Диалектика, как метод познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:04, доклад

Краткое описание

По этому поводу К. Маркс писал : "Мой диалектический метод по своей основе не
только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью.
Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в
самостоятельный объект, есть демиург действительного. которое составляет,

Файлы: 1 файл

Диалектика как метод познания.docx

— 25.85 Кб (Скачать)

     Диалектика как метод познания.

По этому поводу К. Маркс писал : "Мой диалектический метод по своей основе не

только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью.

Для Гегеля процесс мышления, который  он превращает даже под именем идеи в

самостоятельный объект, есть демиург  действительного. которое составляет,

лишь его внешнее проявление. У меня же наоборот идеальное есть нечто иное,

как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь,

после освобождения её от её мистической  формы, а это-то как раз и отличает от

неё мой метод."

Идея как предмет философии  впервые был рассмотрен Платоном. Идея у Платона

есть то изначальное целое ,что при всём многообразии отдельных вещей делает

их такими, а не иными; есть всеобщее, являющееся основой всех отдельных

вещей. Быть сущностью вещей и  общим многим вещам, быть существенным в них как

бы их прообразом - таково свойство идеи.

Критика Аристотеля идеи Платона : - "идеи Платона как самостоятельные

сущности, отделённые от чувственно воспринимаемых вещей, не объясняют ни

бытия идей, ни познания вещей".

Идеи являются началом, объединяющим разрозненные факты в единое целое, в

систему, они обеспечивают дальнейшее движение познания, и находят тенденцию

вывода знания из тупикового или  кризисного состояния.

Идея рождается из действительности в процессе предметно-практической

деятельности, общения и рефлексии, изменяющих эту действительность.

Идея, в отличие от материи, есть конкретно-условное воспроизведение

реальности в процессе её дальнейшего  развёртывания, проект будущего развития

действительности.

1)Метафизика. Философское учение о сверхчувственных принципах бытия. Она

представляет собой философский  метод, рассматривающий явления  в их

неизменности, вне системы, в независимости  друг от друга, отрицающий внутренние

противоречия как источник их развития.

2)Догматизм - возникает на основе метафизики. Он как метод предполагает

метафизически одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление, оперирующее

догмами. Слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений составляют суть

догматизма. В рабочем движении догматизм приводит к вульгаризации  марксизма,

оппортунизму, политическому авантюризму.

3)Софистика - учение, основанное на преднамеренном нарушении законов

логики, путем приложения различных  уловок, выдумки, головоломки, мнимых

доказательств.

Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным путём, используя

недостаточность логического и  семантического анализа.

4)Эклектика -как метод предполагает механическое соединение разнородных,

часто противоположных принципов, взглядов, теорий, элементов. Например, материи

и сознания, бытия и жизни.

     Законы диалектики отражают всеобщие законы бытия.

    

Рассмотрим три основополагающих закона диалектики:

---  Закон единства и борьба  противоположностей,

---  закон взаимного перехода  количественных и качественных  изменений,

---  закон отрицания отрицания.

Из этого нельзя сделать вывод  о том , что будто бы законы этим и ограничеваются.

Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивость характеризуют

диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения  и

методологии познанания и действия. Противоречивость бытия познается лучше

тогда, когда мы знаем  что такое  противоречие. Противоречие представляет

собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных  сторон

,свойств, тенденций в составе  той, или иной системы или  между системами

,процесс столкновения противоположных  стремлений и сил .

Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой.

Диалектическими противоположностями  называются одновременно взаимо

–исключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или

иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса).  Формула

"Единства и борьбы" противоположностей  выражает напряженное взаимодействие

"полярных" свойств, изложений  движения, развития.

"Растение, животное, каждая клетка  в каждое мгновение в своей  жизни

тождественны с собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря

усвоению и выделению веществ ,благодаря знанию, образованию и отмиранию

клеток, благодаря происходящему  процессу циркуляции -словом, благодаря сумме

непрерывных молекулярных изменений

которые составляют жизнь и общие  итоги которых выступают воочию, в виде

жизненных фаз : эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость ,процесс

размножения, старость, смерть".

Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего и  вообще любой

объект в частности, можно расценивать  их как соединение двух гипотетических

начал - мужского и женского. Мужчина  и женщина отнюдь не демонстрируют

наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки  зрения -

анатомической, психологической,

Философской - есть подвижный результат  двух начал. Даже если вспомнить миф  о

Меркурии – две Земли переплетаются  в не поддающихся узорах, и только тогда,

когда Апполон бросает золотой жезл, они образуют вокруг него гармоническую

фигуру.

Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине, женское в  женщине.

Движение слева направо, вверх, от центра к периферии - мужское.

Справа влево, вниз, от периферии - женское.

Отсюда минимум два вывода:

1) любое "слева" уже подразумевает  "направо";

2) любое "вверх" имеет смысл,  если известен "низ".

Все направления легитимны (-по закону) тогда, когда имеется центр.

Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития, движения.

Познание внутреннего ( сущностного ) и внешнего (формального) противоречия

отличает диалектику от метафизики. "Диалектика есть изучение противоречия в

самой сущностей предметов"

"Диалектическое противоречие  есть единство взаимоисключающих  (взаимно друг

друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих  противоположностей". "Единство

тождества

и различия - такова диалектическая форма  противоречия"

Противоположности характеризуются  как взаимообусловленные и взаимодействующие

стороны диалектического противоречия. Противоположности ,по словам Гегеля,

"имеют

против себя" не просто иное, а "свое иное ".Диалектика противоречия отражает

двойственное отношение внутри целого:

1.Единство противоположностей.

2.Их борьбу.

Типы (виды) противоречий:

а) внутренние и внешние. Внутренние противоречия -это противоречия между

элементами структуры; а внешние  -это противоречия различных систем, явлений.

Общество и природа, организм и  среда.

б) Основные и не основные ,главные и неглавные. Пример: Взаимные

превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в ядре атома представляют

собой процесс непрерывного возникновения  и разрешения противоречий, но это  не

приведет к изменению атома - полярность ядра электронные оболочки остаются!

В материалистической диалектике отрицание  рассматривается как необходимый

момент развития, условие качественного  изменения вещей.

Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным

переходе первого на положение  подчиненного и преобразованного элемента в

составе второго, что называется снятием.

       Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:

1) деструкции (разрушения, преодоления,  изживания ), прежнего;

2) кумуляции (накопление, суммирование ) - (частичного сохранения,

препятственности, трансляции );

3) конструкции (формирования ,создания нового).

Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость,

поступаемость.

Примеры диалектического отрицания  в истории России:

1.Переход от языческой веры  к православной - Крещение Руси - это поворот к

Западу отрицанием Востока.

2. Татаро-монгольское иго -переход от феодального Запада к азиатскому Востоку.

3. Петровские реформы - ориентировка  России с Востока на Запад.

4. Революция 1917 года -вектор времени снова направляется с Запада на Восток.

5. Идет перестройка - признаки  идеализации Запада.

     Закон количественных и качественных изменений имеет категории:

1. Качество-это совокупность свойств,  указываемых на то ,что представляет

собой вещь, чем она является.

1. Количество-это совокупность  свойств, характеризующих величину  вещи, ее

размеры.

2. Качество -такая определенность предмета (явления, процесса), которая

характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему

свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.

2. Количество-характеристика по  степени развития или интенсивности  присущих

им свойств, выражаемая в величинах и числах.

Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство

которых, означает ее качество.


Информация о работе Диалектика, как метод познания