Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 15:01, курсовая работа
В процессе работы над данной темой были поставлены следующие задачи :
1. Проследить и изучить этапы развития гончарной керамики Эгейского мира, их соотношение и зависимость от факторов исторического и социального развития общества, влияние связей, установленных между людьми и окружающей природной средой, особенностей этно-психического характера.
2. Анализ произведений искусства, соотношение формы и орнаментальных мотивов росписи сосуда.
3. Проследить эволюцию формы, мотивов и приемов росписи гончарных изделий.
4. Изучение существующих научных теорий.
5. Изучение и осуществление научно-исторической реконструкции древнегреческой керамики.
6. Привлечение внимания молодёжной аудитории к великой культуре античного мира и её изучению, к осмыслению взаимосвязи духовной и физической сфер деятельности человека.
Введение……………………………………………………………………. 3
1.Особенности развития гончарной керамики Эгейского мира……... 5
1.1.Крито-микенская керамика………………………………..……........ 5
а) Стиль «камарес»…………………………………………………..….... 6
б) Морской стиль……………………………………………………..….... 7
в) Дворцовый стиль…………………………………………………..….... 7
1.2 Греческая гончарная керамика…………………………………......... 8
а) геометрический стиль……………………………………………........ 9
б) ковровый стиль……………………………………………………….. 12
в) чернофигурный стиль……………………………………………..…...14
г) краснофигурный стиль…………………………………………..……..16
2.Классическая Греческая Гончарная керамика. Творческая индивидуальность и традиция…………………………………………..18
2.1 Анализ произведений декоративно-прикладного искусства……..18
2.2 Мастера и их творческие особенности………………………….....24
3.Историческая реконструкция……………………………………..…..34
Заключение………………………………………………………………....36
Библиография……………………………………………………….…..…37
Список иллюстраций………………………………………….……….…38
С течением времени узоры на сосудах геометрического стиля усложняются, более разнообразными становятся и сами керамические формы. В конце IX — начале VIII в. до н. э. появляются вазы со сплошным заполнением поверхности орнаментами. Меандры, треугольники, ромбы, а в самом широком месте вазы — поле, разлинованное в шашечную клетку, можно видеть на тулове амфоры из Мюнхенского музея, разделенном на пояса — фризы. Не исключено, что каждый из фризов должен был отмечать и украшать соответственно свою часть вазы, весь организм которой воспринимается будто составленным из отдельных самостоятельных элементов. Первое впечатление от схематических фигур людей и изящно-узорчатых изображений животных, что это шаг назад, по сравнению с шедеврами реалистических изображений зверей позднего палеолита или тем более быков, морских животных Крита. Однако это не так. Дело в том, что стилизованная условность греческого геометрического стиля вовсе не знаменует собой возврата к элементарным примитивным обозначениям, более того, ценой временного отказа от чувственной конкретности изображения искусство поднимается на более сложную и высокую ступень своего развития. Трудно сказать, было ли разделение труда между гончарами – формовщиками и мастерами росписи, скорее в 10 – 9 вв. до н. э. все производилось одними руками. С конца 9 в. до н. э. на вазах, кроме орнаментальных рисунков, изображаются животные: конь, козел, водоплавающие птицы и, наконец, человек. Новые образы не могли быть сразу выражены в реалистической форме. Перед мастерами, искусными в изображении орнамента, появилась новая и трудная задача – изображение человека, фигуру которого первоначально составляют из привычных геометрических элементов. Голова рисуется в виде круга, корпус – треугольник, руки – тонкие палочки. Только бедра и колени имеют некую округлость. Одежда, прически не изображаются. Из таких примитивных силуэтных схематизированных фигур мастера 8 в. д. н. э. составляют многофигурные композиции, представляющие похоронный обряд, соблюдаемый среди греческой аристократии. Сюжетная композиция сначала несколько теряется среди орнаментов, опоясывающих вазу. Но постепенно, в течение 8 в. до н. э., сцена начинает занимать все большее пространство на тулове сосуда и представляет собой уже целостную пространственную картину, только обрамленную орнаментом. К концу 8 в. до н. э. отчетливо выступает главная черта греческого искусства – стремление к правдивому изображению человека и животного. Навазах мастер, преодолевая схематичность рисует фигуру более округлой, обозначает не только нос, но и подбородок, большой глаз ( лицо в профиль), прическу в виде отдельных прядей. Начинает появляться одежда; сначала юбки у женщин, позже – длинный подпоясанный хитон. С усложнением тематических росписей все большее значение в гончарной