История конфликтологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:43, доклад

Краткое описание

Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, формировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук. Она опирается на достижения этих наук, синтезирует все то, что непосредственно относится к ее предмету.

Файлы: 1 файл

истори конфликтологии.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

    

     Лучше  ориентироваться   в  человеческих   характерах   помогала

ставшая популярной во всем мире типология, разработанная  швейцарским

психиатром и  социологом, основателем аналитической  психологии Карлом

Юнгом. Отказавшись  от фрейдистской теории сексуальности, он в то  же

время придавал огромное значение влечениям и тенденциям индивида как

на «поверхности»  сознания, так и на подсознательном  уровне, полагая,

что поведение  и  поступки личности  определяют психическая  энергия

человека,  ее  обращенность  на  внешнюю  среду  или  внутрь   самой

личности.

    

     В  широко распространенной  книге   Юнга «Психологические  типы»,

увидевшей свет в 1921 г.  (русский перевод появился уже в 1924  г.),

учитывались,  с одной  стороны,  общая преобладающая  направленность

личности  на   внешний   или  внутренний   мир  (экстравертивный   и

интровертивный  типы), а с  другой - выделение доминирующей у  данной

личности психической  функции (мышление, чувство (эмоции), ощущение и

интуиция). Различались  соответственно мыслительный,  эмоциональный,

сенсорный и  интуитивный типы характера.

    

     Если  попытаться  выразить  типологию,  обоснованную  Юнгом,  то

получатся примерно  следующие  характеристики двух  общих и  четырех

специальных типов  характера.

    

     Экстравертивный  тип -  это  чуждая самосозерцанию,  самоанализу

обращенность  сознания  на  внешний   мир  и  деятельность  в   нем,

преобладающая установка, интерес в направлении  к внешним факторам, в

движении  от  субъекта  к объекту.  Экстраверт  в  обычных  условиях

сначала говорит, а уж  потом думает; всегда спешит поделиться  своим

мнением,  высказать  свою  точку  зрения; предпочитает  находиться  в

центре внимания; нуждается в постоянном поощрении.

    

     Интровертивный  тип  -  это  обращенность  на  внутренний  мир  и

протекающие  в  нем  процессы, преобладающая  установка,  интерес  в

направлении  к  субъекту,  его собственным  мыслям  и  переживаниям.

Интроверт  в  обычных  условиях  не торопится  говорить,  предпочитая

сначала продумать  то, что  хочет  сказать; внимателен  к тому,  что

говорят другие,  но когда  высказывается сам, не  терпит, чтобы  его

прерывали;  чувствует  себя  особенно  комфортно, когда  предоставлен

самому себе,  остается  наедине с  самим  собой; после  напряженного

общения, как  правило, нуждается в одиночестве и «самоперезарядке».

    

     Понятно,  названные качества есть лишь  предпочтения. Они  далеко

не всегда имеют  явную выраженность, поскольку чистых психологических

типов  не  бывает,  как  нет   хороших  и  плохих,  а  есть   только

различающиеся между собой.

    

     В  пределах общей установки, общего  типа - экстравертивного  или

интровертивного - проявляют  себя специальные типы, выступающие  как

функциональные. Это связано с тем, что основные психические  функции

практически никогда  не  имеют равной  силы  или одинаковой  степени

развития у  одного и  того  же человека.  Чаще та  или иная  функция

превышает  другие,  может  иметь  преимущественное,   первостепенное

значение. Чем  же примечательны специальные типы характера?

    

     Мыслительный тип - способность человека оставаться невозмутимым

и сдержанным,   не  терять   самообладания   в  сложных   ситуациях;

стремление  улаживать спор,  конфликт  не  ради какого-то  блага,  а

прежде всего  во имя истины; решительное проявление воли;  достижение

объективного  подхода к фактам, полагаясь больше на логику и  научные

обоснования.

    

     Эмоциональный  тип  считает   наилучшим   то  решение,   которое

принимает  во  внимание  чувства  других  людей;  охотно  и  даже  с

удовольствием  оказывает  услуги другим,  боясь  кого-либо  обидеть;

предпочитает  согласие,  а потому старается  избегать конфликтов  или

сглаживать их, если они случаются.

    

     Сенсорный  тип,  ориентированный  преимущественно   на  ощущения,

предпочитает  точные ответы  на  точные вопросы  и  тот вид  работы,

который   приносит   вполне  осязаемый   результат;   как   правило,

удовлетворен   тем,   что   есть,  и   не   особенно   стремится   к

усовершенствованиям, нововведениям;  понимает  все  буквально,  легче

воспринимает детали,  чем картину  в целом; относится  к тем  людям,

которые исповедуют  мнение: «Лучше  один  раз увидеть,  чем сто  раз

услышать».

