделяться должное внимание, как внутри предприятий, так и
со стороны учёных, исследующих трудовые процессы.
Данное явление связано с тем, что с недавнего времени, деятельность
предприятий во всём мире характеризуется ростом управленческого аппарата и
затрат на него, ростом объёма административной (офисной) работы, появлением
новых видов управленческих функций на предприятиях (рекламная деятельность,
социальное страхование, связи с общественностью), ростом объёма информации
и документооборота.
Необходимость совершенствования организации управленческого труда
вызвала появление различных терминов и определений для обозначения
совокупных действий по улучшению качества управленческой деятельности.
Одним из таких понятий является культура управленческого труда, являющаяся
фактором повышения конкурентоспособности, эффективности производства и
управления организацией.
Освящая в своём реферате это понятие, я постаралась изложить его
специфику, раскрыть сущность и содержание, а также привести примеры,
которые, на мой взгляд, дают более полную характеристику и представление
об изложенном материале.

Файлы: 1 файл

Культура управленческого труда.doc

— 55.50 Кб (Скачать)

Культура управленческого  труда

ВВЕДЕНИЕ. 

      Отношения   “начальник  –   подчинённый”,   имеющие   место   в   любой

организации, существовали ещё с незапамятных времён. Однако лишь к  середине

20 века им  стало уделяться должное внимание, как внутри предприятий,  так  и

со стороны  учёных, исследующих трудовые процессы.

       Данное явление связано с тем,  что с недавнего  времени,  деятельность

предприятий во всём мире характеризуется ростом управленческого  аппарата  и

затрат на него, ростом объёма административной (офисной) работы,  появлением

новых видов  управленческих функций на предприятиях (рекламная  деятельность,

социальное страхование, связи с общественностью), ростом  объёма  информации

и документооборота.

       Необходимость  совершенствования  организации управленческого труда

вызвала  появление  различных  терминов  и   определений   для   обозначения

совокупных  действий  по  улучшению  качества  управленческой  деятельности.

Одним из таких  понятий является культура управленческого  труда,  являющаяся

фактором  повышения  конкурентоспособности,  эффективности  производства   и

управления организацией.

       Освящая в своём реферате это   понятие,  я  постаралась   изложить  его

специфику,  раскрыть  сущность  и  содержание,  а  также  привести  примеры,

которые, на мой  взгляд, дают более полную  характеристику  и   представление

об изложенном материале. 
 
 

           1. КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА 

        Успех  в  работе  любой   организации  (рост  уровня  и   качественных

показателей производства, его конкурентоспособности в современных  условиях)

зависит   не   только   от   технических   и    технологических    процессов

производственной   деятельности.   Большая    роль    в    этом    отводится

совершенствованию   уровня   руководства   предприятия   и    управленческой

деятельности.

        Управленческая  деятельность  -  это,  прежде   всего,   осмысленная

деятельность, цель которой поднять эффективность  организации  производства.

Отсюда и высокая  требовательность к руководящему составу любого ранга,  будь

это директор, сельский бригадир, губернатор или министр, руководитель  фирмы

или дирижер  симфонического  оркестра.  В  их  руках  находится  успех  дела,

благополучие  людей,   от   их   профессиональной   подготовки,   творческой

инициативы, от умения строить взаимоотношения  с людьми  в  решающей  степени

зависит успех  любого дела или провалы в работе.

       Новые условия хозяйствования, повышение   образовательного   уровня  и

зрелости менеджеров дали мощный  толчок  развитию  управленческой  культуры.

Управленческие  службы не только  коренным  образом  изменили  отношение   к

управленческой  культуре,  но  и  заняли  активную  позицию  в  формировании,

изменении и  использовании ее как  фактора  повышения  конкурентоспособности,

эффективности производства и управления организацией.

        Сам  термин  "культура"  (от  лат.   cultura)   буквально   означает

воспитание,   образование   и   развитие.   В   широком    смысле,    термин

"управленческая  культура" употребляется для   характеристики  организационно-

технических   условий   и    традиций   управления,   профессионального    и

нравственного   развития   руководителя.   В   узком    значении    культура

управленческого труда может трактоваться как  служебная  этика  руководителя. 

       Осмысливая изложенное, управленческую  культуру можно представить   как

совокупность  типичных для менеджера ценностей, норм, точек  зрения  и  идей,

которые     сознательно      формируют      образец      его      поведения. 

       Специфика культуры управленческого труда состоит  в  том,  что  в  её

основе  лежат  определенные  нормы,  которые   должны   строго   соблюдаться

менеджером:

а)   юридические   нормы   управленческого   труда,   которые   отражены   в

государственно-правовых нормативных актах. Культура менеджера в этом  смысле

состоит в знании и выполнении юридических норм;

б)  моральные  нормы  - нормы, которые  регулируют    поведение  руководителя

в    такой    важной    области,    как    нравственность     и      мораль;

                                                                          в)

организационные  нормы  -  устанавливают  структуру  организации,  состав  и

порядок  деятельности  функциональных  подразделений  и  их   руководителей;

правила   внутреннего   распорядка    и   другие   нормы    организационного

плана,     принятые     и     используемые     в     любой      организации;

                                                   г)   экономические  нормы

- регулируют  экономическую деятельность организации.

