Культура духовная и материальная

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 18:45, доклад

Краткое описание

Культура - как система противостоящая природе и включающая материальный и духовный аспект

Файлы: 1 файл

Культура духовная и материальная.docx

— 20.44 Кб (Скачать)

   Ключевой  адаптацией  Человека  разумного является  культура Культура -  как  система  противостоящая  Природе и включающая   материальный   и духовный  аспект .Культура представляет  собой зону  рассеяния потока , наиболее адекватное  имя которому – История.

   Системные  алгоритмы  Истории  удивительным  образом  повторяли  биосферные  коллизии. Появлялись  хищники  и  жертвы , совершенствовались  орудия  нападения и защиты ,  велся поиск оптимальных стратегий и эффективных структур. За  всеми этими сухими  определениями скрыты  реки  крови, горы  трупов и моря  слез .  Есть  культуры ,  от  которых остался только  археологический скелет и есть  культуры  живые Носителем   морали  не  может быть  отдельный человек , но  у личности  есть  структура отвечающая  за  нормативное поведение , обычно  определяемая  как совесть . Если  ребенок воспитывался  в определенной  культуре , то  его совесть станет  интуитивным механизмом , определяющем  нормативное поведение . Хотя  нормы морали  в разных  культурах различаются , механизм  совести у всех  людей действует одинаково. Это позволяет определить  универсальность понятий добра  и  зла . Зло - это отклонение  от моральной нормы , добро – это следование  моральной норме .

  Так как культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, то социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей  культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение  человека, духовной сфере, а также  в сфере создания материальных ценностей. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения. "Материальные и духовные ценности" есть не что иное, как определенный результат человеческой деятельности. Приоритет духовной культуры над материальной в том, что помнит ли человек свое детство, допустим? Странный вопрос! Разумеется,помнит.Как можно забыть это время? И блеск реки под жарким полуденным солнцем, и самое вкусное в мире мороженое, и ту чудесную игрушку, что подарили ему в день рождения... Все помнит. Полноте, все ли? А знаменитый угол, куда ставили его родители? А гриппы,ангины,ушибы и ссадины?А двойки,наконец? 
Помнит?

  Как ответить? В общем-то, конечно, помнит... Но не это встает перед глазами, когда  речь заходит о детстве. Аберрация  памяти высвечивает хорошее, доброе, радостное. Для того, чтобы вспомнить плохое, нужны дополнительные усилия. Но память народов складывается из памяти людей.Память культур складывается из памяти народов.Величественный и гармоничный 
Аполлон,а не скорченный раб символизирует для нас античную Грецию. 
Аберрация исторической памяти в принципе мало чем отличается от наших воспоминаний. Биологическая единица вида Homo sapiens становится человеком по мере приобщения к культуре.
Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Вместе с тем о культуре общества, ее характеристиках, принципах и динамике с социологической точки зрения следует судить отнюдь не только по собственно культурным проявлениям: художественная продукция, религия, право, наука и т.д. Культура существует и в практически действенной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т. е. различных слоев, групп и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или связанные с какими-то проявлениями хозяйственной, социальной и политической жизни, имеют и культурную подоплеку, оказываются фактами и факторами культурной истории и культурного достояния данного общества. Зарождение или принятие религии, формирование государства, социальные смуты, нашествия и войны, политические реформы, освободительные течения, технологические перевороты и научные открытия — во всем этом проявляются и культурные закономерности, формирующие данное общество и международные отношения. Еще в античной культуре полиморфизм витальных ценностей выражался в поклонении различным богам и богиням, с которыми связывались разные начала и функции. Но в рамках собственно духовной системы преданность ценностной ориентации может вступать в противоречие со сложившимися «устоями». Всякое художественное новаторство, например, означает в той или иной степени нарочитое нарушение уже принятого стиля в стремлении к открытию новых вариантов эстетического или морального видения мира. Духовная культура — это компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что духовная культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону — во всем разнообразии социально значимых проявлений. Вместе с тем духовная культура — это также процесс и результат духовного производства, что и делает ее существенной частью совокупного общественного производства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальной структурой. Духовное производство и обеспечивает формирование, поддержание, распространение и внедрение культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (мифы, религия, художественная культура, идеология, наука и т.д.). Как важный компонент совокупного производства культура не сводится к внепроизводственному потреблению или обслуживанию. Она является непременной предпосылкой всякого эффективного производства.

