Истоки культуры восточных славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:39, контрольная работа

Краткое описание

Историческое развитие человечества всегда шло неравномерно. И это неудивительно, ведь человек в те далекие времена полностью зависел от природы. Особенности ландшафта, животно¬го и растительного мира, климата определяли всю жизнь человека: его внешний вид (форми¬рование рас), тип хозяйства, особенности язы¬ка, культурные различия, мировоззренческие основы и самую скорость развития цивилиза¬ции. И чем тяжелее, суровее были жизненные условия - тем медленнее темпы исторического развития. В наиболее благоприятных для чело¬века районах развивались локальные цивилиза¬ции Древности, которые заложили основы ци¬вилизаций Средневековья.

Файлы: 1 файл

kyl'tyrologiya.doc

— 578.50 Кб (Скачать)

  САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

МВД РОССИИ 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО  КУЛЬТУРОЛОГИИ

на  тему:

«Истоки культуры восточных  славян» 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовил  слушатель:

ФП  ФЭК  курс I

группа 414

Ежова А.А.

Проверил  рецензент:

______________________

______________________ 
 
 
 

2002г. 

                  
                 
                 
                 

                «Варвар ленив и отличается от культурного  человека тем, что он тупо и безучастно глядит перед собой, ибо практическая культура и состоит именно в привычке и потребности в занятии»

            Гегель

 

      Историческое  развитие человечества всегда шло неравномерно. И это неудивительно, ведь человек в те далекие времена полностью зависел от природы. Особенности ландшафта, животного и растительного мира, климата определяли всю жизнь человека: его внешний вид (формирование рас), тип хозяйства, особенности языка, культурные различия, мировоззренческие основы и самую скорость развития цивилизации. И чем тяжелее, суровее были жизненные условия - тем медленнее темпы исторического развития. В наиболее благоприятных для человека районах развивались локальные цивилизации Древности, которые заложили основы цивилизаций Средневековья.

      Ученые  полагают, что историческими и  этническими предшественниками русских славян были племена актов, жившие в Приазовье, Причерноморье и на Днепре. Античные авторы (Геродот «История») упоминают славян под именем венедов и склавинов, говоря о них как о «великом народе». Славянская колонизация шла из Прикарпатского края (VI век). В течение VII и VIII веков славяне расселяются по русской равнине по линии Днепра - Волхова. В 1Х-Х вв. существуют следующие славянские племена: на юго-западе Восточно-европейской равнины - уличи и тиверцы (по южному Днепру); «белые» хорваты (Карпаты); дулебы, волыняне, бужане (на Волыни и по Западному Бугу); поляне (средний Днепр); древляне (Припять); дреговичи (между Припятью и Березиной); северяне (по Десне), радимичи (по Сожи); кривичи (верх. Волги, Днепра, Западной Двины), вятичи (по Оке). Северную русскую группу составляли славяне ильменские (или новгородские), жившие вокруг озера Ильмень по реке Волхов. С севера на юг по славянской территории проходит великий водный путь «из варяг в греки» (т. е. по линии Волхова - Днепра), главный стержень экономической, политической, культурной жизни восточного славянства. По словам В. 0. Ключевского, "по Днепру с незапамятных времен шло оживленное торговое движение; меха, мед и воск стали главными статьями русского вывоза» Возникают русские торговые города: Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Ростов; они расположились по главному водному пути, подчинили себе Окрестные области и создали первую политическую форму на Руси - городовые области или «волости» (Киевская волость, Полоцкая волость и др.). Главным занятием восточных славян было земледелие, значительную роль играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. Основные сельскохозяйственные культуры: пшеница, рожь, ячмень, просо, овес, горох, бобы. Из орудий земледелия появляются соха с железным наконечником, серп, мотыга, плуг с железным лемехом. Наряду с подсечной системой земледелия распространяется и пушенная. Развивается и скотоводство. До расселения славяне жили родовыми общинами, где власть принадлежала старейшинам, но при колонизации примитивный патриархально-родовой быт быстро разрушался. Типичной формой поселения становятся деревни, а основной общественной организацией - семья, включающая близких родственников и часто посторонних лиц, принятых в хозяйство.

      Религиозные верования древних славян представляли собой поклонение явлениям природы, культ предков. Главные языческие боги славян: Дажьбог - бог солнца; Перун - бог грома и молнии; Стрибог - бог воздуха и ветра; Белее - покровитель скотоводства, Сварог - бог неба и огня и его сыновья Сварожичи. Природа представлялась населенной духами и душами умерших (лешие, русалки, водяные). Почитались также умершие предки, позднее покровитель рода - дедушка домовой.

