Эмпирические методы. Наблюдение.
- общая
характеристика
- классификация
видов наблюдения
- требования
к организации наблюдения
- плюсы
и минусы, ошибки наблюдения
- процедура
и оформление результатов наблюдения
1.общая характеристики.
Наблюдение - это наиболее
древний вид метода научного познания.
С этой точки зрения можно говорить о наблюдении
как самостоятельном метода, так и о том,
что оно входит в другие
Наблюдение
- целенаправленное систематическое
активное изучение предметов и явлений
действительности с помощью органов чувств.
Метода набл-я базируется на непосредственном
восприятии нами окружающей действительности. Наблюдение
отличается целенаправленностью.
Нужно знать, что мы хотим получить. Кроме цели
оно отличается системностью,
то есть наше восприятие нужно упорядочить
в систему, что то делать, чтобы оно было
системным. И последнее отличие активное
– это слово означает то, что мы активны в наблюдении, но не вмешиваемся
в действие. Активность она обязательна! Активность не означает вмешательство,
это активность по получению информации.
В связи с тем, что наблюдение очень давно
используется, и формируется основная проблема – проблема
объективности получаемой информации.
В некоторых философских системах вообще
отрицается объективность.
В самом методе можно
выделить 2 больших аспекта:
- Непосредственное
восприятие явления
- Фиксация
или регистрация
От чего зависит объективность
в ходе получения информации:
- От
научности организации
- Условия
наблюдения – важно, чтобы наблюдение
происходило в условия естественных для
объекта наблюдения, так как человек ведёт
себя естественно в привычных для него
условиях.
- Использование
приборов и аппаратов – они дают возможность
повторить процедуру наблюдения (например,
видеокамера).
Итогом любого наблюдения
является некое описание, то есть фиксация
при помощи языка, исходных сведений
о объекте наблюдения. Из этого всего вытекают
и основные функции наблюдения:
- Функция фиксации или регистрации
- Функция предварительной классификации явлений (это нужно наблюдать, а то не нужно)
- Функция познавательная – в ходе наблюдения мы проверяем
выдвинутые гипотезы
2.Классификация видов наблюдения
Существуют различные
виды наблюдения по разным основаниям,
и каждый вид наблюдения обладает
определенными своими особенностями.
Первое основание
– отношение к объекту наблюдения и с
этой точки зрения выделяют 2 вида:
- Интроспекция или самонаблюдение – когда я наблюдаю за самим собой,
она требует серьезной проработки и планирования,
если объект и субъект совпадают
- Наблюдение за внешним объектом – когда мы наблюдаем
за кем-то
Второе основание
для классификации – наличие системы
контроля, с этой точки зрения наблюдение
делят на:
- Контролируемое, которое предполагает наличие контроля,
которые может организовываться либо
через увеличение количества наблюдателей
и сопоставление их мнений, либо через
проведение серий наблюдений, то есть
в одних и тех же условиях проводится несколько
наблюдений, либо с привлечение средств
фиксации, оно гораздо лучше проверяется.
- Неконтролируемое наблюдение – подобных механизмов
не имеет и его результаты менее объективны,
часто это наблюдение используют для первичного
ознакомления с объектом
Третье основание
- степень контакта наблюдателя с наблюдаемым,
выделяют:
- Включенное – наблюдение изнутри,
мы включаемся в деятельность изучаемой
группы, наблюдатель становится полноправным
членом группы он разделяет их правила
и нормы существования данной группы.
Достоинством является т, что можно зафиксировать
те моменты, которые наблюдателю со стороны
никогда не откроются. Недостатки – большое
время по включению в группу, можно оказать
влияние на группу, и это изменит результаты
- Не включенное – наблюдение со
стороны, требует меньше времени, но
скрытые процессы можно не заметить, не
зафиксировать
Четвертое
основание – по степени формализованности
выделяют:
- Структурированное – предполагает
четкое предварительное определение того,
что и как мы будем наблюдать
- Не структурированное – заключается, что
исследователь заранее не определяет,
что он будет наблюдать, наблюдение ведется
за объектом в целом, с целью ознакомления
с ним, чтобы иметь представление о нем,
что и как с ним происходит
Пятое основание
– по естественности условий для наблюдаемого,
или по условиям организации:
- Естественное, или полевое – ориентировано
на сбор информации в реальных жизненных
ситуациях
- Лабораторное – проводится в специально
организованных условиях, этот вид позволяет
зафиксировать те свойства, которые не
могут проявиться в жизни, «+» - мы все создали
и смотрим, но непонятно, на сколько естественно
поведение человека.
Шестое основание
– по степени осведомленности наблюдаемых
выделяют:
- Открытое – когда наблюдаемый
знает, что за ним наблюдают, но это может
привести к искажению поведения, неосознанно,
но мы корректируем наше поведение, когда
за нами наблюдают.
- Инкогнито – когда наблюдение ведется тайно
(скрытая камера). Инкогнито - здесь человек
не знает, что за ним ведется наблюдение.
Важно, чтобы объект был действительно
привычным.
3.Требования к наблюдению
Как и любой метод –
наблюдение обладает определенными
правилами (требованиями)
Особенности:
- Объект
наблюдения обладает активностью – его
поведение может меняться
- То,
что и наблюдатель обладает собственной
динамикой, следовательно, его внутреннее
состояние оказывает воздействие на его
восприятие
Требования
к организации:
- Преднамеренность – вы должны иметь
четко поставленную цель, что мы хотим
пронаблюдать, какую информацию получить,
должны понимать на какие обстоятельства,
факты вы будете обращать внимание, а на
какие нет.
