А.Н.Бердяев о культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 19:03, реферат

Краткое описание

Цель реферата: изучить основные мысли в трудах А.Н.Бердяев о культуре.
Задачи реферата:
1.Рассмотреть понятия «культуры» и «цивилизации».
2. Изучить антологию культурологической мысли.
3. Распределить периодизацию культуры.
4. Выявить кризис культуры.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
1. Развитие понятия «культура» и «цивилизация»…………………………………4
2.О культуре…………………………………………………………………………..6
3 Периоды культуры…………………………………………………………………9
4.Кризис культуры………………………………………………………………….11
Заключение………………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

бердяев нодо.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное  учреждение

    Высшего профессионального образования 
     

    «Сибирский  государственный индустриальный университет» 
     
     

    Кафедра истории 

    А.Н.Бердяев  о культуре 

    Реферат студента  гр. ВГЭ -09.

    Иванова А.С. 

    Старший преподаватель:

      Карпова О.Н. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Прокопьевск 2010 
 
 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………………3

1. Развитие  понятия «культура» и «цивилизация»…………………………………4

2.О культуре…………………………………………………………………………..6

3 Периоды культуры…………………………………………………………………9

4.Кризис  культуры………………………………………………………………….11

Заключение………………………………………………………………………….13

Список  литературы…………………………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Тема  данного реферата на сегодняшний  день является актуальной, потому что труды Н.А.Бердяева явились гениальным выражением духовного драматизма переломной эпохи. Работы Бердяева значимы и актуальны прежде  всего тем, что в них раскрывается драма культурного творчества, понятого как реализация изначальной и неотъемлемо присущей человеку свободы.

Цель реферата: изучить основные мысли в трудах А.Н.Бердяев о культуре.

Задачи реферата:

       1.Рассмотреть понятия «культуры» и «цивилизации».

       2. Изучить антологию культурологической мысли.

       3. Распределить периодизацию культуры.

       4. Выявить кризис культуры.

Объект  исследования – теория  Бердяева о культуре.

Предмет исследования  - периодизация культуры и кризис культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие  понятия «культура» и «цивилизация». 

      Бердяев Николай Александрович русский философ, публицист. В1922г. Был сослан из Советской России и в 1922-1924гг. жил в Берлине, а в 1924г. переехал в Кламар под Парижем. Для учения характерно признание абсолютной ценности любой личности, поколения, культуры как принадлежащих подлинному бытию. Выступал за возрождение духовной православной культуры в противовес бездуховной машинной цивилизации.

      Вслед за Шпенглером развивал понятия «культура» и «цивилизация». По Бердяеву, когда  рождается напряженная воля к  самой «жизни», ее практике, могуществу, наслаждению ею и господству над ней, тогда возникает смерть культуры. Эпоха культурного расцвета предполагает ограничение воли к «жизни», жертвенное преодоление жадности к жизни. Когда в людских массах слишком широко распространяется жадность к «жизни», высшая духовная культура, которая всегда аристократична и качественна, а не количественна, перестает быть целью. Культура перестает быть самоценной, и поэтому воля к ней умирает. Все достижения культуры символичны, а не реалистичны. Но именно цивилизация пытается осуществить жизнь. Во всякой культуре на определенной стадии е развития начинают обнаруживаться начала, подрывающие духовные основы культуры. Всякая культура – это культура духа. Всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт работы духа над природными стихиями. В самой культуре обнаруживается тенденция к разложению своих духовных и религиозных основ, к низвержению своей символики. Все культуры проходят через процесс «просвещения», который порывает с религиозными истоками и разлагает символику культуры. На определенной стадии развития культуре свойственно сомневаться в своих основах и разлагать их. Культура рассеивает свою энергию, истощается. Из «органической» она переходит в «критическую» стадию.

