Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 06:29, контрольная работа
Роль морали в общественном сознании, общая культура моральной оценки, ее формы, интенсивность, иллюзии. В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное.
1. Основные понятия морали……………………………………………………………..3
2. Место и роль морального мотива в поведении человека……………………………9
3. Проблема формирования и обновления нравственных ценностей………………...20
Список использованной литературы…………………………………………………...
Четвертый момент связан
с прикладной этикой. Современный
человек участвует в жизни
общества функционально,
Прикладная этика в
качестве моральной практики адекватна
тогда, когда она является не обязательным
элементом управленческого
Особым и самым показательным
случаем прикладной этики являются
новые моральные проблемы, которые
имеют принципиально открытый характер,
такие, как эвтаназия, трансплантация
органов, клонирование и др. Особенность
этих проблем состоит в следующем.
С одной стороны, они прямо
затрагивают природные и
Открытые моральные проблемы обозначают качественно новый этап нравственной культуры общества, когда она уже не привязана к лишенным субъектности всеобщим абстрактным требованиям. Если учесть, что общезначимые и безусловные требования, выступающие в качестве высшей апелляционной инстанции и критерия оценки конкретных решений, были основной формой существования общественной морали, то легко видеть, насколько радикально изменение, о котором идет речь.
Как известно, одной из специфических особенностей нравственного требования считается единство его субъекта и объекта. Однако это единство никогда не достигалось там, где нравственное требование имело форму безусловного, изначально заданного принципа (правила). В случае открытых моральных проблем оно достигается, ибо здесь субъект не просто принимает самообязывающее решение, он вырабатывает также основание для его принятия, само правило, которому оно подчиняется. Ответственностью субъекта является не только анализ особых условий и обоснованность вывода, но также общая посылка, в рамках и на основании которой делается вывод. Субъект конкретного решения, выступая от своего имени, оставаясь в пределах конкретной ситуации и нравственно ответственного действия, выражает в то же время точку зрения общественной морали. Тем самым труднейший для этики вопрос о том, кто в ней держит речь, имеет право выступать от имени морали, получает логически корректный и нравственно приемлемый ответ: тот, кто утверждает (формирует) ее законы риском собственных нравственных поступков.
Для понимания открытых моральных проблем исключительно важное значение имеет вопрос об их субъекте. Он требует специального исследования. Оставляя его в стороне, подчеркнем только один момент: это – не отдельный индивид и не анонимное общество. В случае открытых моральных проблем субъектом выступает конкретная совокупность лиц, число которых должно быть а) достаточным, чтобы учесть все компетенции и интересы, создавшие напряжение подлежащей разрешению ситуации, и б) непосредственно обозримым и способным принимать такое совместное решение, за которым стоит индивидуализированная ответственность каждого из них в отдельности. Возможно ли, чтобы группа лиц действовала как одно лицо, оставаясь в логике нравственного выбора? В этом вопросе заключается основной вызов, который сопряжен с открытыми моральными проблемами. Он требует и новых теоретических обобщений, и исторического развития, расширения нравственных возможностей человека.
Одно из важнейших
и многократно доказанных
В мире не существует чистых проявлений морали, моральных фактов. Более того, они в нем невозможны. В этом заключалась одна из причин того, почему философы конструировали идеальные миры (умное место Платона, интермундии Эпикура, субстанция Спинозы, ноуменальный мир Канта и др.); они делали это среди прочего для того, чтобы подвести фактическую базу под мораль, описать условия, при которых ее можно было бы мыслить осуществленной.
Те конкретные проявления
общественной активности, как, впрочем,
и любые содержательно
Негативные поступки представляют
собой ту реальность человеческого
бытия, которая является наиболее чистым,
адекватным воплощением морали, выражением
ее безусловной действенности. Это
– тот случай, когда общий моральный
принцип сам по себе, без частных,
особенных посредствующих звеньев
переходит в поступки, задает определенную
бытийную направленность человеческому
существованию. Вывод, надо признать, оказывается
парадоксальным: совершенный моральный
поступок — это несовершенный
поступок. Но он не более парадоксален,
чем сама мораль. Кроме того, это
– такая парадоксальность, которая
не парализует сознательные усилия по
совершенствованию моральной
3. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ
И ОБНОВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ
Нравственное сознание одна
из форм общественного сознания, являющаяся,
как и другие его формы, отражением
общественного бытия. Оно содержит
в себе исторически изменяющиеся
нравственные отношения, представляющие
собой субъективную сторону морали.
