Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:43, доклад
Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, формировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук. Она опирается на достижения этих наук, синтезирует все то, что непосредственно относится к ее предмету.
причины конфликтов в организациях, процесс их развертывания,
структурные и
межличностные способы
«Руководить без конфликтов» - под таким названием дошла до
российских читателей работа немецких специалистов по психологии
управления В. Зигерта и Л. Ланг. Авторы этой броско написанной книги
рассматривают управленческие функции как задачу развития личности в
условиях перехода от технократического и
административно-
гуманистическому. Они обращают первостепенное внимание на
профилактику (предупреждение) конфликтов, снятие психологической
напряженности у персонала, взаимодействие людей в духе
сотрудничества.
В данном учебнике, предлагаемом вниманию читателей, дается
систематический свод научных и прикладных знаний о конфликтах.
Учебник открывается кратким историческим обзором формирования основ
конфликтологии. Затем следует изложение теоретических подходов к
определению конфликта и его функций. В соответствии с требованиями
Государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования Российской Федерации раскрываются
типология конфликтов, источники и непосредственные причины
возникновения конфликтных ситуаций, структура и стадии развития
конфликтов, разнообразные формы их проявления, роль и значимость в
социально-экономической и других сферах жизни общества.
Большое внимание уделено предупреждению и урегулированию
конфликтных столкновений, выбору стилей поведения в конфликтах и
способов их разрешения, созданию условий для эффективного управления
конфликтами. При этом используются основные методы профилактики,
применения нормативных актов и осуществления примирительных
процедур, роль и личный пример руководителя в преодолении конфликтов
и стрессов.
Конфликты и их развитие
1. Формирование основ конфликтологии
1.1. Накопление знаний
о конфликтах
Конфликты как существенная сторона социальных связей,
взаимодействия и отношений людей, их поведения и поступков всегда, с
незапамятных времен притягивали к себе пытливое внимание человека.
Свидетельства тому - мифология и религия разных народов, фольклор и
памятники древней литературы, суждения античных и средневековых
мыслителей, достижения социальных и гуманитарных наук.
Взять, к примеру, сюжет с «яблоком раздора» и «судом Париса» в
греческой мифологии. Это поэтический рассказ о том, как богиня
раздора и вражды Эрида бросила на пиршественный стол золотое яблоко
с лаконичной надписью «прекраснейшей» и как заспорили, кому
предназначено яблоко, бывшие среди пирующих три влиятельных богини:
Гера - супруга Зевса, верховная олимпийская богиня; Афина - богиня
мудрости и справедливой войны; Афродита - богиня любви и красоты. За
разрешением спора они обратились к Парису - юному царевичу из Трои.
Тот отдал предпочтение Афродите, признав ее прекраснейшей из
богинь...
Впечатляет библейское сказание о раздоре между Каином и Авелем
- сыновьями Адама и Евы. Конфликт между ними произошел тогда, когда
братья приносили жертвы богу каждый по своим занятиям: Каин как
земледелец «от плодов земли»; Авель как пастух «из первородных стада
своего». Бог благосклонно отнесся к дару Авеля, а «на Каина и его
дар не призрел». Это обстоятельство сильно расстроило последнего,
вызвало у него ревность и зависть к брату. Произошла ссора, которая
закончилась трагически - убийством Авеля...
Можно вспомнить также русские былины. Отражая события,
происходившие в пору становления Древней Руси, они красочно
повествуют о защите рубежей своей земли от врагов,
общественно-политических конфликтах того времени, богатырских
подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, одолевших в
трудных противоборствах Соловья-разбойника, Идолище поганое и других
чудищ...
Издавна
была нащупана связь
сущности самого человека и общества. Потому-то корни конфликтологии
уходят в глубокую древность, к истокам социальной философии.
Так, Конфуций - знаменитый мудрец Древнего Китая - еще в VI в.
до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с
ними и конфликты, порождают, в первую очередь, неравенство и
несхожесть людей. Он говорил: «Трудно бедняку злобы не питать и
легко богатому не быть заносчивым». Вредят нормальному общению также
корысть, необузданное стремление к выгоде, упрямство, лживость,
лесть, краснобайство. Напротив, полезны строгое отношение к себе и
снисходительность к другим, почтительность к высшим и старшим,
благосклонность к простым и малым. Поэтому, наставлял мудрец, надо
улучшать нравы, устранять пороки, избегать ссор, достигать того,
чтобы «тяжбы не велись». От дурных помыслов и поступков удерживает
человечность, прежде всего доброта, справедливость, чистосердечие,
благожелательность.
Отвечая
на вопрос о том, что
пояснил: это значит «держать себя с почтительностью дома,
благоговейно относиться к делу и честно поступать с другими»; вести
себя на людях, как при встрече важной персоны; не делать другим
того, чего не хотят себе; не вызывать ропота ни в семействе, ни в
стране. Нужно платить за зло по справедливости, а за добро - добром.
Сам Конфуций, как представлялось его многочисленным ученикам,
обладал несомненными достоинствами, был «ласков, добр, почтителен,
бережлив и уступчив». Ему были чужды по крайней мере четыре
недостатка: «склонность к домыслам, излишняя категоричность,
упрямство, себялюбие».
В
одно время с Конфуцием
конфликта предпринял
древнегреческий философ-
считал, что в мире все рождается через вражду и распри. Конфликты
представлялись ему как важное свойство, непременное условие
общественной жизни, ибо противоборство, в том числе и война, есть
«отец всего и царь всего».
Идеи Гераклита о конфликтах и борьбе как основе всех вещей
разделяли и другие философы-материалисты древности. При этом
некоторые из них (например, Эпикур) высказывали мысль о том, что
враждебные столкновения своими тяжкими последствиями в конце концов
убедят людей жить в мире и согласии.
Конфликтам
уделяли внимание и такие
как Платон и Аристотель, жившие в V-IV вв. до н.э. Они полагали:
человек по природе своей существо общественное; отдельный человек
представляет собой лишь часть более широкого целого - общества;
заложенное в человеке общественное начало придает ему способность к
взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми.
Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и
насилию. В своем трактате «Политика» Аристотель указывал на
источники распрей (конфликтов), которые, по его мнению, состоят в
неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а
также в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве
характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других.
Нужно заметить, что коллективизм в его примитивной, грубой, а
нередко принудительной формах долгое время, вплоть до эпохи
Возрождения, преобладал в общественных связях. Он освящался
религией. Христианство, например, исповедывало библейское
представление о человеке как создании Бога, о внутреннем его
раздвоении вследствие первородного греха, о противоборстве в
обществе ниспосланного людям свыше «добра» и неизбежного в земной
жизни «зла». В условиях средневековья коллективизм означал
подчинение человека феодальному государству, поглощение личности
крестьянской общиной, ремесленным цехом, купеческой корпорацией,
рыцарским или монашеским орденом.
И только на излете средних веков - в XVI-XVII вв. -
сформировался в мощную силу индивидуализм. Как один из главнейших
принципов общественного взаимодействия и нравственности он стал
своего рода катализатором социально-экономических преобразований,
создания условий для творческих устремлений и самоутверждения
личности. Это
нашло свое выражение в
постулатах христиан-протестантов, учении об естественном праве и
общественном договоре, идеях раннего либерализма.
К
примеру, Томас Мор, Эразм
Роттердамский, Фрэнсис Бэкон