  Материальные  культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры. Ведь культуру можно рассматривать как совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях. Мир ценностей многообразен,он включает в себя природные,этические,эстетические и др.системы. 
Подчеркивая разницу между материальными и духовными ценностями, многие исследователи разграничивают материальную и духовную культуру. Под материальной культурой понимается совокупность материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими.Духовную культуру определяют как совокупность всех знаний, форм мышления, сфер идеологии (философия, этика, право, политика и т. д.) и способов деятельности по созданию духовных ценностей.
Но обратим внимание еще на один очень важный момент - на социальный характер культуры. Культура - это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры без общества. Как бы ни было слабо развито то или иное общество, оно всегда создает соответствующую культуру, т. е. совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства. 
Другое дело, что степень развитости культуры может быть различной : сильной или слабой, высокой или низкой. Эта степень зависит от конкретного исторического этапа развития общества, от условий, в которых развивается человечество, от возможностей, которыми оно располагает.

  Кто же действительный творец материальных ценностей, являющихся остовом, каркасом любой культуры? Прежде всего, та часть  общества, которая с помощью своих  трудовых навыков приводит в действие средства производства, т. е. трудящиеся массы. Трудящиеся составляют главный элемент производительных сил. Только благодаря их деятельности человечество может существовать и нормально функционировать. Если они прекратят свою деятельность по созданию материальных ценностей, начнется социальная деградация. Итак, именно трудящиеся массы любой исторической эпохи и при любом политическом режиме играют решающую роль в создании материальных культурных ценностей.

  Решающая  роль трудящихся масс проявляется и  в развитии духовной культуры. 
Здесь можно выделить ряд важных моментов. Несмотря на то, что большинство духовных ценностей было создано профессиональными творцами (архитекторами, художниками, скульпторами, писателями, 
11 поэтами и т. д.), следует помнить, что трудящиеся массы, создавая материальные ценности, обеспечивали их существование и тем самым давали им возможность для занятий духовным творчеством. А также трудящиеся массы непосредственно творят духовные ценности, создавая язык и фольклор, которые становятся неиссякаемым источником для творческой деятельности профессиональных творцов духовных ценностей.

  Значительная  часть духовных ценностей создается  профессиональными творцами. Да и  в области материальной культуры творческой личности принадлежит многое. Вошел в историю водопровод, сделанный  рабами в Риме, но ведь и он был  спроектирован древними римскими архитекторами, хорошо знавшими свое дело. Поэтому, творческая личность играет весьма заметную роль в развитии культуры. Но, прежде чем  личность сможет начать активные действия, она должна сформироваться в обществе. Это влияние общества на личность характеризуется многими обстоятельствами. Во- первых, каждый исторический тип культуры создает свой основной тип личности. Он различен в разных социальных группах, но имеет и нечто общее, обусловленное связями личности с обществом в целом и его культурой. Во- вторых, различные типы культуры предоставляют разные возможности для формирования и развития личности.

  Подводя итоги рассмотренного выше, мы можем сказать, что две основные движущие силы культуры - это духовная и материальная культура. Они движут культурой каждая по-своему, выполняя различные функции , решая разные задачи, но в этом движении ни та, ни другая не устранимы и дополняют друг друга. Если же попытаться образно сравнить их мощь, то, наверное, лучшим образом будет айсберг. Его надводная часть - это творческие личности, а девять десятых его, находящиеся в воде, - это народные массы. В связи с этим, культурное. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Культура духовная и материальная