Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:10, реферат
Целью исследования является изучение темы «Следы транспорта и их использование в криминалистике» с точки зрения отечественных исследований.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу следов транспорта и их использования в криминалистике;
Введение 2
1. Общее понятие транспортного средства. Автомобили и их классификация 4
2. Понятие следов 9
3. Следы транспортных средств 12
4. Определение направления движения транспортного средства по различным признакам. Трасологическая экспертиза 20
Заключение 27
Список используемой литературы 29
средний (1,8-3,5);
большой (более 3,5);
высший
(не регламентирован).
В системе криминалистки изучение следов (трасологии) является отраслью криминалистической техники. Криминалистическая техника - система научных положений и разрабатываемых на их основе технических средств, приемов и методик, предназначенных для собирания, исследования и использования доказательств и иных мер раскрытия и предупреждения преступлений.
Любое, в том числе криминальное, событие - это взаимодействие между собой как минимум двух, чаще значительно большего числа объектов. Такие взаимодействия проявляются в виде следов-отображений и следов остаточных явлений одного объекта на другом, с ним взаимодействующим - следообразующего объекта на объекте следовоспринимающем.
Таким
образом, следы - единственный материал,
с которым работает любой субъект
уголовно-процессуального
Криминалистическая
трасология - это область
Следы трасологической группы подразделяются по различным основаниям, в том числе источнику их происхождения и механизму образования.
По источнику происхождения следы подразделяются на следы человека, животных, транспортных средств, орудий, инструментов, механизмов и проч.
По механизму образования и в зависимости от силы воздействия и твердости объектов выделяются следы объемные и поверхностные.
Объемные следы образуются в результате остаточной деформации материала следовоспринимающего объекта в случаях, когда сила воздействия и твердость следообразующего объекта способны создать такую деформацию.
Поверхностные следы образуются в тех случаях, когда сила воздействий не способна вызвать остаточную деформацию материала следовоспринимающего объекта, а изменения его происходят только на поверхности.
Кроме
того, поверхностные следы по степени
их различимости невооруженным глазом
в видимых лучах спектра
В зависимости от особенности механического воздействия объектов следообразования одного на другой или друг на друга следы условно подразделяются на статические и динамические.
Статические
(оттиски) возникают в тех случаях,
когда при соприкосновении
Оттиск образуется в результате воздействия силы лишь в одном направлении (например, при нажиме ноги на поверхность грунта).
Динамические следы образуются в процессе скользящего движения одного или обоих взаимодействующих объектов.
В зависимости от места расположения изменений на следовоспринимающем объекте следы подразделяются на локальные и периферические.
Локальные
следы возникают в результате
изменений, происходящих в границах
контактного соприкосновения
Периферические следы образуются за пределами зоны контактного взаимодействия следообразующего и следовоспринимающего объектов (например, след какого-нибудь предмета, образованный за счет изменения окружающей, не прикрытой этим предметом поверхности под воздействием света).
Далее
хотелось бы более подробно рассмотреть
следы транспортных средств и
их роль в криминалистической трасологии.
Предметом трасологической экспертизы, как вида практической деятельности являются те фактические данные, которые необходимо установить из поставленных перед экспертом вопросов и имеющихся объектов экспертизы.
Объектами трасологической экспертизы являются следы-отражения, то есть материально-фиксированные отражения единичных объектов - предметов, людей, животных.
Объектами экспертизы транспортных средств являются:
· слепки с объемных и оттиски с поверхностных следов;
· фотоснимки следов, изготовленные по правилам масштабной измерительной фотографии;
· предметы со следами (одежда, обувь);
· части или детали транспортного средства (шина или шины автомобиля, осколки фарных рассеивателей, указателей поворотов, лобовых стекол, части лакокрасочного покрытия;
· человек или труп, если на теле обнаружены следы шин в виде ссадин и кровоподтеков (назначается комиссионная экспертиза с участием судебно-медицинского эксперта).
Следы автотранспортных средств становятся объектами криминалистического исследования, когда транспорт использовался как предмет посягательства, средство совершения преступления или передвижения в связи с совершенным преступлением.
Следы
транспортных средств - это материально
фиксированные отображения
Следы,
оставленные транспортными
·
следы отображения ходовой
· следы отображения, оставленные не ходовыми частями, а прочими деталями транспортных средств (например, бампера, крыльев, радиатора и др.);
· следы отображения различных объектов материальной обстановки места происшествия, образовавшиеся на самом транспортном средстве;
· отделившиеся от транспортного средства отдельные части, детали, мелкие частицы, вещества или аналогичные объекты, попавшие на транспортное средство извне в результате происшествия, а также инструменты и принадлежности, оставшиеся на месте происшествия.
Исследование любой из приведенных групп может сопровождаться и анализом следов-веществ, что будет представлять собой не трасологическое, а материаловедческое исследование.
Следы
транспортных средств важны при
расследовании дорожно-
Исследование вышеуказанных групп следов позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи транспортной трасологии. Так, по следам ходовой части, выступающих частей, по отделившимся деталям и частям может быть идентифицировано транспортное средство (или установлена его групповая принадлежность). Вместе с тем их изучение позволяет решать задачи, связанные с механизмом происшедшего события: определять направление и режим движения; место столкновения (наезда); угол и линию столкновения и др.112 Криминалистика: Учеб. /Под ред. Т.А. Седовой, А.А. Экзархопуло. - СПб.: Лань, 2001. С. 115; Григорович В.Л., Федоров Г.В.2
Для уяснения возможностей этих исследований и их методов необходимо детально ознакомиться с категориями следов, изучаемых в транспортной трасологии.
Следы
ходовой части оставляет
Следы
качения возникают в результате
поступательно-вращательного
Механизмы следов качения и образования трасологических следов сходны. Каждая точка шины оставляет свой след. Однако благодаря поступательному движению происходит некоторая деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, увеличивая его размеры и уменьшая следы промежутков между выступами.
В
зависимости от свойств воспринимающей
поверхности следы ходовой
Например, частицы грязи, осыпавшиеся с колеса автомобиля, горюче-смазочные вещества, краска, перенесенная на другой объект при ударе. Вместе с тем следы-вещества могут оставаться и на транспортном средстве: кровь пострадавшего, краска с другого автомобиля и т.п.113 Там же.3
Дифференцирование грузовых и легковых автомобилей по их следам проводится с учетом наличия или отсутствия задних спаренных колес, величины базы автомобиля и ширины колеи.
Следы шин (англ. traces marks) - в криминалистике следы, которые образуются при прокатывании шин с одновременным надавливанием (вес транспортного средства). Следы шин возникают в различных формах: как колея (при качении незаторможенных колес), следы торможения (катящихся, но уже заторможенных колес), следы блокированных колес (при колесах, которые не катятся), следы проскальзывания и следы заноса. 114 Криминалистический словарь. - М., 19934
Следы
колес, образованные в покое или
при свободном вращении, относятся
к статическим следам, а следы,
возникающие при
Информация о работе Следы транспорта и их использование в криминалистике