мастерской должен был приобретать художник. Для создания многофигурных композиций, для изображения различных движений человека, многих видов животных требуются уже определенные навыки специального мастера – рисовальщика. Таким образом можно говорить о появлении в течении 9 – 8 вв. до н. э. рисунка как самостоятельного вида искусства. Кроме сосудов геометрического стиля, употреблявшихся в быту, гончары создавали огромные кувшины, которые служили надгробными памятниками и устанавливались на кладбищах в греческих поселениях. Одним из таких монументов была Дипилонская амфора VIII в. до н. э., найденная на некрополе Афин, около двойных ворот Дипилона, давших название не только этому, но и многим другим памятникам той эпохи. По форме дипилонская амфора отличается от амфор, предназначавшихся для хранения вина или оливкового масла. Вместо двух вертикальных ручек по бокам у нее сделаны два небольших горизонтально расположенных выступа. Росписи на многих вазах геометрического стиля, возможно, связаны с магическими воззрениями греков. Так, волнистые линии могли ассоциироваться с жидкостью и как бы способствовали постоянной наполненности вазы водой, вином или маслом. Зарисовка сплошь всей поверхности кувшина узорами, очевидно, вызывалась боязнью того, что через незакрашенную часть сосуда могли проникнуть какие-либо злые силы и испортить его содержимое. Однако уже в геометрическом стиле начиналось разрушение магической основы рисунка: все больше усиливалось внимание художника к конкретным действиям человека, даже изображенного схематически, в условной манере. Постепенно на смену чувственно конкретным образам отдельного предмета, фрагментарным, случайным орнаментальным мотивам приходит орнаментальная система. Если обратиться к эволюции форм керамических сосудов и орнамента, то нетрудно проследить постепенный переход от относительно тяжеловесных , пластически не расчлененных форм раннего периода (протогеометрический стиль 11-10 в. до н. э. ) к более расчлененным и совершенным по форме сосудам. Эволюция ваз геометрического стиля :линейные узоры без каких -либо фигурных изображений предшествуют появлению отдельных фигур животных на фризах, затем орнаментальные изображения животных, позже -изображение человека, сложные многофигурные росписи. В геометрическом стиле различают территориальные варианты. В декоре критских сосудов использовались элементы эгейского орнамента: на горловинах часто помещались узоры в виде спирали, на тулово наносились стилизованные контуры различных животных, цветов. На вазах дорических центров, в частности Аргоса, особенно последовательно проводился принцип симметрии: там можно видеть человека, держащего за поводья двух лошадок, или сцены с женскими хороводами. Строгая простота рисунка, свойственная дорийской керамике, встречается и на других южногреческих вазах. В художественном мышлении человека того периода проявились качества, послужившие в дальнейшем основой, костяком для пластически-сочных образов VI—IV вв. до н. э. Гомеровская эпоха в этом отношении была хорошей школой для архаических художников. «Сосуд-дело человеческих рук, воплощение человеческого разума был высшей эстетической ценностью. Строгая четкость геометрических объемов определила впоследствии сдержанную гармонию и классических произведений. Сама концепция отношения человека к миру создаваемых им вещей , сама концепция сути эстетического выразительного, порожденная этой ступенью общества, обнаруживала узость и ограниченность своих художественных посылок при возникновении новых художественных задач, при том задач более широких и глубоких, связанных с появлением монументального скульптурного и живописного образа. Это было искусство совершенное в сфере вазописи на определенном этапе ее эволюции Но присущий ему метод требовал решительной перестройки при переходе к следующей ступени общественного и художественного развития»(5, с50) 7 – 6 вв. до н. э. в истории Древней Греции – период больших сдвигов в экономике, социальном строе, культурной жизни. В этот период формируется греческое рабовладельческое общество и государство. Рост производства приводит к значительным успехам в сельском хозяйстве, ремесле, горнорудном деле, кораблестроение и мореходстве развитии торговли. Растет разделение труда, ремесло выделяется в самостоятельную отрасль хозяйства. Возникновение и развитие городов – крупных центров жизни гражданской общины. Складывание полисов. Колонизация. Одной из основных линий внутренней жизни Греции в 7 – 6 вв. до н. э. становится борьба демоса против родовой аристократии и долгового рабства. В Греции создана новая более прогрессивная форма политической власти – рабовладельческая демократия.
