Следы транспорта и их использование в криминалистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:10, реферат

Краткое описание

Целью исследования является изучение темы «Следы транспорта и их использование в криминалистике» с точки зрения отечественных исследований.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу следов транспорта и их использования в криминалистике;

Оглавление

Введение 2
1. Общее понятие транспортного средства. Автомобили и их классификация 4
2. Понятие следов 9
3. Следы транспортных средств 12
4. Определение направления движения транспортного средства по различным признакам. Трасологическая экспертиза 20
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

Следы транспорта и их использование в криминалистике»..docx

— 51.98 Кб (Скачать)

     База  автомобиля - это расстояние между  осями передних и задних колес. У  полуприцепов различают общую базу автомобиля (расстояние между 1_й и 3_й  осью) и базу тележки (расстояние между 2_й и 3_й осью).

     Базу  автомобиля замеряют по следам остановки (четкие, глубокие следы или проталины  в снегу) или в том месте, где  он разворачивался с применением  заднего хода.

     База  автомобиля - это расстояние между  осями передних и задних колес. У  полуприцепов различают общую базу автомобиля (расстояние между 1_й и 3_й  осью) и базу тележки (расстояние между 2_й и 3_й осью).

     Базу  автомобиля замеряют по следам остановки (четкие, глубокие следы или проталины  в снегу) или в том месте, где  он разворачивался с применением  заднего хода.

     Определив вид транспортного средства, переходят  к установлению модели. Для этого  наряду с перечисленными ранее (база, колея) используют такие признаки, как ширина беговой части протектора, рисунок протектора, наружный диаметр колеса.

     Ширину  беговой части протектора измеряют на участке с четким отображением рисунка, от одного его края до другого. Рисунок протектора (форма, взаимное расположение и размеры грунтозацепов), отобразившийся в следе, фотографируют, все элементы рисунка замеряют и заносят данные в протокол. Затем с помощью специалиста определяют, какому автомобилю (какой модели, группе моделей) соответствует данная ширина колеи и модель протектора с данным рисунком.

     Сведения, полученные при совокупной оценке изложенных выше признаков, служат целям поиска транспортного средства.

     При обнаружении транспортного средства возможна его идентификация и  по отображению признаков дефектов протектора.

     Наряду  с идентификационными задачами по следам ходовой части решают и задачи диагностические: определение направленности и режима движения (факта торможения, остановки и др.). Для этого  можно использовать следующие признаки, отображающиеся в следах:

     1. рисунок протектора, имеющий элементы  типа «елочка», должен быть обращен  открытой частью в сторону  движения;

     2. при движении транспортного средства  по сыпучему грунту частицы  грунта располагаются по обеим  сторонам следа колеса в виде  веера, расходящиеся концы которого  направлены в сторону, противоположную  движения;

     3. на асфальтовой дороге при  переезде луж, участков рассыпанного  сухого грунта в направлении  движения остается след влаги  (пыли), сходящей на нет;

     4. капли жидкости (масло, тормозная  жидкость, вода), падающие во время  движения, имеют грушевидную форму,  обращены узким концом в сторону  движения;

     В подобных случаях отождествляется  протектор, а не транспортное средство.

     5. при переезде автомобилем прутьев,  щепок, веток концы последних  обращены в сторону движения;

     6. при движении по траве стебли  ее будут примяты в сторону  движения (при отсутствии буксировки);

     7. камень, вдавленный в грунт в  результате переезда, будет иметь  зазор в следе со стороны,  противоположной направлению движения;

     8. на участке поворота увеличивается  угол расхождения колес;

     9. ступенчатый рельеф в следах  пологой частью ступенек обращен  в сторону движения

     О торможении судят по уменьшающейся  четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы «юза» (скольжения), то их используют для установления скорости автомобиля перед его остановкой (автотехническая экспертиза). Для этого замеряют длину следов задних колес или общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы автомобиля.

     Все указанные выше признаки следов ходовой  части отражают в протоколе осмотра.

     Если  на месте происшествия обнаружены следы  транспортного средства на гусеничном ходу, то замеряют и фиксируют ширину колеи (расстояние между серединами следов гусениц), ширину следов гусениц (траков); конфигурацию и размеры  следов звеньев (траков, башмаков); количество, форму и размеры следов грунтозацепа звена (трака). 
 
 

  1. Определение направления движения транспортного средства по различным признакам. Трасологическая экспертиза

     Если  следы оставлены колесами гужевого транспорта (повозки, телеги, арбы), то замеры проводят те же, что и для  следов автомобиля. Однако при оценке полученных результатов учитывают, что измеренная ширина колеи может  быть несколько больше истинной за счет перемещения колеса на оси.

     Наряду  с этим фиксируют и следы копыт (подков, лап) животных, используемых для  передвижения. Отображение копыт (подков, лап) позволяет судить о виде животного (лошадь, вол, верблюд), признаках походки (дорожка следов), о направленности и виде движения (шаг, рысь, галоп), общих и частных признаках копыт или подков. По этим признакам при благоприятных обстоятельствах осуществляется идентификация животного.

     Следы ходовой части транспортного  средства фиксируют так же, как  следы ног человека. Значительный по протяженности след фотографируют  методом линейной панорамы. Отдельно снимают участки с наиболее четко  выраженным рисунком протектора. Все  снимки делают с применением масштабной линейки. С наиболее четкого участка  протектора, где отобразились индивидуализирующие  признаки, изготавливают гипсовый слепок. Величина слепка не должна превышать 40x40 см, иначе он может сломаться. Поэтому участок следа огораживают.

