Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 06:29, контрольная работа
Роль морали в общественном сознании, общая культура моральной оценки, ее формы, интенсивность, иллюзии. В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное.
1. Основные понятия морали……………………………………………………………..3
2. Место и роль морального мотива в поведении человека……………………………9
3. Проблема формирования и обновления нравственных ценностей………………...20
Список использованной литературы…………………………………………………...
Моральный мотив - внутреннее побуждение личности к нравственному поступку. Он выступает в качестве движущей силы нравственного поведения человека, т. к. обусловлен воздействием как слабо, так и глубоко осознанных влечений, чувств, потребностей, намерений и т. д. При образовании морального мотива происходит двусторонний процесс: осознание нравственных чувств, потребностей, намерений и соотнесение их с конкретной внешней ситуацией. При осмыслении личностью своего поведения особое значение приобретает степень ее убежденности в необходимости поступать в соответствии с чувствами совести, долга, справедливости. При этом большую роль играет воля индивида, от степени развития которой зависит сила проявления нравственных чувств и убеждений. Важным моментом в формировании моральных мотивов в осознании их личностью является осмысление ею цели и морального значения своего поступка, то есть нравственный смысл решения находится в тесной связи с его мотивом, определяющим цель деятельности индивида и содержание чувств, намерений. В процессе формирования морального мотива индивид соотносит нравственные нормы, требования общества со своими чувствами и убеждениями, что сопровождается оценкой внешней ситуации, которая предшествует выбору линии поведения. Формирование морального мотива находится в тесной зависимости от эмоциональных состояний, настроений человека, а также от его характера и воли, психологических свойств и особенностей. Таким образом, моральные мотивы представляют собой сложно структурированные морально-психологические феномены и являются многофункциональными. Можно выделить их следующие функции: побудительную, ориентирующую, регулятивную, познавательную, смыслообразующую, оценочную, коммуникативную и т. д. При этом следует учитывать специфику морального мотива как осознанного (в той или иной степени) нравственного побуждения личности: собственно моральным мотив будет только тогда, когда осознание идет через различение добра и зла, т. е. так или иначе отражая моральные предпочтения субъекта в мире ценностей.
Общепризнанно, что мотив как побуждение – это источник действия, его порождающий. Полемика идет о том, где находится тот исток, из которого исходит побуждение.
Классическое определение мотива: мотив есть предмет потребности. Некоторые психологи определяют его также как опредмеченную потребность.
Потребность – это состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможны развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельность. Потребность – источник активности человека.
Мораль является одним из самых глубоких выражений автономии личности. Понятия добра и зла, которые образуют основополагающую структуру морали, в самом общем виде означают не что иное, как общую направленность деятельности человека в той мере, в какой она, эта деятельность, зависит от него самого
В качестве пространства личностного
существования мораль представляет
собой область индивидуально-
Моральная устремленность человека приобретает предметность, «материализуется» в его отношениях с другими людьми. Дело не только в том, что нравственно совершенным нельзя быть в одиночку, а только совместно. Высшее благо отдельных моральных индивидов обнаруживается через общее благо их совместных усилий. Мораль – не только качественная характеристика индивида, фиксирующая его личностную определенность, нацеленность на совершенное существование. Она является также качественной характеристикой его отношений с другими людьми и, более того, представляет собой такую совокупность личностных качеств индивида, которая выражает его отношения с другими людьми, способность жить в общежитии. В отличие от физических и интеллектуальных качеств, которые характеризуют индивида в его антропологической данности (рост, сила, память и др.) и от него самого не зависят или зависят в ограниченной мере, моральные качества (щедрость, доброта и т.п.) показывают, как индивид относится к другим людям, и имеют по преимуществу благоприобретенный характер.
Таким образом, индивидуальная
мораль как область личностной автономии
изначально и неразрывно связана
с общественной моралью, если понимать
последнюю как
Морально-достойным считается такой тип отношений между людьми, который признается в этом качестве теми, кто втянут в данные отношения.
Люди соединяются между собой, реализуют свою общественную природу не только, и не столько, и не в первую очередь потому, что они стремятся к высшему благу, совершенной жизни. Их стягивает в общество сама необходимость жизни, понимаемая как продолжение рода, экономика, безопасность и многое другое. Их отношения задаются склонностями, разнообразными социальными интересами, внешними обстоятельствами. В этом смысле они являются предметом свободного выбора не более, чем отношения в животных сообществах. В том, что касается необходимости жизни, человеческая субъективность в ее разумно-целеполагающей форме лишь выражает и продолжает ее, выступает одним из моментов в цепи причинных связей, но никак не началом нового ряда таких связей, не свободной причинностью.
