История конфликтологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:43, доклад

Краткое описание

Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, формировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук. Она опирается на достижения этих наук, синтезирует все то, что непосредственно относится к ее предмету.

Файлы: 1 файл

истори конфликтологии.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

другие гуманисты  выступали с резким осуждением средневековой  смуты,

социальных беспорядков  и кровопролитных междоусобиц. Они  ратовали за

мир и доброе согласие  между людьми, признавая  их решающим  фактором

развития общества.

    

     Иной, заметно    отличной    от   гуманистов    точки    зрения

придерживались  Джон Локк, Томас Гоббс и другие ревнители  буржуазных

свобод, частных  форм жизни, равенства  стартовых возможностей.  Они

полагали,  что  человек  есть  отдельное  самоценное  существо,  для

которого другие люди  - только среда его  обитания. В соотнесении  с

обществом  приоритет  принадлежит личности.  Естественное  состояние

общественных  связей - это «война  всех против всех», в которой  люди

выступают в  качестве либо врагов, либо партнеров.

    

     По  этим   суждениям   конфликты   предопределены   естественным

равенством людей  как в их  способностях, так  и в своих  требованиях.

Невозможность же реально удовлетворить разом  все притязания  создает

в  отношениях  между  ними конфликтные  ситуации.  Конечно,  путь  к

согласию  не   закрыт,  но   сотрудничество  возможно   не  в   силу

естественных  свойств человека,  как считали  древние мыслители, а  в

результате  принуждения, угрозы  наказания  за ослушание,  нарушение

общественного договора.

    

     XVIII в. - век Просвещения  - не принес  существенных перемен  в

разноголосице суждений относительно  причин конфликтов  и мер по  их

преодолению. Пожалуй, весьма  характерно в  этом плане  мнение  Адама

Смита - родоначальника классической политэкономии. Он в своей  книге

«Теория нравственных  чувств» выступил последовательным  сторонником

некоей степени  эгоизма, т.е.  «любви  к себе»,  но при  непременной

гармонии  своекорыстных  интересов  с  общими устремлениями  людей  к

благополучию  и счастью.

    

     Смит  полагал, что основная причина,  которая движет человеком   в

стремлении  улучшить  свое положение,  повысить  социальный статус,

состоит в том, чтобы «отличиться, обратить на себя внимание, вызвать

одобрение,  похвалу,  сочувствие  или  получить  сопровождающие   их

выгоды». Впоследствии в  ставшем всемирно известном  «Исследовании  о

природе и причинах богатства народов» он вместо моральных отношений

между людьми во главу угла поставил экономические  интересы,  считая,

однако, главным,  чтобы приоритетная забота  человека о  собственном

материальном  благополучии не была помехой на пути к всеобщему благу,

чтобы мысль  о благоденствии  всего общества преобладала над  личными

мотивами.

    

     Автор  «Теории нравственных чувств»   определенно исходил из  той

посылки, что  «человек может существовать только в обществе» и «имеет

естественную  склонность  к  общественному  состоянию»,  а потому  для

него «уважение  к общим правилам нравственности и есть собственно так

называемое    чувство    долга».    Отмечая,    что    благоразумие,

справедливость,   человеколюбие   -   качества,   приносящие   людям

наибольшую  пользу,  Смит  писал:  «Наше собственное   благополучие

побуждает нас  к  благоразумию; благополучие наших  ближних  побуждает

нас к справедливости и человеколюбию; справедливость отстраняет  нас

от всего, что  может повредить счастью наших  ближних, а человеколюбие

побуждает нас к тому, что может содействовать ему».

    

     Вполне  допустимо считать,  что смитовская  нравственная  позиция

была по-своему эффективной для  его времени - периода становления  и

утверждения  капитализма эпохи  свободной  конкуренции. Она  служила

достаточно значимым средством предупреждения и улаживания конфликтов

в ту переходную пору,  когда набирал силу индивидуализм  и  сохраняли

прочность   коллективистские    традиции   прежнего    общественного

устройства.

         

    

             1.2. Становление конфликтологии как науки

    

     Как  следует  из вышеизложенного,  преимущественно  эмпирическое

восприятие конфликтов держалось долго. По-настоящему научный  подход

к ним  проявился  только  со  второй четверти  XIX в.  Именно с  того

времени  конфликты  выдвинулись  в ряд  предметов  для  специального

изучения. Формирование конфликтологии как особой области  такого рода

исследований  происходило вместе  с  развитием  истории,  социологии,

права, этики, психологии и других социальных наук.

