Естественнонаучная, эзотерическая и религиозная картины мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

С изменением уровня познания мира по мере совершенствования науки меняются и представления о его строении. Эти представления отличаются от научных теорий большей устойчивостью, наглядностью, доступностью. Вся совокупность таких устойчивых представлений, определяемых данным уровнем развития общественного производства, техники, науки, культуры и системы общественных отношений, образует картину мира. В истории человеческой культуры картина мира постоянно менялась. На ранних этапах развития философии, когда она еще во многом зависела от религии и религиозно-мифологических представлений, картина мира была религиозно-философская.

Оглавление

Введение 3
1. О понятии «картина мира» 4
2. Естественнонаучная картина мира 7
3. Эзотерическая картина мира. 19
4. Религиозная картина мира 23
Заключение 25
Литература

Файлы: 1 файл

КСЕ.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

    Астральная  материя несравненно тоньше и  подвижнее физической, имеет четыре измерения и подчиняется иным законам, но сохраняет четыре состояния  различной плотности, аналогичные  твердому, жидкому, газообразному и  эфирному состояниям физической материи; продолжая ту же дифференциацию и с астральным атомом, приводя его в более и более тонкое состояние, мы получим тем же путем новое состояние материи, новый мир, который представляет собой продолжение астрального и носит в учениях Теософии название ментального мира. Таким образом, без всякого скачка, естественно и постепенно, совершается переход от известного нам физического мира в высшие области невидимых миров.

    И не следует представлять себе, что  эти "невидимые миры" начинаются где-то вдали от физического мира: они здесь, около нас, и только наша грубая невосприимчивость отделяет нас от них, и притом более действенно, чем это могли бы сделать миллионы верст в пространстве.

    Чтобы эта мысль стала яснее, нужно  помнить, что ни одна пара физических атомов не соприкасается между собой, все атомы имеют свое свободное поле действия и все как бы плавают в море окружающей их астральной материи.

    Чтобы понять взаимодействие различных состояний  материи, нужно представить себе плотный земной шар насквозь проникнутым  астральной материей, которая, как более тонкая, распространяется на значительное расстояние за пределы земной атмосферы; то же самое относится и к еще более тонкой ментальной материи, которая проникает всю астральную и физическую материю (каждый астральный атом как бы плавает в море ментальной материи) со всех сторон и простирается значительно далее, чем астральное состояние материи. Допустив, что материя нашего физического мира проникнута более тонкими видами материи, которые не поддаются методам исследования, применяемым к материи физической, необходимо допустить, что и в состав человеческого организма входят более тонкая астральная и еще более тонкая ментальная материи31.

    Как же убедиться в этом? Учение о  вибрациях, признанное наукой, доказывает, что все наши ощущения - результаты вибраций: так, теплота, которую мы ощущаем, есть не что иное, как действие тепловых вибраций; цвет, которым окрашены все окружающие нас предметы, есть действие световых вибраций на сетчатую оболочку нашего глаза и т.д. Вся окружающая нас среда состоит из бесконечного количества вибраций, и из них только самая ничтожная часть достигает до сознания современного человека. Нетрудно себе представить, какая огромная перемена произошла бы с человеком, если бы он мог отвечать на все мировые вибрации. Эта перемена и происходит, но не вдруг, а очень медленно и постепенно, и она нам известна под широко распространившимся именем эволюции. В сущности, вся разница между дикарем и современным интеллегентным человеком состоит в том, что последний воспринимает бесконечно большее количество вибраций, чем дикарь; точно так же и разница между человеком настоящего и человеком будущего сведется к тому, что последний будет воспринимать столь тонкие и быстрые вибрации, какие совершенно недоступны организму современного человека32.

    По  мере расширения восприимчивости человека будет раздвигаться и поле его  сознания, и, притом, до тех пор пока оно не перейдет за пределы физических явлений, после чего наступит его  непрерывное общение с невидимыми мирами. Но для такого общения нужны иные органы восприятия, чем физические. И они уже имеются в зачатке у всех людей. Дальнейшее их развитие произойдет под действием таких же эволюционных законов, какие вызвали к жизни и те физические органы чувств, которыми мы обладаем на современной ступени развития. Когда это развитие закончится, человек будет обладать непрерывным сознанием; он будет сознательно жить одновременно и на земле, и в высших мирах, с которыми на настоящей ступени развития мы приходим в сознательное общение лишь во сне и после смерти. Но и в настоящее время существуют опередившие остальное человечество люди, обладающие такой непрерывностью сознания, которая позволяет им - при сохранении ясного, бодрствующего сознания - вступать в общение с невидимыми мирами, и им мы обязаны теми сведениями о сверхфизической природе Вселенной и человека33. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Религиозная картина мира 