Конец VIII в. до н. э. характеризуется, как отмечалось, кризисом геометрического стиля. С падением родового строя, господствовавшего в Греции с XI по IX в. до н. э., происходили изменения и в искусстве; в обществе формировались вкусы, вызывавшие появление новых художественных форм, в частности в вазописи. Появлялась потребность полнее изобразить то, что человек видел в жизни и что представлял себе в мечтах и мифах. Лаконичное, условное выражение чувств уже не вполне удовлетворяло. Художники VII в. до н. э. начинали обильно вводить в свои композиции орнаментальные и растительные (нередко близкие восточным) мотивы. Поэтому стиль ваз VII в. до н. э., названный в последнее время ковровым, ранее именовали ориентализирующим.
В конце VIII – начале VII вв. до н.э. в вазописи начал складываться новый, более свободный, жизнерадостный, богатый и красочный стиль. Существует несколько гипотез его зарождения. Обычно принято считать, что он всецело навеян искусством классического Востока, поэтому вазы этого стиля называют “ориентализирующими” или вазами “восточного стиля”. Известный исследователь искусства Б.Р. Виппер утверждает, что восточные влияния проникали в греческую керамику двумя главными путями – через Крит и через восточно-ионийские центры, Милет и остров Родос. На Крите, по мнению Б.Р.Виппера, ориентализирующий стиль распространился раньше всего, так как свойственные этому стилю динамическая композиция и округленность линий нашли себе благодатную почву в критских традициях. “В самих формах критских сосудов раннего ориентализирующего стиля, явно навеянных металлическими образцами, чувствуется что-то совсем не керамическое. К металлическому эффекту стремится и роспись сосудов, особенно тех из них, где белые узоры по темной глазури имитируют орнамент, процарапанный по металлическому фону”(2).
Однако
другие исследователи античной керамики
и, в частности, В.Д.
Блаватский, придерживаются иного мнения
относительно происхождения ориентализирующего
стиля. Не отрицая существенной роли Восточных
стран в развитии художественной культуры
Греции в рассматриваемый период, они
склонны полагать, что в основе этого нового
течения лежало не подражание восточным
образцам. В.Д. Блаватский видит в новом
течении совершенно самостоятельное и
самобытное явление, вызвавшее возникновение
нового, более свободного стиля, чем стиль
геометрических росписей. В создании этого
нового стиля участвовали не только ионяне,
но также эоляне и доряне, причем вклад
последних был отнюдь не меньше, а скорее
больше, чем первых.
“Достойно внимания, что во времена зарождения нового стиля в вазописи, во второй половине VIII в. до н.э., наиболее ярким и значительным в художественном творчестве Востока было искусство Ассирии, а между тем именно последнее весьма далеко от росписей ваз ориентализирующего стиля.
Это лишний раз подтверждает, что новый стиль в вазописи отнюдь не был наносным явлением, пришедшим откуда-то извне. Это было самобытное явление, порожденное внутренними потребностями и вызванное к жизни развитием греческого общества” (1).
В.Д. Блаватский считает, что искусство Крита не просто передало восточное влияние на территорию Балканской Греции, а само стало первым толчком, вызвавшим новое движение в вазописи. При этом известную роль могли сыграть не умиравшие там традиции искусства Эгейской эпохи, отличавшейся, как известно, изумительным мастерством в передаче живой натуры. На критских вазах геометрического стиля нет того неограниченного господства абстрактных, геометрически правильных форм, которое характерно для керамики греческих метрополий того же времени. Это объясняется живучестью эгейских традиций в искусстве Крита – центре тхалассократии (морской державы) царя Миноса. С этими традициями связано стремление передавать не втиснутые в геометрическую схему, а свободные формы природы, стремление внимательно наблюдать ее и на основе этих наблюдений создавать художественные образы.