    

    Вначале для объяснения  конфликтных ситуаций,  как, впрочем,  и

других  общественных явлений,  использовали  понятия, привычные  для

естественных  наук. Естествознание служило как  бы образцом построения

социальных  наук,   рассмотрения  общества  по   аналогии  с   живым

организмом   в    виде   органического    целого,   состоящего    из

взаимозависимых частей. Часто ссылались на наследственные  признаки,

инстинкты и  иные психофизиологические свойства людей.

    

     Борьба, конфликтные  столкновения   представлялись  не   просто

возможными, а  неизбежными явлениями человеческого  бытия. Вслед  за

Чарльзом Дарвином, который  выдвинул теорию биологической  эволюции,

появился  так   называемый  социальный   дарвинизм  -   направление,

сторонники  которого  объясняли  развитие  общества   биологическими

законами естественного  отбора наиболее приспособленных к  выживанию и

борьбы за существование.

    

     Фундамент  конфликтологии закладывался  при  участии  основателей

социологии, к  числу которых по праву относят Огюста Конта,  Герберта

Спенсера,  Карла   Маркса.  Их   труды  стали,   с  одной   стороны,

общетеоретической    базой   конфликтологии,    а    с   другой    -

методологическим  руководством  для  разработки практических  приемов

анализа, оценки и разрешения социальных конфликтов.

    

     Конт, к примеру,  уделял большое  внимание  приметным в  истории

человечества  проявлениям разделения  и кооперации труда.  Неизбежные

следствия  отмеченной им  закономерности:  образование  социальных  и

профессиональных  групп;  концентрация богатства в  руках немногих  и

эксплуатация  значительной части людей; возникновение  в разных формах

корпоративных объединений;  усиление  эгоистической  морали,  которая

разрушительно воздействовала  на естественное  для человека  чувство

солидарности  и согласия.

    

     Спенсер,  в свою  очередь, последовательно   отстаивал взгляд  на

общество как  на единый  организм, целостную  систему, каждая  часть

которой выполняет  присущие  ей специфические функции.  Ориентируясь,

хотя   и  в   социологическом   аспекте,   на  принцип   борьбы   за

существование,  он   считал   состояние  противоборства,   конфликты

универсальными,  усматривал  в  них  всеобщий  закон   общественного

развития,  который  обеспечивает  равновесие не  только  в пределах

отдельно  взятого  общества,  но  также  между  всем социумом  и  его

природным окружением.

    

     При  этом Спенсер сформулировал существенной  важности  положения

того  методологического  подхода  к  анализу  общественных  явлений,

который в социологии определяется как функционализм. Суть  положений

в  следующем:   а)   каждый  элемент   общественной  системы   может

существовать   только   в  рамках   целостности,   выполняя   строго

определенные  функции;   б)  функции   частей  единого   социального

организма    означают   удовлетворение    какой-либо    общественной

потребности  и   вместе  направлены   на  поддержание   устойчивости

общества, его  стабильности; в)  сбой  в деятельности  той или  иной

части  общественной  системы  создает ситуацию   трудновосполнимого

нарушения  каких-то  жизненно  необходимых  функций;  г)  сохранение

целостности   и  стабильности,   а   следовательно,  и   преодоление

конфликтов  возможно,   обеспечиваются  они  социальным   контролем,

согласием большинства с  принятой в  обществе системой ценностей.  В

конечном счете  конфликты, будучи  неизбежными, заметно  стимулируют

общественное  развитие.

    

     Маркс,  как   известно,   истолковывал   развитие   общества   с

материалистических  позиций. В соответствии с марксистской концепцией

социального   детерминизма,   общество   предстает   как   целостная

интегральная  система,  состоящая  из  подсистем  -   экономической,

социальной, политической, идеологической. Все подсистемы находятся  в

объективно обусловленной  причинно-следственной зависимости одна  от

другой.  Главенствующую,  определяющую  роль  среди  них   выполняет

экономика, которая  основана на  материальном производстве с тем  или

иным  характером   отношений  собственности.  Изменение  социальной

системы означает  переход  ее из  одного  качественного  состояния  в

другое как  результат  разрешения противоречий,  скопившихся в  ходе

поступательного  развития  общества. Доминирующей  формой  конфликта

выступает борьба классов, характерная для всей истории человечества,

особенно для  так называемых антагонистических  формаций.

    

     Идеи  классиков,   заложивших   основы   конфликтологии,    были

восприняты и  развиты  следующим поколением  представителей наук  об

обществе.  На  рубеже  XIX-XX  вв.  социология,  являясь наукой   о

Информация о работе История конфликтологии