Античные мифы в истории мировой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 10:04, реферат

Краткое описание

В современном обществе велик интерес к древним культурам. Это связано с тем, что культуры современных народов немыслимы без прошлого. Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Мифы античности являются достоянием прошлого и настоящего, сохраняя мировоззрения древних греков и римлян.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 54.47 Кб (Скачать)

2.2 Миф об Орфее  и Эвридике 

Орфей - величайший из когда-либо живших поэтов и музыкантов, сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Не совершал он подвигов, подобных тем, которые прославили Персея или Геракла. Но деяния его беспримерны, так же как беспримерна его слава. Мать одарила Орфея даром песнопения и поэзии. Аполлон подарил Орфею лиру, а музы научили его играть на ней, да так, что под звуки его лиры двигались даже деревья и скалы. Наиболее известен Орфей в современности, благодаря мифу об Орфее и Эвридике.

Миф о том  как, Орфей полюбил юную дриаду Эвридику, и сила этой любви не имела себе равных. Но Эвридика наступив на змею, умерла от ее укуса. Чтобы развеять горе, Орфей отправился в странствия. Надеясь вернуть возлюбленную, Орфей смело спустился в царство мертвых. Орфей пал на колени перед Аидом, моля вернуть ему молодую жену. Но владыка мертвых был непреклонен. Тогда Орфей спросил позволения спеть Аиду и его прекрасной жене и сыграть на лире. И запел Орфей лучшую из своих песен — песню о любви. Заплакали даже не знающие пощады мстительные эринии, дрогнуло и твердое сердце владыки подземного царства. Аид позволил Эвридике вернуться в мир живых, но поставил одно условие: по пути из подземного царства Орфей не должен оборачиваться до тех пор, пока идущая за ним Эвридика не выйдет на солнечный свет. Но Орфей обернулся, и в тот же миг потерял жену навеки.

Орфей ушел в  дикие Родопские горы и пел там лишь для птиц и зверей. [12,с.312]

Эта грустная история  о любви до сих пор очень  известна. Этот миф всегда был известен благодаря театральным постановкам, которые имели большой интерес  к этой истории. Поэтому этот миф  внес огромный вклад в культуру, и имеет огромное значение в литературе и искусстве.[19,с.48]

Таким образом, мифологические элементы, созданные  еще в античные времена, до сих  пор представляют огромную ценность для современности. Рассмотренные  мифы очень известны, так как они  несут глубокий смысл и этим привлекают внимание. Особенно широко используются сюжеты мифов в театральных постановках. Из этого следует что, мифы, созданные в древности, актуальны и в современном обществе, их сюжеты наполнены смыслом и представляют собой ценность в мировой культуре.

Заключение 

Древняя Греция и ее культура занимают особое место  в мировой истории. В высокой  оценке античной цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений.

Литература, искусство  и философия Древней Греции и  Рима дали толчок развитию европейской  культуры. Античность открыла человека как прекрасное и совершенное  творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения  проявились во всех сферах духовной и  социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи и  др.

Рассмотрев все  элементы можно сказать, что античная мифология действительно играет огромное значение в культуре. Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре. В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Мифы античности это наиболее яркая черта, отличающая этот период. Именно античная мифология преимущественно заложила основу существования зодиакальных созвездий и сопутствовала развитию астрономии в Древней Греции и Риме. Литературные шедевры античности, также внесли огромный вклад в мировую классику. Мифология проникла во все сферы жизни древних жителей, а в частности греков. Начиная с быта и заканчивая религией, мифология оказывала свое воздействие. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в формах комментирования древних ученых, ставших каноническими, в форме увековечивания традиции.

Крупнейшими цивилизациями  древнего мира были древнегреческая  и древнеримская цивилизации. Они  занимали расположенные географически  близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому они были тесно  связаны между собой. Обе цивилизации  обладали развитыми культурами, которые  развивались, взаимодействуя друг с  другом.

Но римская  цивилизация, по сравнению с греческой, была более скудна в разнообразии богов, мифов, сказаний, легенд, обычаев  и др. Очень много Римская империя  заимствовала из Греции, и поэтому  эти цивилизации имеют очень  много общего. Но несмотря на скудность  римской культуры и разнообразность  греческой культуры, этот период внес огромный вклад в всемирную историю. Этот период вызывает большой интерес к своей культуре и поэтому эта тема очень актуальна в настоящее время.

Раскрывая роль античной мифологии, мы раскрыли огромное значение мифологии в духовной культуре.

Античная цивилизация  существовала двенадцать столетий, начиная  с 8 века до н.э. и закончилась 5 веком  н.э, и до сих пор ее культура вызывает постоянный интерес. Рассматриваемая нами тема имеет серьезное обоснование в научной литературе.

Таким образом рассмотрев античную мифологию и определив ее роль в духовной культуре, мы убедились в том, что постоянный интерес к античности и использование ее образов на протяжении столетий, внесли свой вклад в духовную культуру.

Список  используемых источников 

  1. Агбунов М. Античные мифы и легенды: Мифологич. словарь. — М.: МИКИС, 1999 г.
  2. Боннар А Греческая цивилизация г. Ростов-на-Дону,”Феникс”,1999
  3. Голубцова Е.С Античная Греция..– М.: Наука,
  4. Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады ,М.: Моск. рабочий, 1992 г
  5. Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба: Путеводитель по созвездиям и Луне. - М.: Наука, 1997.
  6. Келле В.Ж Наука и культура. - М.:"Наука",1996.
  7. Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов) г. Ростов-на-Дону, “Феникс”,1998
  8. Куманецкий К История культуры Древней Греции и Рима М., “Высшая школа”,1999
  9. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции: Пособие для учителей. — Изд. 5-е. — М.: Просвещение , 2000г.
  10. Лисовый И.А.,.Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001
  11. Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Античная литература. – М.: Художественная литература, 1998.
  12. Любимов Л Искусство Древнего Мира М.,”Просвещение”,2000
  13. Мертлик Р. Античные легенды и сказания: Пер. с чеш. — М.: Республика, 1999 г
  14. Метелинского Е.М Мифологический словарь.. – М.: Советская энциклопедия, 1991.
  15. Немировская. Л.З. Культурология. История и теория культуры М.:1997.
  16. Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 2000 г.
  17. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. — М.: Просвещение, 2001 г.
  18. Петискус А.-Г. Боги и легенды Олимпа: Энцикл. путеводитель по мифологии древних греков и римлян. — М.: Современник Штоль Г. Мифы классической древности: В 2 т.:
  19. Тахо-Годи А.А.. Античная литература. 2-е изд.,М., «Просвещение», 1999
  20. Тронский И.М. История античной литературы. – М.: Высшая школа, 1998
  21. Тураев С.В «Зарубежная литература» М: Просвещение, 1998 г.
  22. Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. – М.: Высшая школа, 1996

Информация о работе Античные мифы в истории мировой культуры