Шпоры по КСЕ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:41, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на 29 вопросов.

Файлы: 1 файл

Копия шпоры.doc

— 237.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
Немецкий  ученый Г. Рихтер (1865 г.) разработал гипотезу занесения живых существ на Землю из космоса. Зародыши могли попасть на Землю вместе с метеоритами и космической пылью и положить начало эволюции живого, которая породила все многообразие земной жизни. Эта концепция называлась концепцией панспермии. Ее разделяли такие ученые, как Г. Гельмгольц, У. Томсон, что способствовало ее широкому распространению среди ученых. Но она не получила научного доказательства, так как примитивные организмы или зародыши должны были погибнуть под действием ультрафиолетовых и космических лучей.  

В 1924 г. вышла  книга «Происхождение жизни» советского ученого А. И. Опарина, где он теоретически и экспериментально доказал, что органические вещества могут образовываться при действии электрических зарядов, тепловой энергии, ультрафиолетовых лучей на газовые смеси, содержащие пары воды, аммиака, метана и др. Под влиянием различных факторов природы эволюция углеводородов привела к образованию аминокислот, нуклеотидов и их полимеров, которые по мере увеличения концентрации органических веществ в первичном бульоне гидросферы способствовали образованию коллоидных систем, которые, выделяясь из окружающей среды и имея неодинаковую внутреннюю структуру, по-разному реагировали на внешнюю среду.

 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таким образом, важнейшими шагами в ходе эволюции человека стали прямохождение, а также развитие руки и мозга. Они привели его к очеловечиванию. Переход к прямохождению был вызван наступлением ледникового периода. Прямохождение высвобождало передние конечности и постепенно превращало их в руку - орган трудовой деятельности.

4. Мутационная  концепция - приматы превратились  в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе. Человек выделился из животного мира благодаря появлению способности к труду и сознательной деятельности. Как считает современная наука, возникновение таких необычных способностей у предчеловека должно было опираться на какие-то биологические предпосылки, создавшие возможность такого скачка. На этой основе возникли предпосылки о роли мутаций у предчеловека в наследственном аппарате. Причины появлений мутаций такого рода могли быть самыми разными. Одной из причин стало влияние ближнего космоса и солнечной активности. Воздействие ближнего космоса шло по 2м направлениям: через изменение среды обитания древних обезьян, прежде всего ландшафта и климата, и через трансформацию самой жизни, проявлявшуюся через мутации, естественный отбор и борьбу за существование. В качестве еще одной причины мутаций ученые называют периодическую смену магнитных полюсов Земли. На протяжении последних 4 млн. лет северный и южный полюса менялись 4 раза. Но в период смены полюсов магнитосфера Земли, защищающая биосферу от космических лучей, намного ослабевает. Это приводит к увеличению ионизирующей радиации на 60% и в 2 раза увеличивает частоту мутаций в зародышевых клетках гоминид. В 1960-е годы ученым удалось выяснить, что источником генетических мутаций может быть не только радиация, но и стресс, запредельные нервные нагрузки.

5. Космическая концепция - человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.

По степени  доказательства эта точка зрения стоит ближе всего к концепции  креационизма. Возникла она в 60е годы 20 в. под влиянием успехов космонавтики и растущей популярности научно-фантастической литературы. Сторонники этой концепции исходят из того, что человек на Земле появился в результате вмешательства инопланетян.

 
 
 
  Пассионарность человека – это его органическая способность к сверхнапряжению, к жертвенной деятельности ради высокой цели… Деяния, продиктованные пассионарностью, легко отличимы от обыденных поступков, совершаемых вследствие наличия общечеловеческого инстинкта самосохранения, личного и видового.
 
Древность происхождения расового признака определяется площадью его географического распространения. Если он проявляется у многих популяций людей на обширных территориях континента, то это объясняется местным формированием его с древних времен. Если признаки комплексно меняются, то это также является показателем принадлежности расовому стволу.

