Античная Греция

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 23:05, реферат

Краткое описание

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Файлы: 1 файл

Древняя Греция.docx

— 22.44 Кб (Скачать)

Термин "античность"  происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции  и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления,  не  могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств:  с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э.  - гибели  римской империи под ударами варваров.

        Общими для античных государств  были пути социального  развития  и особая форма собственности  - античное рабовладение, а также  основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация  с общим историко-культурным комплексом.  Это не отрицает, конечно, наличия  в жизни античных обществ бесспорных  особенностей и различий.  Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология.  Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества.  Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих  доминантах  античной культуры.

        Античная (или древняя) Греция  была колыбелью европейской цивилизации  и культуры. Именно здесь были  заложены те материальные, духовные, эстетические ценности,  которые  в той или иной  мере  нашли   своё развитие почти у всех  европейских народов.

        Историю древней Греции принято  делить на 5  периодов,  которые  являются одновременно и культурными  эпохами:

        - эгейский или критомикенский (III - II тыс. до н.э.),

        - гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),

        - архаический (VIII - VI вв. до н.э.),

        - классический (V - IV вв. до н.э.),

        - эллинистический ( вторая половина IV -  середина  I  вв.  до  н.э.).

Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла  в  классический период.  Греческая  религия складывалась в эгейскую эпоху  и  несомненно испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов,  у греков были местные общинные  культы,  боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного,  политического и экономического объединения греческих полисов.  Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды.  В этом смысле старое изречение,  что "Гомер создал богов Греции", отражает какую-то историческую реальность.

        Вопрос о  происхождении   великих  богов  олимпийского  пантеона чрезвычайно труден.  Образы этих богов очень сложны,  и каждый из  них пережил  длительную эволюцию.  Основными  богами греческого пантеона являются: Зевс,  Гера,  Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм -  обожествление человека, представление о богах,  как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.

        Формы культа у греков были  сравнительно просты. Наиболее обычной  частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были  возложение венков на алтари,  украшение статуй богов,  их  омовение, торжественные процессии,  пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски.  Отправление  общественного культа рассматривалось   как дело государственной важности. Помимо общественного культа  существовал и частный,  домашний  культ,  обряды его,  более скромные,  совершались главами семей и  родов.  Жречество в Греции  не составляло особой корпорации  или замкнутого сословия.  Жрецы  просто считались служителями  при храмах; в  некоторых   случаях  они занимались гаданием,  прорицанием и врачеванием. Должность  жреца была почётной,  но не  давала  непосредственной власти,  так как зачастую официальным  культом руководили гражданские  должностные лица. Греческие полисы  в этом отношении сильно отличались  от восточных деспотических государств  с их засильем жречества.

Следующая доминанта греческой культуры - мифология.  Греческая мифология -  это не только и не столько мир религиозных  представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с  собственно мифами также и исторические легенды  и предания,  сказочные сюжеты,  литературные новеллы,  свободные  вариации на мифологические темы.  Но  так как эти разнообразные  элементы с трудом отделимы друг от друга, следует рассматривать эту  широко понимаемую мифологию в целом.

        В числе мифов обнаруживается  глубоко архаический  пласт   тотемистических мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэдоне и др. Весьма характерными являются земледельческие мифы  о Деметре и Персефоне,  о Триптолеме и Якхе,  о Дионисе - они олицетворяли посев и прорастание зерна и обрядовую практику землевладельцев.Важное значение принадлежало мифологическим олицетворениям элементов земной природы.

        Греки населили всю природу  божественными существами:  в   рощах жили дриады, нимфы, козлоногие  сатиры; в море - наяды и сирены  ( птицы с головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену культов:  о борьбе между поколениями богов.  о низвержении Кроносом своего отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним сына его Зевса.

        Антропологический мотив почти  отсутствует в греческой  мифологии.  Она не даёт ясного ответа  на вопрос о происхождении  людей. По одному мифу создателем  человека был титан Прометей. Во всяком случае характерно то, что в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира и человека.

        Но если идея бога - творца была  чужда мифологии греков, то образы  культурных героев занимали в  ней видное место.  В качестве  культурных героев выступают  боги,  титаны и полубоги-герои,  происходившие, по мнению греков,  от браков богов с людьми. Особенно  известен и почитался Геракл,  совершивший 12 подвигов.  Это образ  благородного героя, борющегося  со злом и побеждающего его.  Титан  Прометей  принёс  людям  благодатный огонь, дал им разум,  знания, чем навлёк на себя  гнев Зевса и подвергся страшной  тысячелетней казни,  от которой  много лет  спустя освободил  его  Геракл.  Богине  Афине   приписывалось введение культуры  оливкового дерева;  Деметре - хлебных злаков; Дионису - виноградарства  и виноделия; Гермесу - изобретение  мер и весов, чисел и письма; Апполону - обучение людей поэзии и музыке и другим искусствам.

        К образам  культурных героев  близки и иногда от них неотличимы полулегендарные - полуисторические фигуры законодателей и  устроителей городов, великих певцов,  поэтов и художников.  Таковым является образ Гомера - легендарного автора "Иллиады" и "Одиссеи".  По  гомеровскому вопросу существует огромная литература, которую можно разделить на три основные группы:

        - теория индивидуального творчества (авторство Гомера);

        - теории народного эпоса;

        - синтетические теории  (один человек лишь собрал, обработал народный эпос).