      Цивилизация в противоположность культуре в основе не религиозна, в ней побеждает прагматический разум «просвещения». Цивилизация по природе технична. Всякая идеология, духовная культура в ней не реальны, а являются лишь надстройкой, иллюзией. Духовные иллюзии культуры были порождены неорганизованностью жизни, слабостью ее техники. Эти духовные иллюзии исчезают, преодолеваются, когда цивилизация овладевает и организует жизнь. Именно организованная техника жизни окончательно освобождает человечество от иллюзии и обманов культуры. Она создает вполне «реальную» цивилизацию. В противоположность культуре цивилизация не символична, не иерархична и не органична, а реалистична, демократична и механична. Ей нужны не символические, а «реалистические» достижения жизни; не подобия и знаки, не символы иных миров, а самая реальная жизнь. Парадокс истории в том, что      освобождение личности, которое должна бы нести собой цивилизация, оказывается смертельным для личностной оригинальности. Личное начало раскалывалось только в культуре.

      Цивилизация же обезличивает. В ней коллективный труд вытесняет индивидуальное творчество. Цивилизация имеет не природную, не духовную, а машинную основу. Она технична. В ней техника торжествует над духом, над организмом. Все радиальные перемены в судьбе человечества, переход культуры в цивилизацию связаны с изменением отношения человека к природе. Победоносное вхождение машин в человеческую жизнь явилось началом эры цивилизации. Жизнь теряет органичность, связь с ритмом природы. В процессе технического овладения природой и организованного властвования над ее силами человек окончательно  удаляется от нее.

           По Бердяеву, у  культуры благородное происхождение. В ней не реалистически, а символически выражена духовная жизнь; даны не последние  достижения бытия, а лишь  символические его знаки. Цивилизация не имеет такого благородного происхождения. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура есть явление индивидуальное и неповторимое. Цивилизация – общее и повсюду повторяющееся. Культура имеет душу, цивилизация – лишь методы и орудия. 
 
 

О культуре 

     В жизни общественной и культурной духовный примат принадлежит культуре. Не политике и е в экономике, а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности. От демократизации культура повсюду понижается в своем качестве и в своей ценности. Она делается более дешевой, более доступной, более широко развитой, более плоской, пониженной в своем качестве, некрасивой, лишенной стиля. Культура переходит в цивилизацию. Демократия неизбежно ведет к цивилизации. Высшие подъемы культуры принадлежат прошлому, а не нашему буржуазно-демократическому веку, который более всего заинтересован уравнительным процессом. Культура и цивилизация -  не одно  и то же. Культура родилась из культа. Истоки ее – сакральны. Вокруг храма зачалась и в органический свой период была связанна с жизнью религиозной.

     Так было в великих древних культах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура – благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения. Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре реалистически, а не  символически выражена духовная жизнь. Все достижения культуры по природе своей реалистичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки. Такова же и природа культа, который есть прообраз осуществленных божественных тайн.

     Цивилизация не имеет такого благородного происхождения. Цивилизация всегда имеет вид  parvenu (выскочка). В ней нет связи с символикой культа. ЕЕ происхождение мирское.  Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа.  
 
 
 

     Культура  всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократический. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов, и признаки по преимуществу материальные, как, например, употребление железа и т.п. Культура же древних народов на самых начальных степенях своих очень своеобразна и неповторимо индивидуальна, как культура Египта, Вавилона, Греции и т.п.

Благородство  всякой истинной культуры определяется тем, что культура есть культ предков, почитание могил и памятников, связь сынов с отцами. Культура основана на священном предании. И чем древней культура, тем она значительней и прекраснее. Культура всегда гордиться древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим прошлым. И на культуре почитает особого рода благодать священства. Культура, подобно Церкви, более всего дорожит своей преемственностью. В культуре нет хамизма, нет пренебрежительного отношения к могилам отцов. Слишком новая, преданная культура, не имеет преданий, стесняется этого своего положения. Этого нельзя сказать про цивилизацию. Цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она не ищет древних и глубоких источников. Она гордиться изобретением сегодняшнего. У нее нет предков. Она не любит могил. Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она возникла сегодня или вчера. Все в ней новенькое, все приспособлено к удобствам сегодняшнего дня. В культуре происходит вечная борьба вечности со временем, великое противление разрушительной власти времени. Культура борется со смертью, хотя бессильна победить ее реально. Ей дорого увековечение, непрерывность, преемственность, прочность культурных творений и памятников. Культура, в которой есть религиозная глубина, всегда стремиться к воскрешению. В этом отношении величайшим образом культура религиозной является культура Древнего Египта. Она вся была основана на жажде вечности, жажде воскресения, вся была борьбой со смертью. И египетские пирамиды пережили долгие

