Меры пресечения в уголовном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 08:31, курсовая работа

Краткое описание

Заключение под стражу является самой строгой мерой пресечения в уголовном судопроизводстве и наиболее распространенной после подписки о невыезде. Ее применение существенно ограничивает конституционные права обвиняемого (подозреваемого) на свободу и личную неприкосновенность и другие права и свободы. Сущность данной меры пресечения заключается в принудительной изоляции обвиняемого (в исключительных случаях – подозреваемого) и содержании его под стражей в специально предназначенном для этого учреждении, в целях обеспечения процесса расследования и судебного рассмотрения уголовного дела, а также исполнения приговора.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие и система мер пресечения в уголовном процессе
1.1 Понятие и основания применения меры пресечения……………………..6
1.2 Сроки содержания под стражей ……………………………………………8
Глава II. Процессуальный порядок применения мер пресечения
2.1 Процессуальный порядок применения меры пресечения………………15
2.2 Спорные вопросы в практике применения меры пресечения в виде заключения под стражу…………………………………………………………22
Заключение …………………………………………………………………….26
Список использованной литературы ………………………………………29

Файлы: 1 файл

Меры пресечения в уголовном процессе.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

Такое ограничительное толкование не противоречит праву каждого задержанного незамедлительно предстать перед судом, так как после реального исполнения и применения заключения под стражу обвиняемый (подозреваемый) вправе подать жалобу и участвовать в ее рассмотрении в вышестоящем суде. При этом обвиняемый (подозреваемый) имеет право принести жалобу вне зависимости от фактического исполнения принятого решения о заключении под стражу. [23, ст. 80]

При рассмотрении ходатайства о  заключении под стражу в отсутствие скрывшегося обвиняемого в судебном заседании целесообразно обеспечить участие защитника, который вступает в дело вне зависимости от факта предъявления обвинения (п. 1 ч. 3 ст. 49 УПК).

Если место нахождения обвиняемого  известно, но реальная возможность  его участия в деле отсутствует (п. 3 ч. 1 ст. 208, п. 4 ч. 1 ст. 238 УПК), то заочное принятие решения о заключении его под стражу не допускается в силу наличия уважительных причин неявки.

Судебное заседание осуществляется по общим правилам. При этом первым выступает прокурор или следователь (дознаватель), возбудивший ходатайство. Затем заслушиваются другие явившиеся лица. Согласно принципу состязательности (ст. 15 УПК РК) сторона защиты должна иметь возможность заблаговременно познакомиться с ходатайством и подтверждающими его материалами Закон не предусматривает производства следственных действий в этом судебном заседании, однако должны быть в соответствии с требованием устности (ст. 240 УПК) оглашены материалы, подтверждающие ходатайство об избрании заключения под стражу. Сторона защиты вправе представить свои материалы, опровергающие необходимость в заключении под стражу. В результате рассмотрения ходатайства судья выносит одно из трех предусмотренных комментируемой статьей постановлений. [10, ст. 56]

Постановление об отложении принятия решения на срок до 72 часов с момента поступления материалов в суд и о продлении задержания выносится только:

а) в отношении задержанного подозреваемого в порядке ст. 91, 92 УПК. Часть 7 ст. 108 прямо использует термин «задержание». Это исключает содержание под стражей обвиняемого для продолжения поиска дополнительных доказательств. К моменту вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого для органов расследования должны быть установлены виновность и основания для избрания меры пресечения;

б) при отсутствии или недостаточности оснований задержания подозреваемый должен быть немедленно освобожден в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 94 и ч. 2 ст. 10 УПК. Для продления срока задержания оно должно быть обосновано вескими доказательствами;

в) при требовании об этом прокурора (следователя или дознавателя). При отсутствии соответствующего требования судья должен вынести постановление об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании заключения под стражу и освободить задержанного;

г) при необходимости и возможности представления органами уголовного преследования дополнительных доказательств, подтверждающих обоснованность ходатайства об избрании заключении под стражу. Срок задержания продлевается судьей, если в данный момент недостаточно доказательств для принятия решения о заключения под стражу. При этом органы уголовного преследования после задержания подозреваемого (в течение 48 часов) приняли возможные меры для получения этих доказательств. Если такие меры не были приняты, то подозреваемый должен быть освобожден. Задержание продлевается тогда, когда следователь докажет, что еще за 72 часа он сможет получить конкретные доказательства, обосновывающие искомую им меру пресечения;

д) при невозможности избрания более  мягкой меры пресечения, чем заключение под стражу. Соблюдение данного условия обеспечивается неотложностью ситуации. Освобождение подозреваемого реально повлечет невосполнимые утраты для дела (сокрытие подозреваемого, уничтожение следов).

Возможность продления срока задержания судом не противоречит международным стандартам в сфере обеспечения прав человека.