         Имеются и другие виды  норм  (технические,  эстетические  и т.п.),

которые определенным образом формируют управленческую культуру.  В  конечном

итоге образуется совокупность элементов, аттестующая  деятельность  менеджера

в рамках культуры управленческого труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ  КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА. 

      Культуру управленческого труда  принято подразделять на:

1.  Личную  культуру руководителя, включающую  в себя:  уровень  квалификации,

этическое воспитание, личную  гигиену и внешний вид,  форму обращения к

подчиненным;

2.  Рациональное  распределение рабочего  времени.  Рациональная  организация

труда руководителя  немыслима  без  четкого  представления  о  том,  что  он

делает, когда  он это делает, сколько времени затрачивает на  различные  виды

работ.  Речь  идет  о  строгом  планировании  личной  работы  по   следующим

направлениям:

      а)   работа  с  документами.  Как  правило,  руководители  перегружены

работой  с  документами  и  из-за   неупорядоченности   маршрутов   движения

документов, длительной их обработки и плохо организованной доставки до 40  %

 директивных,  учётных и других документов  могут доходить до  исполнителей  с

опозданием  или  вообще  не   доходить

          б)  работа  с  кадрами   и   решение социально -   экономических

вопросов.

      в)  решение коммерческих вопросов;

      г)  совещания, переговоры;

      д)  непроизводительные затраты  времени, не уточненное время.

       Руководителю в то же время   следует  иметь  в  виду,  что  он  должен

учитывать и  планировать не только рабочее, но и  свободное время;

3.   культуру  содержания рабочего  места.  Отдельные   руководители  считают,

что в процессе работы необходимо, чтобы все находилось "под  рукой",   и   с

этой целью  на рабочий стол выкладывают всю  имеющуюся  документацию. 

4. культуру проведения  массовых мероприятий.  Речь  идет,  прежде  всего,  о

культуре проведения различного  рода  совещаний,  переговоров  и  бесед,  на

которые тратится значительное количество рабочего времени.

5.  культуру  приема  посетителей.  Она  предполагает  соблюдение  правил  и

требований при  приёме  работников,  как  по  личным,  так  и  по  служебным

вопросам.

7.   культуру  речи. Около 80  %  рабочего  времени  руководителя  связано  с

контактами с  людьми. Поэтому  умение  говорить  (общаться)  является  важной

составной частью культуры труда руководителя.

       Как  правило,  для  наиболее  полной  характеристики  организационной

работы руководителя с кадрами, принято выделять (стили,  методы  и  принципы,)

используемые  им в управлении людьми.

      Стиль работы руководителя представляет  собой  совокупность  приёмов   и

способов  управленческого  воздействия   на   персонал.   Именно   в   стиле

руководства находят  своё  отражение  внутренняя  культура,  знания  и  опыт

руководителя  и именно стиль  оказывает  существенное  влияние  на  климат  в

коллективе и  культуру организации.

       Понятием, близким по смыслу определению  “стиль управления”,  является

“метод управления”, представляющий собой способ достижения какой-либо  цели,

решения конкретной задачи; совокупность приемов или  операций  практического

или теоретического освоения (познания) действительности. 

Основные задачи управленческой деятельности:

  1. Определение основной цели или дерева целей (для многоуровневой) организации, выработка стратегии действий по ее достижению и формулирование концепции деятельности и развития данной организации - корпорации, фирмы и т.п.
  2. Формирование корпоративной культуры, т.е. объединение персонала вокруг общефирменной цели (или целей). Самое важное в управлении - не стремление поставить других людей в одностороннюю зависимость от себя, искусственно приподнять свой статус, усилить свое влияние в организации, а сплотить ее персонал на четкое осознание стоящей перед организацией цели и активную, квалифицированную, добросовестную деятельность во имя ее достижения.
  3. Хорошо продуманная и рационально организованная мотивация персонала на достижение цели фирмы (организации) и успешное решение стоящих перед нею проблем.
  4. Формирование в фирме организационного порядка, т.е. системы относительно стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов, норм и должностей, нередко зафиксированных документально (устав организации) и регулирующих взаимодействия между организациями, а также между подразделениями и людьми как членами организации по поводу осуществления их функций. Организационный порядок воплощается в формальную организацию, обеспечивающую стабильность и устойчивость данной фирмы, корпорации и т.д., результативность управления ею.
  5. Разработка и осуществление технологии изменений, ведь эффективность управления в решающей степени определяется по способности к изменениям, по умению вовремя понимать их необходимость и столь же вовремя начинать и быстро проходить переходный этап.
  6. Четкое определение диагностики управления или, говоря иными словами, определение точек наибольшей и наименьшей управляемости и - вполне вероятно - точек неуправляемости, которые имеются или могут возникнуть в каждой организации.
  7. Разработка системы контроля за выполнением принятого решения, определение и применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций или их подразделений, срывающих выполнение принятых решений или недостаточно целеустремленно и активно действующих во имя поставленных управляющей подсистемой целей и задач.

Информация о работе Культура управленческого труда