Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 06:29, контрольная работа
Роль морали в общественном сознании, общая культура моральной оценки, ее формы, интенсивность, иллюзии. В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное.
1. Основные понятия морали……………………………………………………………..3
2. Место и роль морального мотива в поведении человека……………………………9
3. Проблема формирования и обновления нравственных ценностей………………...20
Список использованной литературы…………………………………………………...
Титульный лист
 
ПЛАН:
АКСИОЛОГИЯ: МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
1. Основные понятия морали…………………………………………………………….
2. Место и роль морального 
мотива в поведении человека………
3. Проблема формирования 
и обновления нравственных 
Список использованной литературы………………………………………………….
АКСИОЛОГИЯ: МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРАЛИ
Мораль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.
 Мораль охватывает 
нравственные взгляды и 
Нравственное сознание одна 
из форм общественного сознания, являющаяся, 
как и другие его формы, отражением 
общественного бытия. Оно содержит 
в себе исторически изменяющиеся 
нравственные отношения, представляющие 
собой субъективную сторону морали. 
В основе нравственного сознания 
находится категория 
Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.
Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.
Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.
В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу.
Нравственное сознание пронизывает 
все сферы деятельности человека. 
Можно выделить профессиональную мораль, 
бытовую мораль и мораль семейную. 
При этом моральные требования имеют 
идейную основу, они связаны с 
пониманием того, как человек должен 
себя вести. Нравственное поведение 
должно соответствовать 
Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения.
Основной функцией морали 
является регулирование взаимоотношений 
всех членов общества и социальных 
групп. Каждый человек имеет определенные 
потребности (материальные и духовные) 
и интересы, удовлетворение которых 
может вступить в противоречие с 
потребностями и интересами других 
людей или общества в целом. По 
"закону джунглей" эти противоречия 
могли разрешиться через 
Поэтому выполнение норм морали означало значительный этап в развитии человечества, и он связан с необходимостью самосохранения.
В процессе развития морали вырабатывались определенные принципы и правила поведения, которые передавались из поколения в поколение, их соблюдение было обязательно, а несоблюдение наказывалось. В первобытном обществе нравственность и закон были тождественными понятиями, а система наказания имела жесткий характер. С делением общества на классы мораль приобретает классовый характер, каждый класс имеет свои представления о нормах и правилах поведения, которые обусловлены социальными и экономическими интересами.
Нравственные нормы, отраженные в категориях добра, зла, долга, совести, чести, достоинства, ответственности, имеют конкретно-историческое содержание, обусловленное уровнем развития общества.
Понятие нравственности является диалектически изменчивым, и рассматривать его необходимо во взаимодействии с общественной практикой, с теми категориями, которые определяют моральные принципы человечества и в то же время сами определяются социальной деятельностью. Ф. Энгельс был прав в том, что "представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому". Содержание морали определяется интересами конкретных общественных классов, в то же время следует отметить, что в моральных нормах отражены и общечеловеческие нравственные ценности и принципы. Такие принципы и нормы как гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие имеют общечеловеческий смысл. Нравственные нормы подобного рода являются основными правилами любого общества.
Но представления о моральном долге человека с течением времени значительно меняются. В каждом обществе, на определенном этапе его развития существует определенная мораль. Так, в эпоху рабовладельческого общества высокую нравственную оценку получали послушные и верные рабы, а в эпоху крепостной России ценились покорные холопы, при этом душевное состояние угнетенных не бралось во внимание.
В современных условиях развития общества, когда перед человечеством во весь рост встали глобальные проблемы, угрожающие самому его существованию, особенно актуальными становятся обоснование и признание приоритета общечеловеческих ценностей.
Современный мир становится исключительно взаимосвязанным и взаимозависимым, поэтому сейчас, прежде всего, следует выделять общечеловеческие вечные ценности. В этих условиях роль морали как формы общественного сознания и всеобщего регулятора деятельности значительно возрастает. В моральных требованиях сохраняется преемственность, связанная с простым и понятными формами отношений людей, такими, как не воровать, не убивать, почитать родителей, выполнять обещания, помогать нуждающимся и т.д. И всегда, во все времена подвергались осуждению трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие.
