Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 01:06, реферат
Духовная жизнь -- относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, ее регулирующих.
Структура духовной жизни общества включает общественное сознание как содержательную сторону, а также общественные отношения и институты, которые определяют порядок и условия его функционирования.
РЕФЕРАТ
по курсу "Естествознание"
по
теме: "Духовная культура, мораль, моральные
ценности и идеалы"
1. Духовная
жизнь общества: характеристика, структура
Духовная жизнь -- относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, ее регулирующих.
Структура духовной жизни общества включает общественное сознание как содержательную сторону, а также общественные отношения и институты, которые определяют порядок и условия его функционирования.
Духовная жизнь общества обязательно должна включать в себя право человека на духовную, свободу, на реализацию своих способностей, удовлетворение духовных потребностей. Духовная жизнь общества должна охраняться законом.
Духовная культура -- часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Духовная культура включает в себя нравственность, воспитание; просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию и другие духовные ценности. Духовная культура характеризует внутреннее богатство человека, степень его развитости.
Элементами духовной культуры общества являются произведения искусства, философские, этические, политические учения, научные знания, религиозные идеи и т. п. Вне духовной жизни, помимо сознательной деятельности людей культура вообще не существует, так как ни один предмет не может быть включен в человеческую практику без осмысления, без посредства каких-либо духовных компонентов: знаний, навыков, специально подготовленного восприятия. Ни один предмет материальной культуры не может быть создан без сочетания действий "исполняющей руки" и "мыслящей головы". При помощи одной только руки люди никогда не создали бы паровой машины, если бы вместе и наряду с рукой и отчасти благодаря ей не развивался и мозг человека.
Духовная культура формирует личность -- ее мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации. Благодаря ей могут транслироваться знания, умения, навыки, художественные модели мира, идеи и т. д. от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Именно поэтому чрезвычайно важна преемственность в развитии духовной культуры.
Духовный мир человека -- это социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей общества.
Духовные люди черпают свои главные радости в творчестве, в познании, в бескорыстной любви к другим людям, они стремятся к самосовершенствованию, переживают высшие ценности как нечто священное для себя. Это не означает, что они отказываются от обычных житейских радостей и материальных благ, но эти радости и блага для них не самоценны, а лишь выступают условием достижения иных, духовных благ.
Духовность -- это одухотворенность, идеальные, религиозные, нравственные аспекты миропонимания.
Бездуховность, -- это отсутствие высоких гражданских, культурно-нравственных качеств, эстетических потребностей, преобладание чисто биологических инстинктов.
Причины
духовности и бездуховности кроются в
характере семейного и общественного
воспитания, системе ценностных ориентаций
личности; экономической, политической,
культурной ситуации в той или иной стране.
Если бездуховность становится массовой,
если людям становятся безразличны такие
понятия, как честь, совесть, личное достоинство,
то у такого народа нет шансов занять достойное
место в мире.
2. Понятие культуры
и ее многообразие
Культура -- система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и преобразования социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Культура обладает многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т. д. Культура через свои институты хранит, передает от поколения к поколению программы деятельности; поведения и общения людей. Они обеспечивают воспроизводство многообразия видов деятельности, присущих для определенного типа общества, свойственной ему предметной среды (второй природы), его социальных связей и типов личностей.
Принято различать материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства, и все, что является результатом производства, будет являться вещественной формой культуры.Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества, ее результатом являются произведения искусства, научные открытия. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой.
Культура неотделима от человека. Накопление культурных ценностей связано с передачей от поколения к поколению духовного опыта, традиций и основных достижений человечества. Оно наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре.
В рамках определенной исторической эпохи существует различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная.
Когда культура характеризуется с точки зрения аспектов различных конкретных сфер общественной жизни, то выделяются следующие формы культуры:
Эстетическая культура характеризует состояние общества с точки зрения его способности приобщаться к прекрасному, обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений в обществе.
Нравственная культура характеризует общество с точки зрения соблюдения им моральных норм и правил.
В сфере этической культуры находятся нравственные отношения: любовь, дружба; представления о таких понятиях, как героизм, счастье.
Профессиональная культура характеризует уровень и качество профессионального мастерства и подготовки.
Политико-правовая культура касается сферы деятельности, связанной с системой властных отношений между классами, нациями, другими социальными группами.
Экологическая культура предполагает признание единства системы "человек--природа", причем определяющим является не только воздействие на развитие общества географической среды и народонаселения, но и обратное влияние человека на природную среду.
Бытовая культура -- это налаженный уклад повседневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной жизни составляет систему бытовой культуры.
Физическая культура, в центре которой помещена потребность гармонического развития человеческого тела, основы здоровья членов общества и др.
