Истоки культуры восточных славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:39, контрольная работа

Краткое описание

Историческое развитие человечества всегда шло неравномерно. И это неудивительно, ведь человек в те далекие времена полностью зависел от природы. Особенности ландшафта, животно¬го и растительного мира, климата определяли всю жизнь человека: его внешний вид (форми¬рование рас), тип хозяйства, особенности язы¬ка, культурные различия, мировоззренческие основы и самую скорость развития цивилиза¬ции. И чем тяжелее, суровее были жизненные условия - тем медленнее темпы исторического развития. В наиболее благоприятных для чело¬века районах развивались локальные цивилиза¬ции Древности, которые заложили основы ци¬вилизаций Средневековья.

Файлы: 1 файл

kyl'tyrologiya.doc

— 578.50 Кб (Скачать)

      Получали  образование и некоторые женщины  в княжеских семьях. Новгородские берестяные грамоты, найденные археологами, доказывают наличие грамотности среди простых горожан, ремесленники оставляли надписи на своих изделиях. 

        

      Образованность  ценилась высоко: «именье книг паче злата». В XII в. возникло ремесло «книжных описателей». При монастырях создавались библиотеки: древнейшими из сохранившихся книг являются два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Большинство же памятников домонгольской культуры Киевской Руси погибло в многочисленных иноземных нашествиях и феодальных войнах.

      Отмечая любовь Ярослава к книгам, летописец  особо подчеркивает создание им библиотеки при Софийском соборе. Такое большое участие Ярослава в книжных делах, просвещении могло быть связано и с делом летописания. Однако большинство современных исследователей отмечают, что события этого времени отражены в летописи неполно, фрагментарно, что затрудняет решение вопроса о создании нового летописного свода.

      Вероятно, что уже в первой половине XI в. летопись получила погодную форму изложения событий. Считают, что первой датой было сообщение о победе Святослава над печенегами в 968 г. В летописи оформилось сказание о трех братьях: Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди. Сказание легендарного характера повествует о построении Киева. Внимание летописца обращалось на описание соседей славян, княжения Олега, Ольги, Владимира, крещение Руси, истории Бориса и Глеба.

      Одним из главных сюжетов, занимавших мысль  составителей летописи, была победа христианства на Руси. Поэтому и подбор материала проводился с этой точки зрения. В центре этого повествования стоит речь греческого «философа», убеждающего Владимира принять христианство. Летописец стремился нарисовать картину образования и роста Древнерусского государства. Он показывал объединение земель, могущество киевского князя, большое международное значение Руси. Устные сказания и легенды, подвергавшиеся под пером летописца переработке, вплетались в историческую канву летописи.

      Возникшая летопись была историко-литературным произведением, отражавшим высокий уровень русской культуры.

      Архитектура, искусство

      Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют  о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком художественном вкусе народных умельцев.

      Шедевры древнерусской архитектуры вызывают восхищение простотой и благородством форм, оригинальным решением строительных вопросов, богатством внутренней отделки.

      Русские мастера, в течение веков возводившие  в городе и деревне различные  жилые и хозяйственные постройки, хоромы феодалов, городские башни, стены, мосты, накопили большой опыт и выработали свой архитектурный стиль.

      С принятием христианства получает развитие каменная, прежде всего церковная, архитектура. Из Византии в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма (четыре свода, сгруппированные в центре храма, в плане давали крестообразную структуру), однако на Руси он получил свое развитие.

      

      Так, самый грандиозный архитектурный  памятник Киевской Руси — 13-купольный Софийский собор в Киеве (около 1037 г.) имел ярко выраженную ступенчато-пирамидальную композицию, которая так же, как и многоглавье, была несвойственна византийским храмам. По несколько упрощенному образцу киевской Софии Софийские соборы были построены в Новгороде и Полоцке (сер. XI в.). Постепенно русская архитектура получает все большее многообразие форм. В Новгороде в XII—XIII вв. создается множество церквей — Бориса и Глеба в Детинце, Спаса-Нередицы, Параскевы Пятницы и пр., которые при небольших размерах и максимальной простоте убранства обладают поразительной красотой и величественностью. Во Владимиро-Суздальском княжестве складывается своеобразный тип архитектуры, отличавшейся изяществом пропорций и нарядностью декора, в частности белокаменной резьбой: Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли.

