А.Н.Бердяев о культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 19:03, реферат

Краткое описание

Цель реферата: изучить основные мысли в трудах А.Н.Бердяев о культуре.
Задачи реферата:
1.Рассмотреть понятия «культуры» и «цивилизации».
2. Изучить антологию культурологической мысли.
3. Распределить периодизацию культуры.
4. Выявить кризис культуры.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
1. Развитие понятия «культура» и «цивилизация»…………………………………4
2.О культуре…………………………………………………………………………..6
3 Периоды культуры…………………………………………………………………9
4.Кризис культуры………………………………………………………………….11
Заключение………………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

бердяев нодо.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

   В культуре всегда действовали два начала - классическое и романтическое, и в разные эпохи преобладало то одно, то другое начало и создавало преобладающий стиль культуры. Греция явила высочайшие образцы культуры классической. Но и в Греции была уже культура романтическая. После Ницше невозможно этого отрицать. Классическое и романтическое переплетаются, борются друг с другом и взаимодействуют. Классическая культура есть культура имманентная, осуществляющая совершенство в пределе, замкнутое и завершенное совершенство на земле. Она стремится к строгим формам, не допускающим прорывов, в ней не раскрываются беспредельные дали. Романтическая культура есть культура с трансцендентальными прорывами, осуществляющая совершенство в беспредельности, размыкающая и не допускающая совершенства

на земле. Формы ее не столь строги, и в  ней всегда есть прорывы, всегда раскрываются за ней беспредельные дали. Классическая культура не знает иного мира за своими пределами и ничего не говорит о нем.

     Романтическая культура вся есть о мире за пределами, вся устремлена к совершенству в  вечности и безмерности. Христианская культура по принципу своему романтична, а не классична, хотя принцип классицизма в ней действует как одно из вечных начал. Классическая культура означает довольство культурой. Это довольство невозможно в христианском мире. Христианский мир заболел трансцендентной тоской. И тоска эта отпечаталась на его культуре. Совершенство на земле, в культуре, для этого мира невозможно... Совершенная культура так же невозможна, как невозможно совершенное общество. Совершенство возможно лишь в ином мире, в ином плане, в благодатном, а не природном порядке. Культура имеет религиозные основы, она полна религиозной символики, и в ней не достигаются онтологически реальные результаты. Наука и искусство, государство и семья, право и хозяйство - не последние реальности бытия, не онтологические достижения познания и красоты, власти и любви, общения людей и регулирования природы, а лишь знаки, лишь символы этих реальных достижений. Невозможна и низка совершенно безрелигиозная культура, но невозможна и онтологически религиозная культура. Культура явилась дифференциацией культа, она явилась уже в результате выделения из храма, отделения от религиозного центра. И процесс секуляризации культуры - неотвратимый и роковой процесс. Секуляризация и есть внутренняя трагедия культуры... Культура религиозна по своему происхождению и религиозна по своему заданию. 
 

  Кризис  культуры 

  Давно уже на вершинах культуры начался  кризис культуры. В самых утонченных плодах культуры чувствуется недовольство культурой, недостаточность культуры, болезненный в ней надлом, искание путей к бытию сверхкультурному.

   Кризис  культуры и искание нового бытия, превышающего культуру, совершается в том избранном меньшинстве, которое познало культуру до конца и изжило пути культуры, в высшем культурном слое... Для огромного большинства никакого кризиса культуры не существует. Огромное большинство должно еще приобщиться к культуре и пройти пути ее. Кризис культуры по характеру своему есть кризис аристократический, а не демократический...

   Поистине, кризис культуры совершается иерархически, как и вес, что подлинно, а не призрачно в мире совершается... Кризис культуры совершается в глубинном измерении, а не в измерении плоскостном... Кризис этот есть острое переживание и острое сознание на вершинах культуры внутренней противоположности и внутренней несоизмеримости между культурой и бытием, между культурой и творчеством. Когда культура доходит до своих пределов, до последних утончений и усложнений своих проблем, начинают сознавать, что высшие достижения культуры не есть новое бытие новая жизнь, что высшие продукты культуры несоизмеримы с творческим порывом, с творческим заданием.