Кроме того, общество представляет собой объективную реальность не только потому, что его основой является необходимость жизни. Существенное значение имеет также то, что оно состоит из большого числа индивидов и представляет собой не индивидуальное явление, а статистическую величину, говоря точнее, оно представляет собой индивидуальное образование именно в качестве статистической величины. Отношения людей, поскольку речь идет о больших человеческих объединениях и совокупном результате неисчерпаемо разнообразных индивидуальных действий, подчиняются строгим законам и не поддаются сознательному контролю.
Словом, общество – это
объективная реальность. Такая же,
как и природа. Разумеется, оно
отличается от природы по многим признакам,
но по критерию внутренней закономерной
упорядоченности они
Возникает вопрос: как этика согласуется с социологией или, говоря по-другому, как в рамках закономерно упорядоченного социального организма возможно индивидуально-ответственное и перфекционистски ориентированное поведение? При этом особо следует подчеркнуть, что речь идет о современных обществах, которые от социумов типа полиса отличаются тем, что в них общественные отношения носят анонимный и вещный характер, структурируются в соответствии с логикой самой предметной деятельности. Здесь нет того соответствия между моральными качествами индивидов и нравственным содержанием привычных форм общественного поведения, о котором писал Аристотель. Современные общества тем отличаются от традиционных, что в них общественные отношения не являются выражением и продолжением субъективных качеств и возможностей индивидов. Напротив, они сами формируют индивидов в необходимом для себя качестве. В них институциональная этика пришла на смену этике добродетелей.
Мораль не может находиться
ни в индивиде, ни в обществе. Она
является характеристикой общественного
индивида и индивидуализированного
общества. Точно так же она не
может замыкаться ни на внутренний
мир человека, ни на внешние результаты
его деятельного существования.
Она рассматривает внутренний (намеренный)
и внешний (объективированный) аспекты
деятельности индивида в точке их
соединения, когда намерение уже
вырвалось в объективный мир,
стало поступком и когда
Конкретное место морали в обществе, в частности в современном обществе, определяется теми возможностями, которые оно предоставляет для того, чтобы люди могли сохранять свою моральную идентичность – вести осмысленную и добродетельную жизнь, опираться в своем поведении на нравственные мотивы, оценки и аргументы, словом, житье сознанием своего морального достоинства. Такие возможности, несомненно, существуют, не могут не существовать, так как речь идет о деятельности людей. Не претендуя на полноту охвата, можно указать по крайней мере на следующие четыре момента.
Совместная жизнь людей, с одной стороны, имеет форму конкретных обществ со своими устойчивыми социальными порядками, а с другой – является историческим процессом, нацелена на постоянное совершенствование, изменение. Между обществом и историей всегда существуют противоречия, имеющие разную степень остроты в разные периоды существования и в разных сферах человеческих объединений. Эти противоречия оказываются точками роста, источником новых форм жизни по сравнению с существующими, альтернативных по отношению к ним. Они дают начало нравственно возвышенным, героическим поступкам, когда отдельные индивиды берут на себя риск борьбы за более справедливое и совершенное жизнеустройство. Эти зоны альтернативного поведения являются своего рода лабораторией общественной морали, источником индивидуальной самоотверженности во имя общего блага. Разумеется, в каждом случае речь идет об общем благе в том виде, в каком оно понимается самим действующим индивидом, и последний не может предъявить достаточных доказательств истинности своего понимания общего блага, не включив в них в качестве аргумента безусловную готовность рисковать для этого собственной жизнью. Люди, выделенные в ходе истории и общепризнанные среди народов в качестве достойных подражания нравственных образцов, отличаются как раз тем, что они самоотверженно ставили себя на кон ради тех общественно-благих целей, за которые они боролись. Точно так же и сами люди, культивирующие альтернативное поведение, критически настроенные по отношению к господствующим в обществе порядкам и склонные к революционным действиям, как правило, находят оправдание своей позиции в ее нравственной безупречности, в том, что они рискуют и жертвуют собой ради высших идеалов. Излишне говорить, что они часто ошибаются и столь же часто за лично благородными мотивами скрываются социально деструктивные действия.
В социумах, при всей
их рациональной
Моральные понятия,
оценки, аргументы составляют
Роль морали в общественном сознании, общая культура моральной оценки, ее формы, интенсивность, иллюзии и т.д. укоренены в традициях и психологии народа, зависят от исторических особенностей развития конкретных стран, индивидуальных характеристик маркирующих это историческое развитие выдающихся личностей (государственных деятелей, полководцев, ученых и т.д.), многих других факторов, требующих каждый раз специальных исследований. Тем не менее существуют также некоторые общие принципы, выработанные философской этикой и задающие общие ориентиры сознательным воспитательным усилиям.
Наиболее существенные из них следующие:
* Моральная оценка адекватна
тогда, когда она: а)
* В обществе нет специальных
лиц (ни отдельных индивидов,
ни корпораций), которые имеют
преимущественное право
* Основной формой
Информация о работе Аксилология, морально нравственные ценности