Эволюция развития гончарной керамики от стиля камарес до краснофигурной керамики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

В процессе работы над данной темой были поставлены следующие задачи :

1. Проследить и изучить этапы развития гончарной керамики Эгейского мира, их соотношение и зависимость от факторов исторического и социального развития общества, влияние связей, установленных между людьми и окружающей природной средой, особенностей этно-психического характера.

2. Анализ произведений искусства, соотношение формы и орнаментальных мотивов росписи сосуда.

3. Проследить эволюцию формы, мотивов и приемов росписи гончарных изделий.

4. Изучение существующих научных теорий.

5. Изучение и осуществление научно-исторической реконструкции древнегреческой керамики.

6. Привлечение внимания молодёжной аудитории к великой культуре античного мира и её изучению, к осмыслению взаимосвязи духовной и физической сфер деятельности человека.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3

1.Особенности развития гончарной керамики Эгейского мира……... 5

1.1.Крито-микенская керамика………………………………..……........ 5

а) Стиль «камарес»…………………………………………………..….... 6

б) Морской стиль……………………………………………………..….... 7

в) Дворцовый стиль…………………………………………………..….... 7

1.2 Греческая гончарная керамика…………………………………......... 8

а) геометрический стиль……………………………………………........ 9

б) ковровый стиль……………………………………………………….. 12

в) чернофигурный стиль……………………………………………..…...14

г) краснофигурный стиль…………………………………………..……..16

2.Классическая Греческая Гончарная керамика. Творческая индивидуальность и традиция…………………………………………..18

2.1 Анализ произведений декоративно-прикладного искусства……..18

2.2 Мастера и их творческие особенности………………………….....24

3.Историческая реконструкция……………………………………..…..34

Заключение………………………………………………………………....36

Библиография……………………………………………………….…..…37

Список иллюстраций………………………………………….……….…38

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение В П 1.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

ОБЛАСТНОЙ ФЕСТИВАЛЬ НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА МОЛОДЁЖИ «НТТМ - 2011» 
 
 
 

Н -4. ИСТОРИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ 

«Лучший научно – исследовательский  проект» 
 
 
 
 

 «Эволюция развития  гончарной керамики от стиля камарес до краснофигурной керамики» 
 
 
 
 
 

            Автор: обучающаяся творческого объединения «Керамика» Г(О)ОУ ДОД ЦРТДиЮ

                                  Бугровская Ангелина Сергеевна

            398002 г. Липецк, ул.Игнатьева, д. 30,кв. 16

            72 66 93, 8 951 3060591

            Научный руководитель:

            Педагог д.о. А. Ю. Потапов

            43-07-33, 8 920 5417706  
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Липецк, 2011

 

     Оглавление

    Введение……………………………………………………………………. 3

    1.Особенности развития гончарной керамики Эгейского мира……... 5

      1.1.Крито-микенская керамика………………………………..……........ 5

    а) Стиль «камарес»…………………………………………………..….... 6

    б) Морской стиль……………………………………………………..….... 7

    в) Дворцовый стиль…………………………………………………..….... 7

    1.2 Греческая гончарная керамика…………………………………......... 8

    а) геометрический стиль……………………………………………........ 9

    б) ковровый стиль……………………………………………………….. 12

    в) чернофигурный стиль……………………………………………..…...14

    г) краснофигурный стиль…………………………………………..……..16

    2.Классическая Греческая Гончарная керамика. Творческая индивидуальность и традиция…………………………………………..18

    2.1 Анализ произведений  декоративно-прикладного  искусства……..18

    2.2 Мастера и их творческие особенности………………………….....24

    3.Историческая реконструкция……………………………………..…..34

    Заключение………………………………………………………………....36

    Библиография……………………………………………………….…..…37

    Список  иллюстраций………………………………………….……….…38

    Приложение………………………………………………………………..40   

 

Введение

    Искусство античной Греции — важнейший этап в развитии общечеловеческой культуры, расположенный хронологически между  эпохами Древнего Востока и средневековьем,—  своего рода звено в цепи всеобщей эволюции художественной формы. Эволюция (лат. «развитие одной формы из другой, более сложной и совершенной из простейшей  формы») - процесс преобразования путем векового накопления и изменения.