Есть формы культуры, которые понятны и доступны для восприятия любому члену общества и не требуют специальной подготовки, -- это массовая культура. Радио, телевидение, современные средства связи способствуют ее распространению. Неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Существует элитарная культура, которая сложна для восприятия и требует специальной подготовки. Произведения, созданные в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом спора среди искусствоведов и критиков.
Национальная культура отражает особенности общественной жизни той или иной социально-исторической или этнической общности людей, ее взаимосвязи с природой. Каждая национальная культура неповторима, уникальна. Причинами интернационализации культур выступают НТП, общие тенденции в развитии образования, международное разделение труда, и это способствует взаимообогащению, взаимопроникновению национальных культур.
Совокупность
непосредственных отношений и связей,
складывающихся между различными культурами,
их результатов, взаимных изменений, возникающих
в ходе этих отношений и составляют сущность
диалога культур. Выделяют следующие уровни
диалога культур: 1) личностный, который
связан с формированием или изменением
человеческой личности под влиянием различных
"внешних" по отношению к его естественной
культурной среде культурных традиций
и норм; 2) этнический, присущий для отношений
между различными локальными социальными
общностями, зачастую в рамках единого
социума; 3) межнациональный, характеризующийся
разноплановым взаимодействием различных
государственно-политических образований,
их политических элит; 4) цивилизационный,
базирующийся на встрече принципиально
различных типов социальности, систем,
ценностей и форм культурного творчества.
В процессе диалога культур принято выделять
культуру-донора, которая больше отдает,
чем получает, и культуру-реципиента, которая
выступает принимающей стороной. В течение
длительных исторических периодов времени
эти роли могут меняться в соответствии
с темпами и тенденциями развития каждого
из участников.
3. Проблемы развития
духовной жизни в современной России
Духовная жизнь человека объединяет в себя две сферы: духовно-теоретическую (философия, искусство и литература, наука, религия) и духовно-практическую (нравственность, политическое и правосознание). Понятно, что эти две сферы взаимосвязаны между собой. Содержание реальной духовной (и. бездуховной) жизни находит свое отражение в литературе и в искусстве, мы узнаем окружающую нас действительность на страницах газет и на экране телевизора. Для современной ситуации в духовной жизни России характерен крутой поворот, разрыв с прежними жизненными ценностями и ориентациями. В постсоветской России сохранилась ностальгия по прежним коллективистским ценностям, которые в той или иной степени вели к фетишизации власти и к тоталитарным порядкам, и в то же время становится ясно осознанной необходимость установления приоритетов личности, правового обеспечения деловой и гражданской жизни.
Видимо,
в переходный период, который наблюдается
в нашей стране, необходимо избежать радикализма,
поворота любой ценой и в кратчайшие сроки.
Речь может идти о тех духовных ценностях,
которые были сохранены в России и в предыдущий
период. Это, прежде всего нравственные
ценности, уважение к собственной культуре
и истории. На наших глазах происходит
православное духовное возрождение, с
ним связывают сохранение нравственных
устоев и смысложизненных ценностей. В
то же время у нас в стране сложилась мощная
образовательно-
Уровень развития духовной культуры определяется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, размахом их распространения и глубиной освоения людьми, каждым человеком. Оценка уровня духовного прогресса в той или иной стране выражается в количестве университетов, научно-исследовательских институтов, театров, библиотек, музеев, школ, консерваторий, заповедников и т. п. Но количественные показатели -- это лишь верхняя часть культурного айсберга, более важно качество духовной продукции -- научные открытия, книги, кинофильмы, спектакли, картины, музыкальные произведения и т. д. Цель культуры -- формировать умение и способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к самым высоким достижениям отечественной и мировой культуры. Потому важным критерием культурного прогресса общества является степень достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.
Положение
в отечественной культуре расценивается
как крайне тяжелое и даже катастрофическое.
Началось духовное обнищание народных
масс, а массовое бескультурье и бездуховность
стали причиной множества бед в экономике,
науке и образовании, природопользовании.
Запредельно низкого уровня достигло
материально-техническое обеспечение
культуры. Сегодня под угрозой разрушения
оказались старинные города, гибнут книги,
архивы, произведения искусств, закрываются
многие очаги культуры: библиотеки, театры,
клубы, картинные галереи, дворцы, культуры,
киноконцертные залы, студии детского
и юношеского творчества и т, д. Многие
произведения искусства с целью наживы
вывозятся за границу. В таких условиях
большинство очагов культуры вынуждены
заниматься коммерцией. А как свидетельствует
мировой опыт, коммерциализация культуры
не только снижает ее уровень, но и приводит
к падению культурного уровня народа,
замедляет или даже приостанавливает,
культурный прогресс общества.
Информация о работе Духовная культура, мораль, моральные ценности и идеалы