    

     Интуитивный  тип  -  это  нередко  рассеянный  человек,  имеющий

обыкновение думать сразу о нескольких вещах; не лишенный фантазии  и

воспринимающий  будущее без страха, а больше с  интригующим интересом;

не склонный вдаваться в конкретику, довольствующийся общими ответами

на поставленные вопросы.

    

     Специалисты-психологи  не  без  основания  полагают,  что  черты

специальных типов  характера, соединяясь  в тех или  иных  пропорциях,

проявляются в  темпераменте человека. Они,  кроме  того,  установили,

что  деление  людей  на  экстравертов  и  интровертов  не   является

постоянным; человек  через определенный промежуток времени (примерно,

5-8 лет)  может  менять  «кожу», т.е. превращаться  из экстраверта  в

интроверта и  наоборот.

    

     Нужно  отметить,  что свою  лепту   в становление  конфликтологии

вносили и  отечественные  мыслители. Они,  испытывая влияние  разных

зарубежных течений,  вместе с тем  отразили своеобразие  российского

общества во второй половине XIX и начале XX в.

    

     Можно  назвать имена  Петра  Лаврова  и  Николая Михайловского  -

представителей  так называемого субъективного  идеализма. В центре  их

внимания находился  общественный  прогресс, но главным  движителем  и,

следовательно,   мерилом   прогресса   признавалась   личность,   ее

всестороннее  развитие в кооперации с равными  себе. Отсюда выводилась

необходимость    предотвращать   возникновение    антагонистического

конфликта между  личностью  и обществом. Утверждалось, что  прогрессу

служит  не  борьба  за   существование,  а  больше  взаимопомощь   и

солидарность  людей, приспособление  социальной среды к  потребностям

личности.

    

     Схожие  положения  лежали  в  основе  социологических  концепций

идеологов народничества - Михаила Бакунина, Петра Кропоткина,  Петра

Ткачева. Они (правда, в разных вариантах) утверждали, что  человек  -

часть природы  и потому должен  повиноваться ее законам, в том  числе

принципу борьбы за существование, понимаемому как  борьба человека  с

природой; законы природы не распространяются на общественную  жизнь,

которую  творят   сами  люди  и   закономерности  которой   являются

«продуктом человеческой воли и расчета»;  коренная цель и критерий

социального  прогресса  - постоянное  приращение  свободы  личности,

приведение в  соответствие  потребностей человека с возможностями  их

удовлетворения; на пути к идеалу приходится преодолевать  антагонизм

индивидуальных, частных интересов, порождающих конфликты между  теми

или иными общественными  силами.

    

     Максим  Ковалевский,  опираясь на  ставший   популярным в  России

сравнительно-исторический   метод,    также   усматривал    сущность

социального прогресса  в  упрочении солидарности  между людьми.  При

этом он ориентировался больше не на личность, а на социальные группы

и  классы,  стремился  выявить  общее  и  особенное  в  общественных

явлениях, видел  критерий прогресса во все более  полном воплощении  в

человеческом  общежитии идей равенства и справедливости.

    

     Свое  видение  проблемы  социального   конфликта  высказывали   и

российские сторонники марксизма. В потоке идейной борьбы их  взгляды

были  представлены  двумя   направлениями  -  ортодоксальным   (Г.В.

Плеханов,  В.И.  Ленин  и  др.) и  «легальным»  (П.Б.  Струве,  М.И.

Туган-Барановский  и др.). При значительных расхождениях им присуще и

нечто принципиально  общее  - детерминистский подход к  историческому

процессу,  когда  в  развитии  общества  приоритет  отдается   сфере

материального    производства,    а    ведущая    роль     отводится

производственным  отношениям,  борьбе  противостоящих классов,  когда

крупномасштабный  социальный конфликт рассматривается  как непременное

условие разрешения социальных  противоречий и приведения общества  в

новое качественное состояние.

    

     Заметный  вклад  в относительно  новую   область научного  знания

внес   Питирим   Сорокин,   ставший  одним   из   самых   выдающихся

представителей  «социокультурной  школы» в  социологии,  выразителем

идей интеграции социальных и культурных систем. Будучи руководителем

кафедры  Петроградского университета,  он  определял социологию  как

науку о формах,  причинах и результатах  поведения  людей, живущих  в

среде себе подобных.

    

     Сорокин  подчеркивал: без знания общества  и культуры, в  которых

рождается  и  растет  данный  индивид,  никакие  его личные  черты  -

верования, идеи, убеждения,  вкусы, пристрастия  и  то, что  вызывает

неприязнь, -  не могут  быть поняты. Без  такого знания  непостижимы

поведение человека, образ его мыслей, манеры и нравы. Иными словами,

Информация о работе История конфликтологии