тысячелетия и сохранились до наших дней. Современная  цивилизация не строит уже пирамид  и не дорожит тем, чтобы памятники ее имели тысячелетнюю прочность. Все быстротечно в современной цивилизации. Цивилизация, в отличие от культуры, не борется со смертью, не хочет вечности. Она не только мирится со смертоносной властью времени, но и на этой смертоносности временного потока основывает все свои успехи и  завоевания. Цивилизация очень приятно и весело устраивается на кладбищах, забыв о покойниках. Цивилизация футуристична. В цивилизации есть хамизм зазнавшегося рагуепи. Этот хамизм сообщается и культуре, которая хочет быть окончательно безрелигиозной .

   В культуре действуют два начала - консервативное, обращенное к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращенное к будущему и созидающее новые ценности. Но в культуре не может действовать начало революционное, разрушительное. Революционное начало по существу враждебно культуре, антикультурно. Культура немыслима без иерархической преемственности, без качественного неравенства. Революционное же начало враждебно всякому иерархизму и направлено на разрушение качеств. Дух революционный хочет вооружить себя цивилизацией, присвоить себе ее утилитарные завоевания, но культуры он не хочет, культура ему не нужна... Вообще нельзя создать новой культуры, не имеющей никакой преемственной связи с прошлой культурой, не имеющей никакого предания, не почитающей предков. Идея такой новой революционной культуры есть сопtгаdiсtiоill adjecto(противоречие в определении)...

  Демократическим путем не могут создаваться «науки»  и «искусства», не творятся философия и поэзия, не появляются пророки и апостолы. Закрытие аристократических источников культуры есть иссякновение всяких источников. Придется духовно существовать мертвым капиталом прошлого, отрицая и ненавидя это прошлое . И сами источники культуры в прошлом все более и более теряются, отрыв от них все более и более углубляется. Вся европейская культура большого стиля связана с преданиями античности. Настоящая культура и есть античная греко-римская культура, и никакой другой культуры в Европе не существует. 

Периоды культуры 

   Всякая  культура имеет периоды своего цветения, своего высшего подъема. В начале развития культуры - варварство, в конце этого развития - упадничество. Варварство и упадничество с противоположных концов угрожают культуре. Всякая культура исчерпывает себя, иссякает и склоняется к упадку. На вершине своей культура отрывается от онтологических своих основ, отделяется от жизненных своих истоков, утончается и начинает отцветать. Осень культуры - самая прекрасная и утонченная пора. Поздние цветы культуры - самые изысканные ее цветы. В это время в культуре достигается наибольшая острота познания и наибольшая сложность. Раздвоение упадочной культуры открывает многое, закрытое для более цветущих и здоровых культурных эпох. Эпохи утонченного декаданса культуры не так бесплодны, как это представляется на первый взгляд: в них есть и свое положительное откровение. Цветущая органическая целостность не дает знания противоположностей, она пребывает в одном и счастливо не знает другого. Слишком большое усложнение и утончение культуры нарушает эту целостность, выводит из счастливого неведения противоположностей. В искусстве, в философской мысли, в мистической настроенности раскрываются две полярные бездны. Приобретается более острое знание и добра и зла. Но воля к жизни, к ее устроению и развитию не имеет прежней цельности. Появляется утонченная усталость. Нет уже веры в прочность культуры. В этом мире, в достижимость совершенства и красоты цветущей культуры. Возрастает недовольство этим миром, тоска по мирам иным. Культура внутренне перегорает. В ней образуются материалы для нового мира, готовится новое откровение, новое пришествие.

Информация о работе А.Н.Бердяев о культуре