    В то же время гончарная керамика Эллады и Эгейского мира — явление  оригинальное, особенное. Именно эти два его качества — общеисторическое значение и индивидуальная, неповторимая сущность — должны всегда осознаваться человеком, соприкасающимся с образами  многообразия и единства. Также, впрочем, следует относиться и к каждому отдельному произведению искусства, являющемуся, с одной стороны, элементом непрерывной общечеловеческой эволюции, частью всеобщей цивилизации, а с другой — исключительным созданием индивидуума — художника.

    Проблема: роль творческого начала в процессе формирования классической гончарной керамики Древней Греции.

    Художественное  наследие Древней Эллады и Эгейского  мира, определившее сущность всего  последующего европейского эстетического  творчества, восхищает нас на протяжении многих тысячелетий, к нему обращаются снова и снова. Мы встречаем образы, технику и приемы, огромный опыт греческого искусства на всех этапах дальнейшего развития культуры.

    Предмет  данного исследования – гончарное искусство древней Греции как вид декоративно-прикладного искусства. 

    Объект исследования - этапы развития гончарного искусства Древней Греции. Прикладное искусство - создание художественного выразительного мира вещей. Эстетический момент, содержащийся в самом ремесленном труде,  приобретает характер сознательного художественного творчества. Теснейшая связь ремесла и искусства прослеживается даже в лингвистике: в древнегреческом языке ремесло и искусство обозначались одним словом –«Ζεχυη». Керамика - память веков, как и все традиционное искусство, память тысячелетий. Вместе с развитием человека, социальным и бытовым выходом сообществ на новые стадии развития, сменой формаций происходит синтез, осмысление и накопление знаний, опыта, созерцания и понимания мира, природы. Свое отражение мировоззрение человека, его духовное состояние и воспринимаемая им реальность находят в форме и мотиве росписи создаваемых вещей.

    Керамика  ставит в пределах декоративно-прикладного  искусства целый ряд важных художественных проблем: проблему связи изобразительного убранства с жизнью пластических форм самого предмета, проблему достижения художественной гармонии единого целого.

    В процессе работы над данной темой были поставлены следующие задачи :

    1. Проследить и изучить этапы  развития гончарной керамики  Эгейского мира, их соотношение  и зависимость от факторов  исторического и социального развития общества, влияние связей, установленных между людьми и окружающей природной средой, особенностей этно-психического характера.

    2. Анализ произведений искусства,  соотношение формы и орнаментальных  мотивов росписи сосуда.

    3. Проследить эволюцию формы, мотивов и приемов росписи гончарных изделий.

    4. Изучение существующих научных теорий.

    5. Изучение и осуществление  научно-исторической реконструкции древнегреческой керамики.

    6. Привлечение внимания молодёжной аудитории к великой культуре античного мира и её изучению, к осмыслению взаимосвязи духовной и физической сфер деятельности человека.

    Современные керамисты, мастера фарфора, майолики и художественного стекла ищут для  своих изделий гибкие эластичные, словно живые формы.  В своих поисках они обращаются к Эгейскому искусству, создавшему шедевры такого рода. В главе 1 мы рассмотрели основные этапы развития гончарной керамики от стиля камарес до греческой краснофигурной керамики.  Процесс эволюции, как процесс накопления знаний, навыков, опыта и вместе с тем процесс непрерывного движения вперед, изменения, трансформации, параллельный социальному и историческому развитию, изменению мировоззрения, а значит и образов,  можно проследить как в целостной системе: развитии гончарной керамики, - так и на каждом из выделенных этапов. Целью данного исследования является выявление связи исторических событий, социальных преобразований и перехода общества от одной формации к другой с его культурным развитием, формированием отдельного вида  искусства (гончарной керамики.) Основой данной главы является выделение основных исторических этапов  и их отражения в керамике и вазописи Эгейского мира и Греции, а также краткий культурологический очерк.

    Глава 2 раскрывает суть проблемы. Мы рассматриваем индивидуальные черты мастеров, сравниваем территориальные особенности и варианты изготовления ваз, анализируем отдельные произведения.

    Глава 3 содержит описание практической части  проекта. 
 

