Античные мифы в истории мировой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 10:04, реферат

Краткое описание

В современном обществе велик интерес к древним культурам. Это связано с тем, что культуры современных народов немыслимы без прошлого. Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Мифы античности являются достоянием прошлого и настоящего, сохраняя мировоззрения древних греков и римлян.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 54.47 Кб (Скачать)

Античные мифы в  истории мировой культуры.

  В современном обществе велик интерес к древним культурам. Это связано с тем, что культуры современных народов немыслимы без прошлого. Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Мифы античности являются достоянием прошлого и настоящего, сохраняя мировоззрения древних греков и римлян.

Историческое  развитие всего человечества нельзя представить без античности. Греция и Рим оставили множество мифов. Миф объясняет любое природное  событие волей божества, то есть причина выводиться за пределы самой  природы, перемещается в небесную область, вверяется богами.

Актуальность  работы связана с постоянным интересом  к античной мифологии, с использованием её образов на протяжении столетий. Античность вдохновляла и вдохновляет  поэтов и художников, мыслителей и  ваятелей. Она – живой родник, который столетия питает мысль человека, почва всей современной европейской  цивилизации.

Цель работы - раскрыть роль античной мифологии, и  её место в духовной культуре. Задача: рассмотрение античной мифологии в  литературе, астрономии. Предмет –  античная мифология, объектом являются мифы Древней Греции и Рима.

В нашей работе используются методы: наблюдение, описательный, собирательный, метод интерпретации.

Рассматриваемая нами тема имеет достаточно серьезное  обоснование в научной литературе. Большой интерес представляет книга  С.В. Тураева «Зарубежная литература», в которой рассматривается культура Древней Греции и Рима, её научные  и художественные ценности. Также  большую помощь оказали книги  Н.А.Дмитриева «Античное искусство» и Г.В.Щеглова «Мифологический  словарь», в которых раскрывается суть нашей темы.

Книга Н.А. Куна «Легенды и мифы Античности» относится  к отечественной классике. Выразительность  и ясность изложения, блестящее  знание духовного наследия Древней  Греции - вот основные черты книги  Н.А. Куна. Знание основных сюжетов древнегреческой  мифологии необходимо для любого культурного человека. Эта книга  оказала огромную помощь в рассматриваемой  нами теме.

В книге Т.Н  Муравьевой «Мифы античности и Средневековой  Европы» описаны мифы и легенды. В книгу вошли мифы шумеров, греков, этрусков, легенды романских народов, составивших сокровищницу мирового эпоса.

В словаре Агбунова М. «Античные мифы и легенды» были собраны сведения о множестве героев греческой и римской мифологии, а также о разных мифических вещах, народах и местах.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и  списка использованной литературы.

Рассмотрение  темы считаем целесообразным начать с определения роли античной мифологии  в культуре.

1. Роль античной  мифологии в культуре 

1.1 Мифология в литературе 

Античная литература (по латыни «антиквус» - значит « древний»), т. е. литература Греции и Рима, зародилась несколько тысячелетий назад. Она была самой ранней литературой в Европе. Греческая литература, или, точнее, письменные памятники греческой литературы, возникла в Греции не раньше VIII в. до н. э.. Им предшествовало огромное устное творчество греческого народа, развивавшееся в течение многих столетий, а может быть, тысячелетий. Первые известные нам памятники греческой литературы – это поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Они и явились результатом этого векового развития устного народного творчества в Греции. Периодом наивысшего развития греческой литературы был V век до н. э., который называется также периодом греческой классики.[8,с.311] Возрос интерес к внутреннему миру выразился в оформлении лирики как литературного жанра (в VII в. до н.э.). И естественно, что ведущей темой нового жанра стала любовь. Наряду с наиболее яркой лирикой о любви-страсти (поэтесса с о. Лесбос Сапфо) возникла лирика о любви-игре, развлечении или разновидности интеллектуального общения, где также проявляется индивидуальность (Анакреонт).

Наряду с интимной лирикой возникла лирика гражданская, обратившаяся уже к обществу, а  не к отдельному герою (Солон, Тиртей), а также ямбы - стихи назидательной, нередко сатирической направленности (Архилох, Мимнерм, Гиппонакт). Сочетание различных типов мировоззрения с лирическим началом создало греческую трагедию — наивысшее достижение античной культуры периода высокой классики. Для драматических представлений строили на склонах холмов обширные амфитеатры, рассчитанные на десятки тысяч зрителей.[23,с.5]

Трагедия, возникшая  из культовых игр и ритуалов праздника  Диониса, первоначально являла собой  усложненный диалог хора с актером (затем двумя, тремя). Великие Дионисии (март-апрель) знаменовались состязаниями трагиков: каждый представлял три  трагедии и драму сатиров. Вместо подвигов в трагедии изображались страсти  и страдания человека.

