Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:10, реферат
Целью исследования является изучение темы «Следы транспорта и их использование в криминалистике» с точки зрения отечественных исследований.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу следов транспорта и их использования в криминалистике;
Введение 2
1. Общее понятие транспортного средства. Автомобили и их классификация 4
2. Понятие следов 9
3. Следы транспортных средств 12
4. Определение направления движения транспортного средства по различным признакам. Трасологическая экспертиза 20
Заключение 27
Список используемой литературы 29
Динамические следы возникают в процессе непрекращающегося движения хотя бы одного из транспортных средств. При этом сила удара направляется под некоторым углом и бывает большей, чем сила трения. Динамические следы имеют вид вмятин, разрезов, царапин, соскобов, задиров, наслоений.
Для выявления и анализа следов автомобиль осматривают в определенной последовательности: сначала переднюю поверхность (облицовка радиатора, капот, фары, бампер, ветровое стекло и т.д.), затем - левую боковую (дверцы, кузов, стекла, покрышки), заднюю (кузов, багажник, номерной знак, осветители и т.д.), правую боковую поверхность, после чего - крышу и, наконец, нижнюю часть, обращенную к дорожному покрытию. Особое внимание обращают на те поверхности, которые участвовали в образовании контактных следов; так, при наезде на пешехода это будут чаще всего: облицовка радиатора, крылья, фары; при переезде человека - выступающие части переднего и заднего моста, поддон масляного картера, коробки скоростей, карданный вал и т.п.
При анализе следов столкновения транспортных средств исходят из того, что столкновения могут быть: а) встречные; б) попутные; в) угловые (движение под углом друг к другу).116 Дорожно-транспортная и трасологическая экспертизы при расследовании автотранспортных происшествий /Под ред. Д. П. Рассейкина ; Министерство высшего и среднего специального
образования РСФСР. Саратовский юридический институт им. Д. И. Курского. -Саратов :Изд-во Саратовского ун-та,1968. 6
Разновидностью первых двух является скользящее столкновение боковыми сторонами. При этом транспортные средства практически не меняют направления (если разница их масс незначительна). Разновидностью углового является перекрестное столкновение, т.е. под прямым углом (продольные оси столкнувшихся транспортных средств перпендикулярны).
В зависимости от вида столкновения и располагаются следы. Изучая их, в первую очередь дифференцируют следы первичного и последующего контактов - соударение, опрокидывание и т.п.
Следы
первичного контакта возникают от внедрения
одного транспортного средства в
другое. Он характеризуется множеством
вмятин, смещением металла в
Большое значение при анализе следов столкновения имеет выделение контрпары следов - участков, взаимодействовавших друг с другом. Выделение таких пар производится на основе изучения их формы, размеров и высоты от дорожного покрытия. 117 Там же7
Подобный анализ позволяет уже в ходе осмотра на месте происшествия составить представление о том, какие следы на одном транспортном средстве оставлены конкретными частями другого. По форме вмятины определяют, какой деталью (частью) она оставлена и в каком направлении двигался объект, оставивший вмятину. При осмотре царапин обращают внимание на их направленность. В конце царапины наблюдается отслоение грунтовки, имеющее каплеобразную форму, широким концом направленную в сторону действия силы, вызвавшей отслоение. Трещины, идущие по сторонам отслоения грунтовки, направлены в сторону приложения силы. Посторонние включения, внедрившиеся в царапину (резина, стекло, краска и т.п.), помогают в установлении участка (детали), оставившего след.
Царапина,
идущая параллельно оси автомобиля,
указывает на боковой (скользящий) удар.
Если она направлена вниз, значит, другой
автомобиль резко сбавил скорость и
просел; если царапина направлена вверх,
это указывает на резкое снижение
скорости (торможения) автомобиля, на котором
осталась царапина.
В
системе контактов и
Значительно
меньше внимания в криминалистической
литературе уделено характерным
следам других транспортных происшествий.
Из всех работ, посвященных этой теме,
следует особо выделить монографию
И.О. Пантелеева, в которой автор, обозначив
концепцию совместного рассмотрения особенностей
расследования группы криминалистически
сходных видов преступлений, справедливо
указывает, что крушение железнодорожного
транспорта, авиакатастрофа нередко сопровождаются
взрывом и пожаром, а действие последних
на борту самолета часто кончается катастрофой.220
Использование специальных познаний в
расследовании дорожно-транспортных происшествий
/Под общ. ред. A.M. Кривицкого и Ю.И. Шапорова.