 

Глава 1. Особенности развития гончарной керамики Эгейского мира

1.1Крито-микенская керамика

     Раньше  других районов Эгейского моря в  эпоху бронзы вступил на  путь интенсивного культурного развития Крит. Греция и острова были заселены уже в эпоху мезолита, в течении 3 тысячелетия до н. э. проходит процесс  разложения первобытнородовых отношений, и к концу тысячелетия постепенно формируется классовое рабовладельческое общество. Самым значительным культурным и экономическим центром раньше других становится Крит, несколько позже, к середине 2 тысячелетия до н. э., Микены и Тиринф.          В начале раннеминойского периода мелкие поселения были разбросаны по всему острову и состояли из глинобитных хижин на простейших каменных фундаментах. К концу периода 2200 – 2000 гг. до н. э. образуются значительные поселения. В этот период еще небыли известны гончарный круг и гончарная печь; сосуды делались от руки и на очаге постепенно получали обжиг. Формы сосудов разнообразны; украшения состоят из росписи или процарапанного  орнамента.        Позже керамика формируется на кругу и обжигается в специальной печи, что позволяет придавать сосудам более разнообразные формы: излюбленными становятся сосуды типа чайника с вытянутым носиком, чаши, кубки. Поверхность сосуда покрывается тонким слоем обмазки и расписывается узорами в виде штрихов, концентрических полукругов, зигзагов, спирали, прекращающихся линий, образующих многочисленные орнаментальные комбинации.          В 2200 – 2000 гг. до н. э. устанавливаются заморские отношения (о чем свидетельствует наличие разного рода привозных предметов и материалов: яйца страуса, слоновая кость поделочные камни и др.), связанные с разложением родового строя, с развивающейся дифференциацией общества, разделением его на более и менее богатые роды. В раннеминойском периоде встречаются фигурные сосуды. Особенно интересен фигурный сосуд из Мохлоса в виде женщины, может быть богини ( Кандия,  музей), хотя и очень обобщенно трактованный, но с попыткой показать движение, фигурный глиняный сосуд в виде птенца из Петсофа ( Кандия, музей).Раннеминойский период заложил основу искусства Крита, также формируются характерные черты критского искусства: это острая наблюдательность действительности, стремление передать главные черты, определить характер и движение.  В начале среднеминойского периода формируются крупные экономические и культурные центры Кносс, Фест, где создаются большие жилые комплексы и первые « дворцы» - резиденции правящего рода. В связи с этим создание художественных произведений все более и более переходит в руки специально занимающихся этим мастеров. В Керамике появляются разнообразные часто сложные формы сосудов; рисунки главным образом однотонные, светлые, бело – желтые на темном ( коричневом и черном ) фоне ,представляют собой сложную систему украшений, где к элементам геометрического рисунка прибавляются некоторые растительные мотивы, данные правда еще в условно схематической трактовке. Такая нарядная керамика предназначена была украшать пиры избранной части общества и, возможно, служить в культовых обрядах.      В этот период можно наметить развитие двух линий  в искусстве Крита. Это работа над созданием образа человека и развитие декоративного искусства, особенно в расписной керамике. Исследователи выделяют в художественной керамике несколько стилей: камарес, морской стиль, дворцовый стиль. Растительный мир еще не попал в этот период  в сферу внимания художника, и он использует лишь некоторые мотивы, например отдельные лепестки цветов или листья, включая их в общий декоративный стиль. Этот декоративный подход получил свое высочайшее развитие в период 1800 – 1700 гг. до н. э.  Стиль вазовой росписи «камарес» (названный так по месту первых находок этого типа) представляет собой определенную законченную систему орнаментального искусства.         Над гончарными изделиями работают опытные умелые профессиональные мастера вазовой росписи, имеющие неистощимый запас узоров, орнаментальных комбинаций и приемов декорировки сосудов ( Гераклион, музей).  Во всем видно стремление дать узор живой, подвижный, легкий; спирали смело расположены в вихревом направлении, зигзаги нарисованы наклонно и идут  рядом в разных направлениях; орнаменты расположены то в горизонтальном направлении на сосуде, то перерезают сосуд  вертикально сверху донизу, иногда спирали и зигзаги заключены в круг, который занимает лишь часть стенки сосуда, оставляя остальное поле гладким; таковы характерные черты декорировки стиля «камарес». Художник усиливает эффект  разнообразного орнамента и полихромией; применяются краски: желтая, пурпурная, белая, наложенные на черно – коричневый фон.          