Причины деградации научно-технических школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 12:33, реферат

Краткое описание

Наука в целом представляет собой сложнейшее явление. Акцентируя внимание на целях и задачах науки, можно дать следующее определение: наука - это специфическая деятельность по производству и получению новых знаний. Акцентируя внимание на специфике научной деятельности, можно предложить такое определение: наука - это специализированная эмпирическая и теоретическая деятельность, направленная на получение истинного знания о мире. Принимая во внимание нормативную сторону научной деятельности, можно дать такое определение: наука - это деятельность, регулируемая идеалами и нормами получения, объяснения и построения научного знания. В зависимости от позиции с которой рассматривают науку, получают различные определения отражающие её суть. Чтобы лучше понять что такое наука рассмотрим её структуру.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………..2
Научные школы…………………………………………………………………………………………..6
Развитие научной школы в России……………………………………………………………11
Научные школы и формы организации исследовательской деятельности……15

Научные школы и научные лидеры……………………………………………………17
Научные школы и поддержка молодежи в российской науке……………………..20
Решение кадровых проблем путем поддержки малого инновационного предпринимательства…………………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

причины деградации научно-технических школ.docx

— 77.80 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

 

 

         Воронежский  Государственный  Архитектурно-

            Строительный   Университет

 

 

Кафедра строительной механики

 

Реферат по дисциплине «Методология научных исследований»

по теме «Причины деградации научно-технических школ».

 

 

Выполнил студент

М15  группы:

Мальцев Александр

 

 

 

 

 

 

Воронеж – 2013

 

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………………………………..2

Научные школы…………………………………………………………………………………………..6

Развитие научной школы в России……………………………………………………………11

Научные школы и формы организации исследовательской деятельности……15

 

Научные школы и научные лидеры……………………………………………………17

Научные школы и поддержка молодежи в российской науке……………………..20

Решение кадровых проблем путем поддержки малого инновационного предпринимательства…………………………………………………………………….25

Заключение…………………………………………………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Наука - это когнитивная (мыслительная) познавательная деятельность, она предполагает целенаправленную, познавательную, процессуальную и структурированную активность.

Наука в целом представляет собой сложнейшее явление. Акцентируя внимание на целях и задачах науки, можно дать следующее определение: наука - это специфическая деятельность по производству и получению новых знаний. Акцентируя внимание на специфике научной деятельности, можно предложить такое определение: наука - это специализированная эмпирическая и теоретическая деятельность, направленная на получение истинного знания о мире. Принимая во внимание нормативную сторону научной деятельности, можно дать такое определение: наука - это деятельность, регулируемая идеалами и нормами получения, объяснения и построения научного знания. В зависимости от позиции с которой рассматривают науку, получают различные определения отражающие её суть. Чтобы лучше понять что такое наука рассмотрим её структуру.

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы:

    1. естественные науки
    2. общественные науки
    3. технические науки

Эти три группы различаются по своим предметам и методам. Резкой грани между этими подсистемами нет, ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение. Так, например, на стыке технических и общественных наук находится техническая эстетика, между естественными и техническими науками - бионика, между естественными и общественными науками - экономическая география. Каждая из указанных подсистем, в свою очередь, образует систему разнообразным способом координированных и субординированных предметными и методическими связями отдельных наук, что делает проблему их детальной классификации крайне сложной и полностью не решенной до сегодняшнего дня.

 

По своей направленности, по непосредственному отношению к практике отдельные науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные науки. Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в "чистом виде", как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Поэтому фундаментальные науки иногда называют "чистыми". Непосредственная цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Поэтому здесь критерием успеха служит не только достижение истины, но и мера удовлетворения социального заказа. На стыке прикладных наук и практики развивается особая область исследований - разработки, переводящие результаты прикладных наук в форму технологических процессов, конструкций, промышленных материалов и т.п.

Прикладные науки могут развиваться с преобладанием как теоретической, так и практической проблематики. Например, в современной физике фундаментальную роль играют электродинамика и квантовая механика, приложение которых к познанию конкретных предметных областей образует различные отрасли теоретической прикладной физики - физику металлов, физику полупроводников и т.п. Дальнейшее приложение их результатов к практике порождает разнообразные практические прикладные науки - металловедение, полупроводниковую технологию и т.п., прямую связь которых с производством осуществляют соответствующие конкретные разработки. Все технические науки являются прикладными.

Как правило, фундаментальные науки опережают в своём развитии прикладные, создавая для них теоретический задел. В современной науке, по различным оценкам, на долю прикладных наук приходится до 80-90% всех исследований и ассигнований. Одна из насущных проблем современной организации науки - установление прочных, планомерных взаимосвязей и сокращение сроков движения в рамках цикла "фундаментальные исследования - прикладные исследования - разработки - внедрение".