Постановление судьи исполняется  при его провозглашении и направляется следователю (дознавателю), который  возбудил ходатайство, прокурору, обвиняемому (подозреваемому). Его защитник и  законный представитель вправе получить копию постановления по их просьбе (ч. 2 ст. 101 УПК). Копия решения суда должна быть направлена и начальнику места содержания под стражей. [8, ст. 50]

При отказе в удовлетворении ходатайства  о заключении под стражу повторное  возбуждение такого ходатайства в отношении того же лица и по тому же обвинению (подозрению) возможно только при возникновении новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в первом судебном заседании (факты ненадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого), предъявление более тяжкого обвинения и др.). [25, ст. 78]

В судебных стадиях до обращения  приговора к исполнению решение  о заключении под стражу выносит  суд, принявший дело к производству (ст. 255 УПК). В стадии подготовки дела к разбирательству это решение не может быть принято вне судебного заседания (ст. 231 УПК), поэтому оно принимается в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК, или в ходе предварительного слушания (ст. 234 УПК). В судебном разбирательстве заключение под стражу избирается в порядке, предусмотренном ст. 256 УПК. Решение о мере пресечения суд принимает по ходатайству стороны. Закон (ч. 10 ст. 108 УПК) разрешает суду избрать меру пресечения в виде заключения под стражу и по собственной инициативе. Данная норма нуждается в ограничительном толковании в силу принципа состязательности (ст. 15 УПК). Состязательность предполагает, что суд действует в рамках требования (обвинения, иска, жалобы, ходатайства) стороны (ч.3 ст. 15 УПК).

Это связано и с правом обвинителя отказаться от обвинения или его части. Такой отказ уменьшает обвинение и в соответствующих случаях исключает избрание заключения под стражу. [30, ст.22]

Особая процедура предусмотрена  для заключения под стражу лиц, обладающих служебным иммунитетом (ст. 450 УПК).

Часть 11 ст. 108 УПК предусматривает специальные правила обжалования решения об избрании заключения под стражу. Эти правила имеют приоритет перед общими нормами (главы 43, 45 УПК).

Кассационная жалоба или представление  подается в течение 3 суток со дня  вынесения решения в судебную коллегию по уголовным делам суда второго звена через районный суд. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее 3 суток со дня их поступления. Время пересылки жалобы или представления не учитывается. Обжалование решения не приостанавливает его исполнения. [9, ст.66]

При этом возможно использование общего порядка обжалования. Так, обвиняемый вправе принести следователю ходатайство  о том, чтобы следователь вынес  постановление о возбуждении  перед судом ходатайства об отмене (изменении) меры пресечения в виде заключения под стражу. При отказе следователя обвиняемый может обжаловать его решение прокурору или в суд в порядке ст. 123-126 УПК.

Заключение под стражу может  быть отменено или изменено на другую меру пресечения только по решению суда (ч. 4 ст. 110 УПК). Данная норма нуждается в ограничительном толковании. [9, ст.78]

О месте содержания под стражей, а также об изменении места  содержания под стражей ведущий  процесс орган незамедлительно  уведомляет: родственников обвиняемого (подозреваемого), командование воинской части (если обвиняемый или подозреваемый является военнослужащим), посольство или консульство того государства, гражданином которого является обвиняемый (подозреваемый), защитника обвиняемого (подозреваемого).

С учетом требований ст. 96 УПК незамедлительность уведомления предполагает меньший  срок, чем 12 часов. [30, ст.38]

Следователь, дознаватель или прокурор обязаны принять меры попечения  об иждивенцах обвиняемого (подозреваемого) и по обеспечению сохранности его имущества, о чем уведомляется обвиняемый или подозреваемый (ст. 160 УПК РК).

 

 

2.2 Спорные вопросы в практике применения меры пресечения в виде заключения под стражу

 

В преамбуле Меморандума Комитета министров от 12.02.2007 «Содержание под стражей в Республики Казахстан: меры по исполнению постановлений Европейского Суда по правам человека» (далее — Меморандум) необходимость подготовки данного документа обосновывалась продолжающимися нарушениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (далее — Конвенция) судьями и прокурорами «в результате чрезмерного количества случаев применения меры пресечения в виде заключения под стражу без достаточных обоснований».

Актуальность рекомендаций, содержащихся в Меморандуме, и своевременность разъяснений Пленума ВС РК по вопросам применения судами меры пресечения в виде заключения под стражу очевидна, особенно если учесть высокий процент удовлетворенных ходатайств о заключении под стражу и продления срока содержания под стражей. Соответствующие показатели как в целом по России, так и по отдельным регионам приближаются к 100%. [6, ст.53]

Между тем некоторые вопросы, о  которых речь пойдет ниже, к сожалению, не были разрешены в указанном  Постановлении, Как представляется, это обстоятельство, может создать определенные трудности для выполнения РК содержащихся в Меморандуме предложений по принятию дальнейших мер по обеспечению выполнения требований ст. 5 Конвенции при решении вопросов, связанных с применением меры пресечения в виде заключения под стражу.