Экваториальная раса отличается темной окраской кожи, волнистыми или курчавыми волосами, широким, слабо выступающим носом, низким или средним переносьем, поперечным расположением ноздрей, выстпупающей верхней губой, большой ротовой щелью, выступающими вперед зубами   

 Евразийская раса. Характерны светлая или смуглая окраска кожи, прямые или волнистые волосы, обильный рост волос на лице, узкий и резко выступающий нос, высокое переносье, продольное расположение ноздрей, прямая верхняя губа, небольшая ротовая щель, тонкие губы. Часто встречаются светлые глаза и волосы, зубы поставлены прямо, имеется сильная клыковая ямка. Евразийская раса составляет 2/3 численности населения Земли (  

 Азиатско-американская раса имеет смуглый оттенок кожи, прямые, часто жесткие волосы, слабый рост волос на лице, среднюю ширину носа, низкое или среднее переносье, слабо (в Азии) или сильно (в Америке) выступающий нос, прямую верхнюю губу, среднюю толщину губ, уплощенное лицо, внутреннюю складку века  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
   
 
 
 
 
 
 
28. Роль наследственности в формировании человеческой индивидуальности.

Под наследственностью  понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.  
Наследственность – это генетическая программа человека, определяющая его генотип. 
Наследственные программы развития человека включают детерминированную и  переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

- Детерминированная  часть наследственной программы  обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.

- От родителей  к детям передаются внешние  признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.

- Жестко генетически  запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.

- Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость.

- К наследственным  свойствам относятся также особенности  нервной системы, обусловливающие  характер, особенности протекания психических процессов.

- По наследству  передаются задатки к различным  видам деятельности. У каждого ребенка от природы имеются четыре группы задатков: интеллектуальные, художественные и социальные. Задатки являются природной предпосылкой развития способностей. Несколько слов необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных, учебных) задатках. Все нормальные люди от природы получают высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности, изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности.

 
29. Механизмы наследственности. Мутации.

Представление о дискретных наследственных факторах было сформулировано основателем генетики Грегором Менделем еще в 60-е годы прошлого века, но принято и осознано наукой только в начале XX в… Тогда же В. Иоганзен назвал эти факторы генами, а местом их локализации в клетке единодушно были признаны хромосомы ядра. Однако вплоть до 50-х годов ничего не было известно ни о материальной природе генов, ни о механизмах их действия и контроля над формированием признаков. В 1927 г. русский ученый Николай Константинович Кольцов выступил с докладом, где изложил свои довольно гипотетические взгляды на материальную природу генов и хромосом. Из предложенной Кольцовым схемы организации хромосомы вытекает, что можно поискать такие химические вещества, которые способны модифицировать боковые радикалы, т.е. возможен индуцированный химический мутагенез. В середине 30-х годов он предложил своим молодым сотрудникам начать поиск таких химических мутагенов. Наибольшего успеха из них добился ИосифАбрамович Рапопорт, который по праву считается одним из первооткрывателей химического мутагенеза. Вместо случайной сборки генов в хромосому при ее удвоении Кольцов предложил фактически матричный принцип воспроизведения хромосом, сохраняющий порядок генов. Для этого он постулировал как бы "гомологию" отношений между одноименными боковыми радикалами (генами).

НАУКА середины XX в. была потрясена открытием генетического кода. Хотя этого события и ожидали все ученые, но когда оно произошло (1965), научный мир не удержался от рукоплесканий. "Финалисты" решения этой проблемы (Ф. 
Крик, Дж. Уотсон, М. Уилкинс, М. Ниренберг, Г. Корана, Р. Холли) были увенчаны Нобелевскими премиями. Проблема генетического кода заняла центральное место в учебниках биологии, генетики, молекулярной биологии, биофизики и остается там до сих пор.

 
30.
 
31.
 
32.
 
