Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 00:41, контрольная работа
Древнее искусство Японии, удивляющее бесконечным стремлением к гармонии, явится перед Вашим взором в этом разделе.
Ноо – театральное искусство Японии
1. Древнее искусство Японии
“ноо”……3
2. Искусство Японии
“темари”…..4
3. Японская живопись….4
4. Чайные церемонии в Японии…10
5. Японское оружие –
Самурайский меч….11
6. Японский театр Кабуки….12
7. Японский сад камней…..13
8. Сквозь века, традиции и стили….14
9. Ритмы древних орнаментов….15
10. Японская скульптура:
Поиски и традиции….19
Список используемой литературы…23
естественные холмы и возвышения. Погребальная пластика Ранней Курганной
культуры состоит не из предметов повседневного быта, а главным образом из
предметов магико-символического круга: зеркал, подвесок, каменных кругов.
Это объединяет Ранние Курганы с могильниками Яёй, но сама пластика в
художественном отношении становится более разработанной. Тоньше стала
техника изготовления бронзовых зеркал, причем если раньше все они ввозились
из Китая, то теперь, к IV веку н. э., искусство местных японских
металлургов достигло больших успехов. Ранние Курганы явились продолжением
культуры Яёй.
С конца IV столетия начинают появляться огромные искусственные
(насыпные) могильники, получившие название Поздних Курганов, например
курган императора Одзина (конец IV в.) или императора Нинтоку (начало V
в.). От Ранних Курганов они резко отличаются размерами, устройством
погребальной камеры, конструкцией саркофага и составом погребальной
пластики. От Ранних Курганов сохраняется только форма замочной скважины.
Главное различие Ранних и Поздних Курганов, хотя их разделяет менее
столетия, заключается в составе погребальной пластики. В отличие от
религиозно-магических атрибутов, находимых в Ранних Курганах, в Поздних
обнаруживаются предметы повседневного обихода или их глиняные модели,
предметы личного украшения и конской сбруи и, наконец, знаменитые ханива —
глиняные фигурки воинов, жрецов, женщин, лошадей, птиц, животных и т. п.
Вооружение, конская сбруя, предметы личного украшения, как найденные
непосредственно при раскопках, так и известные по фигуркам ханива,
совершенно идентичны с ана-' логичными предметами конных народов Северо-
Восточной Азии, населявших Монголию и Северный Китай в III—V веках н. э. В
свою очередь, эти племена были частью конгломерата «конной культуры»
скифского типа, простиравшейся от Алтая на запад, до Венгрии, и на восток.
Видимо, люди Поздних Курганов и были носителями сильно китаизирован-ной
конной культуры этого типа, своеобразные «японские скифы». В этом смысле
можно сказать, что Япония стала крайней восточной границей распространения
общеевразийской конной культуры.
Носителем этой новой, Позднекурганной культуры, считают японские
историки, вряд ли мог быть народ, создавший Яёй и Ранние Курганы. Скорее
всего была миграция конных народов континента на Кюсю через Корею, затем
продолжившая свое движение завоеванием провинции Кинай в основанием царства
Ямато.
Искусные в войне и властные в политике, «японские скифы» — всадники
Ямато в экономике оказались зависящими от земледельческого народа, что и
вызвало их слияние. Как у всех конных народов, культура Поздних Курганов
отличается военно-практическим характером, резко контрастируя в этом
отношении с созерцательно-символической культурой Яёй и Ранних Курганов.
И хотя всадники Ямато не представляли исключения среди других конных
народов Евразии, хотя искусство Поздних Курганов, бесспорно, пришло с
континента и даже во многих случаях создавалось корейскими мастерами, это
было все-таки время выдающейся творческой активности древних японцев.
Наиболее характерным образцом этого искусства являются глиняные скульптуры
ханива, очень современные и оригинальные в своей художественной
выразительности.
В целом, культура Ямато, несомненно, подготовила расцвет японского
искусства периодов Асука и Нара.