В науке можно выделить эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания. Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов и констатирующие качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Устойчивая повторяемость и связи между эмпирическими характеристиками выражаются с помощью эмпирических законов, часто имеющих вероятностный характер. Теоретический уровень научного знания предполагает наличие особых абстрактных объектов (конструктов) и связывающих их теоретических законов, создаваемых с целью идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций, т. е. с целью познания сущности явлений. Оперирование с объектами теоретического уровня, с одной стороны, может осуществляться без обращения к эмпирии, а с другой - предполагает возможность перехода к ней, реализующуюся в объяснении уже имеющихся и предсказании новых фактов. Наличие теории, единообразным способом объясняющей подлежащие её ведению факты, является необходимым условием научности знания. Теоретическое объяснение может быть как качественным, так и количественным, широко использующим математический аппарат, что особенно характерно для современного этапа развития естествознания.

Развитие научного метода долгое время было привилегией философии, которая и сейчас продолжает играть ведущую роль в разработке методологических проблем, являясь общей методологией науки. В 20 веке методологические средства становятся гораздо более дифференцированными и в конкретном своём виде всё чаще вырабатываются самой наукой. Таковы новые категории, выдвигаемые развитием науки, а также специфические методологические принципы. Важную методологическую роль играют в современной науке такие её отрасли, как математика и кибернетика, а также специально разрабатываемые методологические подходы.

 

 

 

 

 

 

Научные школы.

Научная школа – один из типов научного сообщества, особая форма кооперации научной деятельности. Развитие многих направлений науки связано с деятельностью научных школ.

Научная школа является таким социальным феноменом науки, который позволяет рассмотреть когнитивные и социальные характеристики научной деятельности в их единстве и взаимообусловленности. Она образует ту динамическую единицу науки, которая обеспечивает преемственность научного знания и создает оптимальные условия для его развития.

Понятие о школе существовало уже в древности. Как социальная форма развития познания научная школа играла существенную роль в эпоху античности. Ранние достижения математических, естественнонаучных и философских исследований были в значительной степени обусловлены взаимопереплетением деятельности больших, именитых школ и характерного для них взаимоотношения учитель - ученик. Известно, что развитие античной философии осуществлялось в рамках конкретных, отличающихся своеобразием философских школ, а также благодаря преемственности и противостоянию между ними (школ перипатетиков, стоиков, эпикурейцев, сократиков и др.). Исторические особенности зарождения, развития и упадка этих школ получили отражение в истории философской мысли. Борьба школ, принимавшая порой ожесточенные формы, чаще всего продвигала вперед научную мысль, обеспечивала приращение научного и философского знания.

Понятие "научная школа"  многозначно и имеет различные смысловые оттенки. Этимология слова указывает на то, что первоначальной функцией школы являлась воспитательная. Школа служила каналом коммуникации учителя с учениками, создавала особое поле общения, посредством которого ученики приобщались к научным традициям, идеям, выдвинутым учителем, и методам исследования. Научную школу часто обозначают именем выдающегося ученого (школа Резерфорда, школа Бора, школа Сеченова и т. п.), иногда названием университетского города (например, Оксфордская школа); говорят также о национальной (например, русская школа нейрофизиологии). Важнейшей, атрибутивной функцией является трансляция системы знаний. История каждой школы неповторима, как и биография каждого ученого - ее основателя. Каждая школа в науке отличается одной лишь ей присущими свойствами. Воспроизведение известного, стандартного знания, изобретение изобретенного противоречит природе науки. Поэтому функция обучения, приобщения к традиции неразрывно соединена в научной школе с поиском нового знания и новых методов решения задач.

Научная школа - это особый феномен, сопряженный с другими научно-социальными объединениями и структурами науки, такими, как дисциплина, научное направление, организация (институт, лаборатория, сектор, кафедра), "невидимый колледж" и другими, неидентичный им и вместе с тем включенный в сложную сеть отношений с этими образованиями.

Важнейшие, инвариантные черты научной школы, позволяющие отличить данный тип научного сообщества от других его видов, состоят в следующем:

1. НШ - особая форма кооперации научного труда;

2. Конституирующей основой НШ является научная идея и исследовательская программа, которую развивают и реализуют все члены данного научного сообщества;

3. Создателем школы является  крупный ученый, выдвинувший научную  идею и сформулировавший основы  исследовательской программы для  ее разработки, обладающий личным  и научным авторитетом для  всех участников НШ;

4. В процессе разработки исследовательской  программы и решения научной  проблемы происходит одновременное  обучение и воспитание ученых, повышение их научной квалификации (в т. ч. обучение в аспирантуре, подготовка и защита кандидатских  и докторских диссертаций, обучение  экспериментальному мастерству  и методам теоретических исследований). При этом исследовательские цели  и задачи подготовки научных  кадров выступают в НШ как равнозначные;

5. Участников НШ объединяют общие духовные и социальные ценности, проявляющиеся в мотивации научной деятельности, нравственный этнос, характеризующий социально-психологический климат и межличностные отношения между учеными и руководителем школы, особый стиль научного мышления,  побуждающий к творчеству. Отношения координации, неформальные личные контакты (горизонтальные связи) в НШ превалируют над отношениями формальной субординации (вертикальными связями);

6. В НШ создаются условия для свободного проявления индивидуальных способностей и творческого роста каждого участника школы;

Научная школа проходит в процессе своего развития необходимые стадии - возникновения, расцвета, кризиса и распада.