     Если  следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет  одежды так, чтобы было видно месторасположение  следов. Затем - сам след, предварительно расправив одежду от складок и  поместив рядом масштабную линейку.

     Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование.

     · На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: шиной какой модели оставлен след; тип (марка, модель) транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия;

     · в каком направлении двигалось  транспортное средство, оставившее следы;

     · не образован ли след данной шиной;

     · какими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставлены следы на одежде потерпевшего.

     Если  задачей трасологической экспертизы является отождествление по следам ходовой части конкретного (известного) автомобиля, то основное внимание должно быть обращено на подготовку материалов, необходимых для сравнительного исследования: колесо (шина) или их отпечатки (образцы следов). Наилучшим вариантом является представление колеса в сборе, но это не всегда возможно. Не рекомендуется направлять на исследование транспортное средство своим ходом, поскольку во время пробега частные идентификационные признаки могут быть уничтожены. Поэтому наиболее распространенным вариантом является представление на экспертизу самих пневматических шин или образцов.

     Образцы получают с учетом характера следов, подлежащих исследованию: объемные или  поверхностные. Для получения объемных следов автомобиль на малой скорости прокатывают по грунту, способному отобразить общие и частные признаки шины (например, влажный песок). При  этом получают след длиной в 2-3 оборота  колеса. Полученные следы внимательно  осматривают и выбирают два участка, содержащих отображение признаков, аналогичных тем, которые наблюдаются  в слепках, изъятых с места  происшествия. С этих участков изготавливают  гипсовые слепки.

     Если  следы поверхностные, то и экспериментальные  образцы получаются поверхностными. Для этого на участок шины с  признаками, аналогичными тем, которые  были зафиксирован на месте происшествия, наносят красящее вещество (типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на участок шины) и откопировывают данный участок.

     Если  в ходе осмотра совпадающий участок  не удалось установить, то получают отпечатки (следы) всего колеса. Для  этого кистью или пульверизатором  наносят слой краски на лист фанеры или на гладкий сухой асфальт. Автомобиль медленно проезжает по окрашенной поверхности, а затем по длинным  полосам плотной бумаги (например, оборотная сторона обоев). И в  этом случае желательно получить отпечатки  двух-трех оборотов колеса.

     Отделившиеся  детали и части, обнаруженные на месте  происшествия, используются для розыска  транспортного средства, его идентификации, а также для определения участка  столкновения, наезда.

     Остающиеся  на месте происшествия объекты могут  быть сгруппированы следующим образом:

     1. осколки фарного стекла, органического  стекла и иных стеклянных составных  частей транспортного средства;

     2. кусочки (частицы) лакокрасочного  покрытия;

     3. обломки частей транспортного  средства;

     4. составные части или крепежные  детали отдельных узлов. Исследование  фарных и иных осколков позволяет  установить тип, модель, марку  изделия и в зависимости от  этого модель автомобиля. Указанные  данные в совокупности с другими  используют для его розыска.  Если в проверяемом транспортном  средстве будут обнаружены однородные  осколки, то проводят экспертизу  для установления целого по  части. Частицы лакокрасочного  покрытия позволяют установить  его окраску и включить эти  данные в розыскные сведения. После обнаружения автомобиля  проводятся трасологическая и материаловедческая экспертизы.

     В результате трасологическим путем удается установить совпадение кусочков по линиям разделения и определить место, где раньше находилась краска.

     При материаловедческих исследованиях  сопоставляют химические и физические свойства лакокрасочного покрытия.

     В качестве обломков частей транспортных средств, обнаруживаемых на месте происшествия, чаще всего фигурируют те детали, которые  крепятся снаружи автомобиля: боковые (наружное) зеркала заднего вида, антенна, дополнительная боковая фара, дверная ручка (выступающая), клык бампера, бампер и другие детали. В случае их обнаружения по форме, конструкции, целевому назначению детали определяют ее вид и в зависимости от этого  модель (марку) автомобиля. После установления транспортного средства проводят его  отождествление по отделившейся детали. Для этого составляют (на месте  слома) часть, найденную на месте, и  часть сохранившуюся на автомобиле.

     Следы выступающих частей транспортного  средства являются следами контактного  взаимодействия (следами-отображениями). Они образуются при столкновении двух и более автомобилей; при  ударе по телу (одежде) пострадавшего (наезд); при переезде через тело человека; при контакте транспортного  средства с объектами окружающей обстановки (столбы, деревья, стены, ограждения и т.п.).

     Следы контактного взаимодействия изучаются  для установления транспортного  средства, скрывшегося с места  происшествия, а также для реконструкции  события дорожно-транспортного или  иного происшествия, т.е. определения, какими частями и в какой последовательности были оставлены эти следы.

     Говоря  о таких следах, также различают  следы статические и динамические. Первые образуются, когда сила удара  гасится в момент контакта. Объемные статические следы отображают внешнее  строение следообразующего объекта (детали, части автомобиля) в трех его измерениях. Возникающие при этом на крыльях, кузове, дверцах вмятины повторяют форму оставивших их деталей: бампера, фар, крюков, ручек и т.п. При очень значительном ударе деталь оставляет пробоину. По ней можно лишь приблизительно судить о величине, контурах оставившей ее детали.

     Статические поверхностные следы не связаны  с изменением формы и целостности  воспринимающей поверхности. Они отображают внешнее строение оставившей их детали в двух измерениях - длина и ширина. Поверхностные следы образуются за счет наслоения (грязи, краски, смазочных  материалов) или отслоения (перенос, удаление, откопировка частиц с воспринимающей поверхностью).

Информация о работе Следы транспорта и их использование в криминалистике