В основе нравственного сознания
находится категория
Нравственное сознание пронизывает
все сферы деятельности человека.
Можно выделить профессиональную мораль,
бытовую мораль и мораль семейную.
При этом моральные требования имеют
идейную основу, они связаны с
пониманием того, как человек должен
себя вести. Нравственное поведение
должно соответствовать
Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения.
В процессе развития морали вырабатывались определенные принципы и правила поведения, которые передавались из поколения в поколение, их соблюдение было обязательно, а несоблюдение наказывалось. В первобытном обществе нравственность и закон были тождественными понятиями, а система наказания имела жесткий характер.
Нравственные нормы, отраженные в категориях добра, зла, долга, совести, чести, достоинства, ответственности, имеют конкретно-историческое содержание, обусловленное уровнем развития общества.
Представления о моральном долге человека с течением времени значительно меняются. В каждом обществе, на определенном этапе его развития существует определенная мораль. Так, в эпоху рабовладельческого общества высокую нравственную оценку получали послушные и верные рабы, а в эпоху крепостной России ценились покорные холопы, при этом душевное состояние угнетенных не бралось во внимание.
В современных условиях развития общества, когда перед человечеством возникли глобальные проблемы, угрожающие самому его существованию, особенно актуальными становятся обоснование и признание приоритета общечеловеческих ценностей.
Современный мир становится исключительно взаимосвязанным и взаимозависимым, поэтому сейчас прежде всего следует выделять общечеловеческие вечные ценности. В этих условиях роль морали как формы общественного сознания и всеобщего регулятора деятельности значительно возрастает. В моральных требованиях сохраняется преемственность, связанная с простым и понятными формами отношений людей, такими, как не воровать, не убивать, почитать родителей, выполнять обещания, помогать нуждающимся и т.д. И всегда, во все времена подвергались осуждению трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие.
Нравственное сознание
имеет сложную структуру, в
которой можно выделить
В нравственном сознании следует
выделить два основных начала: эмоциональное
и интеллектуальное. Эмоциональное
начало выражено в виде мироощущения
и мировосприятия - это моральные
чувства, представляющие личное отношение
к различным сторонам жизни. Интеллектуальное
начало представлено в виде миропонимания
моральных норм, принципов, идеалов,
осознания потребностей, понятий
добра, зла, справедливости, совести. Взаимосвязь
и соотношение этих начал в
нравственном сознании может быть различным
в разные исторические эпохи и
в мировоззрении различных
В структуре нравственного сознания важное место занимает нравственный идеал. Он является высшим критерием нравственной оценки. Предпосылкой формирования нравственного идеала у людей является уже имеющийся у них уровень нравственной культуры, представленной мерой освоения нравственных ценностей в определенных условиях и направлениях на создание таких ценностей на практике.
Нравственный идеал является абстрактным по форме, т.к. моральные принципы существуют в виде понятий и категорий, являющихся основой для оценочных суждений. Формирование нравственного сознания и нравственного поведения людей связано с воспитанием их на нравственном идеале. Следует отметить, что задачи нравственного воспитания - это формирование единства нравственного сознания и нравственного поведения, формирование нравственных убеждений. Нравственное развитие людей приобретает особенно важное значение в связи с потребностью современного общества.
В нравственном сознании отражаются
общественные явления и поступки
людей с точки зрения их ценности.
Под ценностью понимается нравственное
значение личности или коллектива,
определенных поступков и ценностные
представления (нормы, принципы, понятия
добра и зла, справедливости). В
оценивающем сознании одни ценности
могут исчезать, а другие появиться.
То, что было нравственным в прошлом,
в современной жизни может
оказаться аморальным. Мораль не догма,
она развивается в соответствии
с ходом исторического
В жизни человека бывают такие ситуации, когда нужно сделать моральный выбор, выбор между многими ценностями. Речь идет о свободе выбора, при этом свобода понимается в смысле независимости личности от безнравственных желаний, ущемляющих интересы других людей. Нравственные ограничения на свободу являются объективной необходимостью существования человечества.
Информация о работе Аксилология, морально нравственные ценности