Культура  есть неотвратимый путь человека и  человечества. Нельзя миновать его. Необходимо изжить пути культуры, чтобы выйти за пределы культуры. к высшему творческому бытию. Лишь на вершинах культуры творческое дерзновение может разбить цепи культуры, приковывающие к этому миру. Есть еще путь святости, путь, для немногих существующий. Но и этот путь есть путь высшей культуры духа. Он лежит в глубочайшей основе христианской культуры. Два явления выходят за пределы канонических норм культуры святость и гениальность. Но святость и гениальность - величайшие явления духовной культуры, истинные ее двигатели. Человечество обречено культуре... Высшая культура нужна лишь немногим. Для средней массы человечества нужна лишь средняя культура. Это и говорит об иерархическом строе культуры. Высшие цели мировой и исторической жизни связаны с тем, что понятно и существенно нужно лишь немногим. Но этим нужным и понятным лишь немногим духовно держится весь мир и вся история. В культуре есть эзотерика и экзотерика. Понятное лишь на высших ступенях имеет существенное значение для самых низших ступеней. Философия нужна для техники. Кризис культуры совершается на самых высших ступенях творческой жизни. Но это имеет мировое значение. Сверху идет духовная волна до самого низа... Так подходим мы к апокалипсису культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В данном реферате была раскрыта тема: «Н.А.Бердяева о культуре». Трудно найти серьезную философскую или культурологическую проблему, которая бы так или иначе не получила своего осмысления в трудах Бердяева.

Для культурологи работы Бердяева значимы прежде всего  тем, что в них раскрывается драма  культурного творчества, понятого как реализация изначальной и неотъемлемо присуще человеку свободы.

Бердяев исходит из ново философского понимания  духа, преодолевая обезличивающую трактовку  классического рационализма. Здесь  он мыслит в русле христианской традиции, но наполняет ее новым философским содержанием.

      По  Бердяеву, дух есть свобода, но и  дух и свобода не безличны, они  всецело принадлежат личности. Именно личность, а не безличный разум  есть подлинный субъект творчества, подлинный творец культуры. Дух у  человека от бога, но свобода, присущая  духу, имеет не только божественное происхождение: свобода корениться в том безначальном и до – бытном «ничто», из которого Бог сотворил мир. Таким образом Бердяев отстаивает достоинства человека как творца культуры, такое понимание позволило Бердяеву заглянуть в святая святых культурного творчества и увидеть подлинный драматизм отношений человека и культуры.

      Бердяев видит, какую опасность несут  для культуры те формы цивилизации,  которые заявили о себе в начале ХХ века. Однако уже в самой сущности культуры кроется начало, ограничивающее и притягивающее вниз творческий порыв духа. Культура и ее формы нередко противостоят личности как нечто принудительное и сковывающее творческую свободу. Это оберегает от опасного произвола и своеволия, но здесь, же кроются и существенные ограничения творческой свободы. Для Бердяева определяющая человека культурная форма есть не что иное, как  «остывшая свобода» мнимого духа, это – отделившееся от человека результат, личного творчества, а не выражение немого безличного мирового разума. Но отсюда вытекает и трагедия культурного творчества: дух вынужден воплощаться в предметно – символические формы, сковывающее его свободу и устремленность в беспредельное.

      Яркое ощущение кризиса, болезненное раздувание в поисках путей выхода сильно выражены у Н.А.Бердяева. Сама культура просматривается не как «осуществление новой жизни, добра, жизни, ее красоты, могущественности, божественности», а как, «великая неудача жизни». Имеется в виду, что «творческий акт притягивается в культуре внизу и отяжелевает». Если у Шпенглер считал, что опасность кроется в цивилизации, то Бердяев видел также в культуре и ее формах нечто противостоящее личности, принудительное и сковывающее творческую свободу. Вместе с тем это лишь один из ликов культуры – ведь это «принудительность» оберегает от опасного произвола и своеволия. Выходом из такого раздвоения является дух как внерациональное начало человека, выводящее его за пределы мира, за пределы необходимости, именно дух соединяет человека с божественным, и именно поэтому свобода есть великая неопределенность и великий риск, возможность не только для возвышенного, для добра, но и для падения, для зла. Поэтому постоянно борются между собой воля и культура и упорная, но прагматическая и бескрылая воля к жизни, характерная для цивилизации. Бердяев надеялся на «чудо религиозного преображение жизни» которое сделает путь цивилизации плодотворным, поставив и технические достижения на благо. Большие надежды философ  возложил на «русскую идею», которая соответствует характеру и призванию русского народа.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1. Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения.- М.: ЗАО из-во ЭКСМО ПРЕСС, Харьков: изд-во «Фолио», 1998.-624с.
  2. Бердяев Н.А. О культуре // Антология культорологической мысли / Авт. – сост. С.П. Мамонтов. М.: Изд-во РОУ, 1996. – с. 195-198.
  3. Гальцева Р. Новая встреча с Н.А. Бердяевым//Культурология. -1999. -№3-с169-179.
  4. Мамонтов С.П. Основы культурологи М.:Изд-во РОУ, 1996.-60с.

Информация о работе А.Н.Бердяев о культуре