Особое развитие в период «новых» дворцов ( 1700 – 1450 гг. до н. э. ) получают сюжеты из жизни моря. Точно переданы характерные движения летающих рыб на вазе с рыбой из Феста и осьминогом с Крита, являющимися весьма яркими образцами « морского »  стиля.     Критское искусство – выражение и утверждение своеобразного восприятия и отношения к миру.  Искусство носит оптимистический , радостный характер, оно наполнено стремлением к блеску , пестроте и яркости; передает реалистически все блага живого мира. Немаловажную роль  в развитии искусства играют критские культы. Характеризуя критскую керамику нельзя не отметить ее самобытности, « растительного – вязкое и кристаллически ясного видение формы». В формировании искусства Крита есть определенные особенности,  неповторимые черты. Например, Крит – морская держава, социально развитая, ведущая активную торговлю и живущая в определенных природных условиях, формирующих определенное видение, идеал, мышление, религиозные культы. Море, свободная и сильная стихия, которая была важнейшей частью повседневной жизни критян. А так как искусство – отражение реальности, деятельности и мировоззрения общества, то неудивительно, что море  вошло в их искусство, проявилось в причудливой асимметрии, завораживающих плавных линиях.  Вдохновленные морской флорой и фауной, извивами волн, лазурным цветом, закрученными спиралями раковин, удивительной формой водорослей и кораллов, движением плавающих рыб,  критские мастера отразили мир в своих потрясающих произведениях. Форма критских сосудов будто извивается и сокращается, дышит и пульсирует, колышется.    В 1450 г. до н. э.  в результате стихийной катастрофы – землетрясения и извержения вулкана  - погиб остров Фера. Стихийное бедствие на Фере было столь велико, что дождь из пепла достиг  Крита и разрушил все дворцы и поселения.  Ослабленный в результате  катастрофы Крит был  завоеван пришельцами с материковой Греции – ахеянами.  Изменяется характер росписи ваз. Новые приемы декора носят название « дворцового стиля» . На больших вазах изысканной формы с темным рисунком на светлом фоне росписи виде стилизованных цветов или морских мотивов,  подчиненных форме вазы; каждая часть рисунка как бы подчеркивает архитектонику сосуда.              Конец позднеминойского периода (14 – 12 вв. до н. э.) является временем разложения критской культуры. С разрушением дворцовых  центров  погибли и дворцовые мастерские керамистов. Среди ваз этого периода преобладают сосуды так называемого микенского типа со схематическим изображением растительного и морского мира.  Позднеминойскому периоду одновременно соответствует расцвет ряда поселений на материковой Греции, которые и становятся ведущими культурными центрами в Эгейском бассейне. Наиболее сильными и богатыми на Пелопоннесе стали поселения Микен, Тиринфа, Пилоса.  Около Микенского Акрополя вырастает поселок ремесленников: металлургические и гончарные мастерские. Анализ вещей показывает близость микенского искусства к критскому, привозные критские изделия становились образцами  формы и композиции, но наличие  таких сцен как  война, охота, особенно характерны для Микен. Сюжеты росписей: охота, отъезд на войну, сцены сражения. Характер живописи условности в рисунке такие же, как и в критской, но изображения человека и животного более схематичны и сухи, декоративность преобладает над правдивостью.     Микенская керамика, если не может ровняться с критской изяществом и разнообразием форм, богатством многочисленных вариаций декоративных росписей, то превосходит ее в техническом отношении : черепок сосуда более тонкий, лучше обожженный, краски более прочные. Большая группа сосудов расписана коричневатой краской, получившей после обжига красивый и прочный блеск. Микенские кубки и кратеры, кувшины с узким горлом и скобообразной ручкой находят при раскопках во многих местах Эгейского мира; они служили предметом довольно широкого вывоза и им подражали мастера других центров. Особенно часты на микенских вазах изображения морских мотивов: осьминоги, каракатицы, известные нам на критских вазах здесь приобретают чисто орнаментальный характер.

