История конфликтологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:43, доклад

Краткое описание

Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, формировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук. Она опирается на достижения этих наук, синтезирует все то, что непосредственно относится к ее предмету.

Файлы: 1 файл

истори конфликтологии.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

причины  конфликтов  в   организациях,  процесс  их   развертывания,

структурные и  межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций.

    

     «Руководить  без  конфликтов» -  под   таким названием  дошла  до

российских  читателей  работа немецких  специалистов  по  психологии

управления В. Зигерта и Л. Ланг. Авторы этой броско написанной книги

рассматривают управленческие функции как задачу развития личности  в

условиях        перехода        от        технократического        и

административно-бюрократического      методов      управления      к

гуманистическому.   Они   обращают   первостепенное   внимание    на

профилактику  (предупреждение)  конфликтов,  снятие  психологической

напряженности   у   персонала,    взаимодействие   людей   в    духе

сотрудничества.

    

     В  данном  учебнике,  предлагаемом  вниманию  читателей,  дается

систематический  свод  научных  и прикладных  знаний  о  конфликтах.

Учебник открывается  кратким историческим обзором формирования  основ

конфликтологии.  Затем следует  изложение  теоретических  подходов  к

определению конфликта  и его  функций. В соответствии с  требованиями

Государственного       образовательного      стандарта       высшего

профессионального  образования  Российской  Федерации   раскрываются

типология   конфликтов,   источники   и   непосредственные   причины

возникновения  конфликтных  ситуаций, структура  и  стадии  развития

конфликтов, разнообразные  формы их  проявления, роль и значимость  в

социально-экономической и других сферах жизни общества.

    

     Большое  внимание   уделено  предупреждению   и   урегулированию

конфликтных столкновений,  выбору  стилей поведения  в конфликтах  и

способов их разрешения, созданию условий для  эффективного управления

конфликтами.  При этом  используются  основные методы  профилактики,

применения   нормативных   актов  и   осуществления   примирительных

процедур, роль и личный пример руководителя в преодолении  конфликтов

и стрессов.

    

                           Конфликты и их развитие

    

                1. Формирование основ конфликтологии

    

                1.1. Накопление знаний  о конфликтах 

     Конфликты  как   существенная    сторона   социальных    связей,

взаимодействия  и отношений людей, их поведения и поступков всегда, с

незапамятных  времен притягивали  к себе пытливое внимание  человека.

Свидетельства тому - мифология и религия разных народов, фольклор  и

памятники  древней  литературы, суждения  античных  и  средневековых

мыслителей, достижения социальных и гуманитарных наук.

    

     Взять,  к примеру, сюжет с «яблоком  раздора» и «судом Париса»   в

греческой  мифологии. Это  поэтический  рассказ  о  том,  как  богиня

раздора и вражды Эрида бросила на пиршественный  стол золотое  яблоко

с  лаконичной  надписью   «прекраснейшей» и как заспорили,   кому

предназначено яблоко, бывшие среди пирующих три  влиятельных  богини:

Гера - супруга  Зевса,  верховная олимпийская  богиня; Афина -  богиня

мудрости и  справедливой войны; Афродита - богиня любви и красоты. За

разрешением спора  они обратились к Парису - юному  царевичу из  Трои.

Тот  отдал  предпочтение  Афродите,  признав  ее  прекраснейшей   из

богинь...

    

     Впечатляет  библейское сказание о раздоре  между Каином и  Авелем

- сыновьями Адама  и Евы. Конфликт между ними произошел тогда,  когда

братья приносили  жертвы богу  каждый  по своим  занятиям: Каин  как

земледелец «от  плодов земли»; Авель как пастух «из первородных стада

своего». Бог  благосклонно отнесся  к дару Авеля,  а «на Каина и  его

дар не  призрел». Это обстоятельство  сильно расстроило  последнего,

вызвало у него ревность и зависть к брату. Произошла  ссора,  которая

закончилась трагически - убийством Авеля...

    

     Можно  вспомнить   также   русские   былины.   Отражая   события,

происходившие  в  пору   становления  Древней  Руси,  они   красочно

повествуют   о    защите    рубежей   своей    земли   от    врагов,

общественно-политических   конфликтах  того   времени,   богатырских

подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши  Поповича, одолевших в

трудных противоборствах  Соловья-разбойника, Идолище поганое  и других

чудищ...

    

     Издавна  была нащупана связь объяснения  конфликтов с  пониманием

сущности самого человека и общества. Потому-то корни  конфликтологии

уходят в глубокую древность, к истокам социальной философии.

    

     Так,  Конфуций - знаменитый мудрец Древнего  Китая - еще в VI  в.