9. Японская скульптура: поиски и традиции
Распространение в стране буддизма способствовало развитию в Японии
искусства скульптуры, поскольку отправление буддийских культов требовало
скульптурного изображения будд, бодисатв и т. п. Однако буддизм же в
определенной мере и сковывал это развитие, ибо единственным объектом
изображения первоначально был Будда, причем, как известно, буддийские
художники при его изображении вынуждены были считаться с весьма строгими
предписаниями относительно того, как, в каких позах, при каком расположении
рук, ног, туловища и каким именно образом он должен быть изображен.
В период Асука, т. е. после 650 г., уже существовало много изображений
Будды. В 650 г. выдающийся мастер этой эпохи Ямагути-но Атаногути по
приказу императора создал композицию «Тысяча будд».
Одной из наиболее древних статуй является статуя Будды в храме
Гангодзи, сделанная скульптором Тори Буси в начале VII века. Будда
изображен стоя. Высота фигуры 5 м. Известны изображения будд из бронзы.
Например, скульптура триады Сяка в Золотом храме ансамбля Хорюдзи. Однако
преобладающая часть буддийских скульптур выполнялась из дерева.
К числу памятников раннебуддийской скульптуры, восходящих к
импортированным, прежде всего, корейским образцам, но уже явно отмеченных
своеобразием японского гения, относится статуя Гусэ Каннон из храма Юмэдоно
(дословно «Павильон сновидений») в монастыре Хорюдзи. Фигура богини
выполнена из одного куска камфорного дерева. Искусствоведы считают, что это
деревянная копия бронзовой статуи, покрытая позже тонким листовым золотом.
Каннон — так называли
японцы бодисатву Авалокитешва-
образ слился с образом женского божества, выражающего идею материнской
любви, милосердия, милости ко всему живущему.
Скульптура в Японии продолжала свое развитие и в период Нара, когда
ранний японский абсолютизм достиг расцвета (примерно вторая половина VII
в.). Скульптуры этого периода характеризуются уже большей творческой
свободой мастера, а лучшие отличаются пластичностью и правильностью в
передаче пропорций
периода являются голова Будды в храме Ямада-дэра и триада Якуси в храме
Якусидзи. Как и в других буддийских странах, в Японии периода Нара
создаются огромные скульптурные изображения будд и боди-сатв, расположенные
вне помещений. Например, 18-мет-ровея скульптура бодисатвы Мироку в храме
Дайандзи. В целом буддийская скульптура в Японии достигла в период Нара
уровня лучших обрг зцов скульптуры других буддийских стран.
В поздний период Нара (VIII в.) была построена группа ведущих храмов,
что потребовало большого количества скульптур. В изображениях будд в этот
период отмечается более строгое следование канону. Вместе с тем буддийская
скульптура стала более разнообразной. Начал, развиваться и портретная
скульптура.
Характеризуя особенности
реализма в японской
академик Н. И. Конрад писал: «Скульптура наделена живым человеческим лицом;
но важна не только точная передача внешних черт портретируемого, сколько
внутреннее выражение средневекового портрета. Выражение же может быть
реалистическим, если оно соответствует внутренней природе изображаемого
персонажа. Персонажи в данном случае — святые, подвижника, проповедники;
подлинное в них — именно то, что делает их святыми, подвижниками,
проповедниками. Вот эту истинную — для данного случая — реальность,
выраженную в человеческом облике, и демонстрируют статуи эпохи Тэмпё (2-я и
3-я трети VIII в. — Н. Л.). Для современного наблюдателя это — скульптурные
портреты очень разных людей с выразительными лицами, порою нервными, чуть
ли не издерганными, порою исполненными величавого покоя, сосредоточенности,
глубокого раздумья. А рядом с ними — то, с чем они, эти святые, воевали,
ради чего, во имя чего боролись. Воевали они со злом, и вот оно — в образе
ужасного демона. Боролись за добро, и вот оно — в образе светлого божества»
(Конрад Н. И. Очерк истории культуры средневековой Японии, с. 32.).
Мы видим сосредоточенность и отрешенность в лице и в позе достигшего
неба на земле монаха Гандзина, основателя монастыря Тосёдайдзи (VIII в.);
благость и умиротворенность — в опущенных веках и молитвенно сложенных
ладонях Гэкко-босацу из храма Тодайдзи; яростную мощь и энергию, постоянную
напряженную готовность отразить удар, волю к сокрушению зла — в
экспрессивной фигуре стража Синконгосин из того же храма.
