Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:37, дипломная работа
Основная цель данного исследования состоит в том, чтобы на основе анализа действующего уголовно-процессуального законодательства Беларуси обобщить теоретический и практический материал по процессуальным и организационным вопросам экспертизы.
Это, на наш взгляд, предполагало решение следующих задач:
1) исследовать историческую базу Восточного мира по данной теме;
2) на основе сравнительного анализа определить законодательные тенденции развития судебной экспертизы в Республике Беларусь;
3) проанализировать права и обязанности эксперта и специалиста в экспертной деятельности;
4) проанализировать практику назначения, производства и составления заключений некоторых видов экспертиз, определить их характерные черты.
Введение…………………………………………………………………….3 стр.
Глава I. Порядок проведения экспертиз в государственных экспертных учреждениях Республики Беларусь. Процессуальный статус судебного эксперта……………………………………………………....………….........7 стр.
§1. Процессуальный статус эксперта, его права и обязанности. ………..7 стр.
§2. Проведение экспертиз в государственных экспертных учреждениях………………………………………………………………..24 стр.
§3. Заключение эксперта………………………………………….............34 стр.
Глава II. Порядок участия специалиста в следственных действиях, оперативно розыскных мероприятиях и регистрационно-учетной деятельности………………………………………………………………..43 стр.
§1. Участие специалиста при проведении различных следственных действий.…………………………………..………………………………..43стр.
§2. Иные формы применения технических средств и криминалистических методов сотрудниками ЭКП. …………….……………………………...51 стр.
Заключение……..……………………………………………………….....56 стр.
Список литературы ……………………………………………………….57 стр.
Приложения…………………………………………………………..........60 стр.
- следов рук, изымаемых с мест нераскрытых преступлений;
- поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом или с помощью множительной техники;
- поддельных денежных билетов, ценных бумаг и монет;
- пуль, изъятых с мест происшествий и извлеченных из трупов и тел потерпевших;
- гильз и патронов со следами оружия, изъятых с мест происшествий;
- пуль и гильз, полученных при отстреле изъятого, найденного и добровольно сданного нарезного оружия;
- нарезного огнестрельного оружия, находящегося в личном пользовании;
-
образцов ручного
В Центре могут создаваться и другие виды картотек, натурных коллекций, предназначенных для раскрытия и расследования преступлений. Выполняет прикладные научные исследования по разработке
методик экспертного исследования следов и других вещественных доказательств, ведению и использованию экспертно-криминалистических картотек и коллекций в раскрытии преступлений, совершенствованию форм и методов экспертно-криминалистической деятельности при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Осуществляет авторское сопровождение внедрения апробированных научных разработок в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел. Издает в установленном порядке справочные пособия, методические рекомендации и информационные материалы. Осуществляет в пределах своей компетенции рассмотрение
предложений, заявлений и жалоб.
Права и обязанности начальника Центра, в соответствии с возложенными на Центр задачами начальник:
Осуществляет общее руководство деятельностью Центра и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него задач и функций, утверждает обязанности своих заместителей, положения о структурных подразделениях Центра и экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Республики Беларусь.
Проводит государственную кадровую политику, направленную на комплектование Центра высококвалифицированными специалистами, руководит системой обучения, воспитания сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений, формирует резерв кадров, обеспечивает соблюдение законности, служебной дисциплины и режима секретности. В установленном порядке вносит Министру внутренних дел предложения о назначении на должность, перемещении и увольнении лиц рядового и начальствующего состава Центра, согласовывает назначение и освобождение руководителей экспертных подразделений ГУВД Минского горисполкома, УВД облисполкомов, УВДТ.В установленном законом порядке вносит руководству МВД об изменении структуры и штата Центра. Из дает в установленном МВД порядке приказы, указания и распоряжения по организации деятельности Центра, кадровым и Финансовым вопросам.
Проводит аттестацию лиц рядового и начальствующего состава центра, а также представляет их к присвоению специальных званий. В пределах предоставленных прав, в установленном порядке поощряет сотрудников Центра и налагает на них дисциплинарные взыскания, вносит предложения руководству МВД по данным вопросам.
В установленном порядке направляет сотрудников Центра в командировки, предоставляет им отпуска. Распоряжается денежными средствами в пределах утвержденной сметы, фондом материального поощрения, имуществом Центра. Осуществляет в пределах своей компетенции финансовые операции, учет и отчетность по средствам Центра.
Осуществляет в соответствии с действующим законодательством списание материальных и иных ценностей Центра, их передачу в установленном порядке в органы внутренних дел, учебные заведения МВД.
Заключает в установленном порядке договора о приобретении криминалистической техники и расходных материалов, научно-техническом сотрудничестве с научно-исследовательскими учреждениями, высшими учебными заведениями, организациями, промышленными предприятиями на проведение научно-исследовательских разработок, заказных исследований, изготовление аппаратуры, технических средств, программного обеспечения и других работ в объеме и пределах ассигнований, выделяемых на эти цели по смете Центра.
Запрашивает из органов внутренних дел Республики Беларусь в установленном порядке информацию, связанную с решением возложенных на Центр задач и функций. Заслушивает отчеты руководителей структурных подразделений Центра, экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел.
По поручению Министра внутренних дел представляет интересы МВД по вопросам экспертной деятельности в органах государственной власти и управления, координационных советах, технических комитетах, средствах массовой информации и международных организациях.
Осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь и ведомственными нормативными
актами.
Начальник Центра в своей деятельности подотчетен и подконтролен Министру внутренних дел Республики Беларусь.
Начальник Центра имеет право делегировать часть предоставленных ему полномочий своим заместителям. В случае отсутствия начальника его обязанности выполняет первый заместитель начальника Центра.
Приказом МВД Республики Беларусь № 122 от 30 июня 1993 года «О повышении эффективности использования научно-технических средств и криминалистических методов в раскрытии и расследовании преступлений»
утверждены «Квалификационные требования для руководящего, инспекторского состава и следователей подразделений ОВД по технике криминалистической подготовке» (приложение № 1 к Приказу), а также «Наставление по работе экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел» (приложение № 2 к Приказу).
В приложении № 2 к Приказу МВД Республики Беларусь № 122 определены основные принципы деятельности ЭКП ОВД.
В разделе 1 «Основы организации работы» определены:
-общие организационные принципы деятельности; основные задачи и функции ЭКП (подробный перечень приведен выше);
-основы планирования, учета и проверки работы ЭКП ОВД;
-требования к условиям труда, оборудованию лабораторий и технике безопасности;
-принципы материально-технического обеспечения ЭКП.
В разделе 2 главе 2 «Подбор и обучение кадров экспертно-криминалистических подразделений» определены:
-квалификационные требования к лицам, назначаемым на должности главных, старших экспертов, экспертов МВД, УВД, УВДТ, ОВД и техников-криминалистов;
-порядок сдачи квалификационных экзаменов на право производства экспертиз и порядок обучения, экспертной и первоначальной подготовки лиц, назначенных на должности экспертов;
-порядок прохождения и содержание стажировки вновь принятых сотрудников, задачи и функции руководителя стажировки.
В разделе 2 главе 3 «Производство экспертиз» определены:
-порядок приема и возврата вещественных доказательств;
-перечень экспертиз, проводимых в ЭКП ОВД;
-основания для производства экспертиз;
-порядок назначения комплексных и комиссионных, дополнительных и повторных экспертиз;
-сроки производства экспертиз;
-порядок хранения вещественных доказательств, поступивших на экспертизу;
-основные права и обязанности руководителя экспертно-криминалистического подразделения;
-форма и структура заключения эксперта;
-порядок производства и оформления результатов исследования сотрудниками ЭКП;
-порядок рецензирования заключений экспертов и составления рецензий.
В разделе 3 «Взаимодействие экспертно-криминалистических подразделений с подразделениями других служб, использование помощи внештатных сотрудников милиции и иных ведомств» определены:
-основные формы взаимодействия ЭКП с другими службами ОВД;
-порядок и условия использования помощи специалистов иных министерств и ведомств, внештатных сотрудников милиции;
-порядок привлечения работников ЭКП в качестве специалистов при производстве следственных действий;
-порядок и условия осуществления дежурств сотрудниками ЭКП;
-порядок работы специалиста при осмотре места происшествия и осуществления иных следственных действий, а также порядок оформления результатов этих действий;
-порядок и основные формы применения работниками ЭКП криминалистических средств и методов по заданиям оперативно-розыскных подразделений;
-порядок участия работников ЭКП в выявлении и устранении условий, способствующих совершению преступлений;
-основные направления профилактической работы ЭКП;
-порядок разработки рекомендаций, имеющих значение для предупреждения преступлений и требования, к ним предъявляемые;
-порядок участия сотрудников ЭКП в обучении работников ОВД;
-перечень оперативно-розыскных криминалистических картотек и коллекций, ведущихся в ЭКП.
В разделе 4 «Формы документов» приведены формы:
-свидетельства о предоставлении права самостоятельного производства экспертиз;
-протокола экзаменационной комиссии;
-учетной карточки лица, получившего техническое средство;
-журнала регистрации участия работника экспертно-криминалистического подразделения в качестве специалиста в осмотрах мест происшествий;
-журнала регистрации участия сотрудников экспертно-криминалистического подразделения в качестве специалистов в производстве следственных действий;
-журнала регистрации участия сотрудников экспертно-криминалистического подразделения в оперативно-розыскных мероприятиях;
-журнала регистрации материалов, поступивших на экспертизу и исследование;
-журнала регистрации объектов, помещенных в картотеки или коллекции;
-журнала регистрации фоторабот и расхода фотоматериалов;
-журнала учета выдачи технических средств;
-журнала учета проведения занятий.
Постановление МВД РБ от 10.07.2006 г. №185 «Об утверждении инструкции об организации деятельности экспертно – криминалистических подразделений органов внутренних дел Республики Беларусь» можно сделать следующий вывод, что основными задачами экспертно-криминалистических подразделений МВД Республики Беларусь является:
Применение
криминалистических средств и методов
по заданиям следственных и оперативно-розыскных
подразделений органов
Внедрение в следственную и
оперативно-розыскную работу
Подбор, расстановка, обучение
и воспитание кадров в духе
высокой ответственности за
§2.
Проведение экспертиз
в государственных экспертных
учреждениях.
При проведении экспертизы в экспертном учреждении следователь, дознаватель направляют руководителю этого учреждения свое постановление и необходимые материалы.5
Информация о работе Правовой институт эксперта и специалиста