- Мн.: Харвест, 2004. С. 7-17 и др.0 То же
самое можно сказать по поводу дорожно-транспортного
происшествия и аварии морских судов.
Следовательно, виды общепринятых в криминалистике
следов транспортных средств необходимо
дополнить следами взрыва и пожара, которые
достаточно полно рассмотрены в криминалистической
литературе.221 Дильдин Ю.М., Мартынов
В.В. и др. Место взрыва как объект криминалистического
исследования: Учеб. пособ. - М., 1995; Моторный
И.Д. Теоретико-прикладные основы применения
средств и методов криминалистической
взрывотехники в борьбе с терроризмом:1
1. Корма В.Д. Концептуальные основы криминалистического учения о техногенных источниках повышенной опасности // «Черные дыры» в Российском Законодательстве, 2004. №3. С. 193.
2. Зотов Б.Л. Расследование и предупреждение автотранспортных происшествий. - М., 1972;
3. Крылов И Ф Криминалистическое учение о следах. - Л., 1976. С. 118-140;
4. Онучин А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов: Монография. - Свердловск, 1987;
5. Иванов Л.А. Следственный осмотр при расследовании транспортных происшествий: Монография. - Саратов, 1993;
6. Кульмашев Ф.Х., Образцов В.А. Концепция криминалистического учения об автотранспортном средстве // Криминалистические чтения, посвященные 100-летию со дня рождения профессора Б.И. Шевченко: Тезисы выступления. - М.: МАКС Пресс, 2004. С. 126-129 и др.
7. Кульмашев Ф.Х Криминалистическая характеристика способов угона и краж автотранспортных средств // «Черные дыры» в Российском Законодательстве, 2004. №3. С. 229-233;
8. Кодекс РФ об административных правонарушениях по состоянию на 24.10.07 СПС «Гарант»
9. Комментарий у Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой. - Ростов_н / Дону, 2002. С. 644; Уголовное право. Особенная часть. - М.: Новый юрист, 1998. С. 521; Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации. - Ростов н/Д., 2002. С. 652; Тяжкова И.М. Указ, соч., 2002. С. 122 и др.
10. Лесных А.В. Расследование подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства. Автореф. дисс….канд. юрид. наук. - Краснодар, 2001. С. 15.
11. Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система: Учеб. - М.: Академия, 2004. С. 227.
12. Криминалистика: Учеб. /Под ред. Т.А. Седовой, А.А. Эксархопуло. - СПб.: Лань, 2001. С. 115; Григорович В.Л., Федоров Г.В.
13. Криминалистический словарь. - М., 1993.
14.
Дорожно-транспортная и
15. Образцов В.А., Бертовский Л.В. Следственный осмотр как объект права и криминалистики // «Черные дыры» в Российском Законодательстве, 2004. №1. С. 342
16. Кустов A.M. Криминалистика и механизм преступления. Цикл лекций. - Москва-Воронеж, 2002. С. 105.
17.
Использование специальных
18.
Дильдин Ю.М., Мартынов В.В. и др. Место взрыва
как объект криминалистического исследования:
Учеб. пособ. - М., 1995; Моторный И.Д. Теоретико-
19. Карякин Ю.Д. Концепция обеспечения защиты автотранспортных средств от угона и уменьшения объема контрабанды при использовании технологии защиты материальных объектов от подделки «AXIS_2000» // Инф. сб. НЦБ ИНТЕРПОЛа в РФ. - М., 1997. №21.
20. В.А. Иларионов. Доржно-транспортная экспертиза.: Учеб. - метод. пособие. СПб, 2004
21. Криминалистика: Учеб. /Под ред. Р.С. БелкинаИ. М. Лузгина - М.: Астрель, 2000;
22. И.Ф. Крылов. В мире криминалистики. - Л., 1984;
23. Криминалистика 1_ая и 2_ая часть: Учеб. /Под ред. Е.Ф. Коновалов - М.: Норма, 2006.
Информация о работе Следы транспорта и их использование в криминалистике