Термином "научная школа" обозначаются следующие основные типологические формы:

а) научно-образовательная школа;

 б) школа - исследовательский коллектив;

 в) школа  как научное направление, приобретающее  при определенных социально-исторических  условиях национальный, а иногда  и интернациональный характер.

Однако в "чистом" виде эти типологические формы научной школы встречаются довольно редко, и подлинная НШ объединяет чаще всего эти три ипостаси.

В литературе различают "классические" и "современные" научные школы. К. Ланге (1973) видит основное различие между ними в том, что якобы классические школы создаются исключительно при университетах, тогда как "современные" могут возникать на базе научно-исследовательских институтов.

В концепции Т. Куна, как известно, стержневым является понятие парадигмы. Первоначально Кун признавал феномен школы несвойственным "нормальной науке", т. е. ее парадигмальной стадии. Предпарадигмальный же период науки характеризовался противоборством НШ. С утверждением парадигмы и переходом к "нормальной науке" ситуация изменяется, школы сходят со сцены. При этом устанавливается общность теоретических и методических позиций всех представителей данной дисциплины. Однако дальнейшее развитие науки приводит к выявлению фактов, которые невозможно объяснить с помощью господствующей парадигмы, в "нормальной" науке наступает кризис. Тогда, как и в Предпарадигмальный период, научное сообщество  снова распадается на школы. Научная революция кладет конец господству старой парадигмы; на смену ей устанавливается новая.

Впоследствии, под влиянием критики, Кун отказался от трактовки НШ как несовместимых с "нормальной" наукой и парадигмой. Термин же "парадигма" занял столь прочные позиции во всех отраслях знания, что многие последователи Куна и исследователи науки стали называть парадигму важнейшим конституирующим критерием НШ.

В 70-е гг. советским психологом и науковедом М. Г. Ярошевским была разработана весьма продуктивная трехаспектная модель науки, в т. ч. в ее применении к НШ. Согласно данному подходу, ни один феномен науки, и прежде всего научной школы, не может быть адекватно описан вне системы трех координат: предметно-логической, социально-научной и личностно-психологической. Основной единицей анализа НШ в этом случае выступает исследовательская программа, включающая эти три взаимодействующих компонента .

Важнейшее значение для формирования НШ имеет научная идея, выдвинутая лидером и получающая развитие в реализации исследовательской программы. В разработке и реализации исследовательской программы под руководством главы школы принимают участие все ее члены.

Научная школа объединяет ученых, которые принимают выдвинутую лидером научную идею или теорию в качестве парадигмы, а предложенный им метод - как способ решения научных проблем. Эта идея (или теория) и развивается в исследовательскую программу, которая дает опорные точки, позволяет увидеть в определенном ракурсе объект исследования, перспективу анализа научной проблемы. Структура и первоначальное содержание программы продуцированы лидером в ответ на проблемную ситуацию, возникшую под влиянием логики науки, развития ее категориального строя.

НШ - это пример научного сообщества, в котором влияние на него личностных качеств лидера особенно обнажено. Ученый формируется не только под непосредственным воздействием научных идей, но и под влиянием людей, составляющих научное окружение, их личностных свойств, ценностных ориентации, культуры, стиля мышления, мотивационных установок и тому подобное. Поляни полагал, что непосредственная связь между "мастером науки" (учителем) и его "подмастерьем" (учеником) необходима в силу того, что в исследовательском поиске всегда содержатся неформализуемые компоненты, которые не могут быть усвоены иначе, как путем прямого общения. Эти компоненты не передаются через текст (письменный или устный), не вербализуются и потому не осознаются не только другими, но и самим исследователем. Поляни имел в виду чисто когнитивные компоненты научной деятельности. В своей книге "Личное знание" он доказывает, что формально вышколенный ум, не приобщенный к живым родникам "личного знания", бесполезен для науки. Это своеобразное обучение "личному знанию" как источнику творческих идей является важнейшей функцией НШ. Благодаря общению с учителем исследователь принимает историческую эстафету развития научного знания. Стержнем этой эстафеты является логика развития науки, которая выражается в форме всеобщих инвариантов - категориального строя науки.

Информация о работе Причины деградации научно-технических школ