Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:16, курс лекций
Работа содержит ответы на 32 вопроса по дисциплине "Концепцияи современного естествознания".
Картина мира - это целостное миропонимание, синтезирующее знания на основе систематизирующего начала (научного принципа, идеи, религиозного догмата и т. д.), который определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры.
Словосочетание «научная картина мира» подразумевает некую аналогию между совокупностью описывающих реальный мир научных абстракций и неким "живописным полотном", на котором художник компактно разместил все предметы мира. Как и все прочие аналогии, эта довольно приблизительно отражает суть дела, но тем не менее такое словосочетание обладает удивительным свлйством - оно позволяет разворачивать "живописное полотно" подробнее, и при этом сходство с объектом аналогии сохраняется!
Место Е. в жизни и развитии общества вытекает из его связей с др. социальными явлениями и институтами, прежде всего с техникой, а через неё с производством, производительными силами вообще и с философией, а через неё с борьбой классов в области идеологии. При всей внутренней целостности, вытекающей из единства как самой природы, так и теоретического взгляда на неё, Е. представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, нередко противоречивыми. Е. не входит ни в базис, ни в идеологическую надстройку общества, хотя в своей наиболее общей части (где формируется картина мира) оно связано с этой надстройкой. Связь Е. через технику с производством, а через философию с идеологией довольно полно выражает наиболее существенные социальные связи Е. Связь Е. с техникой складывается в силу того, что "техника... потому и служит целям человека, что ее характер (суть) состоит в определении ее внешними условиями (законами природы)" (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 170). В современную эпоху Е. опережает технику в своём развитии, т. к. его объектами всё чаще становятся совершенно новые, неизвестные ранее вещества и силы природы (например, атомная энергия), а потому, прежде чем может встать вопрос об их техническом применении, требуется "фронтальное" их изучение со стороны Е. Тем не менее техника с её потребностями остаётся движущей силой развития Е. Связь с техникой лежит, согласно К. Марксу, в основе определения Е. как непосредственной производительные силы.
Связь Е. с философией
вытекает из того, что "естествоиспытатели...
без мышления не могут двинуться
ни на шаг, для мышления же необходимы
логические категории..." (Энгельс
Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
2 изд., т. 20, с. 524), которые разрабатываются
философией. Чем более широкий
характер имеют теоретические обобщения
в Е., тем теснее они связаны
с философией. Отсюда возникает потребность
в единстве между философами и
естествоиспытателями, их взаимопомощи.
О союзе между ними писал ещё
А. И. Герцен. Ф. Энгельс посвятил этому
вопросу свою "Диалектику природы".
В. И. Ленин отмечал, что без поддержки
со стороны философов-
Информация о работе Шпаргалка по "Концепциям современного естествознания"