Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:43, доклад
Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, формировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук. Она опирается на достижения этих наук, синтезирует все то, что непосредственно относится к ее предмету.
другие гуманисты выступали с резким осуждением средневековой смуты,
социальных беспорядков и кровопролитных междоусобиц. Они ратовали за
мир и доброе согласие между людьми, признавая их решающим фактором
развития общества.
Иной, заметно отличной от гуманистов точки зрения
придерживались Джон Локк, Томас Гоббс и другие ревнители буржуазных
свобод, частных форм жизни, равенства стартовых возможностей. Они
полагали, что человек есть отдельное самоценное существо, для
которого другие люди - только среда его обитания. В соотнесении с
обществом приоритет принадлежит личности. Естественное состояние
общественных связей - это «война всех против всех», в которой люди
выступают в качестве либо врагов, либо партнеров.
По этим суждениям конфликты предопределены естественным
равенством людей как в их способностях, так и в своих требованиях.
Невозможность же реально удовлетворить разом все притязания создает
в отношениях между ними конфликтные ситуации. Конечно, путь к
согласию не закрыт, но сотрудничество возможно не в силу
естественных свойств человека, как считали древние мыслители, а в
результате принуждения, угрозы наказания за ослушание, нарушение
общественного договора.
XVIII в. - век Просвещения - не принес существенных перемен в
разноголосице суждений относительно причин конфликтов и мер по их
преодолению. Пожалуй, весьма характерно в этом плане мнение Адама
Смита - родоначальника классической политэкономии. Он в своей книге
«Теория нравственных чувств» выступил последовательным сторонником
некоей степени эгоизма, т.е. «любви к себе», но при непременной
гармонии своекорыстных интересов с общими устремлениями людей к
благополучию и счастью.
Смит
полагал, что основная причина,
стремлении улучшить свое положение, повысить социальный статус,
состоит в том, чтобы «отличиться, обратить на себя внимание, вызвать
одобрение, похвалу, сочувствие или получить сопровождающие их
выгоды». Впоследствии в ставшем всемирно известном «Исследовании о
природе и причинах богатства народов» он вместо моральных отношений
между людьми во главу угла поставил экономические интересы, считая,
однако, главным, чтобы приоритетная забота человека о собственном
материальном благополучии не была помехой на пути к всеобщему благу,
чтобы мысль о благоденствии всего общества преобладала над личными
мотивами.
Автор «Теории нравственных чувств» определенно исходил из той
посылки, что «человек может существовать только в обществе» и «имеет
естественную склонность к общественному состоянию», а потому для
него «уважение к общим правилам нравственности и есть собственно так
называемое чувство долга». Отмечая, что благоразумие,
справедливость, человеколюбие - качества, приносящие людям
наибольшую пользу, Смит писал: «Наше собственное благополучие
побуждает нас к благоразумию; благополучие наших ближних побуждает
нас к справедливости и человеколюбию; справедливость отстраняет нас
от всего, что может повредить счастью наших ближних, а человеколюбие
побуждает нас к тому, что может содействовать ему».
Вполне допустимо считать, что смитовская нравственная позиция
была по-своему эффективной для его времени - периода становления и
утверждения капитализма эпохи свободной конкуренции. Она служила
достаточно значимым средством предупреждения и улаживания конфликтов
в ту переходную пору, когда набирал силу индивидуализм и сохраняли
прочность коллективистские традиции прежнего общественного
устройства.
1.2. Становление конфликтологии как науки
Как следует из вышеизложенного, преимущественно эмпирическое
восприятие конфликтов держалось долго. По-настоящему научный подход
к ним проявился только со второй четверти XIX в. Именно с того
времени конфликты выдвинулись в ряд предметов для специального
изучения. Формирование конфликтологии как особой области такого рода
исследований происходило вместе с развитием истории, социологии,
права, этики, психологии и других социальных наук.
Вначале для объяснения конфликтных ситуаций, как, впрочем, и
других общественных явлений, использовали понятия, привычные для
естественных наук. Естествознание служило как бы образцом построения
социальных наук, рассмотрения общества по аналогии с живым
организмом в виде органического целого, состоящего из
взаимозависимых частей. Часто ссылались на наследственные признаки,
инстинкты и иные психофизиологические свойства людей.
Борьба, конфликтные столкновения представлялись не просто
возможными, а
неизбежными явлениями
Чарльзом Дарвином, который выдвинул теорию биологической эволюции,
появился так называемый социальный дарвинизм - направление,
сторонники которого объясняли развитие общества биологическими
законами естественного отбора наиболее приспособленных к выживанию и
борьбы за существование.
Фундамент конфликтологии закладывался при участии основателей
социологии, к числу которых по праву относят Огюста Конта, Герберта
Спенсера, Карла Маркса. Их труды стали, с одной стороны,
общетеоретической базой конфликтологии, а с другой -
методологическим руководством для разработки практических приемов
анализа, оценки и разрешения социальных конфликтов.
Конт, к примеру, уделял большое внимание приметным в истории
человечества проявлениям разделения и кооперации труда. Неизбежные
следствия отмеченной им закономерности: образование социальных и
профессиональных групп; концентрация богатства в руках немногих и
эксплуатация значительной части людей; возникновение в разных формах
корпоративных объединений; усиление эгоистической морали, которая
разрушительно воздействовала на естественное для человека чувство
солидарности и согласия.
Спенсер, в свою очередь, последовательно отстаивал взгляд на
общество как на единый организм, целостную систему, каждая часть
которой выполняет присущие ей специфические функции. Ориентируясь,
хотя и в социологическом аспекте, на принцип борьбы за
существование, он считал состояние противоборства, конфликты
универсальными, усматривал в них всеобщий закон общественного
развития, который обеспечивает равновесие не только в пределах
отдельно взятого общества, но также между всем социумом и его
природным окружением.
При
этом Спенсер сформулировал
того методологического подхода к анализу общественных явлений,
который в социологии определяется как функционализм. Суть положений
в следующем: а) каждый элемент общественной системы может
существовать только в рамках целостности, выполняя строго
определенные функции; б) функции частей единого социального
организма означают удовлетворение какой-либо общественной
потребности и вместе направлены на поддержание устойчивости
общества, его стабильности; в) сбой в деятельности той или иной
части общественной системы создает ситуацию трудновосполнимого
нарушения каких-то жизненно необходимых функций; г) сохранение
целостности и стабильности, а следовательно, и преодоление
конфликтов возможно, обеспечиваются они социальным контролем,
согласием большинства с принятой в обществе системой ценностей. В
конечном счете конфликты, будучи неизбежными, заметно стимулируют
общественное развитие.
Маркс, как известно, истолковывал развитие общества с
материалистических позиций. В соответствии с марксистской концепцией
социального детерминизма, общество предстает как целостная
интегральная система, состоящая из подсистем - экономической,
социальной, политической, идеологической. Все подсистемы находятся в
объективно обусловленной причинно-следственной зависимости одна от
другой. Главенствующую, определяющую роль среди них выполняет
экономика, которая основана на материальном производстве с тем или
иным характером отношений собственности. Изменение социальной
системы означает переход ее из одного качественного состояния в
другое как результат разрешения противоречий, скопившихся в ходе
поступательного развития общества. Доминирующей формой конфликта
выступает борьба классов, характерная для всей истории человечества,
особенно для так называемых антагонистических формаций.
Идеи классиков, заложивших основы конфликтологии, были
восприняты и развиты следующим поколением представителей наук об
обществе. На рубеже XIX-XX вв. социология, являясь наукой о