      Общественная  организация восточных славян включает в себя понятия: община, род, племя. Уже  с VI века нашей эры восточные славяне вступили в стадию разложения рода, ибо участок земли при совершенствовании технологий земледелия могла обрамь тать одна семья. Появление излишков продуктов труда привело к имущественному неравенству и возникновению частной собственности. Славяне пошли прогрессивным путем становления феодальных отношений.

      Возникают крупные племенные объединения  славян (VI-VIII века), княжества Куявия, Славия, Артания. Появляются предпосылки для образования государства.

      Славянские  народы (русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты и др.). населяющие современную Восточную Европу, составляли некогда этническую общность, которую условно принято называть праславяне.

      Около II тыс. до н.э. праславяне выделились из еще более древней индоевропейской общности. Поэтому все славянские языки относят к индоевропейской языковой семье.

      Вопрос  о том, какую территорию считать прародиной славян, однозначного ответа в исторической науке не имеется. Однако когда славяне присоединились к мировому миграционному процессу II-VII вв. - «Великому переселению народов», - они расселялись по трем основным направлениям: на юг - на Балканский полуостров; на запад - в междуречье Одера и Эльбы; на восток и север - по Восточно-европейской равнине.

      Таким образом, когда-то единые, в VI-VIII вв. праславяне разделились на южных, западных и восточных славян. В дальнейшем их исторические судьбы хоть и были неизбежно связаны друг с другом (и зачастую весьма драматически!), все же каждая ветвь славянских народов созидала уже свою собственную историю.

      История нашего Отечества - это история восточных славян, прародителей современных русских, украинцев, белорусов.

      Теории  происхождения Древнерусского государства

      Летописный  сюжет о призвании варягов  на русскую землю стал основой  норманнской теории. Ее авторы Байер, Миллер, Шлетцер и их последователи настаивали на достоверности легенды, утверждали, что государство на Руси было создано варягами - выходцами из Скандинавии, известными в Западной Европе как норманны, викинги.

      Противники  норманнской теории отрицали скандинавское происхождение Древнерусского государства, стараясь найти другие корни происхождения правящей династии. При этом называли и Финляндию (Татищев, Болуян), и Пруссию (Ломоносов), и Фрисландию (Гольшан), и Литву (Костомаров), и Хазарию (Эверс), и Мордву (Щеглов), и Балтику (Савелии, Гедеонов, Забелин). В настоящее время большинство ученых указывают на длительный, объективный процесс возникновения государства и субъективный, второстепенный фактор.

      Факт  участия выходцев из Скандинавии  в образовании правящего слоя Древнерусского государства не вызывает сомнений. Однако бесспорно и то, что варяги не создавали у восточных славян новых властных структур, а лишь приняли участие в протекавших здесь естественным путем процессах возникновения государства.

      

      Соседи  восточных славян

      Соседство одних народов с другими имеет  в истории огромное значение: взаимное расположение или нерасположение друг к другу, общность интересов или их противоречие, религиозное единство или, напротив, антагонизм религий - это во многом и есть тот скрытый механизм, который заставляет колесо истории вертеться так, а не иначе.

      Кроме западных и южных славян, на землях которых в VI-VIII вв. также шел процесс образования государственности, соседями во точных славян были предки современных балтийских народов: ливы, латгалы, пруссы, ятвяги, и др., заселившие эти земли еще в те древние времена, когда с них сходил ледник. На северо-востоке жили финские племена: эсты, сумь, карелы, чудь заволочская и др. Это были мирные народы, и со славянами у ни складывались вполне добрососедские отношения, чего нельзя сказать о морских разбойниках - варягах, сделавших разбой средства существования своего народа. Взаимоотношения наших предков с варягами - очень важный и крайне спорный вопрос в исторической науке, но то, что эти взаимоотношениях сыграли в истории государства огромнейшую роль - бесспорно.

      В V-VII вв. в Европе шел процесс расселения германских племен и образования  «варварских» королевств (Франкского, Вестготского и других), который сопровождала грабительскими походами на соседние территории. Так сведения о славянах появляются в готских письменных источниках. Вождь готов Германарих, прославленный в песнях и сказаниях, объединил не только готские племена, в и подчинил соседние финские и славянские.

      Существенное  влияние на развитие славя оказывал также и Хазарский каганат - сильное, могучее, богатое государство, располагавшееся в низовьях Волги и по берегам Каспия. Нашествия хазар - существенная опасность несколько столетий угрожавшая славянам.