По
мнению В.Д. Блаватского, в дальнейшем
немалую помощь греческим мастерам
в их новых исканиях, в развитии
их художественных представлений могло
оказать искусство
Влияние Востока на грёческое искусство проявлялось в декоративности композиций и красочности. Эллины нередко сами путешествовали по странам Востока, тамошние купцы часто появлялись в их городах для продажи товаров, поражавших обычно яркими тонами и замысловатыми декоративными узорами. Но многое из восточного искусства (и, в частности, орнаменты) греки интерпретировали по-своему. В образах Востока элементы растительных мотивов нередко имели магическое значение и несли в себе особый смысл. Греки же заимствовали их прежде всего как узор, украшение. Причина возникновения коврового стиля заключается в характере греческой культуры того времени (периода бурного расцвета городов). Фантастические звери – сфинксы, грифоны, хищники восточных стран, восточные декоративные мотивы (плетенка, пальметта, лотос), некоторые композиционные приемы, прически, даже тип лица воспринимаются и перерабатываются греческими мастерами. Жесткие, простые формы геометрики не могли уже отразить все многообразие чувств, переполнявших сердца людей в тот новый период жизни. Мифологические образы преобладали в композициях на стенках керамических изделий. Божества или сцены героических циклов (Троянский цикл, Одиссея). Простые люди изображаются намного реже. В это время художественный образ еще совершенно не дифференцированный. В тематике ваз коврового стиля уже нет преобладания примитивных космологических представлений. В изображениях четко выступает сложившийся космологический пантеон и героический эпос.
В 6 в. до н. э. производством художественных расписных ваз было занято множество гончаров и художников во многих городах Греции. Теперь кроме Коринфа и городов Ионии, вывозят за пределы Греции в большом количестве керамические изделия из Аттики.
Многие города Греции VII в. до н. э. славились художественно совершенными росписями сосудов. Известны вазы с Крита, островов Делоса, Мелоса, Родоса, из Малой Азии (в частности, Милета), североафриканского города Навкратиса. Крупным центром производства ваз в VII — начале VI в. до н. э. являлся Коринф, а в VI в. до н. э.— Афины. Близость стиля коринфских ваз образам Востока выступала особенно сильно. Формы ваз в ту эпоху приобретали особенную округлость контуров, тулово становилось у многих сосудов пухлым. Примечательно, что подобное же изменение форм и нарастание сочности объемов происходило и в архитектуре, где появлялись набухающие энтазисом каменные колонны. В течение почти всего 6 в. до н. э. господствует в вазовой росписи силуэтная, или чернофигурная, техника. Эта техника чисто керамическая, и изобразительные средства ее во многом условны. Чернофигурный способ росписи обладает большими декоративными достоинствами и служит превосходным украшением сосудов, сделанных из желтой, розовой или оранжевой глины. Аттические керамисты усовершенствовали качество черного лака: лак, которым они пользовались, имел блестящую, глубокого черного или слегка оливкового оттенка поверхность. Фоном росписи служила яркая оранжевая аттическая глина, белая и пурпурная (коричневого оттенка) краски употреблялись аттическими художниками очень умеренно. Формирование керамики нового типа, выражавшей в своих особых формах эстетические потребности полиса, его духовно материальные культуры, было кроме всего прочего, облегченно дальнейшим совершенствованием самой техники изготовления сосуда : разрабатывалась лучшая рецептура глиняной массы, улучшалось качество обжига, что давало возможность вылепливать прочные тонкостенные сосуды с чистой гладкой поверхностью благородного оранжево- красного или вишнево- кирпичного цвета с густо - оливковым или синеватым оттенком. Кроме черного цвета вводились и другие цвета, в частности применялась белая краска для некоторых одеяний, иногда для передачи женского тела. Но в целом основной художественный эффект строился на сопоставлении черного силуэта с фоном. Успехи художественной керамики, конечно были обусловлены общим техническим прогрессом, совершенствованием ремесел, что создавало материальные предпосылки и для решения собственно творческих задач, непосредственно выражающих новые представления греков об эстетике быта о культуре вещи, об общем характере и назначение искусства. В греческой вазописи эпохи архаики к началу 6 в. до н. э. почти полностью исчезают монументальные вазы, служившие надгробиями. Расширяется сюжетно-тематический круг росписей и создаются более богато дифференцированные системы их форм и пропорций. Мастера ставят свои клейма на вазах. Прославленные художники – вазописцы, работавшие в чернофигурном стиле – Клитий и Эрготим. Самыми значительными мастерами чернофигурной вазовой росписи в третьей четверти 6 в. до н. э. были Амасис и Эксекий. Сохранилось несколько ваз с подписью Амасиса как владельца мастерской, но так как эти вазы расписаны одним