Победа личностного  начала над родовым особенно занимала "отца трагедии" Эсхила. В трилогии "Просительницы", "Египтяне", "Данаиды" он выражает сочувствие к девушкам, насильно выданным замуж, и оправдывает убийство ими своих женихов в брачную ночь. В то же время он поет гимн браку по любви — одна из данаид сохранила жизнь своему мужу, т. к. полюбила его.

В трилогии "Орестея" жена не может простить мужу, что  он пожертвовал их дочерью, ставит государственное  выше личного. В то же время Эсхил  отстаивает новый патриархальный брак: сын убитого, Орест, принимает сторону  отца и мстит матери. Впервые в  мировой литературе Эсхил воспевает  знание в образе Прометея, принесшего огонь людям.

Особенно ярко отображены судьба и страдания человека на фоне близких мифологическому  сознанию объективно-идеалистических  представлений о роке (потом - законе), который торжествует вопреки  всему. В трагедии Софокла царь Эдип пытается бороться с судьбой: узнав от оракула о том, что ему предстоит убить отца и жениться на собственной матери, он уходит из дома (не зная, что он приемный сын). Во время странствий Эдип убивает своего настоящего отца, не подозревая об этом. В городе, освобожденном им от сфинкса, он женится на своей матери - вдовствующей царице. Чтобы избавить город от мора, он предпринимает отчаянные попытки найти и наказать убийцу прежнего царя (себя). [22,с.407]

Если общий  эмоциональный фон трагедии был  обусловлен ее прямым родством с официальными культами, сущностью которых было жертвоприношение, то родоначальниками комедии были более древние фаллические  обряды, тесно слившиеся с общинным мировоззрением. Использование фаллических  песен против притеснителей общины придало комедийному жанру обличительную  направленность. При этом главным  оружием стало высмеивание. [9,с.98]

Правда, высокая  комедия Аристофана (ок. 445 - ок. 385 гг. до н. э.), ориентированная на достаточно образованную и равноправную аудиторию, отличалась интеллектуальным характером. С позиций общинной морали он доказывал непреемлемость субъективного толкования социальных процессов и норм и вытекающего отсюда индивидуализма. Аристофан не мыслил счастья человека вне общего счастья, осознавая, что политическая борьба ведет к власти все более страшных людей. Волшебное преображение Афин, считал он, возможно лишь с возвратом старых героических идеалов ("Всадники"). Причем заметно, что сам Аристофан понимал, что это лишь мечты, поскольку героические идеалы тесно связаны с войной, а война хороша только для богачей и плутов ("Ахарняне"). Может быть, и общинные идеалы ему не совсем ясны: идея общности имущества абсурдна, т. к., например, ведет к обобществлению жен и мужей ("Женщины в народном собрании"). Но все же Аристофан за более справедливое распределение. По-видимому, причина того, что Плутос (бог богатства) слеп и деньги попадают не производителям-земледельцам, а паразитирующим членам общества, в том, что насаждаются неверные идеалы. [10,с.139]За это он осуждал философов-софистов, к которым относил и Сократа ("Облака"), а в литературном творчестве "разоблачал" Эврипида как носителя вредного скептицизма, певца темных страстей душили противопоставлял ему Эсхила ("Лягушки"). Как видим, в мировоззрении литераторов отразилась борьба социальных идей в их философском оформлении. Первые литературные памятники в Риме мы находим в III в. до н. э. Периодом расцвета римской литературы был I век до н. э. История ее завершается вместе с падением Западной Римской империи в V в. н. э. [22,с.415]

Таким образом, то, что обыкновенно называется античной литературой, охватывает огромный промежуток времени в 1200 лет, начиная от VII в  до н. э. и кончая V в. н.э. Античное искусство  является до сих пор, по словам Маркса, «В известном смысле нормой и недосягаемым образцом». Греки, как говорил Маркс, «были нормальными детьми»; их культура была детством человечества, его первыми уверенными шагами.[13,с.201]

Греческая литература всегда привлекала к себе героикой, высокими гуманистическими идеями, непосредственной свежестью. Мифологические элементы в  литературе не выделялись, а рассматривались, как обычный ход вещей, поэтому  в литературе в большей степени  боги являлись, обычно действующими персонажами.