      В период расцвета Киевской Руси первое место принадлежало монументальной живописи — мозаике и фреске. В киевской Софии мозаики покрывали купол (Христос Вседержитель) и алтарь (Богоматерь Ораната, т.е. молящаяся); остальная часть храма была покрыта фресками — сцены из жизни Христа, изображения проповедников и пр., а также светские сюжеты: групповые портреты Ярослава Мудрого с семьей, эпизоды придворной жизни. Из более поздних образцов монументальной живописи наиболее известны фрески церкви Спаса-Нередицы и Дмитриевского собора. Оригинальные русские произведения иконописи известны лишь с XII в.; большую известность приобрела в это время новгородская школа («Спас Нерукотворный», «Успенье», «Ангел златые власы»).

      Первый  каменный храм Благовещения был построен сыном Димитрия Донского, великим  князем Василием, в 1397—1416 гг. В 1405 г. его расписали знаменитые художники того времени — Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с Городца.

      В 1482 г. за ветхостью собор разобрали  до подклета, и на его месте при  Иване III в 1484—1489 гг. псковские мастера построили новый трехглавый храм из кирпича. С трех сторон его окружала открытая паперть-гульбище.

      В пожар 1547 г. собор сгорел и был  восстановлен при Иване Грозном  в 1562—1564 гг. Паперть перекрыли сводами, на углах образовавшейся галереи возвели четыре небольшие церковки в память христианских праздников. С юго-восточной стороны собора пристроили крыльцо, получившее впоследствии название Грозненского. Купола и кровли покрыли медными листами и позолотили. Новый девятиглавый собор получил название Златоверхого.

      Большую художественную ценность представляет настенная живопись в соборе. Впервые она была выполнена русскими художниками в 1508 г. Об этом говорят слова из летописи, написанные на южной стене собора: «Лето 1508 повеле князь великий Василий Иванович всея Руси подписывати церковь Благовещения святые Богородицы у себя на дворе; а мастер Феодосии Деонисьев сын с братнею».

      На  протяжении многовековой истории фрески в соборе много раз обновлялись. В 1882 г. была сделана попытка расчистить их от всех записей. Работу поручили художнику В. Д. Фартусову. Открывшаяся живопись отличалась высоким мастерством и яркостью колорита. Но Фартусов, мало знакомый с техникой реставрации и стилем древней живописи, не распознал ее, и работа по расчистке была приостановлена. Иконописцы-ремесленники во главе с Сафоновым вновь записали фрески грубой живописью.

      Долгое  время считали, что древние фрески Благовещенского собора погибли безвозвратно, но первые пробные расчистки, сделанные в 1946 г., показали, что это не так.

      Полная  расчистка стенописи была проведена в 1947г. бригадой художников Центральной реставрационной мастерской Академии строительства и архитектуры СССР и села Палеха.

      Древняя живопись по характеру композиций, трактовке образов и красочному колориту близка к фрескам Ферапонтова монастыря, которые были написаны художником Феодосией совместно с отцом Дионисием и братом Владимиром. Достоверность летописных данных о росписи собора 1508 г. художником Феодосией «с братнею» подтвердилась.

      Фрески  Благовещенского собора посвящены  многочисленным темам апокалипсиса, основным богословским проблемам средневековья (борьба добра и зла и т. д.), рассказывают о преемственности власти московских князей от князей киевских, а через них — от византийского императора.

      На  стенах изображены византийские императоры (император Константин и его мать Елена, император Михаил и др.) и русские князья (Владимир «Красное солнышко», его сыновья Борис и Глеб, княгиня Ольга, Димитрий Донской).

      Большую историко-художественную ценность представляет иконостас собора. Два яруса его (2-й и 3-й), как говорят письменные источники, написаны в 1405 г. художниками Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором с Городца.

      Кисти Феофана Грека приписывают иконы  деисусного чина — «Богоматерь», «Спас  на престоле», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел» и др., а кисти Андрея Рублева — «Апостол Петр» и, как предполагают многие искусствоведы, «Архангел Михаил».