33.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   

Но такому великолепному открытию предшествовали долгие годы научных изысканий. Первым эту проблему сформулировал Г.А. Гамов, что послужило основой для теории генетического кода. Однако попытки его расшифровки оказались почти безрезультатными. Мутации, появляющиеся в естественных условиях под влиянием внешней среды обозначаются термином «спонтанные мутации».

 Радиация . Воздействие  разнообразных факторов окружающей среды, включая радиацию и ряд химических соединений, приводит к увеличению частоты мутаций. В 1927 году американский генетик, впоследствии - лауреат Нобелевской премии Генрих 
Меллер впервые показал, что облучение рентгеновскими лучами приводит к существенному увеличению частоты мутаций у дрозофилы. Эта работа положила начало новому направлению в биологии - радиационной генетике.

Примерно один процент всех новорождённых появляется на свет с хромосомными или генными аномалиями. О том, сколько беременностей прерывается из-за этих аномалий до срока, точных данных нет. Подавляющее большинство детей, родившихся с аномалиями наследственного аппарата, имеют и многочисленные пороки строения – уродства. В целом ущерб здоровью человека от генетических нарушений вряд ли на много меньше, чем от сердечно- сосудистых заболеваний. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 Но педагоги и психологи признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания.

Очень важен вопрос о наследовании моральных качеств и психики. Ведущим положением отечественной педагогики было утверждение, что все психические и моральные качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Дети не наследуют моральных качеств родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении.

В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены.

 
   
 
 
 
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  7.Почему из всех планет солнечной системы жизнь возможно только на земле?
 
14. Раскройте основные положения картины мира Аристотеля-Птолемея.

В наиболее четкой форме геоцентрическая система мира была разработана великим ученым древности Аристотелем (IV в. до н. э.). Его представления развил и завершил александрийский астроном К. Птолемей (II в. н. э.). Свою систему мира Птолемей изложил в книге «Альмагест».

Согласно  системе мира Птолемея, в центре Вселенной расположена Земля, окруженная более чем 50 прозрачными хрустальными сферами. Они имеют общий центр и управляют движением Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна и звезд. Для управления движением Солнца и Луны выделялось две (по одной на каждое светило) сферы с расположенными на них окружностями — деферентами, по которым и двигались Солнце и Луна.

Но для  планет с их сложными движениями этого  было недостаточно. Поэтому Птолемей считал, что по деференту движется не сама планета, а центр другой окружности несколько меньших размеров — так называемый эпицикл. По этому эпициклу движется центр следующего по порядку эпицикла и т. д. Планета же обращается лишь по самому последнему эпициклу. Внешняя сфера неподвижных звезд совершает полный оборот вокруг оси в течение суток и приводит в движение остальные сферы, обеспечивая тем самым видимую картину движения небесных светил.

С помощью  эпициклов и деферентов удавалось довольно точно описать наблюдаемые движения планет и предвычислять положения небесных тел на будущее.

Геоцентрическая система мира Аристотеля—Птолемея  находилась в согласии с религиозным  вероучением о центральном месте Земли во Вселенной, и поэтому церковь в  течение многих веков препятствовала развитию правильных научных представлений о строении мира.

 
  15. С чем связан крах механистической картины мира в конце 19- начале 20 века?
 
  18. Полюса на замле менялись – можно ли доказать данное утверждение.
 
 19. Как соотносятся между собой ген, аллель, хромосома, молекула ДНК ?
 
 22. Почему нельзя построить вечный двигатель?
 
  23. Из чего состоит атом? Насколько масса атома зависит от количества электронов?
 
  24. Каковы основные свойства пространства?
 
 25. Каковы основные свойства времени?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
  
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
26. Сколько времени пройдет  на космическом корабле, двигающемся со скоростью света, если на Земле прошел 1 год?
 
  27. В чем сущность субстанциональной концепции пространства и времени?
 
  28. В чем сущность релятивистской концепции пространства и времени?
 
29. Что является источником энергии солнца?
 
 
   
            
 
 
 
 
 
   
 
 
 
 
 
 
   
 
 
 
 
 
     

Информация о работе Шпоры по КСЕ