Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:55, реферат
В эмпирическом познании чаще преобладает чувственное познание. Одним из простейших видов научного познания, которое опирается на органы чувств, является наблюдение. Оно предполагает максимальное влияние на органы чувств конкретного субъекта и минимальное на проявляемую активность объекта. Наблюдение позволяет получать наиболее ценную и обширную информацию, если ее нельзя получить иным методом. Процесс наблюдения с целью получения конкретных информационных данных требует длительного времени отличного восприятия объекта, т.е. Вам необходимо иметь слух, зрение и обоняние, достаточное для наблюдения
Введение 3
1. Наблюдение как метод эмперического познания: понятие, общая характеристика. 4
2. Классификация наблюдения как метода эмперического познания. 9
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского
Кафедра прикладной экономики
РЕФЕРАТ
по курсу «Основы научных исследований»
на тему:
«НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ЭМПЕРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ»
Работу выполнила
студентки группы ЭП-10-А
Щерба Е.А.
Проверила
Тимохина О.А.
Донецк-2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Наблюдение предполагает
минимальное влияние на активность
объекта и максимальную опору
на естественные органы чувств субъекта.
Можно выделять различные виды наблюдения,
например, вооруженное (использующее приборы,
например, микроскоп, телескоп) и невооруженное
(приборы не используются), полевое
(наблюдение в естественной среде
существования объекта) и лабораторное
(в искусственной среде).
Наблюдение - это простейший
вид научного познания, опирающийся
на данные органов чувств. Наблюдение
предполагает минимальное влияние
на активность объекта и максимальную
опору на естественные органы чувств
субъекта. По крайней мере, посредники
в процессе наблюдения, например разного
рода приборы, должны лишь количественно
усиливать различительную способность
органов чувств. Можно выделять различные
виды наблюдения, например, вооруженное
(использующее приборы, например, микроскоп,
телескоп) и невооруженное (приборы
не используются), полевое (наблюдение
в естественной среде существования
объекта) и лабораторное (в искусственной
среде). В наблюдении субъект познания
получает чрезвычайно ценную информацию
об объекте, которую обычно невозможно
получить никаким иным способом. Данные
наблюдения обладают огромной информативностью,
сообщая об объекте уникальные сведения,
присущие только этому объекту в этот
момент времени и в данных условиях. Результаты
наблюдения составляют основу фактов,
а факты, как известно, - это воздух науки. Для
проведения метода наблюдения необходимо,
во-первых, обеспечить длительное, длящееся
во времени, высококачественное восприятие
объекта (например, нужно обладать хорошим
зрением, слухом, и т.д., или хорошими приборами,
усиливающими естественные человеческие
способности восприятия). По возможности
необходимо проводить это восприятие
так, чтобы оно не слишком сильно влияло
на естественную активность объекта, иначе
мы будем наблюдать не столько сам объект,
сколько его взаимодействие с субъектом
наблюдения (малое влияние наблюдения
на объект, которым можно пренебречь, называется
нейтральностью наблюдения). Например,
если зоолог наблюдает поведение животных,
то ему лучше спрятаться, чтобы животные
его не видели, и наблюдать их из-за укрытия.
Полезно воспринимать объект в более разнообразных
условиях - в разное время, в разных местах,
и т.д., чтобы получить более полную чувственную
информацию об объекте. Нужно усилить
внимание, чтобы пытаться отмечать малейшие
изменения объекта, которые ускользают
от обычного поверхностного восприятия.
Хорошо бы, не полагаясь на собственную
память, как-то специально фиксировать
результаты наблюдения, например, завести
журнал наблюдения, где записывать время
и условия наблюдения, описывать результаты
полученного в это время восприятия объекта
(такие записи еще называют протоколами
наблюдений). Наконец, нужно позаботиться
о проведении наблюдения при таких условиях,
когда подобное наблюдение в принципе
мог бы провести и другой человек, получив
примерно те же результаты (возможность
повторения наблюдения любым человеком
называется интерсубъективностью наблюдения).
В хорошем наблюдении не нужно спешить
как-то объяснять проявления объекта,
выдвигать те или иные гипотезы. До некоторой
степени полезно оставаться беспристрастным,
невозмутимо и непредвзято регистрируя
все происходящее (такая независимость
наблюдения от рациональных форм познания
называется теоретической ненагруженностью
наблюдения). Таким образом, научное наблюдение
- это в принципе то же наблюдение, что
и в быту, в обыденной жизни, но всячески
усиленное различными дополнительными
ресурсами: временем, повышением внимания,
нейтральностью, разнообразием, протоколированием,
интерсубъективностью, ненагруженностью.
Это особенно педантичное чувственное
восприятие, количественное усиление
которого способно наконец дать качественную
разницу по сравнению с обыденным восприятием
и заложить основу научного познания. Можно
говорить о существовании двух крайних
течений в философии наблюдения. Это -
феноменализм и ноуменализм. Феноменализмом
можно называть такую философию наблюдения,
которая утверждает, что наблюдаться может
только то, что воспринимается внешними
органами чувств - зрением, слухом, вкусом,
обонянием и осязанием. И только это можно
считать научным. Все остальное должно
быть изгнано из научного познания. Примером
такого рода феноменализма являлся неопозитивизм
- течение философии науки первой половины
20 века, о котором более подробно мы поговорим
позднее. Наоборот, ноуменализм (от латинского
noumen - сущность) утверждает возможность
наблюдения не только на основе внешних,
но и внутренних органов чувств - интуиции,
интеллектуального созерцания, интроспекции.
