Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:43, доклад
Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, формировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук. Она опирается на достижения этих наук, синтезирует все то, что непосредственно относится к ее предмету.
Лучше ориентироваться в человеческих характерах помогала
ставшая популярной во всем мире типология, разработанная швейцарским
психиатром и социологом, основателем аналитической психологии Карлом
Юнгом. Отказавшись от фрейдистской теории сексуальности, он в то же
время придавал огромное значение влечениям и тенденциям индивида как
на «поверхности» сознания, так и на подсознательном уровне, полагая,
что поведение и поступки личности определяют психическая энергия
человека, ее обращенность на внешнюю среду или внутрь самой
личности.
В широко распространенной книге Юнга «Психологические типы»,
увидевшей свет в 1921 г. (русский перевод появился уже в 1924 г.),
учитывались, с одной стороны, общая преобладающая направленность
личности на внешний или внутренний мир (экстравертивный и
интровертивный типы), а с другой - выделение доминирующей у данной
личности психической функции (мышление, чувство (эмоции), ощущение и
интуиция). Различались соответственно мыслительный, эмоциональный,
сенсорный и интуитивный типы характера.
Если попытаться выразить типологию, обоснованную Юнгом, то
получатся примерно следующие характеристики двух общих и четырех
специальных типов характера.
Экстравертивный тип - это чуждая самосозерцанию, самоанализу
обращенность сознания на внешний мир и деятельность в нем,
преобладающая установка, интерес в направлении к внешним факторам, в
движении от субъекта к объекту. Экстраверт в обычных условиях
сначала говорит, а уж потом думает; всегда спешит поделиться своим
мнением, высказать свою точку зрения; предпочитает находиться в
центре внимания; нуждается в постоянном поощрении.
Интровертивный тип - это обращенность на внутренний мир и
протекающие в нем процессы, преобладающая установка, интерес в
направлении к субъекту, его собственным мыслям и переживаниям.
Интроверт в обычных условиях не торопится говорить, предпочитая
сначала продумать то, что хочет сказать; внимателен к тому, что
говорят другие, но когда высказывается сам, не терпит, чтобы его
прерывали; чувствует себя особенно комфортно, когда предоставлен
самому себе, остается наедине с самим собой; после напряженного
общения, как правило, нуждается в одиночестве и «самоперезарядке».
Понятно, названные качества есть лишь предпочтения. Они далеко
не всегда имеют явную выраженность, поскольку чистых психологических
типов не бывает, как нет хороших и плохих, а есть только
различающиеся между собой.
В
пределах общей установки,
интровертивного - проявляют себя специальные типы, выступающие как
функциональные. Это связано с тем, что основные психические функции
практически никогда не имеют равной силы или одинаковой степени
развития у одного и того же человека. Чаще та или иная функция
превышает другие, может иметь преимущественное, первостепенное
значение. Чем же примечательны специальные типы характера?
Мыслительный тип - способность человека оставаться невозмутимым
и сдержанным, не терять самообладания в сложных ситуациях;
стремление улаживать спор, конфликт не ради какого-то блага, а
прежде всего во имя истины; решительное проявление воли; достижение
объективного подхода к фактам, полагаясь больше на логику и научные
обоснования.
Эмоциональный тип считает наилучшим то решение, которое
принимает во внимание чувства других людей; охотно и даже с
удовольствием оказывает услуги другим, боясь кого-либо обидеть;
предпочитает согласие, а потому старается избегать конфликтов или
сглаживать их, если они случаются.
Сенсорный
тип, ориентированный
предпочитает точные ответы на точные вопросы и тот вид работы,
который приносит вполне осязаемый результат; как правило,
удовлетворен тем, что есть, и не особенно стремится к
усовершенствованиям, нововведениям; понимает все буквально, легче
воспринимает детали, чем картину в целом; относится к тем людям,
которые исповедуют мнение: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать».
