Кино самое массовое из искусств

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является исследование таких направлений в искусстве XVII века как классицизм и барокко.
Для достижения поставленной цели мне необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть общие закономерности развития европейской культуры XVII века;
Исследовать особенности барокко и классицизма как основных художественных течений указанного периода.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3С
I. Рождение кинематографа
1.1 Предпосылки появления кино……………………………………….
1.2 Эпоха немого кино………………………………………………….
II. Советское кино- «Важнейшее из искусств»
2.1 Кино как средство идеологии. Воспитательное
воздействие кино……………………………………………………
2.2 Российское художественное кино. Тематика и сюжеты…………
2.3 Документальное российское кино………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая работа кинематограф.docx

— 81.53 Кб (Скачать)

Специфической особенностью немых фильмов является использование титров (интертитров) — текстовых вставок, которые давали пояснения по сюжету, воспроизводили реплики персонажей или даже комментировали происходящее для аудитории. Титры появились в кино не сразу, и функция их со временем существенно менялась. Они использовались как заглавия монтажных частей, как замена звуковой речи, как средство изложения сюжета и связывания отдельных сюжетных фрагментов и так далее.

          Поначалу фильмы продавались для проката без вмонтированных титров — прокатчик получал только текст, который мог напечатать и вставить в фильм по своему усмотрению (например, перевести титры на другой язык), на плёнке в этом случае начало титра обозначалось косым крестом с номером титра. В России в начале XX века существовали тировочные мастерские, которые выполняли для прокатчиков изготовление монтажных фрагментов с интертитрами. Со временем титры были осмыслены как эстетически важная часть фильма, они специально  

оформлялись и организовывались с остальным  материалом. Кроме того, титры часто  тонировались цветом.

По мере расширения художественных средств  немого кино появилась также возможность  создавать полнометражные фильмы без  интертитров; это было характерно прежде всего для немецкой «камерной  драмы», наиболее важным примером которой  является фильм Мурнау «Последний человек».

Изобразительные и художественные возможности немого кино были чрезвычайно высоки. Выработался  совершенно особый неповторимый стиль  общения со зрителем при помощи мимики и жестов. Выразительность движений некоторых актёров немого кино вряд ли может быть превзойдена даже в современном звуковом кино. Кроме того, киносеансы в начале XX века не были полностью беззвучны — обычно показ кино имел музыкальное сопровождение на фортепьяно. Профессия пианиста в кинотеатре называлась «тапёр». Многие мелодии из репертуара тапёров того времени дошли и до нас.

Тем не менее, распространено заблуждение, что  немые фильмы были примитивны. Причиной распространения этого заблуждения  в середине XX века называют то, что  немые фильмы часто тогда демонстрировались  на повышенной скорости (например, фильмы, снятые со скоростью 16 кадров в секунду, показывались на скорости 24 кадра в  секунду), и то, что большинство сохранившихся немых фильмов оказались в технически плохом состоянии.

В студии «Гомо́н» уже начиная с 1902 года непрерывно экспериментировали в области создания звукового кино. Проблема синхронизации изображения и голоса решалась путем соединения на одной оси сначала кинопроектора и фонографа и затем граммофона. 

По этому  же пути в своих поисках продвигался Чарльз Урбана. Однако сложность создававшихся аппаратов ограничивала сферу их практического применения.

Звук  стал сопровождать кинопоказы лишь во второй половине 1920-х годов, когда в СШАГермании и СССР были созданы пригодные для широкого использования системы звукового сопровождения фильмов. Первым звуковым фильмом, вышедшим в широкий прокат, стала американская кинокартина «Певец джаза» (The Jazz Singer, 1927), однако преимущественное производство немых фильмов продолжалось ещё как минимум год, звуковые фильмы стали преобладать на экранах США лишь в 1929 году. Первый советский звуковой художественный фильм — «Путёвка в жизнь» (1931). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Советское кино - «Важнейшее из искусств»

Кино  как средство идеологии. Воспитательное воздействие  кино.  

     Различные функциональные возможности экранных искусств в жизни современного общества выявляют многоаспектность понятия кино-образования. Можно рассматривать его как фактор культурного развития, средство формирования аудиовизуального мышления, гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, как систему эстетического воспитания, форму педагогического управления интересами и потребностями школьников в области кино, телевидения, видео, наконец, как отрасль педагогической науки о воспитании личности - кинопедагогику.