    Итак, греческая  мифология   при  всей сложности и разнообразии  входящих в неё элементов имеет  одну особенность и доныне  производящую столь сильное   впечатление на слушателя и  читателя - высокая художественность  и гуманизм образов.

        В вопросе  об  античном рабовладении важную роль играют работы таких античных авторитетов, как Аристотель и Платон, а также рассуждения о  всеобщем рабстве людей и богов ритора Либания,  жившего в VI в.н.э. Наличие и естественность рабства в жизни античности  привели к представлению о космическом рабстве,  поскольку всё в космосе устроено так, что одно, безусловно, подчиняется другому.

        Во времена общинно-родового строя  родственные отношения возникали  сами собой естественным путём  и на  них  зижделись  экономические отношения. Переход к рабовладению дал мощное разделение труда;  умственного и физического.  Это привело к необходимости умственно регулировать физический труд,  то есть управлять рабами. Одновременно появилась потребность более глубокого, чем мифология, осмысления мира и его законов. Это уже был не простой перенос родственных отношений на всю природу и на весь мир,  но и его сложная трактовка, то есть философия.

        Одним из  самых замечательных  явлений древнегреческой культуры  является театр.  Он возник  на основе народных песен и  плясок во  время праздников  в честь бога Диониса. Из  обрядовых песен, которые пели, облачаясь в козлиные шкуры,  родилась трагедия (трагос -  козёл,  ода - песня); из озорных и весёлых песен родилась комедия.

Театральные представления считались школой воспитания, и государство уделяло  им большое внимание. Представления  шли несколько раз в год  по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Ставились 3  трагедии и 2 комедии.  Смотрели с  утра до вечера,  а чтобы все  жители смогли посетить театр,  выдавались из казны  специальные  театральные  деньги.

        В период расцвета греческой  культуры (VI - V вв.  до  н.э.)  в Афинах жили  и творили самые выдающиеся греческие трагические поэты, классики не только греческой, но и мировой литературы: Эсхил, которого по праву называют  отцом трагедии  за  его бессмертные произведения ("Прикованный Прометей",  "Персы");  Софокл,  создавший трагедии "Царь Эдип", "Электра", и др.; Еврипд - автор "Медеи", "Ипполита", "Ифигении в Авлиде".  Классиком в греческой комедии является Аристофан, написавший комедии: "Мир", "Женщины в народном собрании", "Всадники" и др.

        Древнегреческое изобразительное  искусство прочно вошло в художественное  развитие последующих времён. Его  элементы живут в настоящее  время. Ведущими архитектурными  сооружениями классической  Греции  были храмы, театры, общественные  здания. Основным архитектурным  сооружением является храм. Самые  знаменитые образцы греческой  архитектуры - сохранившиеся до  нашего времени в афинском  акрополе храмы Парфенон и  Эрехтейон. В древнегреческой архитектуре последовательно сменились три архитектурных стиля:  дорический, ионический и коринфский. Отличительной особенностью названных стилей является форма колонн - непременного атрибута древнегреческих сооружений.

        Греческая скульптура первоначально  уступала скульптуре древнего  Востока. Но с V в. до н.э. достигла небывалого расцвета. Передаётся не только фигура и лицо, но и движение и даже чувства изображаемых людей. Особой известностью и славой пользовались скульпторы:  Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп.

        Живопись была  широко  распространена  в древней Греции в виде  фресок и мозаик,  которыми  украшают храмы и здания,  но  они  почти  не сохранились  до нашего времени. К образцам  сохранившейся живописи относятся  знаменитые греческие чернофигурные  и краснофигурные вазы.

        Эллинизм (эллинистическая эпоха  III - II вв.  до н.э.) принято рассматривать прежде всего как культурное явление, как распространение греческой культуры в завоёванных Македонией странах. Культура эллинистического мира была сложна и многообразна. Она была синтезом и разными сочетаниями греческой культуры  и культуры стран Ближнего и Среднего Востока. Для эллинистической культуры характерно её греческое оформление и  глубокие местные традиции.  В этот период получил широкое распространение в эллиническом мире общегреческий язык  -  койне,  ставший средством межнационального общения.  Греки - воины,  чиновники, ремесленники, торговцы, рассеянные на обширных территориях эллинистического мира, преодолевали полисную ограниченность своих взглядов.  В их среде получило широкое распространение новое мировоззрение -  космополитизм (от греческого слова "космополитес" - "гражданин мира").

        Знания, накопленные в Греции  и на древнем Востоке, в сочетании  с успехами и практическим  освоением обширных пространств способствовали быстрому развитию наук. В эпоху эллинизма углублялась дифференциация и происходила систематизация наук. Благодаря исследованиям Стратона (III в. до н.э.) появилась наука физика.  Выдающийся вклад в развитие математических наук внесли Евклид и Архимед; в развитие астрономии - Аристарх; в создание географии - Эрастофен.  Сочетание греческой медицинской теории  и практики с древневосточным опытом дало расцвет медицинских знаний в александрийской школе.  Её основатель Герофил создал описательную анатомию человека.  Из всех эллинистических обществ наиболее известна история Египта благодаря сохранившимся на  египетской  почве папирусам. В Александрии была собрана огромная для того времени библиотека (до 700 тыс.  папирусных свитков). При дворе царей Египта Птоломеев был организован Мусейон  - научное учреждение с общежитием  для учёных, которых Птоломеи приглашали сюда со всего эллинистического мира. Здесь им были созданы условия для занятий наукой,  философией, литературой.

Информация о работе Античная Греция