В п. 10 Постановления №22 отмечается, что к ходатайству о применении меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 3 ст. 108 УПК РК) следует прилагать в том числе «материалы о причастности лица к преступлению». Данное разъяснение нацелено на то, чтобы обоснованность подозрения и обвинения при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу была под контролем судьи.[14, ст. 9]

Соответствующие указания впервые содержатся непосредственно в п. 2 Постановления № 22, где обращено внимание судей на необходимость «в каждом конкретном случае проверять обоснованность подозрения в причастности лица к совершению преступления». При этом ВС РК отмечает, что обоснованное подозрение «предполагает наличие достаточных данных о том, что соответствующее лицо могло совершить это преступление, в том числе указанных в статье 91 УПК РК».

В абз. 1 п. 19 Постановления № 22 также  обращается внимание судов на то, что  в постановлении о рассмотрении ходатайства в порядке ст. 108 УПК  РК необходимо дать оценку следующим обстоятельствам:

обоснованности выдвинутого против лица подозрения, а также наличию  оснований и соблюдению порядка  задержания подозреваемого(ст. 91, 92 УПК  РК);

соблюдению порядка привлечения лица в качестве обвиняемого и предъявления ему обвинения, регламентированного главой 23 УПК РК;

достаточности данных об имевшем место событии преступления о причастности к нему подозреваемого). [5, ст. 78]

В абз. 2 п. 21 Постановления № 22 отмечено, что в решении о применении заключения под стражу в качестве меры пресечения либо о продлении срока содержания под стражей должны быть отражены исследованные в судебном заседании конкретные обстоятельства вне зависимости от того, на какой стадии судопроизводства и в какой форме оно принимается (как отдельное постановление (определение) или как составная часть постановления (определения) по иным вопросам).

Между тем в Постановлении не разъясняется, в какой форме или  каким образом должно осуществляться исследование конкретных обстоятельств  в судебном заседании и каковы пределы исследования на данной стадии. [7, ст. 66]

Если же обратиться непосредственно  к норме ч. 6 ст. 108 УПК РК, определяющей процедуру рассмотрения судьей ходатайства о заключении под стражу, то в ней отсутствует указание на обязательное исследование в судебном заседании каких-либо обстоятельств или доказательств при рассмотрении данного ходатайства.

В п. 17 Постановления имеется разъяснение, касающееся процедуры рассмотрения судом ходатайства о заключении под стражу, однако оно сводится к тому, что рассмотрение такого рода ходатайств проводится в открытом судебном заседании, за исключением случаев, указанных в ч. 2 ст. 241 УПК РК.

Вопрос о том, что в данном случае входит в понятие «исследование  обстоятельств и доказательств», ни в одном постановлении ВС РК не разъясняется. Предположим, под исследованием понимается оглашение (прочтение вслух) показаний допрошенных лиц на предварительном следствии, ксерокопии допросов которых представлены в суд, а также других материалов. Но в таком случае для чего это делать, если доказательства о причастности лица к совершению инкриминируемого преступления с точки зрения их достоверности на данной стадии процесса не рассматриваются (п. 19 постановления № 22). К тому же закон разрешает оглашать показания подсудимого, свидетеля и потерпевшего лишь при наличии для этого оснований (ст. 276, 281 УПК РК). [11, ст. 78]

Если под исследованием понимать лишь механическое перечисление в протоколе  судебного заседания наименований представленных следователем материалов, также возникает вопрос о целесообразности такого исследования.

Как представляется, законодатель не требует при рассмотрении ходатайств какого-либо исследования этих материалов (их читки, механического перечисления и т. п.). В соответствии с ч. 6 ст. 108 УПК РК прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, должно обосновать его, после чего заслушиваются другие лица, явившиеся в судебное заседание. Иных процедурных требований, закрепляющих необходимость исследования представленных материалов, в законе нет.

Позиция вышестоящих судебных инстанций относительно необходимости ведения протокола судебного заседания, судя по некоторым решениям, также не основана на прямом требовании ст. 108, 109 УПК РК. К сожалению, в Постановлении № 22 данный вопрос также не разъясняется.

Если обратиться к нормам УПК РК, то ведение протокола судебного заседания предусмотрено при производстве в суде первой инстанции после поступления в суд уголовного дела с обвинительным заключением (обвинительным актом). Именно для этой стадии процесса определены общие условия судебного разбирательства (гл. 35 УПК РК), где закреплено требование о ведении протокола судебного заседания (ст. 259 УПК РК).[23, ст. 45]

Информация о работе Меры пресечения в уголовном процессе