    Религиозная картина мира появляется вместе с  рождением теологических систем христианства, иудаизма и ислама. Если философская картина мира не предлагает персонифицированного автора, то у религиозной «картины» предполагается творец в буквальном смысле. Мир сотворен по замыслу неземного существа. Бог в религиозной картине мира всегда понимается как личность. Он трансцендентен. Философское понимание Бога как чистый интеллект, тождественный миру здесь неуместно34.

    Религиозная картина мира не существует как целостная  система знаний, так как действуют  десятки и сотни различных  религий и конфессий. В каждой религии сформирована своя картина  мира, основанная на символах веры, религиозной догматике и культах. Люди всегда задавались вопросом, что такое мир, и что от него ждать? Одна из наиболее ранних картин мира — библейская. В первой книге Библии «Бытие» нарисована картина того, как возникает мир (бытие). Согласно этой картине мир создан Богом, неким всемогущим существом, который, однако, думает, говорит и действует как человек. Бог, по Библии, существовал еще до возникновения мира. Он создал мир за 6 дней. Сначала он сотворил небо и землю, затем свет, затем сушу и воду, затем растительный и животный миры. На шестой день он сотворил человека. Так схематично изображается сотворение мира. Эта библейская картина мира сохранилась до наших дней35.

    Общим положением для всех религиозных картин мира является то, что они основаны не на совокупности истинных знаний, а на знаниях – заблуждениях и религиозной вере. Центром любой религиозной картины мира является образ Боги или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность. Бог сотворил мир, дал ему законы. Бог же может их отменить на миг или навсегда. Прерывая естественный ход вещей Бог творит чудо. Будучи сверхъестественным существом, Он способен вызывать сверхъестественные явления. Иногда это делается для того, чтобы выразить свою волю - дать знамение человеку. Если в мифе отсутствует понятие сверхъестественного, то в религиозном отношении к миру оно чрезвычайно важно.

    В религиозной картине мира обобщен и синтезирован религиозный опыт человечества, в основе которого лежит представление о дуалистичности бытия:

  • абсолютное, сверхъестественное, «само по себе» бытие, тождественное бытию Бога-Творца;
  • сотворенное бытие, существование многообразия вещей и процессов, в том числе и человека36.

    Творец  создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). Абсолютное бытие не может быть познано человеком рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца.

    В различных религиозных конфессиях религиозные картины мира различаются  в деталях, но общим для них является принцип провиденциализма, божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.

    Центральный пункт любой религиозной картины  мира — образ Бога или богов, представление  о том, что же является высшая истинная реальность. Земное и небесное, сфера человеческого и сфера Божественного — вот что является смыслом религиозных размышлений. Современные религии не отрицают достижений естествознания; теорий, связанных со строением материи и практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки — изучать только физический мир, только сферу потустороннего. Дальше простирается область религии и, философии37.

    Заключение 

    Картиной мира называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

    Со  временем картина мира видоизменяется, дополняется представлениями обыденного, религиозного, философского, эстетического сознания. Для верующего мир — воплощение божественной гармонии, для ученого – система логически взаимосвязанных законов, для философа — первосущее. У каждой есть смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ Вселенной. Их принципиальные различия: основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира; основными идеями, которые предлагают картины мира для решения своей проблемы. 

 

      Литература 

    
  1. Архипкин  В.Г. Естественнонаучная картина мира: Учебное пособие – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2002. – 320с.
  2. Бочкарёв А. И. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов –  Тольятти:  ТГУС, 2008. – 386с.
  3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов. 6-е издание, переработанное и дополненное – Москва: Высшая школа, 2003. – 488с.
  4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. Москва: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 603с.
  5. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – Москва: Гардарики, 2006. – 303с.
  6. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 447с.
  7. Степин В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. Москва: Издательство Проспект, 2004.– 274с.
  8. Фролов И.Т. Введение в философию. Учебник Москва: Культурная революция, 2007. – 623с.
  9. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 480с.

Информация о работе Естественнонаучная, эзотерическая и религиозная картины мира