до н.э. в своих  изречениях утверждал, что злобу  и заносчивость, а  с

ними  и  конфликты,  порождают,  в  первую  очередь,  неравенство  и

несхожесть людей.  Он говорил:  «Трудно  бедняку злобы  не питать  и

легко богатому не быть заносчивым». Вредят нормальному  общению также

корысть,  необузданное  стремление к  выгоде,  упрямство,  лживость,

лесть, краснобайство. Напротив, полезны  строгое отношение к себе  и

снисходительность  к  другим,  почтительность к  высшим  и  старшим,

благосклонность к простым и  малым. Поэтому, наставлял  мудрец,  надо

улучшать нравы,  устранять  пороки, избегать  ссор, достигать  того,

чтобы «тяжбы не велись».  От дурных помыслов и поступков  удерживает

человечность, прежде  всего доброта, справедливость,  чистосердечие,

благожелательность.

    

     Отвечая  на вопрос о том, что составляет  человечность,  Конфуций

пояснил:  это   значит   «держать  себя   с  почтительностью   дома,

благоговейно  относиться к делу и честно поступать  с другими»;  вести

себя на  людях, как  при встрече  важной персоны;  не делать  другим

того, чего не хотят  себе; не вызывать ропота  ни в семействе, ни  в

стране. Нужно  платить за зло по справедливости, а за добро - добром.

    

     Сам  Конфуций, как  представлялось  его многочисленным  ученикам,

обладал несомненными достоинствами,  был «ласков, добр,  почтителен,

бережлив  и  уступчив».  Ему  были  чужды  по  крайней  мере  четыре

недостатка:  «склонность   к   домыслам,  излишняя   категоричность,

упрямство, себялюбие».

    

     В  одно время с Конфуцием попытку  рационально осмыслить  природу

конфликта предпринял древнегреческий философ-диалектик  Гераклит.  Он

считал, что в  мире все рождается через  вражду и распри.  Конфликты

представлялись  ему   как  важное   свойство,  непременное   условие

общественной  жизни, ибо  противоборство, в том  числе и война,  есть

«отец всего  и царь всего».

    

     Идеи  Гераклита о  конфликтах  и  борьбе  как основе всех  вещей

разделяли  и  другие   философы-материалисты  древности.  При   этом

некоторые из  них (например,  Эпикур) высказывали  мысль  о том,  что

враждебные столкновения своими тяжкими последствиями в  конце  концов

убедят людей  жить в мире и согласии.

    

     Конфликтам  уделяли внимание и такие выдающиеся  умы  античности,

как Платон и  Аристотель, жившие  в V-IV вв.  до н.э. Они  полагали:

человек по  природе  своей существо  общественное; отдельный  человек

представляет  собой  лишь  часть более  широкого  целого -  общества;

заложенное в  человеке общественное начало придает  ему способность  к

взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми.

    

     Не  исключалась при  этом  и  склонность  к  вражде, ненависти   и

насилию.  В  своем   трактате  «Политика»  Аристотель  указывал   на

источники распрей (конфликтов),  которые, по  его  мнению, состоят  в

неравенстве людей  по  обладанию имуществом  и  получению почестей,  а

также  в  наглости,  страхе,  пренебрежении,  происках,   несходстве

характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других.

    

     Нужно  заметить, что коллективизм  в  его примитивной, грубой,  а

нередко  принудительной  формах   долгое  время,  вплоть  до   эпохи

Возрождения,  преобладал   в  общественных   связях.  Он   освящался

религией.    Христианство,   например,    исповедывало    библейское

представление  о  человеке  как  создании  Бога,  о  внутреннем  его

раздвоении  вследствие  первородного   греха,  о  противоборстве   в

обществе ниспосланного  людям  свыше «добра»  и неизбежного в  земной

жизни   «зла».  В   условиях   средневековья  коллективизм   означал

подчинение  человека  феодальному государству,  поглощение  личности

крестьянской  общиной,  ремесленным цехом,  купеческой  корпорацией,

рыцарским или  монашеским орденом.

    

     И  только  на  излете   средних   веков  -   в  XVI-XVII  вв.   -

сформировался в мощную  силу индивидуализм.  Как один из  главнейших

принципов  общественного  взаимодействия и  нравственности  он  стал

своего  рода катализатором  социально-экономических  преобразований,

создания  условий  для  творческих  устремлений  и   самоутверждения

личности. Это  нашло  свое выражение в западноевропейском  гуманизме,

постулатах  христиан-протестантов, учении  об  естественном праве  и

общественном договоре, идеях раннего либерализма.

    

     К  примеру,  Томас Мор,  Эразм   Роттердамский, Фрэнсис  Бэкон   и

Информация о работе История конфликтологии