Духовная культура античной Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:51, доклад

Краткое описание

Идеологической основой духовной жизни древних греков были антропоморфный политеизм и мифология. Древнегреческие боги в период классической Греции (V-IV вв. до н.э.) представляли собой скульптуры прекрасных гармоничных людей. У греков не было фиксированной формы мифологических сказаний. Сюжеты мифов передавались в рисунках вазописи, на сосудах, могильных плитах, стенах храмов и т.п. Они жили в сценических произведениях, пересказах, песнях, ритуальных действиях. Это рождало свободное отношение к содержанию мифов и даже проявлению критики в адрес богов.

Файлы: 1 файл

Косвенные налоги.docx

— 27.61 Кб (Скачать)

                                     Тема 2. Духовная культура античной Греции

Идеологической основой  духовной жизни древних греков были антропоморфный политеизм и мифология. Древнегреческие боги в период классической Греции (V-IV вв. до н.э.) представляли собой  скульптуры прекрасных гармоничных  людей. У греков не было фиксированной  формы мифологических сказаний. Сюжеты мифов передавались в рисунках вазописи, на сосудах, могильных плитах, стенах храмов и т.п. Они жили в сценических  произведениях, пересказах, песнях, ритуальных действиях. Это рождало свободное  отношение к содержанию мифов  и даже проявлению критики в адрес  богов.

      За очень  откровенную критику богов существовали  наказания вплоть до смертной  казни. Так, философ Протагор  за книгу "О богах" был  осужден на казнь, но спасся, бежав из Афин. Содержанием мифов  были деяния богов - Зевса, Геры, Афины, Диониса, Аполлона и  др., их борьба с титанами, отношения  к героям (Гераклу), простым людям.  Греки не относились к вере  экстатически, это придавало вере  деловой характер. Богов они воспринимали  как реальных существ, связывали  с ними свои дела. Каждый грек  считал, что родоначальником его  рода является какой-либо бог  или герой. Так, врач Гиппократ  считал себя 7-м потомком бога  врачевания Асклепия, а потомки  Гиппократа еще в течение 200 лет тоже считали себя асклепиадами. Мать македонского царя Александра  была из рода Гераклидов, что  предполагало непосредственное  родство с Гераклом. Каждому божеству  посвящался храм, где было его  изваяние и где хранились подношения. Выдающимися архитектурными шедеврами  классического времени являются  храмы Парфенон и Эрехтейон  на афинском акрополе. (См. дополнительный  иллюстративный материал.)

      Древние  греки, заимствовав у египтян  форму колонн, усовершенствовали  их и использовали при строительстве  храмов (прямоугольных и круглых  в плане с одним или несколькими  рядами колонн). Храмы имели портики,  богато украшались скульптурой.  Скульпторы Скопас, Мирон, Поликлет, Фидий и др. создали неповторимые  по уровню художественности произведения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Греки - родоначальники  театра в его профессиональном  понимании. Мировую славу греческой  драматургии принесли комедиограф  Аристофан ("Осы", "Лисистрата"), автор трагедий Эсхил ("Прометей  прикованный", "Персы"), драматурги  Софокл ("Царь Эдип") и Еврипид  ("Медея"). Имея богатую литературу: эпические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея", поэтическое творчество  Анакреонта, Сафо, Эзопа, Гесиода  и др., греки основали и науку  о литературном творчестве.

      Заимствовав  у финикийцев принцип фонационного  письма, греки создали свою систему  обучения грамоте. Считается,  что в Афинах, например, грамотным  было большинство свободных греков. С 7 до 16 лет мальчики из семей  свободных греков получали образование  в платных школах, где изучали  грамоту, арифметику, музыку, читали  тексты Гомера и Гесиода. С  13-14 лет юноши посещали палестры  и гимнастические школы. В Афинах  существовала академия Платона  (с 386 по 529 г. до н.э.), ликей Аристотеля, где можно было получить философское  (самое широкое в те времена)  образование и другие школы. 

      Существовали  школы ремесленников, школы при  храмах. Знание в Греции в отличие  от Египта не было сакральным (передаваемым только посвященным). Греки собирали и систематизировали  знания, добытые другими народами. Знания финикийцев, египтян, вавилонян  и других народов были прикладными.  Греки же, заимствовав эти знания, сумели придать им абстрактно-теоретический характер. Они были первыми, кто заложил основы принципиально новой науки - философии, которая долгие времена была основой основ общего образования.