      Соседство с Великой степью вообще часто угрожало самому существованию славян - так разорительны и беспощадны были бесчисленные набеги кочевников: киммерийцев (VII в. до н.э.); скифов (VI-IV вв. до н.э.); гуннов (IV в. н.э.); аваров (VI в. н.э.); хазар (сер. VII в. н.э.)

      Однако  это же соседство с кочевниками  заставляло славян объединяться для совместной обороны, строить укрепления, развивать ремесла, особенно кузнечное, чтобы делать оружие.

      И наконец, огромное влияние на судьбы не только славян, но и многих других народов тогдашней Европы оказывало самое развитое и сильное государство эпохи раннего Средневековья - великая Византия. Возникшая в IV в. н.э. на территории Восточной Римской империи, она унаследовала многие достижения античной культуры и, безусловно, стояла на более высокой ступени исторического развития, во многом определяя ход истории. 

      Хозяйственная деятельность восточных славян

      Славянские  племена занимались обычными для  оседлого населения видами деятельности: земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством.

      Различия  в хозяйственной жизни отдельных племен определялись природно-климатическими условиями. На черноземных землях полян, в условиях мягкого климата, основу хозяйства составляло пашенное земледелие.

      Обладая достаточными запасами железной руды, славяне быстро освоили железо и с VI в. делали из него не только оружие, но и, что не менее важно, сельскохозяйственные орудия: плуги с железными лемехами, железные серпы.

      Однако  земледелие было не единственным занятием полян. Они занимались также и скотоводством (разводили коров, свиней, коз, выращивали лошадей), огородничали.

      Кроме того, по землям полян, а также северян и тиверцев проходил «днепровский» торговый путь, благодаря которому стали формироваться торгово-ремесленные центры.

      Обилие  в лесах пушного зверя, а в  реках и озерах - прекрасной рыбы способствовало развитию у славян пушного и рыбного промыслов, а близость к торговым путям Балтики -развитию мореходства.

      Древляне, вятичи и дреговичи, селившиеся среди непроходимых болот лесов, занимаясь в основном охотой, рыбной ловлей, бортничеством, собирали грибы и ягоды. Но удаленность их земель от оживленных торговых путей, некоторая изолированность замедляли развитие хозяйства в этих племенных союзах.

      Заниматься земледелием жителям лесов было очень непросто. Для этого нужно было сначала вырубить вековые деревья или непроходимые заросли кустарников, затем сжечь их, чтобы получить таким образом золу - крайне необходимое для бедной нечерноземной почвы удобрение, да еще выкорчевывать огромные пни. Чтобы все это проделать, требовались усилия всего рода в течение нескольких лет. Такой способ земледелия называют подсечно-огневым, он гораздо более трудоемкий, чем пашенный, когда просто распахивали степную целину.

      Транзитные  торговые пути «из варяг в греки» (Балтика-Днепр-Черное море), «из варяг в персы» (Балтика-Волга-Каспийское море) способствовали развитию хозяйственной жизни славян. Зерно, воск, меха, мед становились предметами внешней торговли.

      

      Своими корнями русская культура уходит в древнюю языческую эпоху. Язычество — комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов — имело свою историю. Поначалу славяне, очевидно, одушевляли различные стихии, поклонялись духам лесов, водных источников, солнца, грозы и пр. Постепенно стала проявляться тенденция к единобожию: огромное значение приобрели Род — земледельческое божество, управлявшее дождями, земными водами, подземным огнем и пр. — и тесно связанные с ним богини плодородия — рожаницы. По мере становления государственных отношений на первый план вышел культ Перуна — княжеско-дружинного бога войны (первоначально почитался как бог грозы). Свое художественное выражение язычество нашло в народном фольклоре: сказках, заговорах и заклинаниях, пословицах и поговорках, обрядовых песнях и пр., хранящих следы магических представлений. В X— XI вв. складывается былинный эпос, связанный со становлением Киевского государства, защитой его от врагов.

      Развитие  устной поэзии предшествовало появлению  письменной литературы, формировало и определяло ее идейную направленность и художественную особенность. «От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории»,— говорил М. Горький, оценивая значение устного творчества народа. Песни, былины, пословицы, сказки, плачи-причеты, загадки, различного рода легенды долго сохранялись в народной памяти. И хотя письменные .источники времен Древней Руси сохранили их только частично, а большинство литературных записей сделано в XVII—XIX вв., все-таки по ним можно представить основной характер и содержание фольклора X—XII вв. Значительное место в фольклорном творчестве Руси занимали мифологические сюжеты, корнями своими уходящие в языческие представления древних славян о природе, жизни и смерти, в культовые обряды доклассового общества.

Информация о работе Истоки культуры восточных славян