     Не  случайно приобщение к экранным искусствам рассматривается сегодня как  закономерность современного социокультурного процесса, в котором кино, телевидение, кассетное кино, кабельное телевидение  постепенно занимают ведущие позиции, обучая и просвещая современного человека, помогая ему освоить аудиовизуальными средствами мир и осознать себя в этом мире. Аудиовизуальные средства играют ведущую роль в досуге людей, в учебно- воспитательном процессе общеобразовательных школ, профтехучилищ, высшей школы по количеству просмотров на кино- и телеэкране, по использованию видеоматериалов, учебных фильмов и телепередач, по массовости распространения среди населения любительского кино, самодеятельного кинотворчества.

     Исследователи справедливо отмечают социальную и  эстетическую автономию кинематографа, телевидения и видеоинформации  в жизни современного общества. Возникает  радикальная децентрализация экранного  зрелища.

     Кино- и телекамера приучают нашего современника синтезировать дискретно запечатленные  фрагменты действительности в особой экранной структуре - звукозрительном  образе. С детских лет аудиовизуальная  система совершенствует зрительные и слуховые анализаторы человека, предлагая в момент просмотра  производить элементарные действия, осмысливая аудиовизуальную информацию: чередование визуальных планов, ракурсных  композиций, рапидных съемок, смену  временных пластов - реального и  воображаемого.

     Но  именно с детских лет возникает  серьезная проблема эстетического  осмысления языковых особенностей аудиовизуальной  информации, поскольку воспринимаются они в широкой зрительской  среде только как технические, необразные средства, зеркально отражающие, но не воссоздающие реальность. Так возникает  проблема целенаправленного воспитания зрителя, способного воспринимать аудиовизуальную  информацию как многоканальную коммуникативную  художественно-образную систему.

     Звукозрительная коммуникация при полноценном восприятии обладает уникальными возможностями  бесконечного совершенствования зрительных, звуковых, кинестезических анализаторов, а также различных видов мышления - образного, логического, интуитивного, пространственного. Необходимо опровергнуть часто утверждаемую мысль о предрасположенности аудиовизуальной информации к пассивному восприятию по сравнению, например, с печатным словом. В данном случае при подобных суждениях происходит невольная подмена известных аспектов пассивного восприятия киноповествования неразвитым зрителем или восприятия однопланово построенного звукозрительного образа, иллюстрирующего слово.

     Сложность и богатство аудиовизуальной  информации в том, что ее восприятие позволяет школьнику воссоздавать в своем сознании не просто словесный  или зримый образ, как в литературе или изобразительном искусстве, не просто мелодию, развивающуюся во временных координатах, но пространственно- временную среду, порой отличающуюся от экранной, достроить дискретно  организованное пространство в особых условиях лимитированного времени.

     Экранные  искусства воздействуют не только на зрителей, но и на традиционные искусства, переворачивая, по словам В.П.Катаева, "обычные понятия о времени, привитые другими искусствами", давая  новое представление о ритме  искусства, показывая "новую логику развития образного строя произведения...". А это, в свою очередь, опосредованно  представ в современном искусстве, предъявляет новые требования к  художественному восприятию слушателя, читателя, зрителя. Создает благоприятные  возможности для развития аудиовизуального мышления, которое применяется в момент встречи не только с произведениями кино, но и литературы, музыки, изобразительного искусства, театра: "стремительность киновремени отразилась телеграфным стилем в литературе, поэтике театра, живописи; монтаж - фрагментарным, рваным повествованием, дроблением его на короткие эпизоды, столкновение фабульно не связанных между собой эпизодов, чередование общих и крупных планов, вкрапление хроникально-документального материала, подчеркнутая натуральность характера и среды", коллажный принцип повествования как разновидность монтажного мышления и пр.

     Сегодня экранные искусства создают благоприятные  возможности для реализации "совокупного  социального опыта" зрителя, для  осуществления просветительских, компенсаторных, гедонистических, рекреационных функций  средств массовых коммуникаций. Как  показывают социологические исследования, средства массовых коммуникаций, и  среди них особенно телевидение, являются для молодежи катализатором  просветительского процесса, влияющим на увеличение посещаемости театров, концертов, эстрады, воздействующим на читательские интересы, зрительские предпочтения, на весь процесс формирования личности.

     Формирование  личности - сложный процесс изменения  личности в результате воздействия  на нее. Известны три основных вида формирования личности: стихийное, целенаправленное и самовоспитание. О первом виде приходится говорить, например, при  просмотре фильмов, идущих в кинотеатрах, когда изменение личности происходит в результате случайных воздействий.

