Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 12:33, реферат
Наука в целом представляет собой сложнейшее явление. Акцентируя внимание на целях и задачах науки, можно дать следующее определение: наука - это специфическая деятельность по производству и получению новых знаний. Акцентируя внимание на специфике научной деятельности, можно предложить такое определение: наука - это специализированная эмпирическая и теоретическая деятельность, направленная на получение истинного знания о мире. Принимая во внимание нормативную сторону научной деятельности, можно дать такое определение: наука - это деятельность, регулируемая идеалами и нормами получения, объяснения и построения научного знания. В зависимости от позиции с которой рассматривают науку, получают различные определения отражающие её суть. Чтобы лучше понять что такое наука рассмотрим её структуру.
Введение……………………………………………………………………………………………………..2
Научные школы…………………………………………………………………………………………..6
Развитие научной школы в России……………………………………………………………11
Научные школы и формы организации исследовательской деятельности……15
Научные школы и научные лидеры……………………………………………………17
Научные школы и поддержка молодежи в российской науке……………………..20
Решение кадровых проблем путем поддержки малого инновационного предпринимательства…………………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………………………...29
стимулирование мобильности научных кадров. В более широком смысле привлечение молодежи в науку может происходить и через стимулирование инновационной деятельности, поскольку малый инновационной бизнес, непосредственно связанный с выполнением НИОКР - это дополнительная форма занятости. Одновременно характер научно-инновационной деятельности, являясь рисковым, по самому своему содержанию более привлекателен для молодых, чем для ученых старших возрастов.
Остановимся подробнее на возможных формах поддержки и привлечения молодежи в науку, которые можно рассматривать в качестве альтернативы поддержке молодежи через программу научных школ.
Научно-образовательные центры представляют собой одну из форм интеграции образования и науки. Необходимость такой интеграции была заявлена в качестве одной из стратегических задач государства в самом начале 90-х, а практически она стала поддерживаться правительством в 1996 году, когда была запущена Президентская целевая программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и
фундаментальной науки на 1997-2000 гг.» («Интеграция») .
Интеграция науки и образования имеет большое значение, поскольку делает результаты научных исследований быстро востребованными, естественным образом обеспечивая трансфер фундаментальной науки в образовательный процесс и практику. Появляется также опосредованная связь науки и бизнеса (через инновационную инфраструктуру, которая обычно формируется вокруг университетов). Связующим звеном становятся кадры, в том числе студенты и аспиранты. Наконец, доходы от образовательной деятельности вузов могут быть одним из источников финансирования фундаментальной науки, способом инвестирования средств, полученных в виде платы за обучение, в научные исследования вузов. Такая практика существует в ряде развитых стран мира, и полностью себя оправдывает. И таким образом наука поддерживает образование на современном уровне, а образование служит одним из источников дальнейшего финансирования науки.
Несмотря на то, что Программа «Интеграция» была очень своевременной и важной, средств по ней было выделено недостаточно для того, чтобы интеграция приобрела новое качество. Развитие пошло по линии закрепления за НИИ и вузами тех функций, которые были им присущи изначально: в вузах, благодаря интеграции, улучшилась подготовка специалистов, а академические институты получили возможность готовить для себя эксклюзивные кадры молодых исследователей. Между тем укрепления науки в вузах не произошло, а структура организации и финансирования науки практически не изменились. Если в 1996г. в вузах выполнялось 11,2% общего объема фундаментальных исследований, проводимых в стране, а в академических институтах - 58,3%, то к 2005г. - времени завершения Программы «Интеграция» - данное соотношение изменилось незначительно. В вузах выполнялось 12,3% общего объема фундаментальных исследований, в академических научных организациях - 71,5%.
Принципиально новая модель интеграции была предложена Программой «Фундаментальные исследования и высшее образование» (BRHE), реализация которой началась в 1998 году. Данная Программа является совместной инициативой Министерства образования и науки РФ и Американского фонда гражданских исследований и развития. Изначально финансирование осуществлялось на паритетной основе: 50% выделяла российская сторона (в том числе 25% - федеральные средства, 25% - местные, в том числе региональные, источники) и 50% - американская сторона через CRDF, благодаря грантам, выделенным Фондом Джона Д. и Катерины Т. МакАртуров и Корпорацией Карнеги в Нью-Йорке. В качестве местных источников рассматривались любые внебюджетные средства, в том числе собственные средства вузов, доходы от выполнения контрактов, а также средства, выделенные НОЦ из региональных бюджетов. Впоследствии доля американских источников сократилась до 30% и, соответственно, возросли доли Министерства образования и науки РФ и местных источников - 35:35.
Программа BRHE направлена на поддержку естественнонаучных исследований, проводимых в российских университетах, через создание в них Научно-образовательных центров. В Центрах должны обязательно сочетаться три компонента: образование, исследовательская деятельность и развитие внешних связей с научными, образовательными, промышленными и другими отечественными и зарубежными организациями и предприятиями. Кроме того, обязательным элементом Программы является поддержка молодых исследователей, студентов и аспирантов, в том числе через организацию специальных молодежных конкурсов проектов. На эти цели каждый Центр должен расходовать по крайней мере 10% общего объема финансирования.