      Андреем Рублевым написаны также шесть икон праздничного чина (3-й ряд) — «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Сретение», «Рождество Христово», «Крещение» и «Благовещение». Они отличаются светлым, радостным и праздничным колоритом.

      В 4-м ярусе иконостаса также сохраняются  интересные памятники живописи XVI в.

В первом ряду расположены иконы , разного  времени, на них в 1946 г. были сделаны пробные расчистки, открывшие великолепное искусство древнерусских художников XIV—XVII вв. Здесь иконы: «Спас на престоле» 1337 г., «Благовещение» XVI в. и др. Эти драгоценные произведения долгое время находились под поздними записями и считались утраченными.

      Оклад иконостаса сделан в XIX в. из чеканной позолоченной бронзы, а царские врата — из чеканного серебра.

      Интересен пол собора, выполненный в XVII в. из разноцветных полированных плиток агатовидной яшмы. По своему цвету он хорошо гармонирует с древней росписью стен.

      Благовещенский  собор — неповторимый памятник раннемосковской  архитектуры. По сравнению с Успенским собором он носит более домашний характер.

      Ступенчатые своды собора покоятся на четырехгранных столбах. С паперти в центральную часть ведут три входа — северный, западный и южный. Два из них, северный и западный, в XVI в. были украшены белокаменными, резными, расписанными красками порталами (по типу порталов Архангельского собора).

      Тяжелые медные двери с золотой наводкой сделаны наподобие дверей Успенского собора.

      Портал  с южной стороны собора восстановлен в 1950 г. по сохранившимся фрагментам порталов XV в. В это же время в южной галерее у Грозненского крыльца открыта резная белокаменная колонка, которую по характеру резьбы и раскраске орнамента относят к периоду перестройки галереи в 1560-х годах.

      Своды и стены галереи богато украшены росписью, которая носит отпечаток  разных времен и разных школ. Самой ранней росписью является композиция «Троица», которая относится к XVI в.

      На  пилястрах стен в галерее изображены условные портреты московских князей, начиная с князя Даниила Александровича и кончая Василием III, а также эллинских мудрецов и философов — Аристотеля, Платона, Гомера, Виргилия и других.

      Узкая каменная лестница в толще северной стены храма ведет на хоры, где обычно находилась женская половина царской семьи. Хоры соединялись специальной площадкой-переходом с великокняжескими палатами. Этот переход воспроизведен в XIX в. при постройке Большого Кремлевского дворца и сохраняется до наших дней.

      В древности Благовещенский собор  непосредственно примыкал к жилым  покоям великих князей и был их домовой церковью.

      Первый  этаж-подклет, сохранившийся от белокаменного собора XIV в., представляет собой небольшие сводчатые помещения, служившие в древности казнохранилищем.

      В 1404 г. рядом с Благовещенским собором  на великокняжеском дворе были установлены  первые в Москве часы. Об этом чрезвычайно важном событии московский летописец писал с восхищением: «...сии же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и расчитая часы нощные и дневныя, небо человек ударяше, но человековидно самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено...» 

      Самым древним архитектурным памятником в Пскове является Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Фресковая роспись его, чем особенно славен этот монастырский храм,— редчайший памятник монументальной живописи Руси XII века, известный далеко за пределами нашей страны.

      Монастырь расположен около устья Миражи — маленькой речки, впадающей в Великую напротив Покровской башни. Это отдаленное от- города место было выбрано основателем обители архиепископом новгородским и псковским Нифонтом. Со времени основания (середина XII века) на протяжении многих столетий слабо укрепленный монастырь подвергали опустошениям немцы, поляки, шведы при безуспешных попытках захватить Псковскую крепость.

      Необычайной массы купол собора довлеет над  всем сооружением; архитектурные формы последнего близки греческим храмостроительным канонам, а также приемам новгородского церковного зодчества. На связь с новгородскими традициями указывает и строительный материал — плинфа, плоский кирпич, слои которого чередуются с основной кладкой из местного известняка.

Информация о работе Истоки культуры восточных славян