     Кинематограф  является ценностью для преподавателя  не только как лучшее средство воспроизведения  и фиксации действительности, так  и как метод ее осмысления. Поэтому  педагог анализ кинопроизведений заключает  вопросом, в какой степени они  помогают узнать и постичь окружающую реальность, закономерности исторического  развития окружающего мира и сознания человека.

     Основным  фактором, который объединяет задачи педагогики и киноискусства, является общность объекта - человеческая личность. По сравнению с педагогикой кино очень молодо, история его развития длится немногим более трех четвертей  века. На протяжении первых пятидесяти лет кинематографисты интересовались в основном внешней стороной событий. (Речь идет о массовой кинопродукции. Создатели же выдающихся кинолент всегда пытались раскрыть на экране мысли, переживания, характеры людей через внешние признаки - актерскую игру, слово, действия и поведение персонажей). В середине 50-х годов искусство экрана вступило в период, открывший перед ним возможность освоения таких сторон действительности, которые не поддаются непосредственно фиксации кинокамерой. Кинематограф сравнялся, наконец, с литературой и театром и стремится проникнуть во внутренние процессы духовной жизни человека, делает непосредственным предметом своего исследования скрытое от посторонних глаз рождение идей, эмоций, мотивов поведения личности. Киноэкран дает возможность проверить, на что способен современный человек, каковы внутренние ресурсы личности в различных сложных условиях. Главная опасность, подстерегающая педагога, - сухое морализирование. Не правы те, кто преувеличивает роль языковой коммуникации и считает, будто достаточно подобрать "правильные" слова - и слушатели их усвоят. Эффективность идеологического воздействия находится в прямой зависимости и от содержания пропаганды и от нашего умения заинтересовать аудиторию, найти с ней контакты. Необходимо использовать и такие коммуникативные связи между воспитателем и воспитанником, которые вне языка и в тесном контакте с ним ненавязчиво способствуют формированию личности. К подобным способам информации относится кинематограф. Идеи экранного искусства воспринимаются молодыми зрителями не как сторонняя и чуждая их личности сила, а как вызревшая внутри их самих.

     Кино  позволяет осуществлять формирование личности в нужном направлении с  более ранних и простых элементов  ее психологической структуры - с  интересов. Последние пронизывают  другие стороны и качества личности студента - установку, ориентацию, направленность, придают им общественную значимость. Кинематограф относится к области  стабильных духовных интересов учащейся молодежи, становится для нее одним  из самых популярных видов художественного  творчества. Чем тоньше чувствует  и переживает человек, тем лучше он поймет другого и придет к нему, если надо, на помощь, тем ответственнее относится он к своим обязанностям, тем скромнее ведет себя в обществе. Произведения киноискусства - прекрасное средство развития чувств. Поэтому воспитательная роль кинематографа больше, чем может показаться, когда о целесообразности использования картин судят лишь по их тематике. Так, моральному воспитанию молодежи способствуют не только ленты, про которые принято говорить, что они посвящены этическим проблемам. Любой талантливый фильм развивает эмоциональный аппарат молодого зрителя. Если картина о современности, она еще и подготавливает юношей и девушек к той системе отношений, которая является характерной для нашего общества, частично включает их в эти отношения. На художественную деятельность, связанную с просмотром фильмов, посещением театров, чтением и т. д., обращается меньше внимания. Перечисленные обстоятельства лишний раз доказывают необходимость продуманного управления воздействием фильмов, использования результатов этого воздействия для целенаправленного развития личности будущего специалиста.

     В комплексе "кино + воспитание" ведущей  фигурой следует считать педагога. При постановке фильма реализуются  возможности, намного превышающие  потенциал любого лектора. Кинокартина, если ее авторами были талантливые  люди, произведет на молодежную аудиторию  более сильное впечатление, чем  устный рассказ. Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы, во-первых, не допустить отрицательного воздействия фильма как элемента стихийного воспитания, осуществить "психологическое  закаливание" молодого зрителя; во-вторых, сделать фильм эффективным орудием  целенаправленного формирования личности ;в-третьих, научить ребенка использовать кино в качестве средства самовоспитания.

     Механизм  воспитательного воздействия кинофильма меняется в зависимости от цели мероприятия, его характера, времени проведения (учебные часы или неучебные), от используемого педагогического  метода.

Информация о работе Кино самое массовое из искусств