Нравственное сознание изучает одна из философских дисциплин этика. Этика (греч., от - нрав, обычай, привычка) - это теория морали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отношения, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины возникновения морали. Уже древние философы рассматривали этику как практическую философию, ибо она стремилась обосновать мысли о должном в виде нравственных принципов и норм, в виде идеалов и духовных потребностей. Этика рассматривалась как практическая философия, пытающаяся дать ответ на вопрос: что должен делать человек в конкретной ситуации. Термин "этика" был введен Аристотелем.
Ученый-гуманист А. Швейцер писал: "Обычная этика ищет компромиссов. Она стремится установить, в какой мере я должен пожертвовать моей жизнью и моим счастьем и сколько я должен оставить себе за счет жизни и счастья других жизней. Таким путем она создает обычную, прикладную этику... Она признает добрым только то, что служит сохранению и развитию жизни. Всякое уничтожение жизни или нанесение ей вреда независимо от того, при каких условиях это произошло, она характеризует как зло".
Наука этика рассматривает 
специфику нравственного 
В нравственном сознании следует 
выделить два основных начала: эмоциональное 
и интеллектуальное. Эмоциональное 
начало выражено в виде мироощущения 
и мировосприятия - это моральные 
чувства, представляющие личное отношение 
к различным сторонам жизни. Интеллектуальное 
начало представлено в виде миропонимания 
моральных норм, принципов, идеалов, 
осознания потребностей, понятий 
добра, зла, справедливости, совести. Взаимосвязь 
и соотношение этих начал в 
нравственном сознании может быть различным 
в разные исторические эпохи и 
в мировоззрении различных 
В структуре нравственного сознания важное место занимает нравственный идеал. Он является высшим критерием нравственной оценки. Предпосылкой формирования нравственного идеала у людей является уже имеющийся у них уровень нравственной культуры, представленной мерой освоения нравственных ценностей в определенных условиях и направлениях на создание таких ценностей на практике.
Нравственный идеал является абстрактным по форме, т.к. моральные принципы существуют в виде понятий и категорий, являющихся основой для оценочных суждений. Формирование нравственного сознания и нравственного поведения людей связано с воспитанием их на нравственном идеале. Следует отметить, что задачи нравственного воспитания - это формирование единства нравственного сознания и нравственного поведения, формирование нравственных убеждений. Нравственное развитие людей приобретает особенно важное значение в связи с потребностью современного общества.
Понимание общечеловеческих ценностей возможно лишь при условии нравственной развитости личности, т.е. развитости в социальном плане, когда она поднимается до уровня понимания социальной справедливости. Этот принцип может быть усвоен личностью не только благодаря интеллекту, но он должен пройти и через чувство человека.
Чувства человека как элемент нравственного сознания тесно связаны с поведением. Они являются основой личного отношения человека ко всем социальным явлениям.
В нравственном сознании отражаются 
общественные явления и поступки 
людей с точки зрения их ценности. 
Под ценностью понимается нравственное 
значение личности или коллектива, 
определенных поступков и ценностные 
представления (нормы, принципы, понятия 
добра и зла, справедливости). В 
оценивающем сознании одни ценности 
могут исчезать, а другие появиться. 
То, что было нравственным в прошлом, 
в современной жизни может 
оказаться аморальным. Мораль не догма, 
она развивается в соответствии 
с ходом исторического 
В жизни человека бывают такие ситуации, когда нужно сделать моральный выбор, выбор между многими ценностями. Речь идет о свободе выбора, при этом свобода понимается в смысле независимости личности от безнравственных желаний, ущемляющих интересы других людей. Нравственные ограничения на свободу являются объективной необходимостью существования человечества.
Нравственное сознание связано 
с другими формами 
Специфика нравственного 
сознания заключается в том, что 
в нем отражены стихийно сформировавшиеся 
нормы, оценки и принципы, подкрепленные 
обычаями и традициями. Выполнение 
нравственных требований личности оценивается 
обществом, оно не связано с официальными 
полномочиями определенных его представителей. 
Человек сам может оценить 
свои поступки и происходящие события, 
опираясь на моральные нормы, поэтому 
выступает как субъект с 
2. МЕСТО И РОЛЬ МОРАЛЬНОГО МОТИВА В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать). В разных науках его значения могут значительно различаться. Н.Г. Иванов написал - "...Мотив как двигатель поведения имеет единое содержание применительно к любой изучающей это явление науке".
Информация о работе Аксилология, морально нравственные ценности