Всего было создано 16 таких Центров, каждый из которых получил гарантированное («базовое») финансирование размером около 1,5 млн. долларов на 5 лет. Всего на поддержку Центров в 1998-2005 гг. было выделено 26,6 млн. долларов, из которых 51,6% приходится на долю американских источников, 28,1% - бюджетные средства, выделенные Министерством образования и позднее - Министерством образования и науки, и остальные 20,3% - привлеченные Центрами местные источники. С 2006г. «базовое» финансирование больше не выделялось, и поддерживаться стали научные проекты, за получение которых Центры конкурируют друг с другом. Эта мера должна стать стимулом для того, чтобы университеты и созданные в них НОЦ более активно искали пути дальнейшего устойчивого развития.
Стабильное долгосрочное финансирование позволило поставить такие задачи, которые невозможно решать в рамках более скромных проектов, а именно покупать и обновлять научное оборудование, развивать новые учебные программы на базе исследований, быстро внедрять их в учебный процесс. Существенное отличие данной инициативы от программы «Интеграция» состояло не только в масштабах финансирования и его концентрации на небольшом числе Центров (по программе «Интеграция» было создано 154 учебно-научных центра, которые можно в определенном смысле рассматривать в качестве аналогов и предшественников НОЦ), но и в том, что НОЦ были четко сфокусированы на интегрированном развитии трех компонентов - науки, образования и внешних связей. Кроме того, особенность программы BRHE состоит в постоянном мониторинге и анализе промежуточных результатов, включающем не только периодическую отчетность грантополучателей, но и регулярные визиты в НОЦ экспертов и сотрудников Программы.
Единой модели Центра, к которой следовало бы стремиться всем НОЦ, нет, несмотря на наличие ряда правил, которые все Центры должны выполнять по условиям Программы. Однако в задачи Программы и не входило создание единого шаблона, поскольку такой подход мог бы погубить оригинальные инициативы.
Каждый Центр имеет приоритеты, в соответствии с которыми строит свою стратегию и организует работу. Они связаны с предшествующей работой коллективов, на базе которых были созданы Центры. Как правило, в первую очередь происходит укрепление тех компонентов, которые были изначально самыми сильными (либо образовательная деятельность, либо научная, а в некоторых случаях - внешние связи).
Различия между Центрами не в последнюю очередь связаны с тематикой проводимых в них исследований, которая диктует оптимальные размеры научных групп, структуру затрат, и организационную структуру управления НОЦ. Области исследования различаются между собой и средней частотой публикаций, и тем, как часто проводятся по различным проблемам конференции.
В среднем около половины суммарного размера гранта Центры потратили на покупку оборудования, 20% - на заработную плату, 10% - на поддержку молодых ученых и аспирантов. В НОЦ сложилась благоприятная кадровая ситуация, поскольку доля молодежи и студентов там выше, чем удельный вес более старших возрастных групп исследователей и преподавателей. Соотношение в НОЦ научно-педагогического персонала и студентов с аспирантами приближается к 1:1. Фактически это означает индивидуальный подход ко всем студентам, участвующим в работе НОЦ, - по аналогии со школами подготовки элитных кадров.
Поскольку в данном проекте поддерживается именно вузовская наука, и в вузах размещается новое оборудование, то это послужило стимулом для академических организаций к сотрудничеству с НОЦ не только для того, чтобы привлечь в Академию талантливые кадры, но и проводить совместные научные исследования. Данные об участниках программы демонстрируют, что в среднем в Центрах соотношение исследователей из вузов и академических институтов составило 2:1. Научное сотрудничество стало равноправным, и таким образом был получен эффект, которого не удалось достичь в рамках программы «Интеграция». Согласно усредненным данным о структуре участников НОЦ, исследователи из академических НИИ составляют 10,3% общего числа работающих в НОЦ, профессорско-преподавательский состав вузов - 23,4%, аспиранты - 17,1%, студенты - 49,2%. В среднем около 60% участников НОЦ моложе 35 лет, поэтому можно говорить о том, что модель НОЦ позволяет закреплять в науке молодых.
Благодаря обновлению приборной и материальной базы исследований, кооперации университетов друг с другом и с научными организациями, интеграции различных факультетов внутри университетов появились не только новые направления работ, но и усилилась междисциплинарность выполняемых проектов. Качество проводимых научных
исследований и интегрированность российских ученых в международное научное сообщество также возросли - об этом можно судить по растущей доле статей, подготовленных сотрудниками НОЦ в соавторстве с зарубежными коллегами и опубликованных в ведущих научных журналах. В среднем по всем НОЦ число таких публикаций возросло на 30% за годы реализации Программы. Развитие научных исследований, в свою очередь, повлекло за собой обновление и пересмотр лекционных курсов и практических занятий. Ежегодно каждый из Центров вносил коррективы в программы обучения студентов. При этом число обновляемых программ колебалось от 34 до 20.