художником, полагают, что роспись сделана рукой самого Амасиса. Интересна его амфора со сценой сбора винограда силенами. Фигуры силенов полузвериного облика остро – комичны, движения ярко выразительны. Следует заметить , что комический образ в греческом искусстве 6 в. до н. э. нашел свое место только в мелкой пластике (терракотах), а особенно в росписях на вазах. Многие художники создают полные юмора образы силенов, кентавров, сатиров. В конце архаики и особенно в период классики сюжеты росписей начинают все чаще соответствовать назначению сосудов, образуя не только стилистическое но и тематически образное единство. В самом конце архаики при переходе к классике, относительно большую роль играют изображения , почерпнутые непосредственно из реальной жизни - гимнастические упражнения, работа гончаров , литейщиков, пиршественные сцены. Великим художником, мастером композиции, в Аттике третьей четверти 6 в. до н. э. был Эксекий, создатель сцен на сюжеты героических или драматических мифов. Одним из лучших произведений Эксекия является амфора из музея Ватикана с двумя композициями ( Рим, Ватикан): Ахилл и Аякс, играющие в кости, и Кастор и Полидевк, братья Диоскуры. Другим широко известным произведением Эксекия является чаша, роспись внутри которой изображает Диониса, плывущего в лодке. Греческая керамика в эпоху ранней и зрелой классики переживала период расцвета. При этом новый этап в ее эволюции в основном принес новые эстетические ценности в области вазовой росписи. Формы и пропорции сосудов , достигшие в период зрелой архаики высокого совершенства, на протяжении 5 в. до н. э. не претерпевали изменений. Новая эстетическая система в искусстве эллинов возникла не случайно. Она отвечала собранности воли, сдержанности чувств, характерных для общества кануна греко-персидских войн (конец VI — начало V в. до н. э.). Новый стиль в вазописи, как и в скульптуре, получил название строгого из-за того, что во многих росписях преобладали именно строгость и лаконизм выражения, линии четко обрисовывали фигуру или предмет, не такими обильными, как ранее, становились орнаменты. В 530 – 525 гг. до н. э. появляется новый способ росписи ваз – краснофигурный, когда фигуры оставляются в цвете глины, а фон покрывается черным лаком. Детали в такой технике не надо процарапывать, их можно рисовать линиями разной толщины и разной разводки лака, гуще и темнее или светлее.
Новая техника раскрыла новые возможности рисунка. Художники стали изображать одежду в мелких складках, узоры каймы, мелкие локоны и пряди волос.
Впервые эта техника встречается на вазах, сделанных в мастерской аттического мастера Андокида, где работали первоклассные рисовальщики. Некоторые вазы Андокида исполнены двумя приемами : с одной стороны ваза имеет роспись чернофигурную, с другой – краснофигурную.
Мастера вазовой росписи последней четверти 6 в. до н. э. также разрабатывают мифологические темы и в этих сценах мы можем искать отзвук монументальной композиции. Новым в работах аттических художников этого времени является широкое распространение жанровых сюжетов – сцены пира, пляски, игры музыкантов, сцены палестры. Главным действующим лицом становится обнаженный атлет, мальчик - слуга или музыкант, молодые, одетые в пышные хитоны музыкантши и танцовщицы.
Одним из сильнейших
В Греции интенсивно ведется торговля между городами, что приводит к обмену художественными достижениями. В 6 в. до н. э. завязываются особенно тесные торговые и культурные отношения с греческими колониями на северных берегах Черного моря. Греческие ионийские города и Афины вывозили в Причерноморье изделия художественного ремесла и произведения искусства. Особенно ценными были аттические черно – и краснофигурные вазы.
В греческой живописи 5 в. до н. э. прослеживается тенденция роста реализма, поиск новых средств выражения. Два достижения продолжили дорогу дальнейшему развитию живописи: открытие правил линейной перспективы и обогащение живописных приемов светотенью
Искусство рисунка, как известно стояло в Греции на большой высоте, некоторые расписные вазы раскрывают перед нами процесс рисунка: фигура всегда рисуется сначала обнаженной и потом « одевается ». Так мастера краснофигурной росписи набрасывали на вазе композицию тонкой линией разбавленным ( то есть светлым ) лаком, потом ,не стирая первоначального наброска, сразу корректировали, добавляя одежду, аксессуары. Так же работали и на белофонных лекифах. Это например хорошо видно на одном из аттических лекифов, где сейчас сохранился только контур обнаженной женской фигуры, а когда – то были написаны краской и ее одежда, но цветные краски, которыми пользовались греческие керамисты, были не прочными, не могли выдержать такого же, как и лак сильного обжига и поэтому быстро стирались, и это обстоятельство позволило увидеть нам, как и в какой последовательности рисовал греческий художник.
Информация о работе Эволюция развития гончарной керамики от стиля камарес до краснофигурной керамики