Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:43, доклад
Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, формировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук. Она опирается на достижения этих наук, синтезирует все то, что непосредственно относится к ее предмету.
закономерностях и движущих силах общественного развития,
совокупностью знаний о функционировании различных социальных систем,
переходила от постулатов социальной философии к конкретному анализу
данных, получаемых в результате выборочной статистики, анкетных
опросов, сравнительно-исторических обобщений, моделирования
изучаемых процессов. И хотя представители разных направлений в
социологии единодушно признавали важную роль конфликтов в
жизнедеятельности общества, настоятельную потребность их
внимательного исследования, все более очевидными оказывались
несхожесть подходов отдельных мыслителей к конфликтам, серьезные
расхождения между выдвигаемыми ими концепциями.
Например, Эмиль Дюркгейм - один из основоположников французской
социологической школы - ставил знак равенства между общественным
состоянием и социальной солидарностью. Он считал, что люди
объединяются в общества не ради индивидуальной и групповой вражды, а
вследствие взаимной потребности друг в друге. В его трактате «О
разделении общественного труда», увидевшем свет в 1893 г.,
утверждалось: конфликт
- универсальное явление
не менее универсальны сотрудничество, взаимообмен и сплоченность
людей; конфликт, если он разрешается эффективно и мирно, играет
двоякую роль - выступает симптомом социальных проблем и является
одновременно средством восстановления социального равновесия.
В отличие от последователей Маркса Дюркгейм отводил решающую
роль в жизни общества не материальному производству, не экономике, а
культуре. Последняя понималась им как специфическая совокупность
средств, способов, форм и ориентиров взаимодействия людей со средой
своего существования, или - почти то же самое - как система
коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм
поведения, присущих определенной группе людей. Налицо -
идеалистическая позиция.
По Дюркгейму, общество - это прежде всего основанная на
коллективных представлениях духовная реальность, которая стоит над
индивидом; каждый человек, появляясь на свет, застает общество и его
составляющие в готовом виде. То, что неким образом соединяет людей в
социальную целостность, и есть солидарность. Она может быть либо
механической, выражающей одинаковость отношения индивидов к
обществу, либо органической, фиксирующей неодинаковость самих
индивидов, различия между ними, что особенно явственно проявляется
при углублении общественного разделения труда.
Наибольшее значение в сближении людей имеет не интерес (ибо
всякая гармония интересов таит в себе скрытый и только отложенный на
время конфликт), а нравственное самосознание, понимание человеком
своих прав и обязанностей. Именно нравственность как конкретная
совокупность норм, воздействующих на реальное поведение людей,
обладает свойством регулирования конфликтов. «Единственная сила,
способная умерять индивидуальный эгоизм, - отмечал Дюркгейм, - это
сила группы; единственная сила, способная умерять эгоизм группы, -
это сила другой, охватывающей их группы».
Для Макса Вебера - одного из ярких представителей немецкой
социологии - субъектом социального действия являлось не общество в
целом, а больше индивид, положение которого связано с определенным
социальным статусом. С его точки зрения, общество - это
взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е.
ориентированных на других людей, действий; это арена, на которой
действуют позитивно и негативно привилегированные статусные группы.
Они озабочены тем, чтобы в условиях конфликта материальных и
идеальных интересов сохранить или даже упрочить свое влияние,
отстоять свои экономические позиции, а также амбиции и жизненные
ориентиры.
Вебер от объяснения социальных явлений действием законов,
свойственных природной среде, сделал шаг вперед в интерпретации
социальной жизни, способов ее упорядочения. Он, скажем, полагал, что
капитализм - это рациональный тип хозяйствования, отличительной
чертой которого является наличие хорошо организованного предприятия,
где тот или иной индивид занимает свое место, ему отведенное.
Веберовская идеальная модель организации (еще ее называют
бюрократической) представляет собой надежно устроенную и отлаженную
машину. Все функции в ней регламентированы, а люди выполняют роль
отдельных частей, колесиков, передаточных механизмов и т.п.
Управление такой организацией сводится к выработке соответствующих
инструкций и контролю за их неукоснительным исполнением. Какие-либо
отклонения от предписанного порядка этой машине просто
противопоказаны. Следовательно, и конфликтов в ней вроде бы не
должно быть.
Практика,
однако, демонстрировала
недостатки идеальной модели, повторявшей требования к
функционированию организации как к режиму обычного технологического
процесса. В реальной действительности компоненты предприятия
оказываются связанными не столь жестко, его отдельные части
функционируют с большей естественностью, автономно, хотя и
преследуют общую цель. А это значит, что при любом типе организации
наличествует
питательная почва для
Георг Зиммель - современник и соотечественник Вебера -
специально занялся разработкой теории конфликта, исходя при этом не
только из ее социальной значимости, но и позитивной ценности как
стимулирующего средства, фактора. Он был основателем так называемой
формальной социологии, предметом которой служат те формы людского
взаимодействия, что сохраняются при любых изменениях
конкретно-исторических условий.
Именно Зиммель ввел в научный оборот термин «социология
конфликта». Его работы в этой области признаны основополагающими.
Среди них - фундаментальный труд «Социальная дифференциация». В нем
обстоятельно проанализированы «чистые формы социализации», весь
процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний,
норм и ценностей. В ряду «чистых форм» значится и конфликт как одно
из проявлений разногласия, объединяющих противоборствующие и вместе
с тем взаимосвязанные стороны, включая отношения между рабочим и
предпринимателем, лицами наемного труда и владельцами капиталов.
По Зиммелю, социальное - это прежде всего и главным образом
межиндивидуальные отношения. Через их призму следует анализировать
как дифференциацию общества, так и повторяющиеся в людской среде
процессы - такие, например, социальные формы, как контакт и договор,
конфликт и сотрудничество, господство и подчинение, авторитет,
адаптация и т.д. Конфликт, хотя и является одной из форм
разногласия, в то же время выступает интегрирующей силой, которая
объединяет противоборствующих,
укрепляет конкретные организации.
Это в известной мере закрепляло в общественном сознании
житейскую мудрость об опасности для человеческого общения ничем не
обузданных эмоций - мудрость, которую аккумулировал Артур Шопенгауэр
и которая со второй половины XIX в. обрела популярность на
Европейском континенте, в том числе и в России. В частности, она
сводилась к ряду нравственных предостережений: кто желает, чтобы его
мнение было встречено с доверием, тот пусть высказывается
хладнокровно и без горячности; запас снисходительности полезен, ибо
предохраняет от пустых споров и ссор; надо, если это возможно, ни к
кому не питать неприязни, никогда не выказывать своего гнева либо
ненависти.
В отличие от социологов психологи, объясняя природу
конфликтного поведения, ставили его в зависимость от психологических
факторов. Например, хорошо известно, что это послужило Зигмунду
Фрейду основанием для того, чтобы в развитии индивида, в
формировании характера человека выдвинуть на первый план
определенные влечения, в первую очередь сексуальное, предложить идею
расчленения личности на три инстанции, т.е. ступени, звенья - «Оно»,
«Я» и «Сверх-Я».
Следует, однако, заметить, что очень скоро приверженцы
психологического учения Фрейда стали отвергать его идею о
биосексуальности. Они перенесли центр внимания на межличностные
отношения, на приспособление человека как индивида к социальной
среде.
Так, крупный австрийский психолог Альфред Адлер в противовес
Фрейду безусловное предпочтение в человеческом поведении отдавал
социальным факторам, единству, а не расчленению личности. Он
утверждал, что личность нельзя брать в отрыве от общества, ибо
человек - прежде всего социальное существо.