Модель НОЦ была признана настолько успешной, что в 2005г. Министерство образования и науки РФ приняло решение о создании на конкурсной основе научно- образовательных центров в российских университетах по модели Программы «Фундаментальные исследования и высшее образование». Вторым показателем успеха программы создания НОЦ можно считать то, что университеты пересмотрели подходы к планированию своей работы и стратегическому управлению. Это помогло им сформировать программы перспективного развития и потому успешно участвовать в конкурсе инновационных вузов в рамках национального проекта «Образование». В итоге из 18 вузов, на базе которых были созданы НОЦ, победителями конкурса инновационных образовательных программ стали 14 (78%). Кроме того, на базе двух университетов, в которых действуют НОЦ, были образованы Сибирский и Южный федеральные университеты.
Таким образом, результаты программы «Фундаментальные исследования и высшее образование» свидетельствуют о том, что создание НОЦ - это успешная реализация идеи партнерства вузов и академических НИИ и эффективный способ не только привлечения, но и закрепления молодежи в науке.
В то же время не все инициативы в рамках данной программы можно считать успешными. Так, одна из подпрограмм заключалась в выделении на три года стипендий молодым ученым - кандидатам наук (фактически - аналог пост-докторских позиций), работающим в НОЦ. При этом одной из целей данной инициативы было стимулирование мобильности молодых исследователей. Те, кто готов был сменить место работы и перейти на работу в другой НОЦ (что подразумевает переезд в другой город), выделялись дополнительные средства на переезд и обустройство на новом месте. Если в целом поддержка молодых оказалась успешной и стимулировала вузы к переводу молодых ученых на постоянные позиции, то усиления мобильности практически не произошло.
В целом введение постдокторских позиций как способ привлечения молодежи в науку оправдывает себя, как свидетельствует опыт не только программы BRHE, но и инициативы РАН. В системе РАН было выделено дополнительное целевое финансирование для приема молодых выпускников аспирантур на внебюджетные ставки в академические научные организации. В 2006-2007гг. было выделено 300 ставок для молодых (Поиск 06.06.2008).. Это, безусловно, очень скромная цифра, но с учетом реализуемого в РАН пилотного проекта по совершенствованию системы оплаты труда, согласно которому за 2006-2008гг. в институтах РАН должно быть на 20% сокращена численность научных кадров, попытка создать условия для закрепления молодых ученых особенно важна. Инициатива, по первым оценкам, оказалась успешной - она позволяет использовать период временной работы для отбора лучших, и, с другой стороны, мотивирует молодых к работе. По итогам года практически всем молодым ученым было предложено перейти на постоянные позиции.
В российских условиях аналогами пост-докторских позиций можно было бы сделать ставки младших научных и научных сотрудников, и обеспечить таким образом ротацию кадров. Однако важным компонентом здесь является наличие конкурса на такие позиции. Если конкурс отсутствует, система поощрения мобильности работать не будет.
Решение кадровых проблем путем поддержки малого инновационного предпринимательства.
Привлечение молодежи в науку и инновационную сферу может происходить через кадровые инициативы, реализуемые на государственном уровне для малых инновационных фирм. Отличительными чертами малых инновационных предприятий (МИП) являются сравнительно более долгий, чем в среднем, срок развития бизнеса, высокорисковость, а также часто возникающие проблемы менеджмента, поскольку большинство МИП создается действующими или бывшими учеными. Государственная поддержка малого наукоемкого бизнеса осуществлялась преимущественно в двух основных формах: в виде выделения грантов на выполнение НИОКР и участия в формировании технологической инфраструктуры (инкубаторов, технопарков), где могут размещаться малые фирмы. Однако масштабы названных видов деятельности были небольшими, косвенное регулирование практически отсутствовало, а различного рода административные барьеры остаются труднопреодолимыми. Этим объясняется то, что сектор малого инновационного предпринимательства остается неразвитым.
Одной из существенных проблем, связанных с развитием малого наукоемкого бизнеса является дефицит кадров - квалифицированных менеджеров, а также ученых, способных сочетать научную и предпринимательскую деятельность. Несмотря на то, что в последние годы многие вузы открывают у себя специальности по инновационному менеджменту, пока кадровая проблема сохраняется и даже обостряется. Это связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, ощущаются последствия эмиграции ученых и программистов, их оттока из науки в другие сферы экономической деятельности. Во- вторых, сказывается демографический дисбаланс в науке. В-третьих, качество образования в последние годы падало, и сейчас во многом не соответствует требованиям, предъявляемым к выпускникам со стороны работодателей.
Несколько новых схем поддержки малого предпринимательства и одновременно - решения кадровых проблем - ввел Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия). Фонд стал реализовывать политику поддержки начинающих (стартующих) компаний, где вероятность успешной коммерциализации не так высока (программа СТАРТ), программу подготовки команд для инновационного бизнеса (ПУСК), а также программу поддержки молодежного инновационного предпринимательства (У.М.Н.И.К).
Информация о работе Причины деградации научно-технических школ