Предполагается тем самым, что у человека
существуют особые внутренние органы
чувств, позволяющие ему столь же непосредственно
наблюдать более глубокий слой бытия,
сокрытый за данными внешнего восприятия.
Именно к философии ноуменализма можно
отнести описанную выше позицию немецкого
философа Вилгельма Дильтея, который полагал,
что на основе интроспекции (самонаблюдения)
субъект способен наблюдать ноумены своего
внутреннего мира. В этом случае останется
только аккуратно описать эти структуры. По-видимому,
оба эти направления являются крайними
позициями, между которыми находится реальный
процесс научного наблюдения. С одной
стороны, наблюдение в науке преимущественно
применимо к объектам внешних органов
чувств - и в этом доля истины феноменализма.
С другой стороны, в науке научным всегда
считались не только данные внешнего наблюдения,
но и различные формы рационального познания,
которые невозможно прямо наблюдать внешними
органами чувств. Здесь наука как расширяет
критерии научности за пределы только
наблюдаемого, так и проводит связь между
наблюдаемым и ненаблюдаемым. Даже рациональные
формы научного познания, выраженные в
разного рода математических структурах,
обладают эмпирическими реализациями
и сохраняют до некоторой степени связь
с наблюдаемыми элементами. Единство феноменов
и ноуменов в процессе научного наблюдения
можно выразить в философии научного принципа
наблюдаемости: объект научного познания
есть единство феноменов и ноуменов, наблюдаем
только феномен, но феномен является символом
ноумена, ноумены как бы символически
«просвечивают» в своих феноменах; поэтому,
наблюдая феномены, субъект наблюдает
символы и знаки стоящих за ними ноуменов,
так что наблюдение опосредованно дает
информацию о ноуменальных структурах,
как бы «намекает» на непосредственно
ненаблюдаемое. В связи с этим, даже если
научным является только наблюдаемое,
то и в этом случае рациональные формы
познания не вполне могут быть лишены
статуса научности. Идеалом наблюдения
в классическом научном познании до 20
века был также принцип нейтральности
наблюдения, который утверждал, что влияние
субъекта на объект в процессе наблюдения
может быть сделано сколь угодно малым,
так что им можно пренебречь и считать,
что в наблюдении объект проявляет себя
так же, как и вне него. Однако с возникновением
науки 20 века этот принцип был существенно
поколеблен. В особенности большую роль
здесь сыграло развитие квантовой физики,
в которой исследуются уже столь «чувствительные»
объекты, что процесс наблюдения за ними
оказывается одновременно их «приготовлением».
Таблица 1
Общая характеристика наблюдения как метода эмперического познания
Метод наблюдения | |
Симптомы наблюдения 1. Движения, действия, |
1. Наличие цели и разработанной
схемы наблюдения (составленные
после предварительного |
Достоинства |
Недостатки |
1. доступность, дешевизна
средств. |
1. Большие затраты времени
в связи с пассивностью • возможность субъективизма. |
Результаты зависят от опыта, научных
взглядов, интересов исследователя.
Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В деятельности научного деятеля могут применяться различные виды объективного наблюдения.
Таблица 2
Виды наблюдения как метода эмперического познания
Непосредственное Проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом. |
и |
Опосредованное Используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей; аудио-, кино-, и видеозаписи. | |
Открытое (явное) Наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц. Поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется. Важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась. |
и |
Скрытое Наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении. Использование скрытых камер и т.д. | |
Включенное (причастное) Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри». Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы. |
и |
Не включенное (непричастное) Исследователь ведет наблюдение извне. | |
Систематическое (сплошное) Регулярное наблюдение в течение определенного периода. Фиксируются все проявления психической деятельности индивида. |
и |
Несистематическое (выборочное) Наблюдается какой-либо один психический процесс, какое-либо одно психическое явление. | |
Долговременное Наблюдение при изучении психического развития индивида в течение нескольких лет. |
и |
Кратковременное Разные варианты: | |
Казуальное (причинное) Наблюдение отдельных случаев, которые имеют какой-либо интерес. Наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем (наблюдение за возбудимым индивидом). |
и |
Эпизодическое Фиксируются отдельные факты поведения, типичные для данного индивида. |
Продолжение таблицы 2
Внешнее Способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны. |
и |
Внутреннее (самонаблюдение) Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями. |
Приведенная классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные . Проведение исследования с помощью метода наблюдения требует особой подготовки наблюдения. Необходимо иметь предварительный опыт проведения наблюдения, цель наблюдения, знать теоретические основы. На основе цели наблюдения выбрать объект, предмет и ситуацию наблюдения. Затем хорошо продумать план, систему категорий, протоколы наблюдений и т.п. выбрать способ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации. После этого выбрать способ регистрации наблюдаемого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В эмпирическом познании чаще
преобладает чувственное
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Наблюдение как метод эмперического познания