      Философские  достижения древних греков связаны  с огромным числом выдающихся  мыслителей - Фалесом и Анаксагором,  Сократом, Платоном и Аристотелем,  Левкиппом и Демокритом и многими  другими. 

      Спортивные  занятия и культура тела для  греков имели особое значение, т.к. греки были хорошими воинами.  Это были первые профессионально  обученные воины, дававшие наемников  в любые армии. Римляне переняли  у греков систему военной подготовки  юношества. Особой воинственностью  отличались греки-спартанцы. Государство  Спарта в Лаконии вошло в  историю мировой культуры и  военного дела как военизированное  государственное образование, в  котором дети с раннего возраста  готовились стать доблестными  воинами. 

      Свое спортивное  мастерство греки демонстрировали  на многочисленных спортивных  играх: Олимпийских, Пифийских,  Немейских, Истмийских и других. Греческая культура оказала огромное  влияние на развитие культуры  других народов.

 

2. Древнегреческая архитектура как воплощение эстетического идеала.

Наследие древнегреческой  архитектуры лежит в основе всего  последующего развития мирового зодчества  и связанного с ним монументального  искусства. Причины устойчивого  воздействия греческой архитектуры, формы которой были восприняты еще  в античную эпоху Римом, заключаются  в объективных ее качествах: простоте, правдивости и ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, казалось бы, самых незначительных, в пластичности, органичной связи архитектуры и  скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов  сооружений.

Древнегреческая архитектура  отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое, неразрывное целое. Основная конструкция — каменные блоки, из которых выкладывались стены, колонны, антаблемент, обрабатывались различными профилями (так называемыми обломами), приобретали декоративные детали, обогащались  скульптурой, которая раскрывала и  углубляла идейное и функциональное содержание здания.

Греки доводили обработку  сооружений в пропорциях, прорисовке всех без исключения деталей, до высочайшей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения представляются нам  огромных размеров произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера-архитектора  не было ничего малозначительного, второстепенного.

Исключительное значение имеют принципы архитектурно-планировочных  решений Греции, нашедшие наиболее полное выражение в ансамбле Афинского  акрополя: асимметрия, гармоническое  равновесие масс, тесна. Связь архитектурных сооружений с природой, продуманное взаимодействие отдельных сооружений между собой, а также учет последовательности в восприятии зданий снаружи и внутри.

Именно это всестороннее совершенство и органичность сделали  памятники древнегреческой архитектуры  неувядаемыми и непревзойденными образцами  для архитектуры многих последующих  эпох, вплоть до нашей современности.

Художественная культура Древней Греции (VI —IV вв. до н. э.) представляла собой одну из вершин истории мировой  цивилизации. Политическая система  Греции коренным образом отличалась от деспотий Древнего Востока. Греция рассматриваемого времени состояла из ряда полисов, мелких городов-государств. Политическое устройство базировалось на так называемой рабовладельческой  демократии. Государственная власть осуществлялась народным собранием, но свободное население по сравнению  с классом рабов было немногочисленно.

3. Понятие ордера.

Формирование  древнегреческих ордеров

Одним из многочисленных значений слова «архитектура»  является – характер, стиль строения. В архитектуре, как и в других видах искусства, существует понятие  стиля, то есть исторические сложившиеся  совокупности художественных средств  и приемов. В теме «Подобие в архитектуре» я выбрала основным моментом подобие  в колоннах. К середине V века до нашей  эры в Греции сформировались такие  архитектурные ордера, как дорический, ионический и коринфский.

Греческие зодчие впервые в истории строительства  создали архитектурный ордер, т.е. установили четкие правила художественной обработки внешней формы конструкции, определи порядок размещения деталей  и их размер.

Отличали  дорический, ионический и коринфский ордер. Все ордера имеют одинаковые основные элементы, но отличаются друг от друга пропорциями и декоративной обработкой.

Ордер (от латинского ordo, ordin – порядок, строй) порядок связи несущих частей архитектурных композиций (колонны, столбов или пилястр) и невесомых частей антаблемента. Основные элементы ордеров колонна и поддерживаемый ее антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и карниза.


Информация о работе Духовная культура античной Греции