Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:04, доклад
По этому поводу К. Маркс писал : "Мой диалектический метод по своей основе не
только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью.
Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в
самостоятельный объект, есть демиург действительного. которое составляет,
Диалектика как метод познания.
По этому поводу К. Маркс писал : "Мой диалектический метод по своей основе не
только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью.
Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в
самостоятельный объект, есть демиург действительного. которое составляет,
лишь его внешнее проявление. У меня же наоборот идеальное есть нечто иное,
как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.
Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь,
после освобождения её от её мистической формы, а это-то как раз и отличает от
неё мой метод."
Идея как предмет философии впервые был рассмотрен Платоном. Идея у Платона
есть то изначальное целое ,что при всём многообразии отдельных вещей делает
их такими, а не иными; есть всеобщее, являющееся основой всех отдельных
вещей. Быть сущностью вещей и общим многим вещам, быть существенным в них как
бы их прообразом - таково свойство идеи.
Критика Аристотеля идеи Платона : - "идеи Платона как самостоятельные
сущности, отделённые от чувственно воспринимаемых вещей, не объясняют ни
бытия идей, ни познания вещей".
Идеи являются началом, объединяющим разрозненные факты в единое целое, в
систему, они обеспечивают дальнейшее движение познания, и находят тенденцию
вывода знания из тупикового или кризисного состояния.
Идея рождается из действительности в процессе предметно-практической
деятельности, общения и рефлексии, изменяющих эту действительность.
Идея, в отличие от материи, есть конкретно-условное воспроизведение
реальности в процессе её дальнейшего развёртывания, проект будущего развития
действительности.
1)Метафизика. Философское учение о сверхчувственных принципах бытия. Она
представляет собой
неизменности, вне системы, в независимости друг от друга, отрицающий внутренние
противоречия как источник их развития.
2)Догматизм - возникает на основе метафизики. Он как метод предполагает
метафизически одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление, оперирующее
догмами. Слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений составляют суть
догматизма. В рабочем движении догматизм приводит к вульгаризации марксизма,
оппортунизму, политическому авантюризму.
3)Софистика - учение, основанное на преднамеренном нарушении законов
логики, путем приложения различных уловок, выдумки, головоломки, мнимых
доказательств.
Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным путём, используя
недостаточность логического и семантического анализа.
4)Эклектика -как метод предполагает механическое соединение разнородных,
часто противоположных принципов, взглядов, теорий, элементов. Например, материи
и сознания, бытия и жизни.
Законы диалектики отражают всеобщие законы бытия.
Рассмотрим три основополагающих закона диалектики:
--- Закон единства и борьба противоположностей,
--- закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,
--- закон отрицания отрицания.
Из этого нельзя сделать вывод о том , что будто бы законы этим и ограничеваются.
Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивость характеризуют
диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и
методологии познанания и действия. Противоречивость бытия познается лучше
тогда, когда мы знаем что такое противоречие. Противоречие представляет
собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон
,свойств, тенденций в составе той, или иной системы или между системами
,процесс столкновения
Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой.
Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо
–исключающие и
иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса). Формула
"Единства и борьбы" противоположностей
выражает напряженное
"полярных" свойств, изложений движения, развития.
"Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни
тождественны с собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря
усвоению и выделению веществ ,благодаря знанию, образованию и отмиранию
клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции -словом, благодаря сумме
непрерывных молекулярных изменений
которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию, в виде
жизненных фаз : эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость ,процесс
размножения, старость, смерть".
Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего и вообще любой
объект в частности, можно расценивать их как соединение двух гипотетических
начал - мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют
наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки зрения -
анатомической, психологической,
Философской - есть подвижный результат двух начал. Даже если вспомнить миф о
Меркурии – две Земли
когда Апполон бросает золотой жезл, они образуют вокруг него гармоническую
фигуру.
Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине, женское в женщине.
Движение слева направо, вверх, от центра к периферии - мужское.
Справа влево, вниз, от периферии - женское.
Отсюда минимум два вывода:
1) любое "слева" уже
2) любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".
Все направления легитимны (-по закону) тогда, когда имеется центр.
Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития, движения.
Познание внутреннего ( сущностного ) и внешнего (формального) противоречия
отличает диалектику от метафизики. "Диалектика есть изучение противоречия в
самой сущностей предметов"
"Диалектическое противоречие
есть единство
друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих противоположностей". "Единство
тождества
и различия - такова диалектическая форма противоречия"
Противоположности характеризуются
как взаимообусловленные и
стороны диалектического противоречия. Противоположности ,по словам Гегеля,
"имеют
против себя" не просто иное, а "свое иное ".Диалектика противоречия отражает
двойственное отношение внутри целого:
1.Единство противоположностей.
2.Их борьбу.
Типы (виды) противоречий:
а) внутренние и внешние. Внутренние противоречия -это противоречия между
элементами структуры; а внешние -это противоречия различных систем, явлений.
Общество и природа, организм и среда.
б) Основные и не основные ,главные и неглавные. Пример: Взаимные
превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в ядре атома представляют
собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это не
приведет к изменению атома - полярность ядра электронные оболочки остаются!
В материалистической диалектике отрицание
рассматривается как
момент развития, условие качественного изменения вещей.
Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным
переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в
составе второго, что называется снятием.
Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:
1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания ), прежнего;
2) кумуляции (накопление, суммирование ) - (частичного сохранения,
препятственности, трансляции );
3) конструкции (формирования ,создания нового).
Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость,
поступаемость.
Примеры диалектического отрицания в истории России:
1.Переход от языческой веры к православной - Крещение Руси - это поворот к
Западу отрицанием Востока.
2. Татаро-монгольское иго -
3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад.
4. Революция 1917 года -вектор времени снова направляется с Запада на Восток.
5. Идет перестройка - признаки идеализации Запада.
Закон количественных и качественных изменений имеет категории:
1. Качество-это совокупность
собой вещь, чем она является.
1. Количество-это совокупность
свойств, характеризующих
размеры.
2. Качество -такая определенность предмета (явления, процесса), которая
характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему
свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.
2. Количество-характеристика по
степени развития или
им свойств, выражаемая в величинах и числах.
Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство
которых, означает ее качество.