Скульптуры в период Нара создавались из глины, дерева, глины и дерева,
сухого лака без основы, металлов, камня. Одной из наиболее древних
скульптур, дошедших до нас и выполненных из дерева и глины, является
скульптура Конгорики-си — божества, охраняющего буддийское учение,
созданная, как предполагается, около 711 г. Скульптуры из сухого лака также
порой достигали внушительной величины — до 3 м. В конце периода Нара
глиняная скульптура начала исчезать, деревянная же продолжала развиваться.
Об искусстве японских скульпторов периода Нара косвенно свидетельствует
наличие особых мастерских для изготовления будд. Мастерские эти подчинялись
особому учреждению — приказу по строительству храмов Тодайдзи. В приказе
были объединены художники, резчики по дереву, скульпторы, мастера по лаку,
специалисты в области художественного литья и др. Здесь велась
документация, из которой можно узнать, какие мастера и когда выполнили те
или иные художественные заказы. Часть ее дошла до нас.
Одной из примечательных
скульптур периода Нара
Большой Будда — Дайбуцу. Работы по сооружению этого бронзового колосса
начались в 747 г. и завершились в апреле 757 г. Церемония освящения
Большого Будды состоялась по требованию духовенства даже до завершения
работ по позолоте этой скульптуры. Гигантская фигура предназначалась для
столь же грандиозного, величественного храма Тодайдзи. В дальнейшем статуя
Большого Будды вместе с храмом несколько раз разрушалась и вновь
воссоздавалась. Дошедшая до нас скульптура почти полностью реконструирована
в 1692 г.
Получила распространение такая точка зрения, будто сооружение Большого
Будды истощило страну, что способствовало росту политических противоречий.
Так или иначе, но после создания Дайбуцу мода на столь огромные статуи
стала уходить в прошлое. Количество вновь сооружавшихся крупных буддийских
скульптур резко сократилось.
Развитие каменной скульптуры в Японии тормозилось отсутствием
подходящих материалов. До наших дней, правда, сохранилось много каменных
будд, но все же каменная буддийская скульптура в Японии распространена
значительно меньше, чем в других буддийских странах. От периода Нара до нас
дошли рельефные на камне изображения будд — так называемые будды дзуто. В
этот период вообще была довольно развита техника скульптурного рельефа.
Рельефы выполнялись на металле, камне, черепице и кирпиче.
В период Хэйан, продолжавшийся три века (X—XII вв.), буддийская
скульптура получила дальнейшее развитие и распространение. Это
стимулировалось постепенным распространением буддизма на все новые районы
страны, возникновением буддийских сект. Так как все они имели определенные
различия в отправлении культа, то соответственно и к произведениям
искусства, необходимым для совершения обрядов, предъявлялись особые
требования.
Признаком высокого уровня развития скульптуры в период Хэйан является
наличие разных стилей, направлений. Специалисты выделяют несколько таких
стилей, хотя и не всегда достаточно обоснованно.
Что касается техники выполнения скульптуры, то для раннего Хэйанского
периода было характерно создание скульптуры из одного куска дерева. Получил
развитие и особый метод резьбы по дереву — хомбо. Скульптура из глины и
сухого лака постепенно исчезла. С начала XI века широкое распространение
получил метод киёсэ, который состоя, в том, что скульптура изготовлялась по
частям, которые после обработки плотно соединяли друг с другом. Это метод
так называемой блочной скульптуры. Считается, что он был разработан и
освоен скульптором Дзете. Метод киёсэ возник на базе метода сэгура,
заключавшегося в том, что статую делали голой, причем постепенно полыми
стали делать не только голсву и туловище, но и конечности.
Существенное значение
для развития японской
в целом, имело прекращение в Хэйанский период отправления послов на материк
(849 г.). Это способствовало накоплению элементов национального зтиля.
Для Хэйанского периода является весьма характерным интенсивное развитие
живописи, которая оказывала влияние и на искусство скульптуры: мастера
стали уделять большее внимание живописно-пространственному ее решению в