- Планомерность – предполагает
наличие четкого плана наблюдения и план
должен фиксировать 2 важных аспекта: 1. широту наблюдение – то есть какое количество объектов
мы собираемся фиксировать; 2. глубину – то есть на сколько дифференцированно
мы будем фиксировать проявляемое свойство
- Направленность – требование подразумевает, что
внимание наблюдателя фиксируется только
на интересующих его проявлениях, а для
этого нужно предварительно определиться
с тем, что вас будет интересовать
- Систематичность – важно, чтобы выбранные вами признаки
отражали интересующее вас явление, и
отражали полно
- Активность наблюдателя – мы ищет то, что нас интересует
- Результаты
должны обязательно фиксироваться, для этого применяется протоколирование,
унификация и кодирование
- Объективность при обработке результатов – важно максимально отстраниться
от собственных суждений.
4.Плюсы и минусы наблюдения. Ошибки наблюдения:
Плюсы:
- Непосредственность
восприятия позволяет фиксировать реальное
поведение . Оно позволяет почувствовать
то, что мы не сможем почувствовать с помощью
других методов. Позволяет воспринимать
реальную жизнь.
- Фиксирует
конкретное поведение в конкретной ситуации.
- Наблюдение
минимально зависит от готовности наблюдаемых
или испытуемых к участию в исследовании.
- Многомерность
– когда методом можем зацепить самые
разные аспекты
- Небольшое
время на саму процедуру наблюдения
Минусы:
- Спорность
получаемых данных с точки зрения объективности
- Невозможность
повторения (могут выручить технические
средства, но это занимает гораздо больше
времени)
- Длительность
подготовки
- Большой
объем фактов, из которых трудно отобрать
нужные
Типичные ошибки: (что надо учитывать)
- Эмоциональный
настрой и настроение наблюдателя
- Близость
социального, профессионального, национального
и иных статусов наблюдателя и наблюдаемого.
- Ошибки
ожидания (есть определенная гипотеза
и мы наблюдаем только то, что хотим наблюдать)
- Чрезмерная
комплексность – когда мы стремимся зафиксировать
максимальное количество проявлений и
из-за этого теряем важное
- Узость
наблюдения – когда на чем-то зациклены
и упускаем важное
- Ошибки
личного отношения к наблюдаемому
- Гало
эффект – когда сложившееся впечатление
искажает восприятие типичных признаков
- Ошибка
снисходительности – когда мы стремимся
дать завышенную оценку по каким-либо
причинам
- Ошибка
ревизора – когда замечаются минусы и
делается внимание на них, занижение оценки
- Ошибка
усреднения – среднее явление встречаются
в жизни гораздо чаще, чем крайность
- Логические
ошибки – когда фиксируются связи между
явлениями, которых на самом деле нет.
- Ошибка
контраста – обращается внимание на то,
что не соответствует ему
- Ошибка
подобия – фиксирует то, что подобно ему
Ошибки могут вызываться
внешними факторами:
- Присутствие
третьих особенно значимых лиц
процедура и оформление результатов наблюдения
Алгоритм действий для организации
наблюдения (процедура)
- определение целей и задач наблюдения – для чего, какую информацию вы
хотите получить, определить цели и задачи
– значит определить, что нужно получить
- выбор объекта наблюдения – определяем что или кого будем
наблюдать
- выбор ситуации наблюдения – в каких условиях будем наблюдать
наш объект
- выбор видов наблюдения – определяемся, как мы будем наблюдать
- выбор критериев и показателей наблюдаемого поведения – какие точно признаки вы собираетесь
наблюдать (в соответствии с целью наблюдения)
- выбор способа записи – определяемся с тем, что фиксируем,
как фиксируем
- подготовка бланка, протокола – в котором нужно «ставить галочки»,
так как фиксация должна занимать минимум
времени
- проведение наблюдения – здесь важно избежать типичных
ошибок наблюдения, главная задача – выполнить
требования
- обработка полученной информации, составление чистового протокола,
интерпретация полученных данных (это
свидетельствует о том, что…)
протокол наблюдения - единой формы
протокола не существует, но и к нему существуют
требования. В нем должны обязательно указываться
следующие сведения:
- о
наблюдателе и объекте наблюдения, обязательно
указывается дата, время наблюдения.
- Указываются
условия наблюдения – учебная деят-ть,
вне учебная…
- Указываются
виды наблюдения – открытое, инкогнито…
- Регистрация
фактических данных (табличная форма)
- протокол
Критерии
показатель |
Что фиксируем (выбираем, что фиксируем
– наличие признака или его
отсутствие) |
Проявление признаков, их наличие |
Примечания, замечания, отметки
(отмечаем, особенности разговора…
свои интерпретации) |
Отношение одного человека к другому –
- количество контактов (разговор)
|
- Наличие разговора, + (12:35-12:37)
количество разговора
- длительность
- тон
- эмоциональные проявления |
0-30 |
31-60 |
61-90 |
|
+++ |
+++ |
++++++ |
-
визуальный контакт + |
|
|
|
длительность
- тактильные контакты |
|
|
|
На 15.03.12 составить протокол
наблюдения по теме вашей курсовой
работы
- протокол
надо без заполнения 2-ух последних граф