 

1.2 Греческая гончарная керамика.

Экономическая и социальная история гомеровской  Греции (11-8 вв. до н. э.) представляет  собой переходную ступень от родового строя к рабовладельческому. Процветало гончарное ремесло, к которому древнейшие греки относились не только как к средству создания необходимой  бытовой и хозяйственной посуды, но и как к искусству, здесь нашло яркое выражение зарождающееся чувство красоты. Вазы в древней Греции изготовлялись в большом количестве. В крупных центрах жили гончары. В Афинах они заселяли целую слободу – Керамик. Существовало множество центров. В Xll-X вв. до н. э. в Греции исполнялись сосуды расписанные геометрическими мотивами. Главные центры керамического производства: Аргос, Сикион, Спарта, Беотия, Фера, Мелос, Аттика, знаменитая большими Дипилонскими вазами.            Характер геометризированных условных узоров на стенах сосудов того периода позволил ученым назвать стиль таких росписей геометрическим. В конце XI в. до н. э. он возник, к X—IX вв. до н. э. относится неторопливое развитие его форм. Геометрический  условный стиль узоров возник у многих народов мира на определенном этапе исторического развития. Он становится как бы необходимой ступенью в эволюции способности человека эстетически осваивать мир. Геометрический орнамент в его развитой форме основан на эстетическом оформлении возникшего в человеке чувства ритма, т. е. упорядоченности, повторности деятельности человека во времени и сознании цикличности развития природы. Для того, чтобы чувство ритма получило свою четко проявленную структуру выражения, необходим переход от первобытного собирательства или охоты к планомерной деятельности, организации труда. Вместе с тем необходимо появление того внешнего предметного мира, в котором как бы объективизируется деятельность самого человека – ткани, одежды, орудия труда, бытовой и культовой утвари. При этом большую роль приобретает магическое значение узора – знака. Стадиально – аналогичные явления могут возникать  в разных  регионах разновременно, в зависимости от темпов социального развития и приобретать в различных конкретно – исторических  условиях свои особенности  и черты конкретного выражения. В этом основа многообразия в  единстве эволюции мировой культуры.       Лучшие произведения датируются первой половиной VIII в. до н. э., во второй же половине VIII в. можно заметить начало его увядания. Наибольшее количество памятников находят на Балканском полуострове и в Малой Азии, но известны также сосуды геометрического стиля, исполненные на Крите, Кипре и островах Эгейского моря.        В то время возникали основные керамические формы. Повсеместно использовались своеобразные, обычно зарывавшиеся в землю бочки из глины — пифосы, в которых хранили зерно и муку. В них могло помещаться большое количество зерна, порой сосуды эти поистине огромны. Не случайно возникла легенда о том, что знаменитый, пренебрегавший удобствами философ Диоген жил в бочке. Для вина и оливкового масла употреблялись низкие или вытянутые вверх сосуды с двумя вертикальными ручками — амфоры различных пропорций и форм. У ранних амфор геометрического стиля встречаются, правда, и горизонтальные ручки. У некоторых горла были широкими, другие имели горла тонкие, вытянутые. Наряду с амфорами в обиходе греков существовали одноручные кувшины — ольпы, а также эйнохои с тремя сливами. Для ношения воды использовались гидрии — кувшины с тремя ручками. Обычай греков пить разбавленное вино привел к появлению специальных сосудов для смешивания вина с водой — кратеров. Из них черпаками — киафами — вино разливали в килики, плоские и неглубокие, но порой довольно крупные чаши с двумя горизонтальными ручками.           Сосуды гомеровской эпохи обычно покрывались орнаментами в виде простейших фигур: кругов, треугольников, квадратов, ромбов, зигзагов. Среди них и свастика – магический знак, символизирующий стороны света. Особое место занял узор меандр. В формах и рисунках ваз, возникших до IX в. до н. э., подчеркнут лаконизм художественных форм. Глиняные сосуды  культового характера орнаментировались особо богато. Узоры, исполненные черно – коричневой краской на светло – оранжевом фоне глины, расписывались на вазах поясами , заполняя всю поверхность сосуда.

Информация о работе Эволюция развития гончарной керамики от стиля камарес до краснофигурной керамики