Интуитивный тип - это нередко рассеянный человек, имеющий
обыкновение думать сразу о нескольких вещах; не лишенный фантазии и
воспринимающий будущее без страха, а больше с интригующим интересом;
не склонный вдаваться в конкретику, довольствующийся общими ответами
на поставленные вопросы.
Специалисты-психологи не без основания полагают, что черты
специальных типов характера, соединяясь в тех или иных пропорциях,
проявляются в темпераменте человека. Они, кроме того, установили,
что деление людей на экстравертов и интровертов не является
постоянным; человек через определенный промежуток времени (примерно,
5-8 лет) может менять «кожу», т.е. превращаться из экстраверта в
интроверта и наоборот.
Нужно отметить, что свою лепту в становление конфликтологии
вносили и отечественные мыслители. Они, испытывая влияние разных
зарубежных течений, вместе с тем отразили своеобразие российского
общества во второй половине XIX и начале XX в.
Можно назвать имена Петра Лаврова и Николая Михайловского -
представителей так называемого субъективного идеализма. В центре их
внимания находился общественный прогресс, но главным движителем и,
следовательно, мерилом прогресса признавалась личность, ее
всестороннее развитие в кооперации с равными себе. Отсюда выводилась
необходимость предотвращать возникновение антагонистического
конфликта между личностью и обществом. Утверждалось, что прогрессу
служит не борьба за существование, а больше взаимопомощь и
солидарность людей, приспособление социальной среды к потребностям
личности.
Схожие положения лежали в основе социологических концепций
идеологов народничества - Михаила Бакунина, Петра Кропоткина, Петра
Ткачева. Они (правда, в разных вариантах) утверждали, что человек -
часть природы и потому должен повиноваться ее законам, в том числе
принципу борьбы за существование, понимаемому как борьба человека с
природой; законы природы не распространяются на общественную жизнь,
которую творят сами люди и закономерности которой являются
«продуктом человеческой воли и расчета»; коренная цель и критерий
социального прогресса - постоянное приращение свободы личности,
приведение в соответствие потребностей человека с возможностями их
удовлетворения; на пути к идеалу приходится преодолевать антагонизм
индивидуальных, частных интересов, порождающих конфликты между теми
или иными общественными силами.
Максим Ковалевский, опираясь на ставший популярным в России
сравнительно-исторический метод, также усматривал сущность
социального прогресса в упрочении солидарности между людьми. При
этом он ориентировался больше не на личность, а на социальные группы
и классы, стремился выявить общее и особенное в общественных
явлениях, видел критерий прогресса во все более полном воплощении в
человеческом общежитии идей равенства и справедливости.
Свое видение проблемы социального конфликта высказывали и
российские сторонники марксизма. В потоке идейной борьбы их взгляды
были представлены двумя направлениями - ортодоксальным (Г.В.
Плеханов, В.И. Ленин и др.) и «легальным» (П.Б. Струве, М.И.
Туган-Барановский и др.). При значительных расхождениях им присуще и
нечто принципиально общее - детерминистский подход к историческому
процессу, когда в развитии общества приоритет отдается сфере
материального производства, а ведущая роль отводится
производственным отношениям, борьбе противостоящих классов, когда
крупномасштабный социальный конфликт рассматривается как непременное
условие разрешения социальных противоречий и приведения общества в
новое качественное состояние.
Заметный вклад в относительно новую область научного знания
внес Питирим Сорокин, ставший одним из самых выдающихся
представителей «социокультурной школы» в социологии, выразителем
идей интеграции социальных и культурных систем. Будучи руководителем
кафедры Петроградского университета, он определял социологию как
науку о формах, причинах и результатах поведения людей, живущих в
среде себе подобных.
Сорокин
подчеркивал: без знания
рождается и растет данный индивид, никакие его личные черты -
верования, идеи, убеждения, вкусы, пристрастия и то, что вызывает
неприязнь, - не могут быть поняты. Без такого знания непостижимы
поведение человека, образ его мыслей, манеры и нравы. Иными словами,