К античности обращались и гуманисты Возрождения, и деятели  французской революции XVIII в., и русские  революционные демократы. Античность вдохновляла и вдохновляет поэтов и художников, мыслителей и ваятелей. Она – живой родник, который столетия питает мысль человека, почва всей современной европейской цивилизации.[17,с.187]

Греческая литература выросла на основе богатейшего народного  творчества, на основе мифологии. Мифология  возникла в ту эпоху, когда греки  жили еще общинно-родовым строем (до VIII в. до н. э) и весь мир казался  им огромной общиной, огромным родом, в  котором были свои семьи, свои деды и внуки, свои родители и дети. Древний  грек одушевлял, таким образом, всю  природу. При помощи своего богатого воображения он зачастую представлял  ее в причудливых, фантастических и  необычайных художественных образах.

Более того, в  созданных целыми поколениями мифах  нашла свое отражение вся трудовая жизнь древнего человека с ее подвигами, завоеваниями и мечтами о лучшей доле. Именно эту особенность мифологии  отмечал М. Горький, говоря об образах  всемирно известных героев – помощников людей и их защитников, таких, как  Прометей и Геракл.[23,с.7]

Воображение древнего грека рисовало ему самые фантастические существа. Но в каком бы виде они  ни являлись, все они держали в  своих руках его жизнь, все  они были демонами или богами, населявшими  каждый ручей, каждое озеро, лес, рощу, горное ущелье.

Небо было полно  богов, грозных или милостивых к  человеку: то Солнце – Гелиос мчится по небесной дороге на огненной колеснице, то озаряет землю Луна – Селена, то Эос – Заря в лазоревом одеянии  возвещает утро.

Взглянет человек  на море, а там бог Посейдон разбивает  волны своим трезубцем, трубят в  раковины тритоны, резвятся нимфы- океаниды; в лес и горы опасно ходить человеку – там в каждом дереве живет нимфа – дриада, можно попасть в болото нимфам - лимнадам, в горах запутают дороги нимфы – ореады, а то нападет на человека страх, который вызывает козлоногий бог Пан. И даже под землей, в царстве мертвых, бог Аид и богиня Персефона встречают и стерегут умерших.

А над всем миром  возвышается снежная гора Олимп, где в окружении бессмертных  богов обитает Зевс, отец и владыка  вселенной. Дворцы на Олимпе построены  богом Гефестом, на пирах там играет бог искусств и наук Аполлон, девять сестер – муз поют под лиру Аполлона. Рядом с Зевсом восседают его  супруга, грозная и ревнивая Гера, и дочь его Афина – Паллада, воинственная, всегда готовая к бою  богиня.

Не сразу боги греческой мифологии получили свой антропоморфный, т. е человекоподобный, вид. Это происходило постепенно вместе с экономическим и культурным развитием общества. В более древнюю эпоху матриархальной общины, когда человек еще больше зависел от природы, испытывая страх перед ее стихиями, боги рисовались человеку в ужасном зверином облике, например, таких чудовищ, как Химера, Медуза, Ехидна, Лернейская гидра, Сфинкс и др. Химера имела тело льва, козы и дракона, извергала из трех пастей огонь и несла с собой смерть. У Медузы, одной из трех Горгон, вместо волос шевелились живые змеи, и она одним взглядом своих глаз превращала все живое в камень. В пещере под скалой обитала и наводила страх на людей нимфа с прекрасным лицом, но с телом чудовищной змеи. Среди болот жила девятиголовая Гидра, на месте каждой срубленной головы которой могли вырасти новые две. Чудовище Сфинкс (по-гречески «Сфинкс» женского рода) имело голову и грудь женщины, а туловище – крылатого льва с когтистыми лапами. Среди этих страшилищ были Орф – собака, пес Цербер с пятьюдесятью головами, стороживший вход в царство мертвых, Немейский лев, Тифон с сотнями змеиных голов, извергавших пламя и дикие вопли, гиганты с телом человека и змеи и великое множество других чудищ, столь же диких и страшных, как сама природа, грозно владевшая человеком.[6,с.228]

Однако в так  называемую эпоху патриарха, когда  общины разрослись и объединились в  большие племена, люди почувствовали  себя сильнее перед лицом природы. Во главе рода уже не стояла женщина - мать. На смену ей пришел герой, вождь  – мужчина, первый в бою и на совете старейшин, защитник и глава  уже не только одного рода, а целого племени. Вот здесь-то древние греки  создали новую мифологию, так  называемую антропоморфную, для которой  характерны боги такие же красивые, величественные и мощные, какими рисовались вожди своему народу. Да и сами вожди  тоже теперь стали мыслить потомками  этих сильных, бессмертных богов, вступавших якобы в связь с прекрасными  смертными женщинами, чтобы породить на земле целое племя героев, которые  сумели бы помочь богам в установлении порядка и уничтожении чудовищ. [23,с.6]

Информация о работе Античные мифы в истории мировой культуры